Турнир знатоков
(Сценарий.)
1-й ведущий: Поэт когда-то сказал: «Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами». Мы с ними согласны. Не только надо помогать талантам, но и выявлять их, создавать условия для их развития. Одна из форм выявления одаренности – интеллектуальный марафон. Наша задача – выявить среди первокурсников самых одаренных с тем, чтобы дальше на тернистом пути освоения профессии оказывать им всяческую поддержку.
2-й ведущий: Интеллектуальный марафон дает возможность применять нестандартные задания в нестандартных ситуациях использовать навыки логического и абстрактного мышления, умение обобщать и проводить аналогии, прогнозировать результат, включать интуицию, воображение, фантазию.
1-й ведущий: В турнире знатоков участвуют 4 команды:
Представление 1 команды и капитана команды.
2-й ведущий: Представление 2 команды и капитана команды.
1-й ведущий: Представление 3 команды и капитана команды.
2-й ведущий: Представление 4 команды и капитана команды.
(команды выходят на сцену и выносят с собой «Символ мудрости» )
1-й ведущий: Напомним наши правила.
2-й ведущий: Игра состоит из 4-х раундов. В раунде играют 2 команды. В I — ом и II — ом раунде команды выбирают соперника в жеребьевке.
1-й ведущий: В III раунде сражаются команды – победительницы за I и II место в турнире. IV раунд определит III место, за которое будут бороться оставшиеся команды. Победитель определяется по количеству набранных баллов.
2-й ведущий: По общим итогам игры команде – победительнице будет присвоено звание “Интеллектуал” и приз турнира. Оценивать Ваши знания будет наше строгое жюри. Представление членов жюри.
1-й ведущий: Жеребьевка.
Просим капитанов команд пройти к столу и определиться в каком раунде (I или II) будет играть ваша команда.
(идет жеребьевка после которой команды удаляются со сцены)
(Музыкальная пауза)
1-й ведущий: В I раунде играет команда – (название играющей команды)
Состав команды: объявляется состав команды из пяти человек.
2-й ведущий: Соперники команда – (название играющей команды)
Состав команды: объявляется состав команды из пяти человек.
1 раунд «Кто быстрее»
1-й ведущий: На кону 10 вопросов. Отвечает та команда, которая первая подаст световой сигнал: «Есть ответ!». Каждый правильный ответ оценивается в десять баллов.
(Гонг объявляет о начале игры)
2-й ведущий: Внимание, вопросы.
1. Чего на Земле больше суши или воды? (воды)
2. Сколько углов меньших 360 градусов получится, если из одной точки в плоскости провести три луча? (6)
3. Где вода стоит столбом? (в стакане)
4. Назовите цветок у которого всего один лепесток? (калла)
5. Из этого металла сделана самая стойкая игрушка? (олово)
6. Сейчас 20 часов ровно. Меняем часовую и минутную стрелки
местами. Который сейчас час? (без 20 минут 12)
7. Как обуглить дерево без огня? (облить концентрированной серной кислотой)
8. Сколько глаз у осьминога? (2)
9. Верно ли утверждение “Полупустое все равно, что полуполное”? (нет, иначе “пустое = полное”)
10. Какой год в этом столетии не изменится если его перевернуть
вверх ногами? (1961)
Дополнительные (задаются, если равный счет).
11. Половина — треть числа. Какое это число? (1,5)
12. В семье 5 человек и у каждого есть сестра. Сколько человек в этой семье? (6)
13. Зверек, ставший канадским символом? (бобр)
14. Какое движение называется броуновским? (беспорядочное движение молекул)
1-й ведущий: Просим жури объявить о результатах 1 раунда.
(жури объявляет счет и команду — победительницу)
2-й ведущий: Спасибо командам за игру… На сцену приглашаются команды, играющие во втором раунде.
1-й ведущий: Во I1 раунде играет команда – (название играющей команды)
Состав команды: объявляется состав команды из пяти человек.
2-й ведущий: Соперники команда – (название играющей команды)
Состав команды: объявляется состав команды из пяти человек.
2 раунд «Кто быстрее»
1-й ведущий: На кону 10 вопросов. Отвечает та команда, которая первая подаст световой сигнал: «Есть ответ!». Каждый правильный ответ оценивается в один балл.
(Гонг объявляет о начале игры)
2-й ведущий: Внимание, вопросы.
1. Без чего ночи на Земле бывают абсолютно темные? (без Луны)
2. В стакане с водой плавают льдинки. Где вода холоднее: на поверхности или на дне стакана? ( на дне, т.к. холодная вода тяжелее и опускается вниз)
3. Три теленка, сколько будет ног? (сколько теленка не три, ног все равно будет четыре)
4. У какого насекомого больше всего глаз? (у стрекозы – 20 000)
5. От недостатка этого газа в горах бывает одноименное голодание? . (кислород)
6. Сумма двух противоположных цифр на часах равна 12. Какие это цифры? (3 и 9)
7. Как очистить яйцо не разбивая скорлупы? (опустить в раствор разбавленной кислоты)
8. В одной семье два отца и два сына. Сколько это человек?(3: дед, отец, сын)
9. Как называют большие тела, состоящие из огромного числа молекул? (макроскопическими телами)
10. Древнегреческий математик именем которого названа одноименная формула для нахождения площади треугольника? (Герон)
Дополнительные (задаются, если равный счет):
11. Самое страшное место в Мировом океане? (Бермудский треугольник)
12. Основа всего живого на Земле? (вода)
13. У какого из двух одинаковых по размерам животных желудок больше – у хищника или травоядного? (травоядного)
14. Сколько будет трижды сорок и пять? (125 или 135)
1-й ведущий: Просим жури объявить о результатах 2 раунда.
(жури объявляет счет и команду — победительницу)
2-й ведущий: Спасибо командам за игру…
(Музыкальная пауза)
1-й ведущий: В третьем раунде за звание «Интеллектуала» сражаются
команды – победительницы:
2-й ведущий: На экране табло с названиями предметов и количеством баллов, которое начисляется за правильный ответ. Команда выбирает себе вопрос. На обдумывание дается 30 секунд. Если команда ответила не верно, отвечает команда – соперник. Продолжительность раунда – 10 минут. Начинает команда с наименьшим количеством баллов.
3 раунд
(звучит гонг)
МАТЕМАТИКА (10): В прямоугольном треугольнике один из углов равен 40º, чему равны два других угла? (90º,50º)
ФИЗИКА (10): Что можно предпринять, чтобы определить, горизонтальное ли положение занимает поверхность стола, если под рукой нет заводского уровня? (Найти центр, положить в центр круглый предмет. Если он останется в центре и не скатится, то горизонтальное.)
ХИМИЯ (10): Что происходит с негашеной известью при длительном хранении ее на воздухе? (гасится от сырости)
БИОЛОГИЯ (10): По приданию запах этого прямого дерева обожали древнегреческие боги. (лавр)
МАТЕМАТИКА (20): Какова длина пути, если две трети составляют 30 метров? (45 метров)
ФИЗИКА (20): Предложите способ как в условиях необитаемого острова, на котором жил Робинзон Крузо, согреть воду? (Из большого листа какого–нибудь растения свернуть стаканчик, куда бросить раскаленные на костре камни. Вода возьмет от них тепло и нагреется.)
ХИМИЯ (20): Жидкий металл. (ртуть)
ЛОГИКА (20): Фигуру лунного серпа требуется разделить на 6 частей, проведя всего только 2 прямые линии. Как это сделать?
МАТЕМАТИКА (30): 4*71 Ответ: 4171
* * * 8
_____________ ______
* 33*8 33368
ФИЗИКА (30): Почему на стекле образуется иней? (пар воздуха конденсируется, потом замерзает)
ХИМИЯ (30): Перед вами 3 металла и вода. Какой металл заморозит воду? (ртуть, т.к. температура плавления 39º С)
ЛОГИКА (30): Расставьте 24 шашки в шесть рядов так чтобы каждый ряд состоял из 5 шашек. (в виде шестиугольника)
МАТЕМАТИКА (40): В дачном автобусе ехали люди у некоторых из которых были с собой кошки. Всего в автобусе ног и хвостов вместе – 39 штук. Сколько человек и сколько кошек в автобусе? (у человека-2 ноги, у кошек-4 н. + 1 хвост; Ответ: 7 человек и 5 кошек)
ФИЗИКА (40): Почему внутри металлического ведра не говорит радиоприемник? (Металлы экранируют радио волны, т.е. волны отражаются)
ХИМИЯ (40): Назовите 3 важнейшие глобальные экологические проблемы человечества? (Парниковый эффект, азоновые дыры, кислотные дожди)
ЛОГИКА (40): Птичка перелетает с вершины А одного дерева на вершину В другого по прямым линиям, касаясь земли в одной из точек отрезка СД.Деревья перпендикулярны земле. Сможете ли вы найти такое положение точки касания М, при котором путь, пролетаемый птичкой, будет наименьшим?
1-й ведущий: Просим жури объявить о результатах 3 раунда.
(жури объявляет счет )
(Музыкальная пауза)
1-й ведущий: В четвертом раунде за третье почетное место сражаются команды
2-й ведущий: На экране табло с названиями предметов и количеством баллов, которое начисляется за правильный ответ. Команда выбирает себе вопрос. На обдумывание дается 30 секунд. Если команда ответила не верно, отвечает команда – соперник. Продолжительность раунда – 10 минут. Начинает команда с наименьшим количеством баллов.
4 раунд
(Звучит гонг)
МАТЕМАТИКА (10): Что больше(cosπ)2 или (cosπ)3 ?
(cos π = -1 =>(-1)2 > (-1)3)
ФИЗИКА (10): Как найти центр тяжести выпуклого п-угольника? (на пересечении диагоналей)
ХИМИЯ(10): Металл, вызывающий лихорадку? (золото)
БИОЛОГИЯ(10): Древние Египтяне рисовали его на стенах пирамид, как символ плодородия? (гранат)
МАТЕМАТИКА(20): Периметр квадрата равен 36м, чему равна площадь квадрата? (81м2)
ФИЗИКА(20): Как из соленой воды получить пресную ?(Воду надо заморозить. Температура замерзания пресной и соленой воды различна. Прежде замерзает пресная. Пресную воду можно получить конденсируя пар)
ХИМИЯ(20): Сплав меди с цинком? (латунь)
ЛОГИКА(20): Разделить двумя разными способами круглый пирог на равные части двумя разрезами ножа?.
МАТЕМАТИКА(30): «Сбежали цифры» и знак математического действия. Верните их на место.
*938* Отв:9380-138 =9242
*38
*2*2
ФИЗИКА(30): Что произойдет при нагревании воды в пробирке закрытой пробкой? (энергия воды возрастает давление увеличивается, пробку выбьет, внутренняя энергия перейдет в механическую)
ЛОГИКА(30): Числовое колесо.
Цифры от 1 до 9 надо разместить в фигуре так, чтобы одна цифра была в центре круга, прочие – у концов каждого диаметра, и чтобы сумма цифр каждого ряда составляла 15.
ХИМИЯ(30): Перед вами 3 химических вещества и золотое украшение. Какое из них оставляет темные пятна при попадании на поверхность золота? (капли йодной настойки)
МАТЕМАТИКА(40): В коробке жуки и пауки – всего 8 штук. Всего54 ноги. Сколько в коробке жуков, сколько пауков? (у жука –6 ног, у паука –8; всего 5 жуков и 3 паука)
ФИЗИКА(40): Как без спички на северном полюсе добыть огонь? (изо льда сделать увеличительное стекло и направить на вату)
ХИМИЯ(40): В Древней Индии на суде для решения вопроса о виновности и невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рисунок. Если обвиняемый мог съесть, значит он невиновен, если нет виновен. Почему? (при волнении сухость во рту)
ЛОГИКА(40): Сможете ли вы повторить действия, которые предпринял в одной древней легенде восточный мудрец?
Когда за доброе дело правитель страны решил наградить умного человека, тот пожелал взять столько золота, сколько весит слон. НО как же взвесить слона? В те времена не было таких весов. Что бы в подобной ситуации смогли придумать вы?
(Мудрец поместил слона в лодку, затем отметил по борту уровень воды. Когда слона вывели из лодки, осталось только поместить туда золото.)
(Музыкальная пауза)
1-й ведущий: Просим жюри объявить победителей турнира. Команды приглашаются на сцену.