Тип урока: Повторение изученного материала
Цель: Повторить основные способы образования слов в русском языке
Задачи урока:
Обучающая:
Повторить с учащимися способы образования слов в русском языке, научить определять способ образования слова;
Развивающая:
Вырабатывать навык построения словообразовательной цепочки; развивать речь, аналитическое мышление, память, внимание, воображение, творческие способности; развивать умения и навыки учащихся.
Воспитательная:
воспитывать интерес к предмету, аккуратность воспитание мотивов учения , положительного отношения к знаниям.
Тип урока: урок повторения и закрепления полученных знаний.
Формы учебной деятельности: фронтальная, работа с учебником, индивидуальная работа, исследовательская работа.
Методы обучения: исследовательский, словесный, наглядный
Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация, карточки с заданиями .
Эпиграф: Если знаешь части слова, то напишешь их толково
Ход урока:
- Орг. момент
- Вступительное слово учителя, задающее эмоциональный настрой.
…Не можешь оторвать глаз от лесенки слов,
на которой покоится жизнь с ее прошлым,
с ее нынешним пульсом, со взглядом в завтра…
В.Песков
Звенит звонок веселый
Зовет нас на урок.
Такой порядок в школе
Не забывай, дружок.
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись
Тихо сели за свой стол
Начинаем разговор.
Здравствуйте, дорогие ребята! Я желаю вам хорошего настроения. Тема нашего урока «Основные способы образования слов в русском языке». Сегодня мы с вами повторим разные способы образования слов, и вы должны будете принять активное участие в нашем уроке.
Просмотрите и прослушайте небольшой видеоролик.
-Подумайте, какова главная мысль этого видео?
-Что такое добро?
-Какого человека можно считать добрым?
-В чем проявляется добро?
-Какие добрые дела можете вы совершить?
Прекрасные качества есть человечьи, (слайд )
Но самое ценное – добросердечье,
Ибо добро не бывает напрасно,
Всевластно добро, потому и прекрасно.
(из древнеиндийского эпоса «Махабхарата»)
- Основная часть
3.1На доске записаны слова (Слайд )
Предобрый добренький задобрить добросердечие
Каково лексическое значение этих слов?
Предлагаю выполнить разбор данных слов по составу.
Ребята, давайте вспомним основные понятия, касающиеся темы «Состав слова».
- Что такое морфема? (значимая часть слова)
- Какие морфемы вы знаете? (приставка, корень, суффикс, окончание)
- Что такое приставка? Для чего она нужна? (приставка — значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов)
- Что такое суффикс? Для чего он служит? (суффикс – это значимая часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых слов)
- Что такое корень? (корень – главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов)
- Что такое окончание? Для чего оно служит? (окончание – это значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении)
- Итак, почему корень, приставка, суффикс и окончание именуются значимыми частями слова?
- А бывает так, что суффикс управляет корнем? (чередование)
- А приставка может изменить корень? (правописание И\\Ы после приставок)
3.2 Определите, какими способами образованы данные слова.
ü Приставочный
ü Суффиксальный
ü Приставочно-суффиксальный} морфологический способ
Сложение ( соединительной гласной, целых слов) – неморфологический способ
(слайд «Способы образования слов»)
3.3 Работа в группах
Каждой группе даётся текст с заданием.
1 группа Прочитайте текст. Укажите, каким способом образованы выделенные слова. Какое значение выражает суффикс?
Птичка прыгала вокруг ромашки и распевала: «Ах, какая славная мягкая травка! Какой миленький цветочек в серебряном платьице, с золотым сердечком!»
(Г.-Х.Андерсен)
Прочитайте текст. Укажите, каким способом образованы выделенные слова. Какое значение вносят суффиксы?
Жил-был на свете слон. Он жил в зоопарке вместе со своей слонихой и маленьким слонёнком. Папа-слон был очень большой. Мама-слониха была тоже очень большая. И даже слонёнка маленьким никто не называл. Совсем маленькими слоны не бывают.
(Д.Биссет)
Найдите в тексте антонимы.
2 группа Прочитай текст. Определи основную мысль текста. Определи способ образования выделенных слов. Какое значение вносит приставка в слово?
Только мы подошли к лесу, вдруг набежала синяя тучка, из неё посыпался частый дождик. Дождевые капли упали на землю, повисли на траве, на ветвях кустов и деревьев, и в каждой капле заиграло солнце. Это был солнечный дождик.
(По Г.А.Скребицкому)
Почему автор назвал дождик солнечным?
3 группа
Прочитай предложения. Определи способ образования выделенных слов.
1.Кое-где на полянах прыгали и жалобно попискивали птицы. (К.Г.Паустовский) 2.Кешка подпрыгивал от восторга. (Р.П.Погодин) 3. На лесной полянке зацвели подснежники. 4.Наездники гордо красовались на своих скакунах.
Объясни значение слова красовались.
|
Физминутка А теперь представим, детки, 3.4. Распределительное списывание пот командам Слайд Мебельщик, зажужжать, кактусовый, задремать, ледокол, зоркость, зубной, наушники, кресло- кровать, тишь, беззубый, застеклённый 3.4 Предлагаю решить вам шарады. Шарада – это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей – отдельных слов. Сложив вместе отдельные части, получаем искомое слово. Ваша задача – собрать слово и записать в тетрадь. Командам раздаются карточки
3.5. Игра «Сборочный цех» Из данного набор морфем собери как можно больше слов. 1.Груз-, за-, ть-, -и-, по-, -к-, на-, -а, пере-. 2. Ноч-, -ой, -ева, за-, -ой, ть-, -ик, -н-, пере-. 4. Рефлексия. Давайте подведем итог урока. Что мы с вами сегодня повторили? Вам было дано задание составить кластер по способам образования слов. Рефлексия: Спасибо, дети, за урок, за ваше активное участие, мне хотелось бы услышать ваши ответы на вопросы: • удовлетворены ли вы результатами своей работы на уроке? • согласны ли вы со всеми выводами или у вас есть сомнения? • что для вас было самым интересным? • достигли ли вы своей цели на уроке? • хотели бы вы продолжить исследование? 5.Оценивание 6. Напутствие Жили-были на свете Добро и Зло. Добро трудилось день и ночь, старалось сделать как много больше хороших дел людям. Зло же было ленивым, любило поспать, но все равно успевало приносить народу много бед, несчастий и горя. Как-то раз они встретились. Добро выглядело цветущим, улыбалось, его лицо светилось радостью. Зло было изможденным, худым, лицо было серого цвета, щеки ввалились, волосы торчали седыми космами. Зло спросило Добро: «Послушай, как тебе удается так хорошо выглядеть, ведь мы с тобой ровесники?» Добро ответило: «Когда делаешь добрые дела, то они к тебе возвращаются в виде хорошей энергии, поэтому я не знаю усталости и всегда в хорошем настроении. Делай тоже добрые дела людям!» Зло в ответ возразило: «Каждый занимается своим делом. Если мы все будем совершать только добрые поступки, тогда никто не поймёт разницы между злом и добром. Но я всё же постараюсь поменьше творить бед и несчастий, а то я в последнее время что-то совсем плохо себя чувствую. Вот возьму и отменю войну на Востоке». Добро воскликнуло: «Вот и хорошо! Сколько людей останутся целы и невредимы, сколько детей смогут радоваться и веселиться! Давай с тобой дружить!» Но Зло печально улыбнулось, покачало головой: «Нет, нам с тобой дружить нельзя, ведь мы с тобой полные противоположности». На этом они расстались. Вот так и люди: те, кто совершает добрые дела, помогают другим людям — они всегда бодры, веселы, всегда в тонусе, а кто творит нехорошие поступки, пакостит, строит козни — тот постоянно всем недоволен, часто болеет и брюзжит. Старайтесь всем делать добро! Домашнее задание: Подготовить основу для таблицы «Морфемные способы образования слов»; Подготовить карточку для одноклассника, включив в неё 12 слов, образованных разными способами.
|
. |
1 группа Прочитайте текст. Укажите, каким способом образованы выделенные слова. Какое значение выражает суффикс?
Птичка прыгала вокруг ромашки и распевала: «Ах, какая славная мягкая травка! Какой миленький цветочек в серебряном платьице, с золотым сердечком!»
(Г.-Х.Андерсен)
Прочитайте текст. Укажите, каким способом образованы выделенные слова. Какое значение вносят суффиксы?
Жил-был на свете слон. Он жил в зоопарке вместе со своей слонихой и маленьким слонёнком. Папа-слон был очень большой. Мама-слониха была тоже очень большая. И даже слонёнка маленьким никто не называл. Совсем маленькими слоны не бывают.
(Д.Биссет)
Найдите в тексте антонимы.
2 группа Прочитай текст. Определи основную мысль текста. Определи способ образования выделенных слов. Какое значение вносит приставка в слово?
Только мы подошли к лесу, вдруг набежала синяя тучка, из неё посыпался частый дождик. Дождевые капли упали на землю, повисли на траве, на ветвях кустов и деревьев, и в каждой капле заиграло солнце. Это был солнечный дождик.
(По Г.А.Скребицкому)
Почему автор назвал дождик солнечным?
3 группа
Прочитай предложения. Определи способ образования выделенных слов.
1.Кое-где на полянах прыгали и жалобно попискивали птицы. (К.Г.Паустовский) 2.Кешка подпрыгивал от восторга. (Р.П.Погодин) 3. На лесной полянке зацвели подснежники. 4.Наездники гордо красовались на своих скакунах.
Объясни значение слова красовались.
|
Корень извлечь из НАЧИНКИ не сложно, |
Корень тот же, что в слове ОТДАВАТЬ |
|
Корень мой в СКАЗКЕ найдёте, |
В СПИСКЕ вы мой обнаружите корень |
