ТЕХНОЛОГИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ
ЗАДАНИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ.
Автор: Оспанова Жанар Досановна,
учитель географии СОШ № 9 города Экибастуза
Аннотация.
В материалах проекта Концепции 12-летнего среднего образования в Республике Казахстан сказано, что главная цель образования и развития — воспитание образованной и конкурентоспособной личности, умеющей жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации, как в своих собственных интересах, так и в интересах общества. Важная составляющая конкурентоспособной личности – самореализация. Формирование у подрастающего поколения способности к саморазвитию, самопознанию и самосовершенствованию через раскрытие творческих и интеллектуальных возможностей – цель современной педагогики. Изменившиеся цели среднего образования направлены на повышение результативности обучения, замену малоэффективного вербального способа передачи знаний системно-деятельным подходом, больший учет психофизиологических особенностей учащихся, проектирование учебного процесса с четко заданными результатами, которые можно подвергнуть контролю.
Внедрение в школу творческих методов обучения предъявляет новые и высокие требования к профессиональному уровню учителя географии. Он должен знать не только утвердившиеся в науке идеи, но и спорные точки зрения по разным вопросам, и систему доказательств. В этой связи в последние годы в методике преподавания географии велся целый ряд теоретических исследований в области поиска новых подходов к организации учебного процесса.
В данной работе автор предлагает технологии, которые применяет в своей работе при преподавании географии. Данная работа имеет практическое значение для студентов Вузов и учителей географии.
Аңдатпа
Жоба материалдарында Қазақстан Республикасындағы орта білім берудың 12 – жылдық концепциясында былай делінген. Білім берудің басты мақсаты білімді, бәсекеге қабілетті, қазіргі қарқынды дамып отырған ортада бәсекеге қабілетті қоғам мен өзінің дамуына қызмет ететін тұлғаны қалыптастыру керектігі қарастырылған. Бәсекеге қабілетті тұлға – өзін өзі дамыту. Қазіргі заман педагогикасының басты мақсаты – жас ұрпақтың бойына өзін өзі дамыту, өзін-өзітану, және бәсекеге қабілеттілігін қалыптастыра оытырып шығармашыл және зияткерлігін мүмкіндіктерін арттырудың тиімді заманауи тәсілдерін меңгеру.
Орта білім берудің мақсатының өзгеруі білім беруде ауызша (вербальды) білім беру әдіс тәсілдер орынына, оқытудың жүйелі әрекеті арқылы келуі, оқушылардың психофизиологиялық ерекшеліктерін ескере отырып оқу үрдісін кейін бақылау мүмкіндігі бар, қойылған мақсатты анық жобалау арқылы жүргізу қажет.
География пәнін беруде мектепке шығармашылық оқу тәсілдерін енгізу, мұғалімнен жоғары кәсіби деңгейді талап етеді. Ол ғылымға белгілі толық ашылған идеялардан басқа, әр түрлі тақырыптағы талықға салынатын көзқарастарға да өз көзқарасын ғылыми тұрғыда жауап бере алуы керек.
Осыған байланысты географияны оқыту әдістемесінде бірқатар теориялық зерттеулер енгізіліп, оқу үрдісін ұйымдастырудың жаңа жолдары іздестірілді.
Бұл жұмыста автор өзінің география пәнінде оқытатын технологиясын ұсынады. Бұл жұмыс жоғарғы оқу орын студенттерімен география пәні мұғалімдеріне практикалық маңызға ие.
Скажи мне и я забуду
Покажи мне и я запомню
Вовлеки меня и я научусь.
Мудрая китайская пословица.
Термин «технология» заимствован из зарубежной методики. Массовое внедрение педагогических технологий в практику школы относится к началу 60-х гг. XX в. и связано с реформированием вначале американского, а потом и европейского школьного образования. Именно в эти годы возник особый «технологический» подход к построению обучения в целом, и появилось понятие «педагогическая технология», которое первоначально употреблялось лишь в описаниях исследований, посвященных применению технических средств обучения (компьютерных программ, электронных учебников), способствующих повышению эффективности учебного процесса.
Основная цель педагогических технологий — организация взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся с учетом принципа индивидуализации обучения, которая направлена на обеспечение планируемых результатов. Технология обучения предписывает учителю планировать виды и способы деятельности учащихся, предполагать их возможные затруднения, мыслительные ходы, планировать предполагаемые ответы на познавательные вопросы, т. е. видеть учебный материал глазами учащихся. Все это дает учителю возможность соотнести обучающие процедуры с возможным ходом учебной деятельности, т. е. построить сценарий учебного процесса.
Основными чертами педагогических технологий являются концептуальность, системность, управляемость, воспроизводимость и эффективность.
Концептуальность. Каждая педагогическая технология должна опираться на научную концепцию (включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование) и разрабатываться под конкретный педагогический замысел, в основе которого лежат ценностные ориентации и целевые установки авторского коллектива, имеющие формулу конкретного ожидаемого результата. Однако следует отметить, что по сравнению с традиционной методикой цели педагогических технологий более узконаправленные. Так, например, основная цель коммуникативно-диалоговой технологии — развитие коммуникативных качеств личности школьников. Именно этой генеральной цели подчиняется весь сценарий процесса обучения; остальные цели носят частный характер.
Системность. Любая технология представляет собой систему, состоящую из трех структурных блоков: 1) концептуальная основа; 2) содержательная часть (общие и частные цели обучения, содержание учебного материала, на котором строится технология); 3) процессуальная часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности, деятельность учителя по управлению процессом обучения, диагностика учебного процесса). Структурные блоки педагогической технологии тесно взаимосвязаны и являются целостной системой. Если какой-либо из блоков отсутствует или недостаточно разработан, то проект нельзя считать доведенным до уровня педагогической технологии. В противном случае его внедрение в практику работы школы может привести к неожиданным, незапланированным результатам.
Управляемость. Этот признак предполагает возможность планирования и проектирования учебного процесса, использования различных средств и методов для коррекции результатов обучения. Цепочка педагогических действий выстраивается четко в соответствии с поставленной целью обучения. При этом учебный материал разбивается на смысловые блоки, подлежащие усвоению. К каждому такому блоку также разрабатываются цели обучения, сформулированные через действия школьников (знать, понимать, анализировать). Диагностические процедуры являются неотъемлемой частью технологии, присутствуют на всех ее этапах и содержат показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
Воспроизводимость. Поэтапное и последовательное воплощение элементов педагогической технологии предусматривает возможность повторения обучающих процедур другими учителями в однотипных образовательных учреждениях.
Эффективность. Средства достижения целей педагогических технологий должны быть достаточно эффективными и гарантировать всем школьникам прочное усвоение базового уровня государственного образовательного стандарта. При этом технологии, применяемые на начальном этапе обучения, должны стыковаться с технологиями, применяемыми в средней и старшей школе.[1]
Существует большое количество технологий, применяемых в практике учителей школы.
1. Технологии перспективно-опережающего обучения (предоставление каждому самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины или результата).
2. Технологии исследовательского обучения (обучение основам исследовательской деятельности).
3. Технологии проблемного обучения (обучение способам решения проблем, создание условий для самостоятельного выбора разрешения проблемной ситуации, создание условий для самореализации).
4. Технологии проведения коллективных творческих дел (создание условий для самореализации учащихся в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе, формирование организационных способностей у учеников).
5. Информационные технологии (обучение работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию).
6. Дистанционное обучение (использование сетевых технологий и Интернета позволяет реализовать информационные права ученика в качестве интеллектуальной подсистемы образования и в качестве отдельной социальной системы).
7. Метод проектов – педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путём самообразования) для активного освоения новых способов человеческой деятельности.[2]
Одним из плодотворных направлений модернизации географического образования является введение компетентностного подхода, потому что он предполагает не простую трансляцию знаний, умений и навыков от учителя к учащимся. Технология компететностно-ориентированных заданий подчиняется определенным требованиям, обусловленным тем, что компетентностно-ориентированного задание организует деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий. Учитель при подготовке урока и разработке его дидактической основы определяет, какие аспекты ключевых компетентностей можно формировать при изучении данной темы, на каком этапе освоения темы учащимся можно предложить задание, нацеленное на формирование той или иной компетентности в том или ином аспекте, на каком предметном содержании учащимся можно предложить подобное задание.[3]
Модель-схема компетентностно — ориентированного задания
— Название задания
— Аспекты формируемых ключевых компетенций
— Стимул (если,то…)
— Личностно-значимый познавательный интерес (задачная формулировка)
— Источник информации по данному вопросу (текст, таблица, график, статистические данные и т.п.)
— Задания (вопросы ) по работе по данной информации
-Бланк для выполнения задания (если оно подразумевает структуированный ответ)
— Модельный ответ
— Инструмент проверки (оценочный бланк, ключ)
Пример компетентностно — ориентированного задания.
Тема: Обобщение. Равнины Казахстана.
Цель:
Обучающая, информационные умения 1 уровня — умение использовать знания характеристики равнин для обобщения и систематизации.
Информационные умения 2 уровня — самостоятельно извлекать информацию из характеристики равнин для установления общих и различных признаков.
Коммуникативные компетенции – оформлять мысль по общим и различным признакам равнин в таблице.
Развивающая, информационные умения 2 уровня – умения использовать различные источники: учебники, карты, таблицы.
Воспитывающая, коммуникативные компетенции- оформлять мысль четко, умение работать в группе.
Стимул: Твой друг собирается принять участие в интерактивной игре «Путешествие по равнинам Казахстана». Помоги ему подготовиться к успешному участию в этой игре.
Задачная формулировка:
Перед вами небольшие отрывки текста. Определите, об особенностях каких равнин идет речь.
- Это одна из крупнейших равнин на Земле. На территории Казахстана расположена только юго-восточная часть. Эта территория граничит с горами Мугоджары. Территория была когда-то дном моря. Освоение нефтегазовых месторождений привело к осложнению экологической обстановки в регионе.
- Это обширная равнина, протянувшаяся в Южном Казахстане с запада на восток. Речная сеть развита слабо. Большое значение имеют подземные воды.
Эта равнина занимает небольшую часть на севере Казахстана. Лесная растительность колков представлена березой и осиной. Этот район относится к районам развитого земледелия.
Тема: Природные особенности океанов Земли.
Задачная формулировка:
- Перед вами небольшие отрывки текста. Определите, об особенностях каких океанов идет речь.
- Составьте свой рассказ об особенностях океана, который не упоминается в предыдущем задании.
- Распределите предложенные географические названия в соответствии с названиями океанов, в пределах которых они расположены.
Мадагаскар, Гольфстрим, Индостан, Бенгальский, Шри-Ланка, Аравийский, Шпицберген, Перуанское, Новая Земля, Куросио, Фиджи, Пиренейский, Лабрадор, Сомалийское, Исландия, Мексиканский, Бенгельское, Гвинейский, Персидский, Новая Гвинея, Камчатка, Ямал.
Источники информации:
Текст для выполнения задания 1.
А) 85% акватории этого океана расположено к югу от экватора. Его характерная особенность заключается в сезонной смене ветров, особенно в северной его части. Зимой здесь господствует северо-восточный, а летом юго-западный муссон, приносящий ливневые осадки на прибрежные территории.
Б) Почти половина площади океана приходится на шельф, который местами простирается на 1300 км от берега. Центральную часть океана занимает глубоководная котловина овальной формы (около 1130 км по одной оси и 2250 км по другой. Ее разделяет на две части крупный подводный хребет , который протягивается через весь океан. По одной из гипотез этот хребет в давние времена был осью естественного «моста», между двумя северными материками.
В) Название этого океана произошло от имени титана из греческой мифологии. Меридиональный, самый протяженный в мире, подводный хребет делит океан на восточную и западную части. В этом океане проходит самое мощное в мире теплое течение. Через него проходит самое большое число морских путей.
Г) Составьте свой рассказ об особенностях океана, который не упоминается в предыдущем задании (рассказ должен содержать информацию о пяти уникальных особенностях данного океана).
Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках позволяет провести мониторинг формирования ключевых компетентностей учащихся. Задания в подобном формате можно использовать при составлении как диагностических и контрольных заданий, так и обучающих. Использование компетентностно — ориентированных заданий позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменив характер его работы, позицию и характер деятельности учителя.
Учитель должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта, тьютора, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося по формированию и развитию ключевых компетентностей.
Выполнение подобных заданий способствует не только более глубокому осмыслению программного материала, но и даёт возможность расширить рамки учебной программы, что стимулирует самообразование и саморазвитие учащихся.
Выполнение подобных заданий способствует не только более глубокому осмыслению программного материала, но и даёт возможность расширить рамки учебной программы, что стимулирует самообразование и саморазвитие учащихся. Результативное выполнение заданий позволит выпускнику успешно реализовать себя в условиях современной экономики, где востребованными и успешными становятся люди, способные мыслить и действовать самостоятельно.
Литература.
- Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии». Учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации. Москва, «Народное образование»,1998 г.
- Колосовская А.П. Личность учителя в условиях современной школы,12-летнее образование №12,2008
- Толипов У.К., Сейихалилов Э.А. Ключевые компетенции- новая оценка результатов образования, 12-летнее образование №12,2008г.