Неделя Дата Урок № 11
Тема урока Школьные правила
Сквозная тема Моя школа
Ссылка на подраздел программы 1.2. Школа и школьное сообщество
Общая цель 2.1.2.3. Объяснять коллективные, групповые и межличностные нормы поведения в школьном сообществе
Ожидаемые результаты
Учащиеся:
− действуют по составленному плану, заданиям учителя, инструкциям учебника и рабочей тетради;
− извлекают нужную информацию из текста и иллюстраций учебника по заданию учителя;
− знают и объясняют, что такое правила поведения, для чего они предназначены;
− сравнивают свое поведение с поведением сверстников, понимают, что действия человека влияют как на самого человека, так и на других людей;
− рефлексируют свои достижения на уроке;
− пополняют свой словарный запас словами: тәртіп – поведение – behavior; жауапкершілік – ответственность – responsibility.
Критерии успешности
Учащийся достиг цели, если может:
− самостоятельно действовать по заданиям учителя, инструкциям учебника и рабочей тетради;
− извлекать нужную информацию из текста и иллюстраций учебника;
− аргументировать свое мнение о важности правил поведения в школе и сам соблюдает их;
− сравнить свое поведение с поведением одноклассников, понимая, что действия человека влияют как на самого человека, так и на других людей;
− понимать и выполнять учебную задачу урока;
− рефлексировать свои достижения на уроке;
− активно участвовать в парной и групповой работе.
Учащийся стремится достичь цели обучения, если:
− действует по составленным учителем плану, заданиям, инструкциям учебника и рабочей тетради;
− извлекает нужную информацию из текста и иллюстраций учебника по заданию учителя;
− понимает, что в жизни школьника существуют определенные нормы поведения;
− называет правила поведения в школе, осознает их важность и стремиться им следовать;
− понимает учебную задачу урока, стремится ее выполнить, рефлексирует свои достижения на уроке.
Тип урока Комбинированный
Форма урока Рассуждение
Методы и приемы обучения Беседа, работа с учебником и тетрадью, работа в паре, самостоятельная работа, дидактическая игра
Ресурсы Для учителя: персональный компьютер, экран, мультимедийный проектор, электронное приложение, таблички со словами тәртіп – поведение – behavior; жауапкершілік – ответственность – responsibility, сюжетные картинки по теме, воздушный шар, конверты с заданиями для групповой работы.
Для ученика: учебник, рабочая тетрадь, ладошки из цветной бумаги.
Ключевые слова и идеи Школьник, школьница. Урок, перемена, школьное общество, правила поведения, обязанности.
Ход урока
Время Этапы урока Действия учителя Действия ученика
2 мин Организационный этап
Создание положительного эмоционального настроя «Желаю вам». (Выполняется в кругу под музыку.)
– У учителя в руках шарик. Он передает шарик другим. Дети должны что-то пожелать друг другу. Начать предложение словами «Я желаю тебе…».
Учитель предлагает детям взяться за руки.
– Почувствуйте, как вам стало тепло.
– Подарите улыбку друг другу.
Деление на группы по цвету фишек, полученных перед началом урока.
Проговаривают девиз урока:
Мы – умные! Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Все у нас получится! К. Участники становятся в круг. Выполняют, то что сказал учитель.
Ф. Учащиеся хором проговаривают девиз урока.
5 мин Этап постановки цели урока перед учащимися (К) Стартер-задание.
Просмотр видеоролика «Наша школа».
– О чем фрагмент, который вы посмотрели?
– Ребята, запишите пожалуйста, в центре листа ключевое слово нашей темы. В данной случае это слово «школа». А вокруг напишите слова, которые приходят вам на ум в связи с тем, что дает вам школа.
Ученики называют слова, в которых раскрывается понятие «школа».
– Вторым рядом и ручкой другого цвета напишите, какие бывают школы.
– Что объединяет все эти учебные заведения?
В нашей стране есть разные виды школ: средние общеобразовательные, начальные, основные, школы с углубленным изучение какого-либо предмета, гимназии, школы развивающего обучения, но все эти школы выполняют одну задачу – дают знания детям.
– Без чего не сможет работать ни одна школа?
– Чтобы ответить на этот вопрос, нужно все рисунки, размещенные в классе, распределить по группам.
– Рассмотрите внимательно рисунки на доске. На какие группы их можно разделить?
1) Поведение в школе.
2) Поведение на улице.
– Каких картинок больше?
– Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить?
– Тема нашего разговора, как вы уже догадались, «Правила поведения в школе».
– Каковы же цели урока? (На доске: объяснять коллективные, групповые и межличностные нормы поведения в школьном сообществе.)
– В каком случае мы сможем достичь цели обучения?
Ф. Отвечают, записывают, слушают.
Ф. Рассматривают рисунки, размещенные в классной комнате, распределяют по группам.
Ф. Читают с доски тему урока. Высказывают свои предположения.
13 мин
11 мин
Этап усвоения новых знаний
Этап проверки понимания нового материала Актуализирует правила работы в группе.
– Чтобы достичь цели, вы будете работать в группах. Мы назовем их исследовательскими.
Давайте вспомним правила работы в группе (учащиеся могут вспомнить правила работы в группе сами, либо учитель предлагает прочитать со слайда):
• выслушивать до конца своих товарищей, не перебивать;
• вежливо и доброжелательно обращаться со своими товарищами по группе;
• помогать друг другу в группе, если возникнут проблемы;
• серьезно относиться к полученному заданию, испытывать чувство ответственности не только за свои успехи, но и за успехи своих товарищей по группе;
• работать активно, дружно, но без лишнего шума.
Распределение обязанностей по группам.
В каждой группе назначаются свои редакторы, оформители, составители и корректоры. Каждая группа получает конверт с изображением: весов правосудия, школы, мяча и скакалки.
1 группа работает с «Толковым словарем» и объясняет значение слов «нарушитель» и «закон». А также расскажут о том, как возникли наши законы. Подумают и напишут 6 прав, которыми, по их мнению, должны обладать все дети.
Группы 2 и 4 работают над проектом «Моя школа».
Группы 3 и 5 составляют правила поведения в школе и пытаются решить ситуацию, изложенную в конверте.
Самостоятельная работа в группах.
После того как дети получили задания, каждая группа выполняет свое. Оформляют группы свой материал на листах ватмана с использованием рисунков и иллюстраций. Во время работы групп звучит негромкая мелодичная музыка для создания фона.
Физкультминутка.
Пусть хлопнут в ладоши самые веселые!
Пусть подпрыгнут самые трудолюбивые!
Пусть присядут самые аккуратные.
Повернутся вокруг себя – самые добрые.
Прошагают – самые болтливые!
Презентация групп. Защита 1-й группы:
– Чтобы не было нарушений, люди издали законы. И сейчас мы вам расскажем, что такое законы и как они возникли.
Толкование слов из словаря или энциклопедии:
Закон – нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Обладает высшей юридической силой.
Правонарушение – виновное, противоправное действие, совершенное человеком. Правонарушения делятся на преступления и проступки (гражданские, правовые, административные).
– Знаете ли вы, что у вас с самого рождения есть права, которые защищает самая главная организация нашей планеты – ООН (Организация Объединенных Наций)? Все права ребенка записаны в очень серьезном документе – Конвенции о правах ребенка.
Основные права детей:
• Право на образование.
• Право на охрану здоровья.
• Право на отдых и досуг.
• Право на личную жизнь.
• Право свободно выражать свое мнение.
• Право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту.
• Право свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством.
Защита 2 и 4-й групп:
Учащиеся данных групп представляют свои проекты, в которых они отражают свое видение школы будущего или школы своей мечты.
– Какие будут в школе учителя.
– Какие будут в школе ученики.
– Что я желаю своей школе (дети пишут на стикерах пожелания своей школе).
Защита 3 и 5-й групп
Учащиеся данных групп представляют правила поведения в школе и дают рекомендации по решению предложенной ситуации.
Перемена, перемена,
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова,
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним бо-о-льшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
…Он за 5 минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил три подножки
Ваське, Кольке и Сережке,
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом.
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил.
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи –
Словом,
Сделал все, что мог!
Ну а тут – опять звонок…
Вова в класс плетется снова.
Бедный! Нет лица на нем.
– Ничего, – вздыхает Вова, –
На уроке отдохнем!
– Какие ошибки в поведении допустил Вова? Сосчитайте.
– Продуктивна ли такая перемена? Как надо отдыхать во время перемены?
Физкультминутка. Игра «И я».
Если я назову правильный поступок, скажите «И я». Если неправильный – молчите. Готовы?
– Я в школу прихожу аккуратно одетый.
– Я все школьные вещи содержу в порядке.
– Я в школу прихожу вовремя.
– Я, войдя в школу, толкаюсь, спешу опередить всех.
– Я всегда здороваюсь, когда вхожу в класс.
– Я никогда не здороваюсь со взрослыми в школе.
– Я всегда здороваюсь со взрослыми при встрече.
– Я всегда благодарю за помощь.
– Я всегда отнимаю игрушку у товарища.
– Я всегда перебиваю говорящего.
– Я всегда навожу порядок на столе.
– Я всегда помогаю товарищу.
– Я всегда ябедничаю.
– Я бегаю по коридору сломя голову.
Я вижу, что вы знаете правила поведения в школе.
Вводит новые слова.
– Ребята, обратите внимание на новые слова. Послушайте, как они звучат на казахском и английском языках. Произносит: тәртіп – поведение – behavior; жауапкершілік – ответственность – responsibility.
Организует работу в паре по заданию тетради, с последующим обсуждением в классе. Задание «Допиши словечко».
На уроке будь старательным, будь спокойным и … (внимательным).
Говорите четко, внятно, чтобы было все … (понятно).
Если хочешь отвечать, надо руку … (поднимать).
На математике считают, на перемене … (отдыхают).
Будь прилежен на уроках, не болтай ты как … (сорока)
Если друг стал отвечать, не спеши … (перебивать).
А помочь захочешь другу, подними спокойно … (руку).
Знай: закончился урок, коль услышал ты … (звонок).
Когда звонок раздался снова, к уроку будь всегда … (готовым).
Чтоб не тревожились врачи, на переменах … (не кричи).
Организует работу с учебником.
Все мы долж¬ны жить так, чтобы окру¬жа¬ю¬щим было легко и при¬ят¬но на¬хо¬дить¬ся рядом с нами. Для этого и были при¬ду¬ма-ны пра¬ви¬ла по¬ве¬де¬ния – как можно себя вести и как нельзя. Школа – общественное место. Здесь взрослым и детям необходимо соблюдать обязательные правила поведения и правила внутреннего распорядка. Многие из них вам известны буквально с самого первого дня в школе.
Прочтите стихотворения и сделайте выводы.
На урок все¬гда при¬хо¬дят во¬вре¬мя.
Ты думал: школа не вок¬зал,
Не страш¬но опоз¬дать?
Но тех, кто в школу опоз¬дал,
Она не ста¬нет ждать.
Хоть без колес устро¬ен класс,
Он да¬ле¬ко уйдет за час.
Ф. Вспоминают и называют правила работы в группе.
Слушают, участвуют в беседе.
Вова допустил 10 ошибок в поведении
Играют в игру.
Ф. Повторяют за учителем новые слова.
И, П. Вспоминают и называют правила работы в паре.
Читают задание и дописывают подходящее по смыслу слово. Сравнивают свои суждения с суждениями других пар.
И. Открывают учебник, читают текст и рассматривают иллюстрации.
Ф. Высказывают собственное мнение о прочитанном.
Слушают, участвуют в беседе.
Со¬блю¬дать это пра¬ви¬ло необ¬хо¬ди¬мо для того, чтобы опоз¬дав-ший уче¬ник не от¬вле¬кал учи¬те¬ля и своих од¬но¬класс¬ни¬ков.
– Почему нельзя опаздывать в школу?
– Что необходимо делать, чтобы не опаздывать в школу?
Чтобы не опаз¬ды¬вать в школу, необ¬хо¬ди¬мо:
1. Со¬блю¬дать режим дня. Ло¬жит¬ся спать не позд¬нее де¬ся¬ти часов ве¬че¬ра.
2. В школу нужно при¬хо¬дить за 15 минут до на¬ча¬ла уро¬ков.
9 мин Этап закрепления нового материала Актуализирует правила работы в группе.
Работа в тетради. «Сокровищница народной мудрости».
– Составьте из двух частей пословицы о культуре поведения.
Вежливым людям открываются все двери.
Правда всего дороже.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
От одного слова да навек ссора.
Скромность красит человека.
По одежде не суди, по делам гляди.
Не говори, что делал, а говори, что сделал.
Кто в нраве крут, тот никому не друг.
У себя как хочешь, а в гостях – как велят.
Друг за друга держаться – ничего не бояться.
О пустяках спорить – дело упустить.
– Смысл какого высказывания непонятен?
– Какая пословица подходит, когда мы говорим о правилах поведения в школе?
Организует работу с электронным приложением.
«Проверь себя». Правила поведения в школе (тест).
1. Что сначала должен сделать учащийся, придя в школу?
А) сразу пройти в класс
Б) снять верхнюю одежду, переобуть уличную обувь и пройти в класс
В) сразу зайти в буфет
2. Какие предметы нельзя приносить с собой в школу?
А) предметы, представляющие опасность для жизни и здоровья окружающих
Б) сотовый телефон, плеер
В) учебники
3. Что является сигналом к началу урока?
А) звонок
Б) будильник
В) часы
4. Что должен сделать учащийся после звонка на урок?
А) уйти домой
Б) начать беседовать с другими учащимися
В) занять свое место, проверив готовность к уроку
5. Что должен сделать учащийся, когда учитель входит в класс?
А) встать
Б) начать разговаривать с друзьями, подругами
В) выйти из класса
6. Что должен сделать учащийся, чтобы задать вопрос учителю?
А) перебить учителя и задать вопрос
Б) поднять руку
В) дождаться конца урока
7. Что должны сделать учащиеся, когда учитель выходит из класса?
А) начать шуметь
Б) начать бегать по классу
В) тихо сидеть
8. Что должны сделать учащиеся после окончания урока?
А) дождаться разрешения учителя покинуть класс, потом собрать свои вещи и навести порядок на парте
Б) сразу начать собирать свои вещи
В) сразу выйти из класса
9. Что нужно сделать после окончания последнего урока?
А) покинуть школу
Б) остаться в классе
В) пойти в столовую
10. Какой документ должен принести учителю учащийся, если он пропустил занятия?
А) медицинскую справку или записку от родителей
Б) записку от самого учащегося
В) страховой полис
11. Когда и где учащийся может принимать пищу?
А) во время урока в классе
Б) в любое время и в любом месте
В) только во внеурочное время и только в специально отведенных местах
12. Когда учащийся имеет право пользоваться мобильным телефоном в школе?
А) во время урока
Б) на переменах
В) никогда
13. Что учащийся должен делать на уроках?
А) отвлекать одноклассников разговорами
Б) разговаривать по мобильному телефону или играть
В) внимательно слушать учителя и выполнять все его задания
14. Какие обязанности выполняет дежурный?
А) обеспечивает порядок в классе
Б) проверяет готовность к уроку других учащихся
В) не пускает других учащихся в класс
15. Может ли учащийся самостоятельно приглашать в школу посторонних лиц?
А) может, но только родственников
Б) может, но только друзей или знакомых
В) нет Ф. Вспоминают и называют правила работы в группе.
Г. Выполняют задание в группе.
Сравнивают результаты работы в паре. Обсуждают.
И. Работают с электронным приложением.
Сравнивают результаты работы. Обсуждают.
2 мин Рефлексия и оценивание Организует оценивание и рефлексивную беседу.
– Что нового вы для себя сегодня открыли?
– Кто доволен своей работой на уроке?
– Что именно вас порадовало?
– Оцените каждый сам свою работу на уроке.
Детям предлагается приклеить к вырезанному кругу желтого цвета ладошки:
урок понравился – желтого цвета;
не понравился – красного;
оставил равнодушным – синего.
Если дети приклеят все ладошки желтого цвета, то получится веселое солнышко. Ф. Отвечают на вопросы.
Оценивание: Рефлексируют собственную деятельность, заполняя тетрадь. Объясняют свой выбор.
1 мин Домашнее задание Объявляет домашнее задание.
– Выполнить задание в рабочей тетради: нарисовать 3 условных знака о поведении в школе: что нельзя делать на уроке и перемене.
2 мин Подведение итогов «Проверь себя».
Составление памятки «Поведение в школе».
– Входя в класс, поздоровайся с учителем и с товарищами.
– В школу приходи до звонка.
– Если опоздал на урок, извинись и попроси разрешения пройти на место.
– Не отвлекай соседа, если хочешь отвечать – подними руку.
– В столовой веди себя тихо, не разговаривай во время еды.
– На перемене играй в спокойные игры.
– Кто из вас соблюдает названные правила?
– Какие новые слова вы выучили?
Ф. Вспоминают и называют правила поведения в школе.