Тема: "Сумма n первых членов арифметической прогрессии".
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Класс: 9Б.
Цели:
образовательные — познакомить учащихся с выводом формулы сумм n первых членов арифметической прогрессии; научить учащихся применять полученные формулы при решении задач.
развивающие — сформировать умение строить и интерпретировать математическую модель некоторой реальной ситуации.
воспитательные – трудолюбие, волю, ответственное отношение к учебе.
Ход урока
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
1. Устный фронтальный опрос:
- Дайте определение арифметической прогрессии
- Какое число называется разностью арифметической прогрессии?
- Составьте арифметическую прогрессию, если ее первый член равен 4
- Какие из перечисленных последовательностей являются арифметическими прогрессиями?
(an): 0; 1; 8; 27; 64; …
(bn): 7; 5; 3; 1; -1; …
(xn): 2; 2,2; 2,6; 3,2; 4; …
(cn): 6; 12; 18; 24; 30; …
2. Задания для индивидуальной работы у доски:
- Запишите формулу n-ого члена арифметической прогрессии;
- Запишите формулы 8 и 24 членов арифметической прогрессии;
- Выразите из предыдущих формул a1 и d.
III. Актуализация знаний
Выпишите числа, соответствующие количеству блоков каждого ряда: 19, 17, 15, 13, 11, 9, 7, 5. Получили последовательность чисел. Опишите её.
2. Придумайте арифметическую прогрессию. Кто хочет доказать, что придуманная им последовательность чисел является арифметической прогрессией.
Каким еще способом можно доказать?
Найдите 20 член этой прогрессии.
- Обьяснение нового материала
Существует предание о маленьком вундеркинде Карле Гауссе, будущем немецком «короле математики», решившем в 10 летнем возрасте очень быстро задачу о нахождении суммы первых ста натуральных чисел.
1 + 2 + 3 +…+ 98 + 99 + 100 = S.
100 + 99 + 98 +…+ 3 + 2 + 1 = S
101 + 101 + 101 +… + 101 +101 +101 = 2 S;
Не помогут ли аналогичные рассуждения нам в достижении нашей цели.
Воспользуйтесь идеей Гаусса для решения задачи про плитки.
Задача
Рабочий выложил плитку следующим образом: в первом ряду — 3 плитки, во втором — 5 плиток и т.д., увеличивая каждый ряд на 2 плитки. Сколько потребуется рабочему плиток, чтобы выложить 6 рядов
Решение:
Составьте к задаче последовательность из 6 чисел: 3, 5, 7, 9, 11,13
Нетрудно убедиться, что данная последовательность является арифметической прогрессией.
Чтобы узнать количество всех плиток, надо узнать сумму этих чисел, т.е найти сумму первых 6 членов арифметической прогрессии.
Подумайте как найти количество всех плиток
(Ответы учеников)
Д а, можно решить эту задачу непосредственным сложением чисел. Но этот способ не рационален. А если бы перед вами стояла задача: найти S100, как вы думаете сколько времени вам потребовалось?
Что получилось?
А теперь попробуйте решить эту же задачу, но для 5 рядов.
Можно ли решить эту задачу тем же самым сособом? Почему?
Значит существует другой способ решения данной задачи.
Рис. 1
Сумму 3+5+7+9+11 можно изобразить так, как показано на рис. 1 и из двух таких фигурок составить прямоугольник .Продолжим рассуждения:
S = 3 + 5 + 7 + 9 + 11.
Напишем в обратном порядке:
S = 11 + 9 + 7 + 5 + 3.
И сложим эти равенства:
S = 3 + 5 + 7 + 9 + 11 + + 11 + 9 + 7 + 5 + 3.
В каждом столбце стоят 2 числа, дающие в сумме 14. Поэтому:
Подтвердим, что применяя этот способ, можно легко найти S100 натуральных чисел. (Самостоятельная работа учащихся)
Во всех задачах мы находили Sn. Выведем формулу Sn для общего случая.
Вывод: в общем случае будет n столбцов с одинаковой суммой, равной сумме первого и последнего членов.
Поэтому
, подставим в формулу, получим:
Выполним преобразование:
V. Первичное закрепление
Учитель: математику учить надо за то, что она ум в порядок приводит. Математика миру подарила формулы, которые позволяют делать различные расчеты. Перед нами стоит задача научиться применять формулы суммы n-первых членов арифметической прогрессии.
Учащиеся работают в группах.
1 группа. Задана арифметическая прогрессия (), где =7; d=2; n=20. Найти .
2 группа. Задана арифметическая прогрессия (), где =7; d=2; n=10. Найти .
3 группа. Задана арифметическая прогрессия (), где
=5; d=2; n=12. Найти .
Решение упражнений из учебника. №190а), № 191
- Задание на дом: §11, № 185, № 186
- Итог урока: оценивание учащихся с комментированием.
Учитель: внимательно посмотрите на изученные формулы: которая из них более удобна в применении?
- Зависит от ситуации задачи.