В наше время все по-разному понимают роль учителя. Изучение рекомендованной литературы заставило меня, как учителя, о многом задуматься, пересмотреть свои взгляды. Пажарес утверждает, что «убеждения учителя имеют большее влияние, чем его знания, поскольку убеждения в процессе обучения влияют на все, что он делает в классе» (Руководство для учителя, стр. 111).
На сегодняшний день я осознала, что интеграция идеи семи модулей в процесс обучения даст положительный результат, т.к. предложенные идеи взаимосвязаны, «будут способствовать формированию у учащихся навыков обучения тому как обучаться, и как следствие становление их независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях». (руководство для учителя, стр 110). Интересны идеи модуля «Новые подходы в преподавании и обучении». С точки зрения социоконструктивистской теории мы должны научить учеников учиться, а для этого применять иные методы организации учебной деятельности. Согласно исследованиям Л. Выготского и его последователей, развитие учащихся происходит через вовлечение в диалог. (Руководство для ученика, стр. 144). Поэтому в серии последовательных уроков я организовывала выполнение заданий в группах и парах. При работе в парах у слабых детей появляется возможность говорить, отстаивать свое видение, нет необходимости высказываться перед всем классом, чего не любят ученики с повышенной тревожностью, дети, имеющие барьеры: боязнь выступать на публике, языковой барьер. Ребята имеют возможность помочь друг другу, у них укрепляется чувство товарищества, взаимопомощи. Работа в парах стимулирует детей к деятельности, развивает их диалогическую речь, развивает критическое мышление. Так на одном из серии уроков был организован диалог в паре Альбина и Тимур при выполнении задания, в котором по диаграмме Вена надо было определить тему и цели.
Т.- Нам надо по диаграмме определить тему и цели урока. Как ты, думаешь с чего, мы начнем?
А.- Я думаю, если мы определим тему урока, то мы сможем сформулировать все цели
Т.- Да мы должны подумать, что объединяет эти 4 предложения. Какая между ними взаимосвязь.
А.- Давай рассмотрим каждый по отдельности критерий. Например, если мы возьмем животноводство. Как ты, думаешь, где чаще всего мы изучаем данный раздел?
Т.- Я думаю при изучении отраслей сельского хозяйства
А.- Да я с тобой согласна, так же можно отнести к данной отрасли, растениеводство, где по данной диаграмме видно, что главной экспортной продукцией растениеводства является чай.
Т.- А как ты думаешь, что такое естественный прирост?
А.- Давай вспомним из предыдущего курса географии это- разница между числом родившихся и числом умерших за определенный период времени.
Т.- Да, это так, получается, данный географический термин применяется при изучении темы населения.
А.- Рассмотрев все критерии приходим к тому, что тема сегодняшнего урока будет население и и хозяйство.
Т.— Я с тобой соглашусь
Данное задание способствовало развитию всех четырех компонентов саморегуляции: когнитивный (ученик задает вопрос и может дать ответ), мотивационный, социальный (ученик работает совместно с одноклассниками) и эмоциональный (ученик получает удовлетворение от совместной работы и результатов совместного обучения). Наблюдая в ходе выполнения этого задания за Тимуром, который имеет барьер – боязнь быть осмеянным из-за не правильного ответа, я убедилась, что работая в паре, Тимур смог преодолеть этот барьер. Он смог продемонстрировать в ходе обсуждения знания по теме «Население и хозяйство Индии », что вселило в него уверенность в своих силах. Он почувствовал уважение к себе со стороны одноклассников. «Я был не хуже других», — сказал он мне после урока. Здесь также я хочу отметить роль Альбины (ученица категории А): она своими вопросами, практически подвела Тимура к правильному ответу. Тем самым она также была удовлетворена совместно полученным результатом.
Трудно переоценить роль вопросов в обучении: они, по существу, пронизывают всю обучающую и учебную деятельность. Я пришла к убеждению, что благодаря вопросам у учащихся развивается альтернативное мышление, их познавательные интересы, выдвигаются и формируются различные дидактические и познавательные цели, происходит осмысление учебной информации, выработка убеждений обучаемых, совершенствование организационных форм обучения. В связи с этим на первом уроке, мною были разработаны вопросы, для оценки понимания материала и развития
мышления у учащихся на различных этапах одного урока. Я дифференцировала вопросы в соответствии с разными возможностями и разными учениками. Например: вопросы для побуждения необходимы для
получения первоначального ответа и оказания помощи в его корректировки. Такие вопросы я задавала вначале урока, чтобы учащиеся самостоятельно сформулировали цели и задачи предстоящего урока, при проверки домашнего задания. Во вводной части урока после прослушивание сообщения (опережающее задание) для проверки его усвоения я попросила Аружан задать несколько вопросов ребятам: «Какая культура доминировала до нашествия мусульманских завоевателей? Какие собственные выводы вы сделали о истории формирования Индии?». Ответы ребят на эти вопросы позволили мне понять, на сколько, внимательно прослушан новый материал урока. На этапе вызова я задала ученикам проблемные вопросы: Сможем ли мы с вами сейчас подготовить презентацию на тему «Индия»? Почему не сможем? Для анализа и интерпретации был задан вопрос, «Какой информации нам не хватает?». Ответы на эти два вопроса подвели учеников к теме урока и целям урока. На стадии осмысления после выполнения задания 2 я задала ученикам вопрос: «Как вы нашли связь между словами? Помогла ли вам работа в группе найти физико — географические объекты с которыми граничит Индия? Ребята ответили, что благодаря совместной работе в группе, где мы в начале урока распределили обязанности, и каждый знал, за что он отвечает при выполнение данного задания, для них решением этой проблемы не показалось трудным. Они быстро определили основные физико — географические объекты которые относятся к границе Индии, тем самым продемонстрировав знание и понимание темы.
На заключительном этапе уроке в качестве рефлексии я предложила ученикам ответить на вопросы: «Что понравилось на уроке? Что не понравилось? Что бы вы могли предложить?» Ответы на эти вопросы позволили мне выявить потребности в обучении некоторых учеников. Так Айжана, отвечая на вопрос «Что бы вы могли предложить?», отметила, что ей бы хотелось выполнять больше практических заданий на флипчартах. Альбина отметила, что ей нравится оценивать работу других ребят, используя различные стратегии, такие как «От кулака до пяти пальцев», «Большой палец», «Голосование точками», «Смайлики», «Светофор» т.к. это позволяет анализировать и сравнивать свою работу с работами одноклассников и «почувствовать себя немного в роли учителя». Многие ребята на вопрос «Что вам понравилось на уроке?» ответили, что им нравится работать в группе, т.к. совместно легче решать поставленные перед ними проблемы, каждый в группе может высказать свое мнение, каждый может рассчитывать на помощь других членов группы, в группе мы учимся вместе работать, может быть даже преодолеваем какие то страхи, перед тем, что я скажу, что то не так; каждый ученик индивидуален, высказывает свои новые идеи, новые мысли и у него иной взгляд на вещи, и работая в группе я для себя эти мысли могу взять на заметку и использовать в дальнейшем. Все эти ответы позволили мне проанализировать урок, выявить для себя плюсы и минусы урока, и уже при подготовке следующих уроков я учитываю мнения ребят. Прежде чем приступить к групповой форме работы, я предварительно изучила исследования о групповой работе, из которых сделала вывод, что наиболее оптимальное количество — 4-5 детей в группе. Хотя надо отметить, что не всегда в нашем мультимедийном кабинете, где я проводила 4 урок, удобно было работать с таким количеством ребят в группе. На первых трех уроках я использовала разные стратегии разбивки на группы: с помощью геометрических фигур, с помощью цветных шнурков, с помощью конфет. И не всегда удачно складывались группы. Получалось так, что в некоторых группах были все сильные ученики, в некоторых группах сильных учеников не было, и поэтому эти группы выполняли задания с опозданием, и не всегда качественно. Я поняла, что надо найти другую стратегию для разбивки. На четвертом уроке я предложила сама деление на группы: выбрала четырех ребят с высоким уровнем учебных способностей, предложила каждому из них выбрать в свою группу по одному ученику категории В, два ученика категории С. Так сложились группы с примерно одинаковым составом. Таким способом организованная групповая работа способствовала развитию социального взаимодействия между учащимися, навыков эффективного общения, решению проблем. Ребята работали в группе с удовольствием, распределяли роли, обсуждали выполнение задания, обменивались идеями, внимательно выслушивали друг друга, признавая ценность каждого мнения, осуществляли самооценку и взаимооценку. Слабые дети получили поддержку со стороны членов своей группы, которые помогли им «вступить в зону своего ближайшего развития», а значит трансформировать свои интеллектуальные способности.
Для наибольшего эффекта удовлетворения потребностей учеников я старалась при подготовке к урокам не оставить без внимания и одаренных учеников. На своих уроках одаренных детей я выявляю в процессе наблюдения. Моя задача не только выявить это, но и совершенствовать, развивать, сформировать и углубить их способности. Для этого я использую индивидуальные занятия – консультации. Они помогают ученикам почувствовать, что их уважают как взрослых, считаются с их мнением, воспринимают в общем контексте школы, доверяют им. На уроках таким ребятам я даю опережающие задания, в которых эта категория детей может проявить себя в полной мере. Так на первом уроке Аружан было дано опережающее задание: подготовить сообщение по теме ««История формирования Индии» и подготовить два вопроса классу по данному сообщению. Аружан подготовила сообщение и задала вопросы классу, где было видно, что она применила стратегию «Тонкий и толстый вопрос». Я задала вопрос Аружан: «Аружан, почему ты задала такие вопросы» на что она ответила, что в Интернете нашла и изучила стратегию «Тонкие и толстые вопросы», и решила применить их. Меня это очень удивило и поразило. Ведь это в очередной раз доказывало, что одаренные дети не просто выполняют данное им задание, а предварительно они изучают много новой информации. Это задание способствует исследованию темы, развитию мышления на более высоком уровне, развивает критическое мышление, потенциал обучения, креативность, саморегуляцию, предоставляет возможность этим ученикам показать то, что они могут достичь. Еще один вид задания, который я включила в серию последовательных уроков – это написание эссе дома. Это задание заинтересовывает и мотивирует одаренных ребят. Я также использовала задания с возрастающей сложностью, такие как, создать презентацию по теме « Внешнеэкономические связи Кореи», составить синквейн по теме «Турция». Высокий уровень трудности подобного рода задач позволит этим ребятам продемонстрировать свои способности, проанализировать свои сильные и слабые стороны.
На проведённых уроках одарённые дети получили возможность выполнять усложнённые задания, получали опережающие задания, выступали в роли учителя, обучали других, причем выполняли все задания охотно. Тем самым у этих учащихся повысился уровень познавательной активности, мотивация к обучению, самооценка. У ребят развивались коммуникативные навыки, они стали более инициативными в получении знаний, более дисциплинированными. Ребята чувствовали себя комфортно на уроке. Им нравилось демонстрировать свои знания одноклассникам. Слабые ребята старались активно участвовать в процессе взаимообучения и взаимооценивания работ одаренных ребят. Так после составления интеллект карты, где практически в данной группе находились дети с высокими, средними способностями, вышел презентовать работу ученик, который не мог связать два слова и на отлично защитил данное задание. Ребята из других групп с восторгом высказывались ты «молодец!», «классно!», «ты супер!».
Конечно, не всё ещё получается. Модуль «Новые подходы в преподавании и обучении» имеет свою методику проведения урока, которую я начинаю только осваивать, отсюда недостатки в проведённых мною уроках. Например, я не учла того, что выполнение заданий в группах занимает больше времени, чем обычно, поэтому не успевала закончить уроки вовремя. Очень трудно выдерживать паузу после постановки вопроса, для того чтобы дать ребёнку время для ответа. К тому же, как и многие учителя, я часто повторяю ответ ребёнка, считая, что его могут не расслышать одноклассники, если он говорит неясно, тихо. Этим самым я лишаю возможности научить детей не только слушать, но и слышать друг друга, то есть сопереживать говорящему. Часто возникает желание, после того, как задала вопрос слабому ученику, ответить за него. Готовясь к урокам, я неоднократно отмечала для себя, что бывает достаточно сложно задать учащимся качественный вопрос, который позволил бы мне определить степень усвоения пройденного материала. Не всегда, на мой взгляд, было
качественным оценивание для обучения: некоторые ребята при оценивании учитывали, прежде всего, личностные отношения. Поэтому для себя я сделала вывод, что надо более тщательно подходить к выработке критериев оценивания совместно с учениками. Ведь именно эти критерии являются первым «шагом к успеху» в достижении цели обучения, мотивируют детей к учению.
В дальнейшем я планирую освоить в совершенстве идеи данного модуля. Для этого мне нужно более тщательно изучить его методические приёмы, применение которых станет залогом формирования у моих учеников основ метапознания и условиями их нравственного и интеллектуального развития. Достигнуть этого я смогу только путём самообразования.
Список литературы.
1.Государственный общеобязательный стандарт среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования). Астана, 2012
2.Руководство для учителя. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012
3.Программа. Третий (базовый) уровень. Третье издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012
4.Образовательный портал www.cpm.kz
5.Учебник «География 11 класс» Бейсенова А. Каймулдинова К; Абилмажинова С; Достай Ж.. Достай – 2-е изд., перераб.- Алматы: Мектеп, 2011
6. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004.