Тема: Внеклассное чтение. Г. Х. Андерсен «Девочка, которая наступила на хлеб»
Цели:
— знакомство с произведением, формирование навыков осмысленного анализа, нестандартного анализа произведения;
-развивать устную связную речь, мелкую моторику, умение рассуждать, делать выводы;
-воспитывать уважение к близким, чувство эмпатии.
Ход урока:
I. Организационный момент.
1. Готовность к уроку.
2. Психологический настрой.
Растает ледяная глыба
От слова доброго (спасибо)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит (добрый день)
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы (спасибо)
Дети- вежливые, развитые
Говорят, встречаясь(здравствуйте),
Когда нас бранят за шалости,
Говорим (прости пожалуйста).
Я с утра по словарю
Слова хорошие дарю:
Спасибо, извините,
Позвольте, разрешите,
Я вас благодарю.
3. Сообщение темы и цели урока.
II Актуализация знаний.
Самый вкусный, несравненный,
Всем знакомый с детских лет –
Это наш обыкновенный
И любимый русский хлеб:
Каравай пахучий, знатный,
С хрусткой корочкой витой,
Тёплый, пышный, ароматный,
Словно солнцем налитой. (слайд 3)
Как появляется хлеб? Какой он? Ответы детей записываю в таблицу. Почему он приобрёл такие свойства?
Следствие |
Причина |
тёплый |
Выпекался в печке |
вкусный |
Готовился с душой |
душистый |
Хорошее тесто |
золотистый |
Старался пекарь |
необходимый |
Питательный, содержит полезные вещества |
Изготовление поделки из пластилина- хлеб, каравай.
Составление половицы по опорным словам: (слайд 4)
Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
Как вы понимаете смысл пословицы?
В какой стране хлеб самый дорогой? Самый дешёвый? На сколько самый дорогой хлеб дешевле самого дешёвого? Во сколько раз хлеб в Украине дешевле, чем в Австралии? (13 раз) (слайд 5)
III. Работа по теме урока.
Появляются слова на доске: (слайд 6)
Радуга |
Мама |
Свет |
Дом |
Поле |
Чудо |
Какие слова, на ваш взгляд, главные? Почему?
Мы сегодня с вами попадём в сказку и нам с вами предстоит нелёгкая задача доказать, что :
Нравственный урок: Трудности- лекарство от гордости.
Подбери подходящие к сказке пословицы.(слайд 7)
Вы прочли дома сказку. Назовите главных героев- девочка, мама, Инге.
Можно ли назвать девочку гордой? Это отрицательное качество или положительное? Какие ещё отрицательнее качества в ней присутствуют? Дети выбирают из столбика качества — надменность, брезгливость, честолюбие, дерзость, эгоизм, тщеславие, самолюбование.
высокомерие |
благородство |
заносчивость |
доброжелательность |
надменность |
приветливость |
спесь |
вежливость |
эгоизм |
любезность |
дерзость |
сострадание |
тщеславие |
великодушие |
самолюбование |
терпимость |
Давайте сыграем в игру «Волшебники». Помните ли вы сказку Ш. Перро «Спящая красавица», в которой феи награждали дарами новорожденную. Давайте подарим Инге положительные качества.
Игра «Хорошо-плохо». Что в сказке хорошо, а что плохо?
Игра «Я- предмет». Предмет- хлеб.
Если бы я стал хлебом, что бы я почувствовал? – ответы детей.
Игра «Интервью». Задайте вопросы маме Инге, хлебу.
IV. Физминутка.
«Печём хлеб»
Все встали в пары.
Один отворачивается.
Сыпем муку. Наливаем воду. Смешиваем с водой. Месим тесто.режем на кусочки. Формируем каравай. Поправляем, защипываем края. Ставим в духовку.
V. Продолжение работы.
Подходит ли к сказке пословица?
Давайте с вами отправим телеграмму Инге. Она должна состоять из 11 слов. Дайте ей совет, как можно было не попасть в такую неприятную ситуацию.
Иногда мы задаем себе вопрос, как было бы, если бы я пошла другой дорогой или поступила бы иначе, или не села на велосипед?
Подумайте, могли по-другому сложиться обстоятельства и чем закончилась история, если бы: (слайд 8)
— Инге не наступила на хлеб
-если бы её на забрали к себе в помощницы
-если бы мама была очень богатой
-если бы она не провалилась в болото
-если бы не пришла девочка просить за неё
-если бы хлеб умел разговаривать?
Работа с текстом:
— найти ласковые, красивые, грустные слова;
-произнести без гласных звуков какое-либо слово и предложить узнать его. Например, попробуйте так сказать слово «услужение, хворост».
На какие основные части можно поделить текст:
1. Инге живет у господ в прислужницах.
2. Она наступает на хлеб.
3. Жизнь истуканом в передней.
4. Слёзы небесного ангела.
5. Чудное превращение.
6. В какой момент можно было изменить сказку об Инге?
Составление цветовой схемы состояния Инге и восприятия учащегося (слайд 9)
Восприятие-
— красный кружок — радуюсь;
— синий — мне жалко;
— желтый — хочу помочь;
— зеленый — справедливо;
— коричневый — несправедливо.
Состояние Инге:
— чёрный — жестокость, злость
— оранжевый –спесь
— синий -обида, грубость
-зелёный –радость
-жёлтый- доброта
Коллаж из сказок. Знакомые герои в новой ситуации: (слайд 10)
Инге попала в сказку «Дюймовочка»
Как бы она себя вела до того, как мы ей помогли измениться и после?
(жаба, полевая мышь, крот, ласточка).
VI Итог. Вывод урока.
VII. Рефлексия.
«Волшебная палочка» — желаю, чтобы …
Скачать презентацию [attachment=203]
Лист для работы на уроке.
Следствие |
Причина |
тёплый |
Выпекался в печке |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Сравнение цены на хлеб.
|
|
|
|
- Мы сегодня с вами попадём в сказку и нам с вами предстоит нелёгкая задача доказать, что:
- Нравственный урок: Трудности- лекарство от гордости
Восприятие- — красный кружок — радуюсь; — синий — мне жалко; — желтый — хочу помочь; — зеленый — справедливо; — коричневый — несправедливо |
Состояние Инге: |