«Светофор» губных звуков
Для русскоязычной аудитории освоение негубных звуков кажется трудным. Но это не так. Если изучаем их по нашим методам, все становятся на свои места. Попробуем.
Учитель: «Звук «о» гласный или согласный?». Следует ответ: «Гласный».
Учитель: «Звук «о» твердый или мягкий?». Ответ: «Твердый».
Учитель: «Букву «о» в какой ряд пишем?». Ответ: «В твердый ряд».
Буква «о» пишется в ряд твердых:
ЖуанТвердый: А Ы (ый) О
И
ЖіңішкеМягкий: Ә Е І (ій)
«Светофор» губных звуков
Для русскоязычной аудитории освоение негубных звуков кажется трудным. Но это не так. Если изучаем их по нашим методам, все становятся на свои места. Попробуем.
Учитель: «Звук «о» гласный или согласный?». Следует ответ: «Гласный».
Учитель: «Звук «о» твердый или мягкий?». Ответ: «Твердый».
Учитель: «Букву «о» в какой ряд пишем?». Ответ: «В твердый ряд».
Буква «о» пишется в ряд твердых:
ЖуанТвердый: А Ы (ый) О
И
ЖіңішкеМягкий: Ә Е І (ій)
Учитель: «Приведите пример». Ученики пишут примеры.
Учитель: «Звук «о» в начале, в середине или в конце слова?». Ответ: «В начале, середине».
Учитель: «Звук «о» встречается в корнях или в окончаниях?». Ответ: «В корнях».
Учитель: «Звук «о» встречается в каком слоге?». Ответ: «В 1-слоге».
Учитель: «Звук «о» встречается в конце слова?» Ответ: «Не-ет».
Учитель: «Хоршо заметили. Выполняйте задание.
Задание: Вместо многоточия выберите правильный вариант слова из скобки.
1. Звук «о» встречается в …………………… (корне, окончаниях).
2. Буква «о» пишется в…………………..(1-слоге, 2-3-слоге).
3. Буква «о» ………………….. (встречается, не встречается) в конце слова.
4. Буква «о» ………………….. (встречается, не встречается) в окончаниях.
В результате ученики должны придти к такому заключению:
1. Звук «о» встречается только в корне.
2. Буква «о» пишется в только в 1-слоге (1 или 2-буква).
3. Буква «о» никогда не встречается в конце слова.
4. Буква «о» вообще отсутствует в окончаниях.
Учитель: «Значит, «о» пассивный. Каким цветом обозначаем пассивный звук»? Ответ: «Красный».
Буква «о» приобретает красный цвет:
ЖуанТвердый: А Ы (ый) О
И
ЖіңішкеМягкий: Ә Е І (ій)
Заметим: Эта правила не распространяется к заимствованным словам.
Учитель: «Мягкая пара звука «о» какая буква?». Ответ: «Ө».
Учитель: «Звук «ө» гласный или согласный?». Следует ответ: «Гласный».
Учитель: «Звук «ө» твердый или мягкий?». Ответ: «Твердый».
Учитель: «Букву «ө» в какой ряд пишем?». Ответ: «В мягкий ряд».
Буква «ө» пишется в мягкий ряд:
ЖуанТвердый: А Ы (ый) О
И
ЖіңішкеМягкий: Ә Е І (ій) Ө
Учитель: «Приведите пример». Ученики п пишут примеры.
Учитель: «Звук «ө» в начале, в середине или в конце слова?». Ответ: «В начале, середине».
Учитель: «Звук «ө» встречается в корнях или в окончаниях?». Ответ: «В корнях».
Учитель: «Звук «ө» встречается в каком слоге?». Ответ: «В 1-слоге».
Учитель: «Звук «ө» встречается в конце слова?» Ответ: «Не-ет».
Учитель: «Хоршо заметили. Выполняйте задание.
Задание: Вместо многоточия выберите правильный вариант слова из скобки.
1. Звук «ө» встречается в …………………… (корне, окончаниях).
2. Буква «ө» пишется в…………………..(1-слоге, 2-3-слоге).
3. Буква «ө» ………………….. (встречается, не встречается) в конце слова.
4. Буква «ө» ………………….. (встречается, не встречается) в окончаниях.
В результате ученики должны придти к такому заключению:
1. Звук «ө» встречается только в корне.
2. Буква «ө» пишется в только в 1-слоге (1 или 2-буква).
3. Буква «ө» никогда не встречается в конце слова.
4. Буква «ө» вообще отсутствует в окончаниях.
Учитель: «Значит, «о» пассивный. Каким цветом обозначаем пассивный звук»? Ответ: «Красный».
Буква «Ө» приобретает красный цвет:
ЖуанТвердый: А Ы (ый) О
И
ЖіңішкеМягкий: Ә Е І (ій) Ө
Далее следует звук «ұ».
Учитель: «Звук «ұ» гласный или согласный?». Следует ответ: «Гласный».
Учитель: «Звук «ұ» твердый или мягкий?». Ответ: «Твердый».
Учитель: «Букву «ұ» в какой ряд пишем?». Ответ: «В твердый ряд».
Буква «ұ» пишется в ряд твердых:
ЖуанТвердый: А Ы (ый) О Ұ
И
ЖіңішкеМягкий: Ә Е І (ій) Ө
Учитель: «Приведите пример». Ученики пишут примеры.
Учитель: «Звук «ұ» в начале, середине или в конце слова?». Ответ: «В начале, середине».
Учитель: «Звук «ұ» встречается в корнях или в окончаниях?». Ответ: «В корнях».
Учитель: «Звук «ұ» встречается в каком слоге?». Ответ: «В 1-слоге».
Учитель: «Звук «ұ» встречается в конце слова?» Ответ: «Не-ет».
Учитель: «Хоршо заметили. Выполняйте задание.
Задание: Вместо многоточия выберите правильный вариант слова из скобки.
1. Звук «ұ» встречается в …………………… (корне, окончаниях).
2. Буква «ұ» пишется в….. ………………(1-слоге, 2-3-слоге).
3. Буква «ұ» ………………….. (встречается, не встречается) в конце слова.
4. Буква «ұ» ………………….. (встречается, не встречается) в окончаниях.
В результате ученики должны придти к такому заключению:
1. Звук «ұ» встречается только в корне.
2. Буква «ұ» пишется в только в 1-слоге (1 или 2-буква).
3. Буква «ұ» никогда не встречается в конце слова.
4. Буква «ұ» вообще отсутствует в окончаниях.
Учитель: «Скажите какой цвет подходит букву «ұ»? Ответ: «Красный».
Буква «ұ» приобретает красный цвет:
ЖуанТвердый: А Ы (ый) О Ұ
И
ЖіңішкеМягкий: Ә Е І (ій) Ө
Учитель: «Мягкая пара звука «ұ» какая буква?». Ответ: «ү».
Учитель: «Звук «ү» гласный или согласный?». Следует ответ: «Гласный».
Учитель: «Звук «ү» твердый или мягкий?». Ответ: «Твердый».
Учитель: «Букву «ү» в какой ряд пишем?». Ответ: «В мягкий ряд».
Буква «ү» пишется в мягкий ряд:
ЖуанТвердый: А Ы (ый) О Ұ
И
ЖіңішкеМягкий: Ә Е І (ій) Ө Ү
Учитель: «Приведите пример». Ученики пишут примеры.
Учитель: «Звук «ү» в начале, в середине или в конце слова?». Ответ: «В начале, середине».
Учитель: «Звук «ү» встречается в корнях или в окончаниях?». Ответ: «В корнях».
Учитель: «Звук «ү» встречается в каком слоге?». Ответ: «В 1-слоге».
Учитель: «Звук «ү» встречается в конце слова?» Ответ: «Не-ет».
Учитель: «Хоршо заметили. Выполняйте задание.
Задание: Вместо многоточия выберите правильный вариант слова из скобки.
1. Звук «ү» встречается в …………………… (корне, окончаниях).
2. Буква «ү» пишется в…………………..(1-слоге, 2-3-слоге).
3. Буква «ү» ………………….. (встречается, не встречается) в конце слова.
4. Буква «ү» ………………….. (встречается, не встречается) в окончаниях.
В результате ученики должны придти к такому заключению:
1. Звук «ү» встречается только в корне.
2. Буква «ү» пишется в только в 1-слоге (1 или 2-буква).
3. Буква «ү» никогда не встречается в конце слова.
4. Буква «ү» вообще отсутствует в окончаниях.
Учитель: «Скажите какой цвет подходит букву «ү»? Ответ: «Красный».
Буква «ү» приобретает красный цвет:
ЖуанТвердый: А Ы (ый) О Ұ
И
ЖіңішкеМягкий: Ә Е І (ій) Ө Ү
Звук «у».
Учитель: «Рассмотрим звук «у». Он гласный или согласный?».
Ответы разные: одни говорят «гласный», другие говорят «согласный».
Приведут примеры. Примеры указывают, что обе стороны правы.
Учитель: «Верно. Но этот раз мы рассматриваем гласный «у». Он твердый или мягкий?».
Опять разногласие: одни говорят «твердый», другие говорят «мягкий».
Приведут примеры. Примеры указывают, что обе варианты верны.
Учитель: «Да, «у» может произноситься твердо или мягко. Но букву «у» включаем в какой ряд?».
После обсуждения предлагается промежуточный ряд.
Буква «у» пишется в промежуточный ряд:
ЖуанТвердый: А Ы (ый) О Ұ
И У
ЖіңішкеМягкий: Ә Е І (ій) Ө Ү
Учитель: «Как отметим твердости или мягкости произношения?». Ответ: «Над и под строкой».
Отмечается произношения звука «и»: твердое надстрочным и мягкое подстрочным набором.
ЖуанТвердый: А Ы (ый) О Ұ (ұу)
И У
ЖіңішкеМягкий: Ә Е І (ій) Ө Ү (үу)
Заметим: При произношения «у» становится гласным за счет звуков «ұ/ү».
Учитель: «Приведите пример «у». Ученики пишут примеры.
Учитель: «Гласный «у» в начале, середине или в конце слова?». Ответ: «в начале, середине и в конце слова».
Учитель: «Гласный «у» в каком слоге встречается?». Ответ: «В любом слоге».
Учитель: «Да, гласный «у» активный звук. Какой цвет у активных звуков?». Ответ: «Зеленый».
Учитель: «Хорошо, букву «у» дадим активный зеленый цвет».
Буква «у» приобретает активный зеленый цвет:
ЖуанТвердый: А Ы (ый) О Ұ (ұу)
И У
ЖіңішкеМягкий: Ә Е І (ій) Ө Ү (үу)
Учитель: «Дополнен ваш «светофор» новыми звуками. По светофору характеризуем звуков «о/ө», «ұ/ү», «у».
Характерисика звуков:
«О»: гласный, твердый, губной, пассивный звук. Пишется в 1-слоге. Отсутствует в аффиксах.
«Ө»: гласный, мягкий, губной, пассивный звук. Пишется в 1-слоге. Отсутствует в аффиксах.
«Ұ»: гласный, твердый, губной, пассивный звук. Пишется в 1-слоге. Отсутствует в аффиксах.
«Ү»: гласный, мягкий, губной, пассивный звук. Пишется в 1-слоге. Отсутствует в аффиксах.
«У»: гласный, твердо/мягкий, негубной, активный звук. Пишется во всех позициях. Встречается в суффиксах.
Заметим: Эти правила не распространяюется к слитным словам, заимствованным словам и аффиксам.
Читаем гласных по таблице.
Пример: «А»: гласный (1), твердый (1.1), негубной (1.3), активный (зеленый) звук.
1 Гласные
1.3 ЕзулікНегубной 1.4 ЕріндікГубной 1.5 КірмеЗаимств.
1.1 ЖуанТвердый: А Ы (ый) Я(йа) О Ұ (ұу) (йұу) Ё(йо) ру
И У Ю
1.2 ЖіңішкеМягкий: Ә Е І (ій) Ө Ү (үу) (йүу) Эру
Желаю удачи!
Вопросы, замечание или предложения, оставьте в «Комментарий».
Кәкімбек