СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ

Уральский гуманитарный колледж

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК

РУССКОЙ ПОЭЗИИ

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ
Литературно-музыкальная композиция

Преподаватель русского языка и литературы: Г.Н. Ахметова

Уральск 2014

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ

Форма: литературно-музыкальный вечер

Цели проведения: содействие эстетическому воспитанию студентов; расширение знаний об изучаемом предмете.

Возраст: студенты 1-2курсов

Количество участников: 2-3 группы. Камерный характер мероприятия способствует созданию серьезного, эмоционального настроя.

Место проведения: читальный зал, актовый зал, учебная аудитория.

Оборудование: 3 столика+свечи (символисты, акмеисты, футуристы) Экран, компьютер, проектор-доска, слайды с портретами поэтов, фотографиями.

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ

СЦЕНАРИЙ

литературного вечера

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ

Эпиграф:

И серебряный месяц ярко

 Над серебряным веком стыл…

Звучит музыка Я. Сибелиуса (Финляндия, симфоническая поэма ля бемоль мажор, соч.26 №7). На фоне постепенно затихающей музыки звучат слова ведущего.

ВЕДУЩИЙ 1: Конец 19 — начало 20 века — это один из самых сложных и интересных периодов в истории России. Это эпоха величайших социальных катаклизмов и грандиозных революционных битв. В воздухе носится ощущение тревоги, предощущение бури. Но это и один из самых плодотворных периодов в русской культуре. Это всплеск новаций и развитие традиций в живописи, музыке, литературе, это масса новых имен, течений, направлений, объединений. В это время жили и творили такие художники, как М. Врубель, В. Борисов-Мусатов, Р. Фальк, А. Лентуллов, возникало множество творческих объединений художников. В это время создавали свои музыкальные произведения такие композиторы, как И. Стравинский, А. Скрябин, С. Рахманинов, Д. Шостакович.

ВЕДУЩИЙ 2: Но, пожалуй, наиболее яркой и богатой страницей культуры этого периода стала поэзия, недаром получившая впоследствии название "поэзии серебряного века". Здесь и символисты с их стремлением к мистике, символам и воплощению впечатлений хаоса от Вселенной. Здесь и акмеисты с их утверждением высочайшей самоценности земного бытия. Здесь и футуристы с их "пощечиной общественному вкусу", с их эпатажем общества. Вспомним: "Пускай судьба лишь жалкая издевка, душа — кабак, а небо — рвань…" (Бурлюк)

ВЕДУЩИЙ 1: Перед нами длительная череда имен и трагических судеб. Александр Блок и Марина Цветаева, Дмитрий Мережковский и Константин Бальмонт, Валерий Брюсов и Николай Гумилев, Анна Ахматова и Осип Мандельштам. Игорь Северянин, Борис Пастернак, Велимир Хлебников, Иван Бунин — всех перечислить сейчас невозможно, да и, пожалуй, не нужно.

ВЕДУЩИЙ 2: Творчество поэтов "серебряного века" сложно и неоднозначно. Символисты пытались познать запредельную суть мира, отсюда интерес к мистическому. Для символистов характерно было обострённое внимание к внутреннему миру человека, его душе. Главный принцип символизма – двоемирие. Смотреть сквозь что-либо – значит быть символистом. Символизм – это искусство ИНОГО.

 ВЕДУЩИЙ 1: Выделяют 2 группы, два поколения русских символистов.

Старшие символисты:  Дмитрий Мережковский и его жена Зинаида Гиппиус – основатели одного из самых модных поэтических салонов начала века.

Дмитрий Мережковский

Я хочу, но не в силах любить я людей:

Я чужой среди них; сердцу ближе друзей —

Звезды, небо, холодная, синяя даль

И лесов, и пустыни немая печаль…

Зинаида Гиппиус

Поверьте, встречи нет случайной,-

Как мало их средь суеты!

И наша встреча дышит тайной,

Как апельсинные цветы.

Фёдор Сологуб

Люди такие презренные,

Дело такое ничтожное,

Мысли – всегда переменные,

Счастье – всегда невозможное…

Сердце тревожное робко болит,-

Чуждое, ложное в жизни томит.

Константин Бальмонт

Я — изысканность русской медлительной речи,

Предо мною другие поэты — предтечи,

Я впервые открыл в этой речи уклоны,

Перепевные, гневные, нежные звоны.

Кстати, знайте, что я из-за каприза одной женщины поддерживал произношение моей фамилии с ударением на конечном слоге – БальмОнт. Мой отец произносил – БАльмонт. Это же ударение приводят и энциклопедические словари.

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ

ВЕДУЩИЙ 2: Несомненно, в центре блестящей плеяды поэтов "серебряного века" стоит Александр Блок.

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ
М. Горький сказал о Блоке: "Настоящий, волею божьей поэт и человек бесстрашной искренности". Путь А. Блока был труден и полон противоречий. Свой поэтический путь он начал как символист. К этому периоду принадлежит знаменитый цикл "О прекрасной даме", "Незнакомка".

Блок: В ресторане

Никогда не забуду (он был или не был,

Этот вечер): Пожаром зари

Сожжено и раздвинуто бледное небо,

И на желтой заре — фонари.

Я сидел у окна в переполненном зале.

Где-то пели смычки о любви.

Я послал тебе черную розу в бокале

Золотого, как небо, аи.

 Ты взглянула. Я встретил смущенно и дерзко

Взор надменный и отдал поклон.

Обратясь к кавалеру, намеренно резко

Ты сказала: "И этот влюблен".

 И сейчас же в ответ что-то грянули струны,

Исступленно запели смычки…

Но была ты со мной всем презрением юным,

Чуть заметным дрожаньем руки…

 Ты рванулась движеньем испуганной птицы,

Ты прошла, словно сон мой легка…

И вздохнули духи, задремали ресницы,

Зашептались тревожно шелка.

 Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала

И, бросая, кричала: "Лови!.."

А монисто бренчало, цыганка плясала

И визжала заре о любви.

Звучит романс Фалика "Незнакомка" (Слова А. Блока)

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ

ВЕДУЩИЙ 1: В своем творчестве он всегда был честным и мужественным. Каждое его стихотворение — это страница большой книги, тема которой — жизнь.

ВЕДУЩИЙ 2: По силе дарования, страстности отстаивания своих воззрений, по глубине проникновения в жизнь Блок — один из российских поэтов, которые составляют гордость и славу русской литературы. Великое богатство тем, проблем, настроений, переживаний воплощает он в своих стихах. Особый мотив его творчества — постижение истины, современности, человеческих отношений, души.

 ЧТЕЦ:

О, Весна без конца и без краю —

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

 Принимаю тебя, неудача,

И удача, тебе мой привет!

В заколдованной области плача,

В тайне смеха — позорного нет!

 Принимаю бессонные споры,

Утро в завесах темных окна,

Чтоб мои воспаленные взоры

Раздражала, пьянила весна!

 Принимаю пустынные веси

И колодцы земных городов!

Осветленный простор поднебесий

И томления рабьих трудов!

 И встречаю тебя у порога —

С буйным ветром в змеиных кудрях,

С неразгаданным именем бога

На холодных и сжатых губах…

 Перед этой враждующей встречей

Никогда я не брошу щита…

Никогда не откроешь ты плечи…

Но над нами — хмельная мечта!

 И смотрю, и вражду измеряю,

Ненавидя, кляня и любя:

За мученья, за гибель — я знаю —

Все равно: принимаю тебя!

Звучит романс А. Вертинского "В голубой, далекой спаленке" (Слова А. Блока)

ВЕДУЩИЙ 2: Осип Эмильевич Мандельштам. Едва ли сыскать в истории русской литературы поэта, судьба которого была бы столь же трагична, как судьба Мандельштама

…… Это был человек открытый, радостно идущий навстречу людям, не умевший ловчить, притворяться, а тем более лгать. Никогда он не хотел торговать своим даром, предпочитая сытости и комфорту свободу: благополучие не было для него условием творчества. Несчастий он не искал, но и за счастьем не гнался. "Почему ты вбила себе в голову, что обязательно должна быть счастливой?" – говорил он, отвечая на упреки жены. Он искренне пытался вписаться в новую жизнь, вслушиваться в голос будущей жизни, но постепенно ощущал ее противодействие себе. Не раз оказывался он на грани гибели. Так было, когда в 1919 году, спасаясь от голода, поэт уехал из Москвы; дважды по нелепым обвинениям Мандельштама арестовывали белые, и только благодаря счастливым обстоятельствам ему удалось спастись. Он не стал изворачиваться и в 1934 году, арестованный по обвинению в авторстве стихов, где были сказаны неслыханно резкие слова в адрес Сталина, не подумал хитрить, тем самым подписав себе смертный приговор.…

Мандельштам:

Уходят вдаль людских голов бугры,

Я уменьшаюсь там – меня уж не заметят,

Но в книгах ласковых и в играх детворы

Воскресну я сказать, что солнце светит.

ВЕК

Век мой, зверь мой, кто сумеет

Заглянуть в твои зрачки

И своею кровью склеит

Двух столетий позвонки?

Кровь-строительница хлещет

Горлом из земных вещей,

Захребетник лишь трепещет

На пороге новых дней.

Тварь, покуда жизнь хватает,

Донести хребет должна,

И невидимым играет

Позвоночником волна.

Словно нежный хрящ ребенка,

Век младенческий земли –

Снова в жертву, как ягненка,

Темя жизни принесли.

Чтобы вырвать век из плена,

Чтобы новый мир начать,

Узловатых дней колена

Нужно флейтою связать.

Это век волну колышет

Человеческой тоской,

И в траве гадюка дышит

Мерой века золотой.

И еще набухнут почки,

Брызнет зелени побег,

Но разбит твой позвоночник,

Мой прекрасный жалкий век!

И с бессмысленной улыбкой

Вспять глядишь, жесток и слаб,

Словно зверь, когда-то гибкий,

На следы своих же лап.

Кровь-строительница хлещет

Горлом из земных вещей

И горящей рыбой мещет

В берег теплый хрящ морей.

И с высокой сетки птичьей,

От лазурных влажных глыб

Льется, льется безразличье

На смертельный твой ушиб.

1922

ВЕДУЩИЙ 1. В памяти тех, кто знал Мандельштама, он остался образцом человека, мужественно исполнившего свой долг и потому никогда не утратившего чувство собственного достоинства. В этом убеждают и его стихи, рожденные счастьем жить на земле, глубокими раздумьями о времени и человеке, трагическими метаниями в предчувствии настигающей его гибели. Они всегда глубоко человечны, одаривают читателя радостью встречи с истинным – высоким и прекрасным! – искусством:

{PAGEBREAK}

ВЕДУЩИЙ 1: А вот стихотворение совсем другого плана:

Будем как солнце! Забудем о том,

Кто нас ведет по пути золотому,

Будем лишь помнить, что вечно к иному,

К новому, к сильному, к доброму, к злому,

Ярко стремимся мы в сне золотом.

Будем молиться всегда неземному

В нашем хотенье земном!

ВЕДУЩИЙ 2: Это стихотворение одного из основоположников символизма — Константина Бальмонта.

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ

 Блок говорил о нем: "Когда слушаешь Бальмонта — слушаешь весну". И действительно, в поэзии его мы и сегодня находим упоение жизнью, ее весной, ее цветением, ее красотой. Юношеская одухотворенность, надежда, радость бытия звучат в его стихах.

Бальмонт:

Сквозь сеть алмазную зазеленел восток.

Вдаль по земле, таинственной и строгой,

Лучатся тысячи тропинок и дорог.

О, если б нам пройти чрез мир одной дорогой!

 Все видеть, все понять, все знать, все пережить,

Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,

Пройти по всей земле горящими ступнями,

Все воспринять и снова воплотить.

Звучит романс С. Рахманинова "Островок" (Слова К. Бальмонта)

ВЕДУЩИЙ 1: Перед нами еще один поэт Масимилиан Волошин, который был не просто талантливым поэтом, незаурядным художником, но и оригинальной личностью.

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ

Одной из главных черт его поэтического облика является неразрывность его лирического и личностного мира, полное соответствие его стихотворных деклараций образу жизни и поведения. Виртуоз формы, ювелирно оттачивавший свои строфы, Волошин дал классические образцы сонетов. Это редкий мастер лирического пейзажа и стихотворного портрета.

Масимилиан Волошин:

НА ПАЛАТИНЕ

Измучен огненной жарой,

Я лег за камнем на горе,

И солнце плыло надо мной,

И небо стало в серебре.

 Цветы склонялись с высоты

На мрамор брошенной плиты,

Дышали нежно, и была

Плита горячая бела.

 И ящер средь зеленых трав,

Как странный и большой цветок,

К лазури голову подняв,

Смотрел и двинуться не мог.

 Ах, если б умер я в тот миг,

Я твердо знаю, я б проник

К богам, в Элизиум святой,

И пил бы нектар золотой.

А рай оставил бы для тех,

Кто помнит ночь и верит в грех,

Кто тайно каждому стеблю

Не говорит свое "люблю".

ВЕДУЩИЙ 2: Максимилиан Волошин — поэт — интеллектуал, без творчества которого представление о поэзии начала ХХ века будет неполным.

Звучит песня Д. Тухманова "Я мысленно вхожу в Ваш кабинет" (на слова М. Волошина)

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ

ВЕДУЩИЙ 2: 1913 год. Появилась новая литературная группа и новое направление: АКМЕИЗМ. Акмеисты воспевали здешний, реальный мир. Если символизм был искусством ИНОГО, то АКМЕИЗМ – искусство ЭТОГО. Наиболее отчётливо принципы акмеизма проявились в творчестве поэтов: Николая Гумилёва и Анны Ахматовой.

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ

"Поэт-рыцарь", "поэт-воин", представитель такого направления — Николай Гумилев.

Выходят Николай Гумилев и Анна Ахматова

"…Ему не чужды были старые, смешные ныне предрассудки: любовь к Родине, сознание живого долга перед ней и чувство личной чести… Он писал стихи, насыщенные терпкой прелестью, овеянные ароматами высоких гор, жарких пустынь, далеких морей и редких цветов, прекрасные, полнозвучные, упругие стихи, в которых краткая и емкая форма вмещает гораздо больше, чем сказано. Странствующий рыцарь, аристократический бродяга — он был влюблен во все эпохи, страны, профессии и положения, где человеческая душа расцветает в дерзкой героической красоте." Так сказал о Н. Гумилеве писатель Куприн.

Николай Гумилев:

Когда из темной бездны жизни

Мой гордый дух летел, прозрев,

Звучал на похоронной тризне

Печально-сладостный напев.

И в звуках этого напева,

На мраморный склоняясь гроб,

Лобзали горестные девы

Мои уста и бледный лоб.

И я из светлого эфира,

Припомнив радости свои,

Опять вернулся в грани мира

На зов тоскующей любви.

И я раскинулся цветами,

Прозрачным блеском звонких струй,

Чтоб ароматными устами

Земным вернуть их поцелуй.

Звучит романс А. Вертинского на слова Н. Гумилева в исполнении Б. Гребенщикова "Китайская акварель"

ВЕДУЩИЙ 1: О ней говорили — "вторая великая поэтесса после Сапфо". Это Анна Ахматова. Анна Андреевна Ахматова была сразу признана поэтами и критиками, миновав "ученический" период. Дебютировав со сборником "Вечер", она заявила о себе как серьезный поэт, а не "скучающая супруга поэта, играющая в стихи. Неотъемлемой частью творчества поэтессы является любовная лирика. Она действительно вписала в великую Книгу Любви новые страницы. Могучие страсти, бушующие в сжатых до алмазной твердости ахматовских любовных миниатюрах всегда изображались ею с величайшей психологической глубиной и точностью". В этом смысле Анна Андреевна превзошла популярность своего знаменитого мужа — "рыцаря серебряного века" Николая Гумилева.

Ахматова.

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу,

Когда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины желто-красной,

Слагаю я веселые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь

Пушистый кот, мурлыкает умильней,

И яркий загорается огонь

На башенке озерной лесопильни,

Лишь изредка прорезывает тишь

Крик аиста, слетевшего на крышу.

И если в дверь мою ты постучишь,

Мне кажется, я даже не услышу.

ВЕДУЩИЙ 2: В поэзии Ахматовой находим отклики и на события современности, особенно политические. Особое место среди этих откликов занимают стихи, написанные вскоре после Октябрьской революции. В стихотворении "Когда в тоске самоубийства…" (1917), которое в поздней редакции начинается строкой "Мне голос был. Он звал утешно…", открыто говорится о неприятии поэтессой революционных событий, но одновременно с этим – о невозможности оставить Родину, оказаться вдали от нее в дни испытаний.     

Анна Ахматова

А ты теперь тяжелый и унылый,

Отрекшийся от славы и мечты,

Но для меня непоправимо милый,

И чем темней, тем трогательней ты.

Но разве я к тебе вернуться смею?

Под бледным небом родины моей

Я только петь и вспоминать умею,

А ты меня и вспоминать не смей.

Так дни идут, печали умножая.

Как за тебя мне Господа молить?

Ты угадал: моя любовь такая,

Что даже ты не смог ее убить."    

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ

Звучит песня Д. Тухманова "Смятение" (Слова А. Ахматовой)

 ВЕДУЩИЙ 2: Лирика Ахматовой безраздельно принадлежит своей эпохе, вобрала ее в себя. Время щедро одарило ее счастьем и горем, восторженным вниманием поклонников ее таланта и несправедливо суровыми обвинениями во враждебности ее музы народу, радостью дружбы и чувством горестного одиночества.

ВЕДУЩИЙ 1: В 1935 году был арестован сын Ахматовой Лев Николаевич Гумилев. Анна Андреевна провела семнадцать месяцев в тюремных очередях (сын арестовывался трижды – в 1935, 1938 и 1949 годах). Вместе со всем народом переживала поэтесса трагедию сталинских репрессий. И когда одна из женщин, стоявших рядом с ней, спросила шепотом: "А это вы можете описать?", Ахматова ответила: "Могу".

Так рождались стихотворения, вместе составившие "Реквием". Цикл "Реквием" не существует в поэзии поэтессы изолированно. Мир поэзии Ахматовой – мир трагедий. Мотивы беды, трагедии в ранней поэзии воплощаются как мотивы личные.Несравненный психологизм, напряженные драматические чувства ее лирики ставят поэтессу в один ряд с величайшими русскими мастерами слова от Пушкина до Блока.

ВЕДУЩИЙ 1:

Звучит романсА. Вертинского "Сероглазый король" в исполнении Б. Гребенщикова (Слова А. Ахматовой)

 ВЕДУЩИЙ 2: Еще одна талантливая поэтесса, еще одна трагическая судьба. Марина Цветаева.

Я — голос Ваш, жар Вашего дыханья,

Я — отраженье Вашего лица.

Напрасных крыл напрасны трепетанья

Ведь все равно я с вами до конца.

( "Многим" А. Ахматова)

ВЕДУЩИЙ 1: Поэтом вне направлений являлась Марина Цветаева. Но она поэтесса Серебряного века. Марина Цветаева оставила значительное творческое наследие: книги лирических стихов, семнадцать поэм, восемнадцать стихотворных драм, автобиографическую, мемуарную, и историко-литературную прозу, в том числе эссе и философско-критические этюды. К этому надо добавить большое количество писем и дневниковых записей. Имя Марины Цветаевой неотделимо от истории отечественной поэзии. Сила ее стихов – не в зрительных образах, а в завораживающем потоке все время меняющихся, гибких, вовлекающих в себя ритмов.

Марина Цветаева:

Я счастлива жить образцово и просто:

Как солнце — как маятник — как календарь.

Быть светской пустынницей стройного роста,

Премудрой — как всякая Божия тварь.

Знать: Дух — мой сподвижник, и Дух — мой вожатый!

Входить без доклада, как луч и как взгляд.

Жить так, как пишу: образцово и сжато, —

Как Бог повелел и друзья не велят.

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ

ВЕДУЩИЙ 1: В ее поэзии — любая страница — это атмосфера душевного горения, безмерности чувств, острейших драматических конфликтов. Ее стихи узнаешь безошибочно по особому распеву, неповторимым ритмам, интонации. Они напоминают маленькие музыкальные пьесы, которые завораживают потоком гибким, постоянно меняющимся ритмом. Интонационный строй передает всю сложную, порой трагическую гамму чувств поэтессы. В стихах Марины Цветаевой мы найдем склонность к перевоплощению, ее лирические героини предстают перед нами в самых разных, часто необычных ликах.

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ

Марина Цветаева:

Имя твое — птица в руке,

Имя твое — льдинка на языке,

Одно-единственное движенье губ.

Имя твое — пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

 Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В легком щелканье ночных копыт

Громкое имя твое гремит.

И назовет его нам в висок

Звонко щелкающий курок.

 Имя твое, — ах, нельзя! —

Имя твое — поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век.

Имя твое — поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток.

С именем твоим — сон глубок.

ВЕДУЩИЙ 2:

Звучат песни А. Пугачевой "Мне нравится" (Слова М. Цветаевой), А. Петрова "Под лаской плюшевого пледа"

ВЕДУЩИЙ 1: Совершенно иным направлением в поэзии стал футуризм, Характер поэзии футуристов своеобразен, не похож на стихи других поэтов. Им был присущ футуристический эпатаж, склонность к неологизмам, бесспорный дух новаторства. Одними из представителей футуризма  являлись Игорь Северянин, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников. На стихах футуристов лежит печать экстравагантности, написаны они в раскачивающихся, баюкающих ритмах, насыщены иностранными словами и словообразованиями. Однако мастерство и талант поэтов очевидны. 

 На сцену вразвалочку входят « футуристы»

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ

Игорь Северянин

ВЕДУЩИЙ 2: "Я – поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу", – так начинает поэт свою автобиографию, так и прожил поэт свою короткую, но удивительно насыщенную, яркую жизнь. "Жизнь прекрасна и удивительна!" – таков мотив послеоктябрьского творчества Маяковского. Но, подмечая в жизни ростки нового, прекрасного, поэт не устает напоминать, что еще "очень много разных мерзавцев ходит по нашей земле и вокруг". Не каждое стихотворение выдерживает проверку временем. Но в творчестве Маяковского господствует мысль о бессмертии созданного в трудах, вера в разум и благодарность потомкам.

Ведущий 1: Как бы ни была трагична личная судьба Маяковского, в истории всемирной литературы трудно указать пример такого удивительного соответствия между эпохой, ее характером и личностью поэта, сущностью его таланта, как бы созданного историей для того времени, когда он жил и говорил.

Владимир Маяковский:

Читающим наше Новое

Первое Неожиданное.

Только мы – лицо нашего времени.

Рог времени трубит нами в словесном искусстве.

Прошлое тесно.

Академия и Пушкин непонятнее иероглифов.

Бросить Пушкина, 

Достоевского, Толстого и прочих, и прочих

с Парохода Современности.

***

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ.

А вы ноктюрн сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб?

Вместе: С высоты небоскребов мы взираем на ваше ничтожество. ( Жест в сторону символистов и акмеистов)

( уходят и садятся за стол футуристов)

ВЕДУЩИЙ 2:   Как поэт, Северянин находит себя в 1907 году, когда определил свое место в жизни: «Не изменяй намеченной тропы, и помни: кто, зачем и где ты».

….

Ведущий 1. Тема родины для Северянина была главной. Проникновенны стихи о родной земле, о трагедии народа, которому досталась нелегкая судьба. Северянин скорбит вместе с Россией, пропуская через свое сердце все боли, все радости ее. «Моя безбожная Россия, пишет поэт, священная моя страна». Он верит в великое будущее России, недаром он называет родину «крылатой».

ВЕДУЩИЙ 2:   Во многих стихах Северянина сквозит ирония. Ирония к самому себе, к своему времени, к людям, которые его окружали. Поэт испытывает страх при мысли о том, что эгоизм по отношению к России приведет в никуда: «И вот мы остались без Родины, и вид наш и жалок и пуст…»

Он обращается к темам подлинной человеческой любви и гармонии ее с природой:

Северянин.

Не устыдись, склонив свои колени,

Благодарить в восторге небеса,

Что зришь еще один расцвет сирени

И слышишь птиц весенних голоса.

Земля цветет, вчера еще нагая,

Цветет душа, ее цветам внемля.

Находит в сердце радость всеблагая.

Ценой бессмертья смертная земля!

Один лишь раз живя на этом свете

И ощущая землю только раз,

Забудь о судьбах будущих столетий:

Вся жизнь твоя в лучах раскрытых глаз.

Звучит романс А. Вертинского "В бразильской гавани" (Слова И. Северянина)

ВЕДУЩИЙ 2:   В юности примкнул к футуристам и Борис Пастернак

Пастернак занял в русской поэзии место значительного и оригинального лирика, замечательного певца русской природы. Его ритмы, образы и метафоры влияли на творчество многих советских поэтов. Пастернак — выдающийся мастер перевода. Им переведены произведения поэтов Грузии, трагедии Шекспира, «Фауст» Гёте.

Зимой 1945/46 г. Пастернак начал реализацию своего главного замысла — романа "Доктор Живаго" (предварительное название — "Мальчики и девочки"). В эти годы и позже активно занимается переводами трагедий Шекспира, "Фауста" Гете, грузинских лириков.

                                          (выходит чтец)

Борис Пастернак:

Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

Цель творчества самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,

Так жить, что бы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы

В судьбе, а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги,

Как прячется в тумане местность,

Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

Ведущий 1: 1950-е годы стали для писателя временем тяжелых испытаний. Предложенный для публикации журналу "Новый мир" роман "Доктор Живаго" был отвергнут редакцией. После издания его за рубежом (1957) и присуждения автору Нобелевской премии (1958) началась травля писателя, как в официально-литературных, так и в политических кругах вплоть до требования выдворения его за пределы страны. Вне России Пастернак себя не мыслил, что и побудило его отказаться от Нобелевской премии.

После перенесенного инфаркта поэт умер

Звучит фонограмма

ВЕДУЩИЙ 2: Поэты Серебряного века! А не потому ли и назван этот век серебряным, что звон голосов поэтов через толщу лет, месяцев, дней до си пор до нас доносится, причем все громче и громче.

 

1 ведущий: Трагично сложилась судьба поэтов Серебряного века. 1917 год. Прозвучал революционный набат. Разгорался пожар революции и гражданской войны.

                                           Звучит « Реквием» Моцарта

 

 На фоне музыки звучат слова ведущих  

2 ведущий:

Умерла вдали от родины Зинаида Гиппиус.

1 ведущий:

Расстрелян Николай Гумилев.

2 ведущий:

Умерли на чужбине Игорь Северянин и Константин Бальмонт.

1 ведущий:

Повесилась Марина Цветаева.

2 ведущий:

Умер от нервного истощения Александр Блок.

1 ведущий:

Расстрелян Николай Гумилев.

2 ведущий:

Умер в застенках ГУЛАГа Осип Мандельштам.

1 ведущий:

                  Повесился Сергей Есенин.

2 ведущий:

Застрелился Владимир Маяковский.

  

1ведущий: Поэзия "серебряного века" прошла большой путь. Несомненно, в своем развитии она обогатила русскую культуру, забросила свои семена в будущее. Удивительный пласт "поэзии Серебряного века", пусть и отодвинутый временем, излучает свою энергию и сейчас.

Звучит музыка Свиридова “Метель”.

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ

Добавить комментарий