Роль интерактивного оборудования в формировании функциональной грамотности на уроках физики

Роль интерактивного оборудования в  формировании функциональной грамотности на уроках физики.
Ряснянская Н.Г. школа  — лицей №101
Учитель физики

В Казахстане принят Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012 – 2013 годы.
В тексте национального плана поясняется, что понятие «функциональная грамотность» впервые появилась в конце 60 – х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Функциональная грамотность в наиболее широком определении выступает как способ социальной  ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Одним из наиболее известных международных оценочных исследований, основанных на концепции функциональной грамотности, является Международная программа оценки учебных достижений 15 – летних  учащихся(Programme for International Student Assessment – PISA), проводимой под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
В 2009 году Казахстан впервые принял участие в исследовании  PISA. Предварительные результаты школьников были получены только через полтора года,  и это было глубоким разочарованием для нашей системы образования.
 Результаты естественно — научной грамотности.  Средний балл казахстанских учащихся составил 400 баллов, что определило 58 место в рейтинге результатов. Место Казахстана в Международном отчете PISA по грамотности чтения, математической и естественнонаучной грамотности (50-55 место среди 65-68 стран, по итогам 2012 года).
В исследовании принимали участие 38 учеников из нашей школы.
Сравнительные результаты пробной диагностики функциональной грамотности учащихся  9 – 10 классов

 

Показатели

Школа – лицей №101

 

Естественно – научная грамотность:

 

 

Высокий уровень

0 % уч.

 

Хороший уровень

12,6%

 

Удовлетворительный уровень

34 % уч.

 

 Низкий уровень

62,4 % уч.

Результаты исследования показали, что 40% из числа тестировавшихся учащихся не способны применить полученные знания в жизненных ситуациях, причём в гимназиях и лицеях таких учащихся 22,9%, а в общеобразовательных школах – 66,2%.
Хуже всего обстоит дело с естественно — научной  функциональной грамотностью.
Одним из направлений в развитии функциональной грамотности является использование интерактивного оборудования на уроках. Кабинет физики в любой школе — это помещение, которое максимально насыщено приборами и лабораторным оборудованием.
Демонстрационное оборудование обеспечивает исследование изучаемых явлений и законов. Лабораторное оборудование и способ организации рабочей зоны учащихся в кабинете создают условия для получения  опыта деятельности, в том числе  исследовательской и конструкторской.
Измерительный комплекс кабинета физики насыщается компьютерными и цифровыми средствами измерения. Это обуславливает оптимальное сочетание классических и современных средств измерений и способов экспериментального исследования явлений. Способствует формированию такого важнейшего общеучебного умения, как подбор учащимися оборудования в соответствии с целью проведения самостоятельного исследования. Позволяет проводить экспериментальную работу на любом этапе урока.
В программе для  10 – 11 классов  рекомендовано  «Компьютерное моделирование процессов на уроках физики».
Компьютерное моделирование подразумевает создание виртуальных моделей систем или процессов посредством компьютерных технологий.
Компьютерные модели позволяют получать в динамике наглядные иллюстрации физических экспериментов и явлений, воспроизвести их тонкие детали, которые могут ускользать при наблюдении реальных экспериментов.
Компьютерное моделирование позволяет изменять временной масштаб, варьировать в широких пределах параметры и условия экспериментов, а также моделировать ситуации, недоступные в реальных экспериментах. Некоторые модели позволяют выводить на экран графики временной зависимости величин, описывающих эксперименты, причём графики выводятся на экран одновременно с отображением самих экспериментов, что придаёт им особую наглядность и облегчает понимание общих закономерностей изучаемых процессов. В этом случае графический способ отображения результатов моделирования облегчает усвоение больших объёмов получаемой информации. Для этого в работе используем инновационное интерактивное оборудование. Например, регистратор данных Xplorer GLX. Основное предназначение Xplorer GLX ( Регистратор данных Xplorer GLX) заключается в сборе данных и преобразовании их в электронный материал .
Но, несмотря на некоторые недоработки устройства, регистратор данных Xplorer GLX является одним из первых уникальных инновационных приборов для сбора и обработки данных по естественным наукам в условиях общеобразовательных учреждений. У учащихся появилась возможность наблюдать и исследовать процессы естественных явлений и экспериментальных опытов в условиях школы путем использования новых технологий.
Следует отметить, что при проведении уроков с данным оборудованием значительно поднимается интерес учащихся к предмету, урок становится насыщенным и интересным. Благодаря графикам, таблицам и прочим видам фиксирования информации опытов, учащиеся лучше осознают происходящие процессы и легко делают выводы. Таким образом, изучаемая тема предмета становится более доступной и увлекательной.
     Кроме всех преимуществ существует и ряд проблем и недостатков использования Xplorer GLX на уроках.   При изучении регистратора данных Xplorer GLX, было установлено, что поставляемый методический и дидактический материал не соответствует общеобразовательной программе обучения учащихся Казахстана. Следует заметить, что до настоящего времени сохраняются недостатки и проблемы внедрения инновационного оборудования в общеобразовательные учреждения республики, но, не смотря на это, существует множество достоинств и достижений в этой области. Интерактивное оборудование позволяет преобразовать процесс обучения, тем самым, улучшить качество образования, стимулируя учащегося к дальнейшему изучению предмета. Для обеспечения страны высококвалифицированными кадрами во всех областях производства необходимо модернизировать процесс обучения школьников, внедряя инновационные технологии. Многие сторонники старой модели обучения утверждают, что современные методики ухудшают процесс обучения. Данную точку зрения обуславливают тем, что устоявшиеся методы приносят больше результатов, чем современная методика. К примеру, многие педагоги полагают, что проведение опытов по традиционной схеме дает возможность учащемуся самому исследовать весь процесс: устанавливать необходимое оборудование, засекать время, используя стационарные часы, чертить графики, заполнять таблицы и т.д. В таком случае, стоит отметить количество времени, используемого на подготовку и фиксирование данных, а так же заинтересованность учащегося в проводимом процессе. Как было уже сказано выше, новые технологии не только экономят время на проведение незначительных операций, но также привлекают внимание обучаемых к содержанию изучаемого материала.
 Стиль мышления учащихся ориентирован на интерактивные способы обучения, дистанционные способы общения и коммуникации, на поисковые методы, на компьютерную графику при визуализации учебного материала. . 
Но хочу предостеречь от другой крайности. Проведения всех лабораторных работ в виртуальном виде. Да, это красиво, зрелищно, допускает многократное повторение, безопасно наконец. Однако, в школе должно быть место реальному эксперименту. Только через проведение реальных опытов мы можем привить ученику тягу к исследованиям. Только так мы сможем выполнить поручение Главы государства по привлечению молодежи в науку.

Добавить комментарий