Тема: Род имени существительного.
Цель: Познакомить учащихся с приёмами определения рода имён существительных.
Задачи:
• Распознавание имён существительных по роду. Закреплять грамматическое понятие “имя существительное”,умение правильно писать слова в диапазоне изученных правил, продолжить работу над формированием навыка каллиграфического письма.
• Развивать познавательные процессы ( связную речь, память, внимание, мышление, восприятие), фонематический слух, моторику.
• Воспитывать чувство дружбы, коллективизма, уважения друг к другу; бережное отношение к природе.
Оборудование: интерактивная доска, тесты, учебник.
Ход урока.
1.Организационный момент. (слайд №1)
Работать сегодня мы будем в группах, парах, индивидуально. Помните- важно не только самому выполнить задание, но и помочь товарищам. Важен не только личный результат, но и результат всей группы.
Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи себе и своим одноклассникам.
2.Минутка чистописания. (слайд №2)
Нн на но ин нл нм нр нз
На лбу у него написано.
Когда так говорят?
3. Словарная работа. (слайд №3)
Олоомк
Какое слово можно составить из этих букв?
Молоко (ударение, безударная гласная, составление предложений).
Что такое молоко?
Кто нам даёт молоко?
Какие ещё животные дают нам молоко?
Что можно сделать из молока?
4. Орфографическая минутка. ( слайд №4)
Работа в парах.
Сапок, дарога, акно,жызнь, лошать.
Исправить допущенные ошибки, подобрать проверочные слова.
Взаимопроверка. (слайд №5)
5. Актуализация знаний.
Чем похожи записанные слова? (обозначают предметы)
К какой части речи они относятся?
Игра «Правда или ложь».
Сейчас участвуя в игре, мы узнаем ,что вы знаете об имени существительном.
При помощи сигнальных карточек учащиеся отвечают на вопросы учителя, если высказывание верное поднимают карточку с буквой «П», если высказывание ложное поднимают букву «Л».
• Правда ли что имя существительное это часть речи?
• Правда ли что имя существительное обозначает действие предмета?
• Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?
• Имя существительное обозначает предмет?
• Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые?
• Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что?
• Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос что?
• Собственные имена существительные пишутся с маленькой буквы?
• Правда ли что существительные могут изменяться по числам?
Обобщение . 6. Упражнение на внимание. (слайд №6)
Работа в группах.
Дан набор букв. Я буду задавать вопросы, а вы ответы будете искать среди этих букв. Таким образом, соберёте слова.
рлоазандыш мвиушханя сошисншака соколнцнео
• Название, каких цветов спрятались в первой строчке?
• Из какой ягоды во второй строчке сварили варенье?
• Во второй строчке найдите название насекомого.
• В третьей строчке определите название дерева и то, что на нём растёт.
• В четвёртой строчке вы узнаете, лучик чего заглянул к нам в окно ранним утром.
Роза, ландыш, вишня, муха, сосна, шишка, солнце.
• Какое слово лишнее? (муха)
• Почему? (одушевлённое).
• На какой вопрос отвечает?
Проверка.
7.Мозговой штурм.
Попробуйте разделить эти слова на 3 группы.
Подсказка: присвойте эти слова себе. Определите, о чём мы будем говорить сегодня.
8.Сообщение темы урока.
В русском языке очень много тайн, очень много про себя скрывает имя существительное. Наша задача раскрыть ещё одну тайну о данной части речи. Оказывается, имя существительное имеет род и наша задача сегодня, научиться его определять.
9.Работа по теме урока. (слайд №7)
Работа по наглядности (объяснение учителем).
Род существительного.
М.Р Ж.Р С.Р
Он мой она моя оно моё
Ландыш. Роза, вишня, муха. Солнце.
10. Чтение правила в учебнике, с.137.
11. игра «Собери портфель». (слайд №8)
12. Закрепление нового материала.
Работа по учебнику, группировка слов в 3 столбика по родам. (с.138 у.365.)
Машина, автобус, вертолёт, книга, карандаш, платье, молоко, яблоко, здоровье, сердце, самолёт, лодка, ручка, пенал, линейка, озеро.
Объясните, по каким признакам определили род существительного?
13. Самостоятельная работа. (слайд №9)
Выпишите только существительные среднего рода, выделите окончания.
Дом, крыша, стена, окно, солнце, гнездо, дерево, забор, цветок, клумба.
14. Тестирование. (слайд №10)
Учитель диктует имена существительные, учащиеся ставят знак плюс, если звучит сущ- е мужского рода.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Автобус, ученица, пятно, пенал, болото, дедушка, карандаш, мышь, кот, стекло.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
+ — — + — + + — + —
Обобщение.
15. Рефлексия.
16. Итог урока.
Чему учились на уроке?
17.Домашнее задание.
18. Оценки.