Тема: «Семья. Я и мы».
Цель: Доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое,
что есть у человека. Сплоченность семьи – это фундамент благополучия
Задачи: 1. Раскрыть понятие «семья», выявить её особенности.
2. Развивать речь, внимание, мышление, память, творческое воображение.
3.Воспитывать уважение к членам своей семьи, эстетический вкус.
Оборудование: учебник « Познание мира1», планшеты с надписями « Семья»,
« Дружная семья», признаками дружной семьи, пословицей; ребус, заготовки в компьютерной обработке «Семейное дерево», фотоальбом, квадраты разного цвета, изображения солнышек, показывающих разное настроение, запись музыкального произведения « Токката», видеоролик « Пожелание родителей».
Ход урока.
1.Психологический настрой.
На доске изображения солнышек с лицами, выражающими разное настроение.
Посмотрите внимательно на доску и выберите то солнышко, которое больше нравится. Почему выбрали именно это солнышко? Вам больше понравилось улыбающееся солнце потому, что у вас хорошее настроение. Сегодня мы рассмотрим очень интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца урока сохранится прекрасное настроение. А сейчас посмотрите на своего соседа по парте и пожелайте друг другу удачи.
2. Подведение итогов наблюдений за погодой.
На доске: Календарь погоды. Небо Солнце Осадки Температура воздуха
3. Повторение ранее изученного.
Мы закончили изучение раздела « Животные», и сейчас давайте проверим, как вы усвоили материал данного раздела.
4. Игра « Крестики-нолики». Да-х, нет-о.
1)Волк- домашнее животное. 2)Белка зимой залегает в спячку.
3)У животных осенью начинается линька.4) Корова- млекопитающее животное.
5) Лягушка- пресмыкающееся животное. 6) У насекомых 8 ног.
7) Птенцов, которые находятся в гнезде нельзя трогать руками.
8)Детеныша лягушки называют головастиком. Ключ. О О Х Х О О Х Х.
У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
А у них есть я.
Что это? СЕМЬЯ.
Прочитайте высказывание Л.Н.Толстого. Как вы понимаете эти слова?
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н.Толстой
Учитель: Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи. А что такое в вашем понимании семья?
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, отгадав ребус.
На доске появляется 7Я
Учитель: До сих пор никто не знает, как и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведенные в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на «семьи» в нынешнем понимании – отец, мать и дети. Но даже в то время, женщины заботились о своем потомстве. Дома вы нарисовали эмблему своей семьи. Мы оформили выставку рисунков. Кто хочет рассказать о том, что вы отразили в своем рисунке?
1.Как вы понимаете слово семья?
Семья- это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу.Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие. А у вас семья большая? Расскажите мне о своей семье. Кто есть в вашей семье? Сколько человек? (Дети рассказывают о своих семьях).
2.Скажите, дети, какая семья называется дружной?
На доске: Дружная семья.
(Дети называют признаки дружной семьи).
О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них.
Чтение учителем легенды « Как появилась дружная семья».
Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:
На доске: Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба
Прочтём названия этих качеств. Запомните, ребята, эту легенду.
Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир, согласие. А значит, все будут счастливы.
3. Кто для вас в семье ближе и дороже всех на свете?
-Почему мама ближе всех на свете? Расскажите, какие же они, ваши мамы? Что делает мама для своих детей?
Мама, мамочка. Сколько тепла хранит это магическое слово, которое называет человека самого близкого, самого дорогого, единственного.
4.На доске: Сердце матери лучше солнца греет.
-Как вы понимаете эту пословицу?
Солнце очень жаркое, горячее, которое обогреет всех вокруг, сердце мамы доброе, ласковое, в котором есть место для всех. Мама всегда тревожится и заботится о своих детях. Доброта, забота и вечная тревога матери за судьбы своих детей
Защита мини-проектов «Древо моей семьи»
Учитель: В старину членов семьи называли «домочадцами». В одной семье могут быть люди разного возраста, т.е. люди разных поколений. Как вы понимаете значение слова «поколение»?
Учитель. Поколение – люди одного возраста, живущие в одно время. Все ученики нашего класса – это одно поколение – младшее, ваши дедушки, бабушки – это люди другого поколения, старшего поколения.
В семье каждый из нас имеет множество воплощений. Я – жена, мать, сестра, дочь, тетя, племянница… А теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих родственников, и кто кому кем приходится. Выполним несколько упражнений – игр.
5. Игра « Кто кому кто?»
– Даша, ты кто для мамы? (дочь)
–Владислав, кто называет тебя сыном? (папа)
– Кирилл, ты кто для бабушки? (внук)
– Мария, у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка)
– Юлиана, у мамы есть сестра. Кто она тебе? (тетя)
– Ирина, у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (двоюродные братья и сестры)
6. Физкультминутка «Австралийский дождь»
Работа в парах
– А сейчас поработаем в парах. Надо каждой паре пройти по лабиринту выбрать свой путь, придумывая рассказ о жизни семьи.
Игра «Найди пару»
БАБУШКА ВНУЧКА
ОТЕЦ ДОЧЬ
БРАТ СЕСТРА
ТЕТЯ ПЛЕМЯННИЦА
Проверка выполненной работы.
7. Самостоятельное применение знаний
– Я предлагаю вам сейчас собрать русскую народную поговорку.
«Вся семья вместе – душа на месте».
– Как вы понимаете её смысл?
– Вся семья вместе, все заняты своим делом, добры к друг другу, заботятся друг о друге, помогают друг другу, внимательны к друг другу. делятся своими радостями, утешают, жалеют. От этого и на душе хорошо, тепло.
– Что значит дружная семья?
– Чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу ….
Демонстрация видеоролика « Интервью родителей и учителей».
Я надеюсь, дети, что вы оправдаете надежды своих родителей, станете хорошими и добрыми людьми.
На этом наш урок окончен. Скажите, не ухудшилось ли ваше настроение? Прекрасно.
Каждый человек должен гордиться своей семьёй. И Вы, ребята, учитесь гордиться своими родственниками, близкими людьми. Побольше радуйте их, доставляйте хороших минут.
8. Итог урока
Закончите предложение:
– Мама и папа для меня самые …
– Я доверяю свои тайны …
– Я люблю бабушку за то …
– Свою семью я считаю …
– Родным я хочу пожелать …
9. Рефлексия
– За работу мои аплодисменты
Вы придёте домой, что вы расскажете маме о нашем уроке. О чём мы сегодня говорили? Что нового узнали?
Игра « Сектор».
На доске: Геометрические фигуры разного цвета
Зелёного, красного, синего.
Дети выбирают понравившийся цвет, каждому из которых соответствует задание.
Красный: Разгадать ребус 7Я
Синий: Как на казахский язык переводится слово семья? (отбасы) мама? (шеше),отец? әке, бабушка? әже, дедушка? ата.
Зелёный: Кто для меня мать моей матери?
(бабушка).
Дочь моей матери,но не я? (моя сестра).
Молодцы, дети, вы прекрасно справились с заданием.