Способы образования слов

Тип урока:   Повторение изученного материала

Цель:  Повторить основные способы образования слов в русском языке

Задачи урока:

Обучающая:

 Повторить с   учащимися  способы  образования слов в русском языке,     научить определять способ образования слова;

Развивающая: 

Вырабатывать навык построения словообразовательной цепочки; развивать речь, аналитическое мышление, память, внимание, воображение, творческие способности;  развивать умения и навыки учащихся.

Воспитательная:

воспитывать интерес к предмету, аккуратность воспитание мотивов учения , положительного отношения к знаниям.

Тип урока: урок повторения  и  закрепления   полученных  знаний.

Формы учебной деятельности: фронтальная, работа с учебником, индивидуальная  работа, исследовательская работа.

Методы обучения: исследовательский, словесный, наглядный

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация, карточки с заданиями .

Эпиграф: Если знаешь части слова, то напишешь их толково

 

Ход урока:

  1. Орг. момент
  2. Вступительное слово учителя, задающее эмоциональный настрой.

 

…Не можешь оторвать глаз от лесенки слов,
на которой покоится жизнь с ее прошлым,
с ее нынешним пульсом, со взглядом в завтра…

В.Песков

 

 Звенит звонок веселый 
Зовет нас на урок. 
Такой порядок в школе 
Не забывай, дружок. 
Все у парты ровно встали, 
Улыбнулись, подравнялись 
Тихо сели за свой стол 
Начинаем разговор. 

 

Здравствуйте, дорогие ребята!  Я желаю вам хорошего настроения. Тема нашего урока «Основные способы образования слов в русском языке». Сегодня мы с вами повторим разные способы образования слов, и вы должны будете принять активное участие в нашем уроке.

Просмотрите и прослушайте небольшой видеоролик.

-Подумайте, какова главная мысль этого видео?

-Что такое добро?

-Какого человека можно считать добрым?

-В чем проявляется добро?

-Какие добрые дела можете вы совершить?

Прекрасные качества есть человечьи,          (слайд )

Но самое ценное – добросердечье,

Ибо добро не бывает напрасно,

Всевластно добро, потому и прекрасно.

(из древнеиндийского эпоса «Махабхарата»)

  1. Основная часть

3.1На доске записаны слова                         (Слайд )

Предобрый          добренький            задобрить           добросердечие 

Каково лексическое значение этих слов?

Предлагаю выполнить разбор данных слов по составу.

Ребята, давайте вспомним основные понятия, касающиеся темы «Состав слова».

  • Что такое морфема? (значимая часть слова)
  • Какие морфемы вы знаете? (приставка, корень, суффикс, окончание)
  • Что такое приставка? Для чего она нужна? (приставка — значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов)
  • Что такое суффикс? Для чего он служит? (суффикс – это значимая часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых слов)
  • Что такое корень? (корень – главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов)
  • Что такое окончание? Для чего оно служит? (окончание – это значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов  в словосочетании и предложении)
  • Итак, почему корень, приставка, суффикс и окончание именуются значимыми частями слова?
  • А бывает так, что суффикс управляет корнем? (чередование)
  • А приставка может изменить корень? (правописание И\\Ы после приставок)

3.2   Определите, какими способами образованы данные слова.

ü     Приставочный

ü     Суффиксальный

ü     Приставочно-суффиксальный} морфологический способ

Сложение ( соединительной гласной, целых слов) – неморфологический способ

(слайд «Способы образования слов»)

3.3   Работа в группах

Каждой группе даётся текст с заданием.

1 группа  Прочитайте текст. Укажите, каким способом образованы выделенные слова.  Какое значение выражает суффикс?

Птичка прыгала вокруг ромашки и распевала: «Ах, какая славная мягкая травка! Какой миленький цветочек в серебряном платьице, с золотым сердечком

(Г.-Х.Андерсен)

Прочитайте текст. Укажите, каким способом образованы выделенные слова. Какое значение вносят суффиксы?

Жил-был на свете слон. Он жил в зоопарке вместе со своей слонихой и маленьким слонёнком. Папа-слон был очень большой. Мама-слониха была тоже очень большая. И даже слонёнка маленьким никто не называл. Совсем маленькими слоны не бывают.

(Д.Биссет)

Найдите в тексте антонимы.

2 группа Прочитай текст. Определи основную мысль текста. Определи способ образования выделенных слов. Какое значение  вносит приставка в слово?

Только мы подошли к лесу, вдруг набежала синяя тучка, из неё посыпался частый дождик. Дождевые капли упали на землю, повисли на траве, на ветвях кустов и деревьев, и в каждой капле заиграло солнце. Это был солнечный дождик.

(По Г.А.Скребицкому)

Почему автор назвал дождик солнечным?

3 группа

Прочитай предложения. Определи способ образования выделенных слов.

1.Кое-где на полянах прыгали и жалобно попискивали птицы. (К.Г.Паустовский) 2.Кешка подпрыгивал от восторга. (Р.П.Погодин) 3. На лесной полянке зацвели подснежники. 4.Наездники гордо красовались на своих скакунах.

Объясни значение слова красовались.


Физминутка

А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели.

3.4. Распределительное списывание пот командам

Слайд

Мебельщик, зажужжать, кактусовый, задремать, ледокол, зоркость, зубной, наушники, кресло- кровать, тишь, беззубый, застеклённый

3.4   Предлагаю решить вам шарады. Шарада – это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей – отдельных слов. Сложив вместе отдельные части, получаем искомое слово. Ваша задача – собрать слово и записать в тетрадь.

Командам раздаются карточки

Корень извлечь из НАЧИНКИ не сложно, 
Приставка в СОСУДЕ хранится надёжно, 
Суффикс в ЧЕРЧЕНИИ ясно услышишь, 
Вместе на темы различные пишешь. 
(Сочинение)

Корень тот же, что в слове ОТДАВАТЬ
Приставка взята из слов ПРЕГРАДА и ПОСЫЛКА
Суффикс и окончание из слова ЗНАНИЕ
(Преподавание)

Корень мой в СКАЗКЕ найдёте, 
Суффикс у ИЗВОЗЧИКА возьмёте, 
Приставка та же, что в слове РАСХОД,
Целым я излагаю событий ход.
(Рассказчик)

В СПИСКЕ вы мой обнаружите корень 
Суффикс в СОБРАНИИ встретите вскоре,
В слове РАССКАЗ вы приставку найдёте, 
В целом по мне на уроки пойдёте.
(Расписание)

3.5. Игра «Сборочный цех»

Из данного набор морфем собери как можно больше слов.

1.Груз-, за-, ть-, -и-, по-, -к-, на-, -а, пере-.

2. Ноч-, -ой, -ева, за-, -ой, ть-, -ик, -н-, пере-.

4. Рефлексия.

Давайте подведем итог урока. Что мы с вами сегодня повторили? Вам было дано задание составить кластер по способам образования слов.

Рефлексия:

Спасибо, дети,  за урок, за ваше активное участие, мне хотелось бы услышать ваши ответы на вопросы:

•        удовлетворены ли вы результатами своей работы на уроке?

•        согласны ли вы со всеми выводами или у вас есть сомнения?

•        что  для вас было самым интересным?

•        достигли ли вы своей цели на уроке?

•        хотели бы вы продолжить исследование?

5.Оценивание

6. Напутствие

Жили-были на свете Добро и Зло. 

Добро трудилось день и ночь, старалось сделать как много больше хороших дел людям. 

Зло же было ленивым, любило поспать, но все равно успевало приносить народу много бед, несчастий и горя. 

Как-то раз они встретились. Добро выглядело цветущим, улыбалось, его лицо светилось радостью. Зло было изможденным, худым, лицо было серого цвета, щеки ввалились, волосы торчали седыми космами. Зло спросило Добро: «Послушай, как тебе удается так хорошо выглядеть, ведь мы с тобой ровесники?» Добро ответило: «Когда делаешь добрые дела, то они к тебе возвращаются в виде хорошей энергии, поэтому я не знаю усталости и всегда в хорошем настроении. Делай тоже добрые дела людям!» Зло в ответ возразило: «Каждый занимается своим делом. Если мы все будем совершать только добрые поступки, тогда никто не поймёт разницы между злом и добром. Но я всё же постараюсь поменьше творить бед и несчастий, а то я в последнее время что-то совсем плохо себя чувствую. Вот возьму и отменю войну на Востоке». Добро воскликнуло: «Вот и хорошо! Сколько людей останутся целы и невредимы, сколько детей смогут радоваться и веселиться! Давай с тобой дружить!» Но Зло печально улыбнулось, покачало головой: «Нет, нам с тобой дружить нельзя, ведь мы с тобой полные противоположности». На этом они расстались. 

Вот так и люди: те, кто совершает добрые дела, помогают другим людям — они всегда бодры, веселы, всегда в тонусе, а кто творит нехорошие поступки, пакостит, строит козни — тот постоянно всем недоволен, часто болеет и брюзжит. Старайтесь всем делать добро!

Домашнее задание:

Подготовить основу для таблицы «Морфемные способы образования слов»;

Подготовить карточку для одноклассника, включив в неё 12 слов, образованных разными способами.

 

 

 

 

 .

1 группа  Прочитайте текст. Укажите, каким способом образованы выделенные слова.  Какое значение выражает суффикс?

Птичка прыгала вокруг ромашки и распевала: «Ах, какая славная мягкая травка! Какой миленький цветочек в серебряном платьице, с золотым сердечком

(Г.-Х.Андерсен)

Прочитайте текст. Укажите, каким способом образованы выделенные слова. Какое значение вносят суффиксы?

Жил-был на свете слон. Он жил в зоопарке вместе со своей слонихой и маленьким слонёнком. Папа-слон был очень большой. Мама-слониха была тоже очень большая. И даже слонёнка маленьким никто не называл. Совсем маленькими слоны не бывают.

(Д.Биссет)

Найдите в тексте антонимы.

2 группа Прочитай текст. Определи основную мысль текста. Определи способ образования выделенных слов. Какое значение  вносит приставка в слово?

Только мы подошли к лесу, вдруг набежала синяя тучка, из неё посыпался частый дождик. Дождевые капли упали на землю, повисли на траве, на ветвях кустов и деревьев, и в каждой капле заиграло солнце. Это был солнечный дождик.

(По Г.А.Скребицкому)

Почему автор назвал дождик солнечным?

 3 группа

Прочитай предложения. Определи способ образования выделенных слов.

1.Кое-где на полянах прыгали и жалобно попискивали птицы. (К.Г.Паустовский) 2.Кешка подпрыгивал от восторга. (Р.П.Погодин) 3. На лесной полянке зацвели подснежники. 4.Наездники гордо красовались на своих скакунах.

Объясни значение слова красовались.

Корень извлечь из НАЧИНКИ не сложно, 
Приставка в СОСУДЕ хранится надёжно, 
Суффикс в ЧЕРЧЕНИИ ясно услышишь, 
Вместе на темы различные пишешь. 

Корень тот же, что в слове ОТДАВАТЬ
Приставка взята из слов ПРЕГРАДА и ПОСЫЛКА
Суффикс и окончание из слова ЗНАНИЕ

Корень мой в СКАЗКЕ найдёте, 
Суффикс у ИЗВОЗЧИКА возьмёте, 
Приставка та же, что в слове РАСХОД,
Целым я излагаю событий ход.

В СПИСКЕ вы мой обнаружите корень 
Суффикс в СОБРАНИИ встретите вскоре,
В слове РАССКАЗ вы приставку найдёте, 
В целом по мне на уроки пойдёте.

Добавить комментарий