Рисование с натуры натюрморта из геометрических тел (куба, цилиндра, конуса)
Горбачёв Алексей Николаевич
Тип урока: Комбинированный урок конструктивного учебного рисования.
Цель урока:
- изобразить простым карандашом линейный рисунок натюрморта;
- сформировать у учащихся конкретное представление о геометрическом теле;
- развивать творческие способности и навыки в работе простым карандашом.
Задачи урока:
Познавательные:
- Расширить представление о линейном рисунке и выразительной особенности.
- Формировать умения и навыки владения графическим материалом. Дать представление о линии (напомнить).
- Совершенствовать знания о композиционном решении изображения.
Развивающие:
- Развивать умение анализировать форму предметов.
- Осваивать законы изобразительной грамоты.
- Формировать пространственное мышление.
Воспитывающие:
- Развивать внимание, наблюдательность и усидчивость.
Материалы к уроку:
Для учителя: гипсовые геометрические тела,карандаш и компьютер с проектором, фильм «Рисование с натуры натюрморта из геометрических тел.»
Для учащихся: рабочие тетради для терминов по изобразительному искусству, простые карандаши, ластик, бумага для рисования формата А4.
Оформление доски к уроку: Экран. Рисунки прошлых лет.
Задание: Просмотр фрагментов фильма, «Построение с натуры натюрморта из геометрических тел».
ПЕРВЫЙ УРОК
План урока:
- Организационная часть.
- Объявление темы.
- Просмотр фрагментов фильма-урока.
- Практическая работа.
- Мини-выставка и краткий анализ.
- Задание на дом.
Ход урока.
Организационная часть.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. На столе – тетрадь в клеточку, формат А4, набор простых карандашей, ластик. На доске – экран, рисунки прошлых лет.
Объявление темы.
Ребята, посмотрите на постановку. Вы видите группу геометрических тел. Каких?
Куб, конус и цилиндр. К какому жанру можно отнести эту группу тел? Натюрморт. А кто даст определение натюрморта? Натюрморт – это картина с так называемой мёртвой природы (цветов, фруктов, предметов быта, гипсовых слепков и т. п.) в определённом сочетании. Языком вещей он рассказывает о самых разнообразных сторонах жизни.
Просмотр фрагментов фильма.
Попробуйте выделить основные этапы построения натюрморта и записать в рабочую тетрадь.
Практическая работа.
На уроке вам нужно решить такие задачи:
- расположение композиции рисунка;
- перспективное построение каждой отдельной геометрической формы;
- правильная передача взаимного расположения в пространстве;
- правильное изображение пропорций геометрических тел.
1-й этап. Решение расположения листа вертикально или горизонтально.
- Начинают рисунок группы геометрических тел с обобщённого наброска всей группы без выделения отдельных предметов.
- Вначале короткими отрезками определяют конечные точки группы тел по горизонтали и по вертикали
Затем они соединяются в своеобразную геометрическую фигуру, очерчивающую основные границы всей группы
Первые карандашные засечки (линии) определяют и композиционное расположение рисунка всей группы, и её пространственное расположение, т. е. лист для рисования располагается горизонтально или вертикально.
2-й этап. Прорисовка линиями общих размеров и очертаний каждого геометрического тела.
Все предметы изображаются, как будто они прозрачны или сделаны из проволоки. Для этого прорисовываются и те грани и рёбра, которые невидны в натуре. Проверяем нижнее основание куба и нижнее основание описанной вокруг цилиндра призмы, чтобы не было проникновения куба в цилиндр
Всё построение ведётся тонкими линиями со слабым нажимом. Одновременно стираются вспомогательные линии, линии построения. Отделяем линией горизонтальную плоскость стола от вертикальной плоскости стены
Мини-выставка и краткий анализ.
Поднимите свои рисунки для демонстрации и покажите их мне.
Задание на дом.
Составьте из трёх спичечных коробков натюрморт и сделайте линейную зарисовку. Коробки как бы прозрачные. Покажите на рисунке невидимые рёбра коробков.
ВТОРОЙ УРОК
Цель: Решение в рисунке натюрморта светотени.
Задачи:
- Передать в рисунке светотеневые отношения, соответствующие отношениям в натуре.
- Обращать внимание на блик, свет, полутень тень, рефлекс, падающую тень.
План урока.
- Организационная часть.
- Объявление темы.
- Просмотр фрагментов фильма.
- Практическая работа.
- Выставка и оценка работ.
Ход урока.
Организационная часть.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Объявление темы.
Продолжаем рисование с натуры натюрморта из геометрических фигур
Постараться запомнить порядок нанесения штриховки на рисунке. Обратить внимание на определения: свет, полутень, тень, рефлекс, падающая тень.
Практическая работа.
Тоновая проработка рисунка начинается с четкого определения и очерчивания на изображениях предметов границ собственной тени и падающих теней. При этом вначале создаются участки темного, затем среднего и, наконец, светлого тона.
- Создаём светлые и серые тона.
Возьмите мягкий карандаш 3В и начните добавлять тон. Для этого широкими диагональными штрихами покрываются средним (не очень сильным) тоном затенённые стороны куба, цилиндра, конуса, независимо от того, собственная ли это тень или падающая.
- Переходим к тёмным тонам.
Нажимая немного сильнее на тот же карандаш, заштрихуйте правую грань куба и основание цилиндра. Заштриховываем падающие тени от куба и цилиндра на горизонтальной плоскости и далее вокруг цилиндра. Усиливаем тон около границ света и тени, а это на грани куба и основании цилиндра. Легко наносим штриховку падающей тени от куба на цилиндре по форме.
- Затемняем задний план и усиливаем тени.
Прорабатываем светлые и тёмные тона на конусе. Очень хорошо видно как усиливается тень к вершине и ослабляется к основанию конуса. Штрихи наносить нужно по форме.
- Работаем над контрастным сопоставлением, белого и тёмного
В верхнем ближнем углу куба усиливаем нажим на карандаш при штриховке теневой грани. На ней хорошо виден рефлекс (отражение света или цвета от соседнего предмета) от освещённой поверхности цилиндра свет отражается в тени грани куба. Такое же отражение от драпировки видно и в тени основания цилиндра.
- Прорабатываем штриховкой фон вокруг предметов
Усиливаем самые тёмные места в падающих тенях с соблюдением контрастов и рефлексов. Не забываем, что на границе освещённой поверхности с собственной тенью свет светлеет, а тень темнеет. Тень высветляется, если по соседству находится освещённый предмет.
- Уточняем тона
- Продолжаем работу над фоном и усиливаем собственные и падающие тени. Определяем самые тёмные места в натюрморте. Мягким карандашом 4В, углубляя тон, показываем их.
- Заканчиваем работу над серой поверхностью.
Тени, отбрасываемые предметами на серую горизонтальную плоскость, мало заметны, поэтому их нужно обозначить лёгкой штриховкой. Эти тени помогут «привязать» предметы к поверхности стола.
- Немного высветлим фон над цилиндром. Готовый рисунок
Выставка и оценка работ.
За несколько минут до звонка собрать работы и магнитами прикрепить их к классной доске. Заслушать комментарий детей по выполненным работам. Дать им возможность оценить работы своих одноклассников.