Урок-путешествие по математике в 3-м классе по теме \»Табличное умножение и деление\» (закрепление)
Цель: Закрепить знания учащихся по таблице умножения и деления; Задачи:
- Развивать навыки устного счёта;
- Умение составлять задачи по выражению;
- Развивать мыслительную деятельность учащихся при решении задач;
- Воспитывать чувство взаимопомощи.
Оборудование:
- Картинки с изображением лесных жителей: белочки, мышонка, ежика;
- Карточки с напечатанными примерами;
- Карточки с нарисованными маленькими зверятами для самостоятельной работы;
- Цветные карандаши;
- Учебник “Математика 3 класс.
Ход урока
1. Организационный момент.
Таблица умножения
 Достойна уважения.
 Она всегда во всем права:
 Чтоб ни случилось в мире, —
 А все же будет дважды два
 По-прежнему четыре.          С. Маршак.
2. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке математике мы совершим путешествие в сказочную страну Волшебных красок. Нам нужно помочь маленьким зверятам, которых нарисовал Петя. Он не раскрасил их. И над ними все другие звери смеются. Поможем им?
На пути в сказочную страну нам повстречается много лесных жителей. Вместе с ними, мы вспомним, чему научились, изучая табличное умножение и деление. Отправляемся в путь?
3. Устный счёт.
Математический диктант.
Выполнив задание, мы отгадаем, кто первым встретится нам на пути.
Для этого записываем ответы в тетрадях. Во сколько раз 8 меньше 32? На сколько 35 больше 5? Увеличьте 9 в 9 раз. Уменьшите 18 на 9. Найдите произведение чисел 9 и 6. Найдите частное чисел 16 и 8. Уменьшите 49 в 7 раз.
Расшифруйте запись, расположив ответы в порядке возрастания.
| 4 | 30 | 81 | 9 | 54 | 2 | 7 | 
| Е | Ч | А | О | К | Б | Л | 
Какое слово получилось? Кто встретился нам? (Белочка) Что вы знаете про этого зверька?
(Небольшой зверек с большим пушистым хвостом, который на зиму надевает серую шубку. Гнездо строит в развилках веток или дуплах. К зиме делает припасы, питается орехами, грибами, которые насушил летом и осенью).
Молодцы! Теперь посмотрите видео-фрагмент о белочке.
Белочка приготовила вам задания.
Первое задание: “Игра-соревнование”. Каждый ряд – команда.
На доске записаны примеры. Каждый из вас по очереди должен выйти к доске и решить один пример, быстро и правильно.
| 1-го ряда | 2-го ряда | 
| 4 х 4 = 18 : 2 = 72 : 8 = 3 х 5 = 8 х 7= 45 : 5 = 3 х 7 = 81 : 9 = | 7 х 7 = 54 : 9 = 27 : 3 = 7 х 4 = 32 : 4 = 6 х 6 = 5 х 7 = 63 : 9 = | 
Мы узнали, какой ряд быстрее справился с заданием. А теперь проверим правильность решения.
Проверка проходит с помощью сигнальных карточек.
Второе задание белочки:
Составьте задачу о белочке по выражению 9 х 2 – 10, используя слова: орехи, грибы, шишки. (У белки в дупле 9 орехов, грибов в 2 раза больше, чем орехов, а шишек на 10 меньше, чем грибов. Сколько шишек в дупле у белки?).
Найдите значение выражения и сформулируйте ответ. (8 шишек в дупле у белки).
Отправляемся дальше в путь!
Физминутка.
Мышки прячутся во ржи.
 Как увидеть их, скажи?
 В норке прячется полёвка.
 Покажись, скорей, плутовка!      (приседания).                                                                                        
Навстречу нам мышонок.
А что об этом зверьке вы знаете? Расcкажите.
(мышка серая, питается зерном, живет в норке. Её может съесть кот, сова.) Теперь посмотрите видео-фрагмент о мышах.
4. Закрепление изученного материала.
А вот какие задания приготовил мышонок.
Первое задание мышонка:
Игра “Сосчитай-ка”: соедините выражение с его значением.
Используются карточки:
| 8 х 7 + 5 | 
 | 100 | 
| 90 – 35 : 7 | 
 | 61 | 
| 37 + 7 х 9 | 
 | 52 | 
| 9 х 9 — 8 | 
 | 85 | 
Второе задание мышонка:
Вставьте такие числа, чтобы неравенства были верными:
| 1 вариант | 2 вариант | 
| … х 6 > … x 9 … : 5 < … : 4 3 x … > 63 : … 81 : … < … x 4 | 36 : … > 40 : … 7 x … > 8 x … … : 8 < … x 2 … x 5 < 49 : … | 
Рассмотреть различные варианты ответов.
Физминутка.
Ёжик топал по тропинке
 И грибочек нёс на спинке.
 Ёжик топал не спеша, 
 Тихо листьями шурша. (ходьба на месте).
На встречу нам ёжик.
Что вы знаете о ёжике?(Ёж всю зиму спит,.запас корма ему не нужен. Он делает в укромном месте небольшое гнездо из сухой листвы, травы, мха. Летом и осенью усиленно питается и жиреет) Теперь посмотрите видио-фрагмент о еже.
5. Решение задач.
Выполни задания, которые предлагает нам ежик.
Первое задание от ёжика:
Веселые задачи (Устный счет):
Мышка зёрна собирала,
 По два зёрнышка таскала.
 Принесла девятый раз.
 Каков у мышки стал запас?
 (2 х 9 = 18 з.).
Три бельченка маму-белку
 Ждали около дупла
 Им на завтрак мама-белка
 Девять шишек принесла, 
 Разделила на троих.
 Сколько каждому из них?
 (9 : 3 = 3 ш.).
Летом в солнечный денёк
 Птички прыгали: прык-скок!
 На двух веточках сидели
 По четыре коростели
 А на следующих двух
 По три филина сидели
 И кричали: “Ух, да ух!”
 Вы, ребята, не зевайте
 Сколько птиц всего, считайте.
 (4 х 2 + 3 х 2 = 14 п.).
В поле бабочки летали
 Лепестки цветов считали
 На одном цветке их пять.
 Сможете вы сосчитать?
 Сколько будет лепестков?
 Если шесть всего цветков.
 (5 х 6 = 30 л.).
После каждой задачи записать ответ ребенка.
Второе задание от ёжика:
Решение задач под руководством учителя.( учебник Математика 3 класс.)
Прочитайте условие задачи.
Что сказано в условии задачи?(в корзине 5 кг свеклы, и в 6 одинаковых ящиках – 60 кг).
Что надо узнать в задаче? ( во сколько раз больше свеклы в 1 ящике, чем в 1 корзине).
Подумайте, как записать задачу кратко? (рисунок, краткая запись, схема).
Изобразите задачу схематически.
Рисунок 1.
Что надо сравнивать? (вес свеклы в корзине и ящике).
Сколько кг свеклы в корзине? (5 кг).
А в ящике? (неизвестно).
Что нам надо сделать, чтобы узнать сколько кг в 1 ящике? (60 : 6 = 10 (кг)).
А теперь можем узнать, во сколько раз больше было свёклы в одно ящике, чем в корзине? (да, можем).
Как? (делением).
(хором прозносится правило).
Самостоятельно запишите решение в тетради, а два ученика работают за доской.
Проверка.
6. Самостоятельная работа.
Вот мы с вами и добрались до сказочной страны Волшебных красок. Нас встречает Художник. Художник взмахнул своей кисточкой и все ваши карандаши стали волшебными. Поможем раскрасить художнику маленьких зверят. Учитель раздает и у каждого ученика на столе не раскрашенный зверёк, на нём записаны примеры на умножение и деление).
Дети раскрашивают (готовые работы помещают на доску).
7. Итог урока.
Вы очень хорошо работали.
Молодцы!
