Символика образа жизни в поэтике Магжана Жумабаева и поэтов Серебряного века

                                         С.Ш. Омарова, учитель русского языка и литературы

КГУ «Молодогвардейская средняя школа»

района М. Жумабаева Северо-Казахстанской области

   Магжан Жумабаев – поэт особого дарования, масштаба космического, которому присущ удивительно своеобразный строй мышления, раздвигающий и проникающий за пределы вещественно-осязаемого мира. 

   Поэтический мир Магжана завораживает. Неведомая ранее космогония образов, метафорики, поэтических ассоциаций, причудливое сплетение света и тени, звука и смысла представлены в его стихах, свежесть и красота их оказались неподвластны времени.

   На становление Магжана как яркой поэтической личности оказали  четыре культуры: своя, родная культура, восточная, русская и западная, именно эти культуры питали творчество поэта, помогли ему найти свой путь в большой поэзии.

    Многие произведения свидетельствуют о том, что Магжан Жумабаев был блестящим знатоком не только своей, но и восточной поэзии и истории, русской и западной литературы, что он постоянно находился в гуще духовных исканий своего времени, изучал ведущие философские идеи, развитые в трудах Ф. Ницше, В. Соловьева.

   Поэтическая мысль Магжана предельно насыщена историко-литературными ассоциациями, «в культурном наследии веков» он сумел вобрать в себя все лучшее и неподдельное, выявить тот духовный уровень, который наиболее органично соответствовал состоянию его духа, отвечал движениям ума и души и, конечно, способствовал кристаллизации индивидуального поэтического видения, ориентированного на утверждение высших нравственных этических и эстетических ценностей.

   С возвращением Магжана Жумабаева стало возможным говорить и писать о замалчиваемом долгие годы в казахской литературе художественном направлении – о символизме и символе как богатейшем и результативном слагаемом поэтики. Хотя, надо отметить, что символическое мироощущение – исконно присущая казахскому народу черта это в полной мере отражено в устном словесном творчестве. В толғау, айтысе, ораторском слове, притчах, которые содержат рациональное «зерно» народной философии.

    Символ – это слово-знак, с помощью которого поэт выражает сущность явления и может перекинуть мостик в субъективный мир, в иную реальность. «В поэзии то, что не сказано, мерцает сквозь красоту символа» — так говорил о символе Д. Мережковский.

  Магжан утвердил символ в казахской письменной поэзии близком к пониманию его русскими символистами, — как художественное средство, связующее двоемирие, ими создаваемое, — мир реальный и мир ирреальный.

М. Жумабаев близок к творческой манере стихосложения символистов «младшего поколения» — Андрея Белого, Александра Блока и др. Но сам Магжан испытывал внутреннее тяготение скорее к Блоку.  «Стихи о Прекрасной Даме», воплотившие романтическую мечту молодого Блока об «истинном почитании Вечной Женственности», волновали Магжана и он отразил это в стихотворении «Александр Блок». Солидарный с русским поэтом, обладавшим «вечно юным сердцем», сочувствуя ему, Магжан вместе с тем не мог не сознавать и отрицать закономерно необратимое течение времени, подвергающее все и вся разрушению и тлену. Не минует сия чаша и Прекрасную Даму и на ее пленительном облике оставит свою печаль конечный знак жизни – Старость.

…Что же видит наш Блок?

Старуха стоит перед ним.

Вот тебе идеал,

Вот что ты все искал,

Развеялось это все в дым.

Отсюда и печаль по трагически неизбежному увяданию прекрасного существа, чья красота станет достоянием песен, стихов. Однако Магжан не уходит «в полную отвлеченность» как Блок, в густой туман мистических прозрений. Символизм Магжана закрепил живую динамику жизни, многообразие ее связей и пресечений, устремляясь одновременно вверх, в космические выси.  Он создает ряд стихотворений, образующих своеобразный «огненный» цикл, в котором переплетаются важнейшие вопросы времени.

   В произведениях Магжана мы встречаем астральные образы – Солнце, Огонь, Звезды, Луну. В стихах поэт использует сочетания «огненный поцелуй», «огненный взор», «огненная красота». В ряде стихотворений вместо огня выступают различные словесно-образные вариации, близкие к ним по значению, синонимы пламя, искра, луч, блик, которые служат раскрытию оттенков настроения природы и человека. Интересен образ бабочки. В легкомыслии своем бабочка устремлена к огню, соприкосновение с которым сулит ей гибель, превращение в легкий пепел. Подобный поступок, свершенный не в силу высоких порывов, а вопреки, осуждается поэтом, ибо финал его – никчемная смерть:

…Пусть поспешный бесславен,

Очевидное – плен,

Вместо золота – саван

Ты получишь взамен.

                                  («Бабочка»)

Ассоциативное сходство с огнем вызывает и образ самого поэта: поэт – это пламя, взметнувшееся ввысь, поэт – это огонь, с которым опасны легкомысленные игры и вместе с тем он подобен бабочке, которая улетит, едва отведав аромат цветка:

…Я – поэт, огня приток

Я неба достигаю.

                                             («Юной красавице»)

Глубокий философский смысл обретают поэтические образы: «жизнь – это мост, воздвигнутый на огне, опоры его погружены в огонь», или «без голоса соловей – лишь серая птица, без голоса жизнь – потухший огонь, без огня сердце – пустое место». Огонь – это райский луч, струящийся из далеких глубин небес и озаряющий необычным сиянием своим жизнь народа, почитающего труд, красоту, поэзию, знания. С помощью этих образов огня, солнца поэт развивает одну из основополагающих в своем творчестве идей: это необходимость просвещения народа. Только овладев знаниями, только став просвещенным, народ в состоянии преобразить себя, выйти из мрака к солнцу, к свету, к звездам. Как и Абай, он  не устает звать свой народ к свету, к знаниям, к мировой культуре.

… Другие народы, душой устремясь к небесам,

Ключи подбирают к наукам, иным чудесам.

И, вспыхнув во мраке Звездою, Луной или Солнцем,

Они с высоты дарят свет торжествующий нам…

                                                          («Мой народ»)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Магжан Жумабаев развил в своем творчестве актуальную во все времена тему взаимоотношения Востока и Запада. Свой вариант решения проблемы он выдвигает в стихотворении «Пророк». Эпиграф, взятый из стихотворения Д.С. Мережковского «Дети ночи», предопределяет идейную направленность развиваемой темы. Магжановский «Пророк» содержит взволнованный отклик на высказанную русским поэтом надежду о приходе Солнца-Пророка в мир скорби, в мир теней, с которым в состоянии совладать лишь солнечные лучи — мирные деяния Пророка. Поэтом создается печальная картина сотворения Зла на противоположном полюсе земли. Но оттого мотив огня получает здесь наивысшее напряжение, что огнем представлен Пророк Востока, призванный предотвратить беды, грядущие катастрофы. «Запад объяла тьма», Западом правит сатана, устроивший свистопляску, растоптав лучшие человеческие чувства. Чередование звонких и глухих согласных, наличие свистящих, динамичность создают атмосферу пронзительной скорби, в которой пребывает Запад.

…Я Солнца сын, верней, его зрачок.

Иду я к вам, пылая словно весть,

Рожденный гунном солнечный пророк.

Пророк Магжана обретает как бы реально-зримые черты, конкретно-реальное происхождение. И созидая от имени Солнца, восходящего на конкретном Востоке, Пророк-огонь ведет человечество к миру, к прогрессу, к будущему, к установлению добрососедских отношений между Востоком и Западом.

   Во многом, перекликаясь с русскими символистами, Магжан выстраивает самостоятельную и  глубоко самобытную концепцию мироустройства, где центральными константами являются Поэт и Восток (Огонь и Солнце), утверждающие непрерывность созидательного начала жизни.

 

 

 

Используемая литература:

  1. Магжан Жумабаев. Стихи, проза и литературные исследования. Составитель – Ж. Сулейменов,2006.
  2. Журнал «Молодая гвардия» 1993 г.
  3. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе. XX век.11 класс.- М.: ВАКО,2004
  4. Русская поэзия XIX – XX веков. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»,2004. 

Добавить комментарий