Отчет В2
Рефлексивный отчёт по одному уроку
из запланированной серии последовательных уроков
Учителя русского языка и литературы СШ им. К.Шайменова Нуринского района
Арнгольд Александра Владимировича
Потребность в совершенствовании образовательных стандартов возникает не только в Казахстане, но и во всем мире. Уже в середине 70-х годов прошлого века стало ясно: содержание образования обновляется значительно медленнее, чем технологии. Чтобы обучить детей чему-то новому, необходимо разработать новые методики и пособия, научить учителей, как ими пользоваться и как организовывать учебный процесс. На все это требуется время. Но жизнь не стоит на месте, цивилизация развивается, и наступает момент, когда современное вчера сегодня становится устаревшим, и опять надо внедрять что-то новое. Поэтому в настоящий момент перед школой стоит задача обеспечения не только и не столько получения детьми знаний, сколько умения использовать полученные знания для приобретения новых.
Чему научить ученика на современном уроке?
При разработке плана любого урока постоянно думаешь о том, какую форму работы применить и какой метод использовать, чтобы развить у учащихся речь и мышление. Данный урок я разрабатывал с учетом внедрения в свою практику семи модулей Программы и рассчитывал на серию последовательных уроков состоящих из 4 уроков.
Интеграция семи модулей в своей практике способствует тому, чтобы ученики научились тому, как учиться, это ученики с развитой саморегуляцией, в результате, могли стать самовыраженными, самомотивированными, ответственными учениками, а значит творческими, самостоятельными, целеустремленными, умеющими свободно общаться. Я разработал именно такой урок, в котором можно было применить все виды идей Программы.
Я хочу проанализировать урок, который является первым из серии запланированных уроков. Свои уроки русского языка я проводил в 7 классе.
Почему именно в этом классе?
Я не случайно выбрал именно этот класс, так как дети обучающиеся в этом классе находятся в подростковом периоде (12-14 лет), а значит они хотят взаимодействовать, получать советы и поддержку одноклассников и учителя в целом. Я старался для каждого ученика на уроках создавать ситуацию успеха, отмечать каждое достижение, опираясь на его индивидуальный уровень развития, а также учитывая его образовательные потребности.
В календарном планировании 7 класса на период практики выпал раздел «Причастие».
При разработке данного урока, я спланировал урок так, чтобы мои ученики научились формировать представление о причастии. И это стало целью урока. А для этого необходимо хорошо знать такие разделы как глагол и прилагательное. Рассмотреть связь между причастием, глаголом и прилагательным, работать с учебником; выделять и перерабатывать информацию; обобщать полученные знания, делать выводы; учиться слушать друг друга, уважать мнение других. Результатами моего урока должны были стать: на ученика А- правильно выделять суффиксы действительных и страдательных причастий, определять время причастий, верно выбирать гласную в суффиксах. Ученик В- правильно выделять суффиксы действительных и страдательных причастий, определять время причастий. Ученик С- правильно выделять суффиксы действительных и страдательных причастий.
В рамках программы обязательным моментом в планировании для меня стало введение в план урока создание коллаборативной среды на первом этапе и, конечно же, в течение всего урока. Я продумал формы и приемы объединения групп.
Первым шагом на уроке было деление класса на группы, так как в дальнейшем предполагалась групповая работа, при этом я использовал стратегию «Цветные конфетки». При этом деление на группы предполагалось случайным образом для того, чтобы в одной группе были как \»сильные\», так и \»слабые\» учащиеся. Это содействовало взаимообучению, взаимоопониманию и установлению атмосферы сотрудничества. Я распределил учеников с фантиками одного цвета за один стол, а с другим цветом – за другой стол. Создал психологическую атмосферу на уроке по стратегии «Улыбка другу». Эту стратегию я применил с целью создания и поддержания позитивного настроения — коллаборативной среды. Так как оптимистическое настроение несет в себе массу положительных моментов! Позитивный настрой улучшает работоспособность и влияет, как на физическое, так и на душевное самочувствие обучающихся. Позитивное настроение рождает уверенность в себе (впрочем и наоборот, высокая самооценка настраивает нас на позитивный лад). К позитивно настроенным людям тянутся окружающие. В дальнейшем был проведён организационный момент по проверке готовности к уроку и отсутствующих в классе.
После чего группам было дано задание на создание своего свода правил работы в группе. Свод правил, которое ребята составили, в будущем помог на уроках в различных видах работ и при этом у учащихся появилось желание работать на уроках и им стало интересно и даже весело, об этом я узнал во время консультации с учащимися. Также у ребят появилось желание общаться друг с другом на уроке, свободно высказывать свое мнение, дискутировать и некоторые даже проявили свои творческие способности. Как мне кажется, они были более уверенные и спокойные чем раньше.
Спикеры от каждой группы после отведенного им времени презентовали каждый свой свод правил, я за этим всем наблюдал и хочется отметить, что все учащиеся активно принимали участие в обсуждении данного задания и никто не остался в стороне. После того как мы с группами разработали правила и вывешали их на доске, мы провели самооценили свое эмоциональное состояние стратегией «Фейерверк», что детей еще больше настроило на эмоциональный настрой. Но анализируя это задание в процессе его выполнения и после, можно сделать вывод: во- первых, ребята дают простые неразвернутые ответы; во- вторых некоторые учащиеся не принимают участие в ходе диалога.
На следующем этапе урока ребятам была предложена групповая работа по карточкам, я раздал каждой группе карточки с причастиями, ученики должны были в действительных и страдательных причастиях выделить суффиксы, определить их время. Ученики очень активно работали, после выполнения задания я им озвучил правильные варианты выделенных суффиксов. После проверки выполнения задания, совместно с учениками провели беседу по определению темы и задач урока. Совместно установили цели урока. Я мотивировал учащихся на изучение данной темы, т.к. получение знаний и практическую отработку полученных ЗУН в дальнейшем будет способствовать изучению раздела. После моей мотивации ученики выразили свое эмоциональное состояние по стратегии «от кулака до пяти пальцев». Могу сказать что настрой у учеников на изучение новой темы был на все пять пальцев. Анализируя это задание в процессе его выполнения и после, можно сделать вывод: во- первых, судя по самооцениванию материал пройденного урока ребята уяснили хорошо, во- вторых в ходе выполнения письменного задания также ребятами была продемонстрирована их хорошая эрудированность.
Следующим заданием было, выписать из текста словосочетания с причастиями, выделить суффиксы причастий, ученики работали сначала индивидуально, затем в парах, а затем обсудили в группах правильность выполнения задания. В группах все учащиеся активно принимали участие, наблюдая за распределением ролей в группе я увидел, что в первой группе председателем была Саягуль (ученица А), во второй- Катя (ученица А), они направляли и координировали всю работу группы. После обсуждения в группе, вынесения единого мнения по поставленному заданию, учащиеся оформили свои ответы в виде флипчарта на бумаге формата А4. Выбор спикера в группе шёл очень тяжело, никто не хотел выполнять такую роль, возможно из-за не желания получить не одобрительную оценку, как со стороны учителя, так и учеников, своей ли группы или группы оппонентов. После подготовки флипчарта спикер от каждой группы озвучил выполненное задание , после чего ученики дополняли пробелы параллельной команды по стратегии «Карусель». Для оценивания данного задания я использовал взаимооценивание по стратегии «Сигнальные карточки», так как данный метод дает возможность учащимся поощрять конструктивную оценку одноклассников как при работе в группе, так и индивидуально. Этот прием оценки развивает у ученика способность оценивать и улучшать свою собственную работу. Это позволит ученикам увидеть разные подходы и результаты задачи и, как результат, изменит работу в будущем.
Анализируя это задание в процессе его выполнения и после, можно сделать вывод: во- первых работа в группах даёт свои положительные результаты, выполняя функции взаимообучения, развивая умения высказывать своё мнение и аргументировать его, воспитывая лидерские качества, во- вторых многие из учеников активно принимали участие в ходе составления флипчарта. В- третьих можно было наблюдать со стороны учащихся во время взаимооценивания работ не все ребята хотели участвовать в роли спикера.
Следующим шагом, то есть в четвертом задании была продолжена индивидуальная работа “Проба пера” в которой ученики должны были записать десять действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени, с помощью которых могли бы описать любимого героя А.С Пушкина. Эта работа предполагала вид деятельности, когда ученики творчески размышляют и интуитивно мыслят по определенным вопросам. А именно для выполнения этого задания учащимся необходимо было владеть знаниями изученного нового материала данного урока и знаний произведений и сказок с области литературы. После выполнения задания, я организовал фронтальную проверку самостоятельной работы учеников.
Ученики по — очереди озвучивали написанные ими причастия и давали им пояснения. Сразу же по ходу работы я поправлял и оценивал учеников, то есть правильно выполнено задание или нет. После выполнения последнего задания я предложил ученикам вспомнить цель урока, оценить результат урока по достижению цели и по каждому заданию, заранее раздав им оценочные листы.
Анализируя задание в процессе его выполнения и после, можно сделать вывод: во- первых, по листам ответов видно, что большинство учащихся чувствовали себя уверенно и все поняли, но есть и учащиеся, которым «было интересно, но им нужна помощь», во- вторых, ребятам интересно и они активны. Отсюда следует, что необходимо продолжить работу по модулю «Новые подходы в обучении».
На протяжении урока я был в роли управленца, лидера и наблюдателя. Давал возможность раскрыться тем ребятам, которые раньше не выделялись из класса, предпочитали отмалчиваться, работать самостоятельно и молча, только по необходимости отвечать на вопросы. Для выявления таких ребят, распределил роли для выполнения определенных задач. В этих ролях ребята проявили себя активно, как организаторы и наставники для других учащихся, и в итоге защищали работы групп перед всем классом. Многие учащиеся «загорелись» желанием познавать новое на уроке, где они смогут делиться со своими сверстниками различными идеями, и с большим удовольствием будут ходить на уроки. Работал над созданием коллаборативной среды, что позволило учащимся сблизиться и проявить себя, а это способствовало активной работе детей на уроке.
На вопрос : «Что получилось ?», анализируя проведённый урок, я могу отметить то, что ребятам на моих уроках было комфортно, они были активными. Во-первых ученики открыты для применения новых форм работы, они идут на сотрудничество, хотя им и не привычно и они готовы к внедрению методов самообучения и самооценивания. Во- вторых, они научились трудиться в разных социальных формах (работать в парах и в группах). 3- договариваться между собой; 4- слушать друг друга; 5- вести диалог; 6- добывать знания самостоятельно; 7- рефлексировать; 8- аргументировать; 9- консультироваться друг с другом; 10- оценивать себя и своих одноклассников и я думаю, что мои ученики стали более уверенными и сильными, а значит – успешными.
В чем заключалась моя роль? Так как на сегодняшний день целью образования провозглашается не трансляция знаний и формирование соответствующей им суммы знаний, а подготовка компетентного человека свободно владеющего полученными знаниями, умеющего их творчески использовать в меняющихся условиях и готового к постоянному самосовершенствованию, социальной и профессиональной мобильности, следовательно и роль моя как учителя заключается в организации исследовательской деятельности учащихся, чтобы они сами додумались до решения ключевой проблемы урока, объяснили, как надо действовать в новых условиях! Не получать знания в готовом виде, а самостоятельно находить способы решения сначала учебных, а потом жизненноважных проблем — вот чему необходимо научить своих учеников. Роль учителя быть не транслятором знаний, не \»урокодателем\», а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса и школы. Моя роль на уроке заключалась в осуществлении скрытого управления процессом обучения, то есть «скафолдера». В ходе этого управления я консультировал учащихся, направлял их, наблюдал, то есть учил тому, как учиться.
Я думаю, что дальнейшими моими действиями обязательно будет то,
что я продолжу работу по внедрению семи модулей Программы. Буду помогать ученикам овладевать наиболее продуктивными методами учебно- познавательной деятельности, то есть учить их учиться. Научу своих учеников думать и действовать самостоятельно. Продолжу развитие у учеников творческого мышления всесторонним анализом проблем. Обязательно продолжу изучение и учет жизненного опыта учеников, их интересы, особенности развития. Буду учить так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
Использованная литература
- АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»,2012 [Руководство для учителя] 3-е издание;
- АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 [Задания для выполнения в период практики в школе], третий (базовый) уровень
- Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия, А.А.Бизяева, 2004.
- Раздаточный материал неделя 1 день 1 «Руководство по работе в группе».
- Раздаточный материал неделя 2 день 1 «Умение задавать вопросы».
- Раздаточный материал неделя 2 день 1 «Инклюзивность посредством совершенствования коммуникативных навыков».
- Раздаточный материал неделя 2 день 4 «Вопросы для серии последовательных уроков».
- Раздаточный материал неделя 3 день 2 «Шаги для успешного комментирования оценок».
- Раздаточный материал неделя 3 день 2 «Обсуждение целей урока с учениками».