Традиции и обычаи, религиозные представления и искусство людей бронзового века

Северо-Казахстанская область

Тайыншинский район

Новодворовская ОШ

Учитель истории Долгачева В.В.

Цели:

1. Подвести учащихся к пониманию
того, что изучение традиций и обычаев, древних мифов и легенд, результатов
этнографических и археологических исследований расширяет наши представления о
жизни людей в бронзовую эпоху

2. Формировать умение извлекать полезную историческую
информацию из различных источников (СМИ, художественная литература и т.д.)

3. Воспитывать познавательный интерес к исторической науке,
развивать любознательность.

Оборудование: карта
Казахстана, «Линия времени», плакат «Исторические источники», фотографии
«древняя загадка Тамгалы», визитки участников конференции

Форма урока: урок — конференция

Ход:

1.Вступление учителя:

Уважаемые дамы и господа! Казахстан и Россия – это два
крупнейших государства на территории самого большого континента – Евразии.
Они крупные не только по размерам, но и
по значению и весу в современном мире .Казахстан, к тому же, является
географическим центром Евразии. Сегодня мы с вами проведём научную конференцию
с участием казахстанских и российских специалистов: археологов, этнографов,
историков, литературоведов, а также журналистов, представляющих различные
газеты и журналы.

Тема нашей
конференции: «Традиции и обычаи, религиозные представления и искусство людей
бронзового века». На конференции учёные выступают с различными сообщениями по
одной теме.

Вы уже имеете представление о бронзовой эпохе, а сегодня мы
расширим наши знания благодаря использованию различных источников. Отсюда цель
нашей конференции – расширить представления о жизни людей в эпоху бронзы и
учится извлекать полезную историческую информацию из различных источников. На
нашей конференции присутствуют журналисты, представители различных газет и
журналов. У вас у каждого есть блокнот или тетрадь для записи всего нового, что
вы услышите и листы оценки выступлений, которые вы должны запомнить по ходу
конференции. Если вы в сообщениях докладчиков услышите что-то новое,
ставите «плюс», если докладчик ничего
нового не сообщил, ставите «минус». В третьей колонке вы должны поставить
оценку выступления докладчика: здесь учитывается правильность речи, чёткость
изложения, умение вызвать интерес и т.д.

[/b]

[b]

2. Изучение темы:

Учитель: — Перед
началом конференции давайте вспомним, какие виды источников мы знаем. – Исходя из названия темы скажите, какие источники могут помочь в изучении
данного вопроса. А теперь давайте
коротко вспомним, что мы знаем о бронзовой эпохе:

1) Какой период времени охватывает эпоха бронзы?

2) Что такое андроновская культура?

3) Назовите крупные поселения бронзовой эпохи?

4) Чем занимались андроновцы?

5) Где в основном расселялись андроновцы?

Как вы уже знаете,
андроновская культура распространилась в
Сибири, на Южном Урале и в Север – Восточном и Южном Казахстане.

Весьма интересным
представляется тот факт, что совсем рядом с ними находится удивительная «Страна
городов». Так назвали её археологи, которые обнаружили древние поселения,
совершенно случайно. Этой страны нет на современной карте. Но у нас есть карта
поселений. О том, как были открыты эти поселения и что они собой представляют,
нам расскажут работники историко — археологического центра «Аркаим».

1-й учащийся: В 90-годы в квадрате, образованными реками Урал и
Тобол, Джетыгарой и рекой Уй, с помощью аэрофотосъёмок и археологической
разведки обнаружены неслыханные доселе древние поселения. Их здесь, на
современной Кустанайской и Челябинской
областей, насчитывается сегодня порядка двух десятков. Все они относятся к
одному периоду и одной культуре, и поэтому в учёном мире это сенсационное
открытие названо «Страной городов».

Что же представляет
собой эта страна?

Удивляют прежде всего
сами поселения. Это одновременно и город и крепость, и храм. Снаружи город
окружён крепость. В центре, как правило,- большая ровная пятиугольная,
квадратная или прямоугольная площадь.

Неподалёку от
поселений располагаются некрополи. Сверху погребальный комплекс выглядит как
круг, а в центре круга – как правило, чётко выраженный квадрат. Здесь то и
находятся могильные ямы, которые обложены грунтовыми блоками и перекрыты
деревянными плахами.

Города располагаются
на расстоянии 40-70 км друг от друга. Каждый из них имеет сельскохозяйственную
округу. Её радиус соответствует 25-30
км, что соответствует одному переходу каравана или всадника с грузом. Поселенцы
разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, занимались огородничеством,
охотой и рыболовством, а также добывали и перерабатывали легкоплавкую медную
руду.

2-учащийся: Самый
освоенный и изученный на сегодня памятник «Страны городов»- это Аркаим. Сейчас
там действует одноименный природно-ландшафтный и историко-археологический центр
со своим научным городком, музеем, парком.

Любопытная история этого памятника. Случилось это в августе
1987г., когда один из археологических отрядов Челябинского госуниверситета
исследовал участок в районе рек Караганка и Утюганка. Отряд торопился,
поскольку этот участок вот должен был
быть затоплен и стать дном очередного рукотворного моря. И вот находившийся
среди археологов мальчишка (тогда к полевым работам привлекали школьников)
вдруг сообщил, что нашел развалины крепости. От него поначалу отмахнулись, а
потом, когда все же посмотрели, ахнули: как же это никто до сих пор не обратил
внимания на явные остатки древнего укрепленного поселения! А затем началась
борьба за Аркаим. Если бы не вмешательство академиков и
руководство партии, то вряд ли удалось бы спасти уникальный памятник древности.
Как показали дальнейшие исследования, Аркаим был самым настоящим центром
цивилизации Урало-Казахстанских степей. Это город крепость, город- мастерская
литейщиков, где производилась бронза, город-храм и город-обсерватория. В то
далекое время, около 4-х тысяч лет назад здесь проводились сложные
астрономические наблюдения. Четкое расположение улиц по Солнцу и Луне позволяет
сравнить Аркаим со знаменитой древней обсерваторией Стоунхенджа в Англии.
Высказано даже самое смелое предположение, что здесь находится родина
Заратустры — одного из легендарных деятелей человечества. Примечательно то, что
многочисленные находки в Аркаиме позволили сделать вывод, что этот город был
покинут в один момент.

Журналист : А
почему люди покинули эти города?

2-й учащийся: Аркаимцы бросили свой город организованно,
подпалив его с нескольких сторон, но предварительно взяв все необходимые
вещи. Тут существует две версии:
во-первых, возможно, наступил экологический кризис: оскудели пастбища, засолили
воды, высыхали и погибали леса. Вторую версию мы связываем с натиском более
многочисленных соседей-варваров.

Учитель: Не менее
интересные находки обнаружены в Казахстане. Я предоставляю слово руководителю
археологического отряда имени Ахмеда Ясави и международного
археолого-этнографического центра.

3-й учащийся: На
протяжении последних десятилетий ведутся раскопки на территории Ордабасынского
района в пойме реки Арысь. Здесь сконцентрированы исторические памятники,
охватывающие период от эпохи камня до развитого средневековья. Мы стараемся
приобщить людей к археологии и научить их, ведь раскопки — это совсем не то,
что копать огород. Нужны навыки и мастерство.

На большой территории местности Культобе, где разместился
археологический отряд, несколько археологических объектов. Археологи уже успели
открыть четыре кургана в катакомбах. К сожалению, все они ограблены еще в
древности. Но для археологов осталось достаточно вещей, на основании изучения
которых они могут представить, как проходил обряд захоронения и другие моменты
жизни людей в эту эпоху. Большинство открытых погребений — коллективные
захоронения, свойственные земледельцам. Но в одном из курганов найдены два
сложно составленных лука, деревянный колчан с железными креплениями,
наконечники стрел. Все это атрибуты кочевников. И при этом в могиле несколько
сосудов и других находок, свидетельствующих в пользу наличия в захоронении
представителей земледельцев.

Журналист: В
средствах массовой информации раздаются голоса, ставящие под сомнение целесообразность
проведения раскопок погребений. Археологов даже обвиняют в осквернении могил
предков. Что вы скажите по этому поводу?

3-й ученик: Так
говорить могут только малограмотные люди. Во-первых, могилы оскверняют только
грабители. Мы же профессиональные ученые, которым дано право вести раскопки на
основании Закона Республики Казахстан «Об охране и использовании
историко-культурного наследия». Все наши полевые работы официально оформлены в
научные проекты, которые утверждены. А как, скажите, мы узнаем о культуре наших
предков, особенно номадов, которые, кочую не оставили после себя никаких
построек? Как еще мы можем показать миру достижения культуры кочевников? Ведь
именно это археологи нашли «Золотого человека», который стал символом нашей
истории.

Учитель: Что мы
узнали нового из находок о верованиях, традициях и обрядах андроновцев?
Послушаем сообщение работников лаборатории по обработке археологических
находок.

4-й ученик: У
андроновцев культ мертвых занимал особое место. Вера в бессмертие, в существование
потустороннего мира превращала похороны соплеменников в сложный и пышный
ритуал, где соблюдались обычаи и правила родовой общины.

В раннем периоде
андроновской культуры покойника сжигали на костре, и его прах с личными вещами
помещался в каменный ящик, этот ритуал был связан с культом огня. Обряд
сожжения трупов в представлениях древних соответствовал закону обновления
природы, возрождения к новой жизни.

На следующем, более
развитом этапе истории, обычай трупосожжения сменился новым: умершего клали в
каменный склеп в скорченном состоянии на левом или правом боку. Андроновцы с большой тщательностью
строили «дома потусторонней жизни»- это погребальные сооружения, которые
обносили каменными оградами прямоугольной, круглой, или овальной формы из
вертикально вкопанных или плашмя положенных каменных плит.

Все погребения
андроновских могил ориентированы головой на запад или на юго-запад, потому что
круглый курган с могилой в центре считался подобием мира. Каждой стороной света
управлял свой бог. Ориентация на запад была ориентацией на бога, ведающего
связью с потусторонним миром.

Труп в могилу клали
в скорченном виде. Труп в могилу клали в скорченном виде. Раньше такая поза
объяснялась тем, что покойника боялись, потому связывали веревками в позе сна.
Однако в древней литературе сказано, что земля покоит умершего, как мать сына,
и что в будущем он возродится к новой жизни. Поэтому скорченная поза покойника
в могиле- это поза младенца в утробе матери. А чтобы придать покойнику эту позу,
его связывали. Бога смерти Яму называли «связывающим мертвецом» и изображали
держащим веревку.

В загробном мире,
по представлению андроновцев, также были
вожди и простые общинники, велись войны ,разводился скот, возделывались поля. Поэтому
в могилы ставили сосуды с пищей, клали оружие, одежду, украшения и другие
предметы. Всё это должно было обеспечить покойнику достойное существование в
загробном мире.

Духам умерших
поклонялись, верили в их покровительство и защиту, могилы считались святынями.
Это был культ предков.

Учитель: Археологические
раскопки очень тесно перекликаются с той информацией ,которую мы получаем из
легенд и мифов, содержащихся в древних священных текстах. Попросим
прокомментировать эти факты литературоведов, изучающих эти тексты.

5 ученик: Древние
священные тексты описывают обряд сжигания следующим образом. На поленницу из
дров, застланных тросником, клали
усопшего. Рядом с ним раскладывали его личные вещи, сосуды с пищей, лук со
стрелами, булаву.

 

Затем повелевали вдове: Исполнить древний обычай, и она
восходила на будущий костёр справа от умершего. Вдову поднимали на костёр и
говорили : «Иди в мир живых» и трижды обходя вокруг костра справа на лево ,заклинали:
«Чтобы вода текла тебе в трёх мирах: в этом мире, в воздухе, на небе. Затем
богу огня Агни, который своим пламенем переправит умершего на небо, приносили в
жертву козла со словами: «Козёл твоя доля, Агни, жаром испепели его! Отведи
снова к отцам того, кто пожертвовал тебе» После этого костями жертвенного
животного покрывали покойника. От огня принесённого с домашнего очага,
разжигали три жертвенных огня и поджигали костёр с трёх сторон и обращались с
молитвой к Яме. Погребальный костёр
горит три часа, после чего его заливают водой и воздвигают на этом месте
очистительный костёр, совершая жертвоприношения богам и отцам. И, наконец,
траурная церемония заканчивается, и люди, омывшись, обращаются к Солнцу: «Мы
вернулись из тьмы. Это живые отделились
от мёртвых… Мы ушли навстречу пляске и смеху».

Учитель: Многие
традиции и обряды, зародившиеся в эпоху бронзы, существуют и в настоящее время.
В нашей конференции принимают участие и студенты, которые в составе
этнографической экспедиции занимались изучением фольклора, традиций, бытующих а
Центральном и Южном Казахстане до сих пор. Предоставим им слово.

6 ученик: Старинные
традиции и обычаи, зародившиеся много сотен и даже тысячи лет назад, главным
образом сохранились в аулах, т.к. там ближе и теснее связь с природой, с
семьёй и с прошлым. Мы в составе
этнографической экспедиции, повторяя опыт Шокана Валиханова, академика Маргулана,
объездили степные аулы Центрального Казахстана, удалённые от центров
цивилизации, где практически в первозданном виде сохранился тот образ жизни,
который вели кочевники сотни лет назад, опрашивали местных жителей, записывали
их рассказы на диктофон, изучали традиции и обычаи их предков, и сделали выводы
о некоторых представлениях людей бронзовой эпохи. Так, например, мы узнали
(см.вырезки из газет). Таким образом, мы можем сделать вывод, что наши предки
поклонялись огню и очагу, а всевозможные угрозы были связаны с воспитанием
уважения и почитания божества.

Учитель: Вы также
знаете, что религия способствовала возникновению и развитию художественного
искусства. По понятиям людей бронзовой эпохи, чтобы не нарушить гармонию
природы, богам нужно приносить жертвоприношения. Все эти обряды совершались в
специальных святилищах – в горных ущельях, у священных родников и речек. Там же
на камнях рисовались изображения богов, сцены охоты, большое количество наскальных
рисунков – петроглифов – насчитывается в урочище Тамгалы. Я предоставляю слово
научному сотруднику института археологии им.
Маргулана, занимающегося исследованием наскальных рисунков.

7 ученик: (рассказывают
по фотографиям о рисунках, используя тексты учебника).

3. Итог урока:

Итак, уважаемые журналисты и участники конференции, наша
конференция подходит к концу. Завершаются конференции принятием резолюций
(решений). Наша революция – это вывод. К какому выводу мы сегодня придём? О чём
говорят многочисленные находки, мифы, результаты изучения традиций и обычаев?
(Вывод: Многочисленные археологические находки предметов из бронзы, мифология и
петроглифы демонстрируют высокий для того времени уровень культурно –
хозяйственных достижений). А сейчас приступаем к заполнению листов оценки
выступлений.

Лист оценки выступлений.

Фамилии докладчиков

Есть ли новая информация

Оценка выступления

 

 

 

 

4. Домашнее задание.

Обычно тесты сообщений выпускают в составе научных
альманахов или сборников. Нашим альманахом будет сборник рисунков, которые вы
должны нарисовать к следующему уроку по любому из предложенных докладов.

Добавить комментарий