Урок по литературе А.Кунанбаев \»Искандер\»

Тема: Абай Кунанбаев  «Искандер». Образы Искандера и Аристотеля в поэме Абая. Философский и морально-дидактический смыслы поэмы, обличение нравственных и социальных пороков. 

 

Цель: ознакомление обучающихся с поэмой Абая Кунанбаева «Искандер»; характеристика  образов исторических личностей Александра Македонского и Аристотеля в поэме; Выявление морально-дидактического смысла поэмы, на его основе воспитание моральных и нравственных качеств обучающихся.

Костанайская область, Костанайский район

с.Затобольск, ГУ \»Затобольская средняя школа №1\»

 

Урок подготовила Рагулина К.Н., учитель русского языка и литературы.

 

Тема: Абай Кунанбаев  «Искандер». Образы Искандера и Аристотеля в поэме Абая. Философский и морально-дидактический смыслы поэмы, обличение нравственных и социальных пороков. 

 

Цель: ознакомление обучающихся с поэмой Абая Кунанбаева «Искандер»;

Задачи:

  1. Дать характеристику  образов исторических личностей Александра Македонского и Аристотеля в поэме;
  2. Формировать навык анализа исторической поэмы,
  3. Развивать критическое мышление через анализ и синтез дополнительной исторической литературы.
  4. Выявить морально-дидактический смысл поэмы, на его основе воспитывать моральные и нравственные качества обучающихся

План урока.

  1. 1.     Приветствие. 2 мин.
  2. Деление на группы. Выбор лидера. Обсуждение обязанностей. 3 мин.
  3. 3.     Определение темы и целей урока. 2 мин.
  4. Актуализация знаний. «Тонкие вопросы». 3 мин.
  5. 5.     Видео «Александр». 3 мин.
  6. 6.     Получение пакета заданий. 1 мин.
  7. 7.     Работа по составлению части книги. 10 мин. Учителя работают над титульником.
  8. Презентация групп. 6 мин.
  9. Закрепление, полученных знаний. «Толстые вопросы». 4 мин.
  10. 10.           Рефлексия. Синквейн. 2 мин.
  11. 11.           Оценивание. 5 мин.
  12.  Домашнее задание. Итоги. 3 мин.

 

                                                Ход урока.

  1. Вызов. 10 мин.
  • Приветствие класса и гостей. 2 мин. Здравствуйте, ребята и гости! Рада приветствовать вас!!! Сегодня у нас на уроке присутствую гости, и я надеюсь, что вы покажете свое блестящее умение работать и сотрудничать! Почему я говорю «сотрудничать», потому что работать мы будем в группах, для вас это не ново, так вы работать любите и умеете. Поэтому я вас прошу для деления на группы выйти к доске.
  • Деление класса на группы. Метод «Колечки». 2 мин. Учитель: для деления внимательно прослушайте, сколько раз я хлопну в ладоши, если я хлопну 6 раз, значит, вы объединяетесь в группы по 6 человек и издаете громко боевой клич: «Мы готовы!!!!».
  • Выбор лидера. 1 мин. На группы вы поделены, и следующая задача – выбор лидера группы! Что входит в обязанности лидера? Правильно! Вы должны стать координатором деятельности для всей группы, следить за каждым участником группы, чтобы все были заняты делом, распределять задания в группе по возможностям своих одноклассников, и конечно, давать объективную оценку всем участникам.
  • Технологическая карта. Листы оценивания. 1 мин. Уважаемые координаторы групп, обратите свое внимание и внимание членов групп на технологические карты – это отражение всей вашей работы на уроке, в технологическую карту также входит лист оценивания группы и самооценивания. В завершение урока именно вы постараетесь дать оценку своей группе и каждому из участников групп.
  1. 2.     Осмысление.
  • Определение темы урока и целей. 2 мин. Итак, все правила мы определили, и пришло время нам с вами познакомиться с темой урока и определить цели на урок. Ее вы узнаете, если объясните, почему именно эти портреты я вам демонстрирую. 

Александр Македонский, Аристотель, Абай Кунанбаев.

— Назовите тему урока и поставьте цели к уроку.

Тема: образ Александра Македонского и Аристотеля в поэме Абая Кунанбаева «Искандер».

Цели: раскрыть образы исторических личностей: Александра Македонского и Аристотеля в поэме «Искандер».

— Запишите тему урока в технологические карты. На экране вы видите три основных вопроса для исследований, какой вопрос достанется именно вашей группе, вы узнаете позже.

Вопросы для исследований.

Как показан образ Александра Македонского в поэме А.Кунанбаева «Искандер»? 

Как показан образ древнего философа, ученого Аристотеля в поэме А.Кунанбаева «Искандер»?

В чем заключается морально-философский смысл поэмы А.Кунанбаева «Искандер»?

       А сейчас, я думаю, было бы целесообразно вспомнить содержание произведения.

  • Введение в тему урока. Актуализация знаний. «Тонкие вопросы».

Для того, чтобы вспомнить содержание и узнать, насколько хорошо вы подготовились, я предлагаю каждой из групп составить 5 тонких вопросов по тексту поэмы в течение одной минуты. Эти вопросы вы зададите участникам другой группы. Постарайтесь не повторяться, вопрос должен прозвучать только один раз.

  • Работа по теме урока. Просмотр видео-трейлера «Александр Македонский». Для того, чтобы проникнуться образом, эпохой, в которой жили исторические герои, чтобы увидеть, как создали их образы режиссеры современного кинематографа, мы посмотрим трейлер к фильму «Александр». 3 мин. 
  • Задания для групп. Распределение вопросов. Свою тему для исследования вы сможете определить, если соберете пазлы картинки, лежащей на вашем столе. Затем от меня получите пакет с заданиями для группы. Итогом работы всех групп станет иллюстрированная книга по теме урока. Какие требования вы предъявляете к книге в книжном магазине? (Красочность, содержательность, оригинальность оформления).
  • Распределение пакетов с заданиями. Работа по исследованию проблемных вопросов.
  • Выступление групп с презентацией. Во время выступления ваших одноклассников, я прошу быть внимательными и успевать заполнять технологическую карту урока.
  • Закрепление, полученных знаний. «Толстые вопросы». Теперь, когда мы с вами проанализировали произведение, мне хотелось бы понять, насколько глубоко вы поняли смысл поэмы. Для этого я предлагаю вам в течение 1 минуты составить для соседних групп «Толстые вопросы».

Если успеем. Творческое задание. Реклама книги. Вы верно проанализировали произведение, раскрыли образы героев, определили идею произведения и получили продукт своего труда – книгу. Но в наше время вы должны уметь применить свои знания так, чтобы получить доход от этих знаний. Следующее задание – творческое.  Я предлагаю вам продать, полученную книгу. Вы должны организовать рекламу нашего продукта так, чтобы нашим гостям захотелось ее купить.

  1. 3.     Рефлексия. Вот наш урок подошел к концу, и нам необходимо провести небольшой анализ всего урока. Лидерам групп предстоит заняться оцениванием своих одноклассников, а всем остальным я предлагаю составить синквейн.
  • Синквейн. Посмотрите  пример, чтобы вспомнить, как составлять синквейн. Я составила для вас следующий:

Название — Существительное

Ученики

Описание – 2 прилагательных

Любимые, умные

Действия – 3 глагола

Выясняют, обсуждают, применяют

Суть темы – одно предложение

Мои ученики самые умные.

Эмоция – одно предложение

Мои пощники.

  • Итог урока ролик об Александре и Аристотеле.
  • Оценивание работы лидерами групп.
  • Домашнее задание. Подумать над смыслом ролика. Написать эссе на тему.

 Технологическая карта урока.                ФИО ___________________________________

Тема урока_________________

Цель урока__________________

Образ Александра Македонского в поэме А.Кунанбаева «Искандер».

____________________

Образ Аристотеля в поэме А.Кунанбаева «Искандер».

___________________Абай Кунанбаев «Искандер». Моральный вывод.

_____________________

Таблица «Тонких» и «Толстых» вопросов.

Толстые ?

Тонкие ?

   Дайте 3 объяснения, почему…? 
   Объясните, почему…?
   Почему Вы думаете …?
   Почему Вы считаете …?
   В чем различие …? 
   Предположите, что будет, если… ?
   Что, если … ?

   Кто ?
   Что ? 
   Когда ?
   Может ..?
   Будет …?
   Мог ли … ?
   Как звать …? 
   Было ли …?
   Согласны ли Вы …?
   Верно ли …?

Синквейн по теме урока.

Название — Существительное

 

Описание – 2 прилагательных

 

Действия – 3 глагола

 

Суть темы – одно предложение

 

Эмоция – одно предложение

 

Критерии для оценивания работы  групп:  баллы выставлять от 0 до 3.

Группа 

Правильность изложения материала

Логика изложения материала, чёткость

Культура изложения материала

 Эмоциональность

Итоговый балл

1 Александр

       

 

2 Аристотель

       

 

3 Моральный вывод

       

 

         

 

 

Технологическая карта урока лидера группы.              ФИО                 

Тема урока_______________________

Цель урока_______________________

Образ Александра Македонского в поэме А.Кунанбаева «Искандер».

_____________________________

Образ Аристотеля в поэме А.Кунанбаева «Искандер».

_________________________________

Абай Кунанбаев «Искандер». Моральный вывод.

________________________________

Таблица «Тонких» и «Толстых» вопросов.

Толстые ?

Тонкие ?

   Дайте 3 объяснения, почему…? 
   Объясните, почему…?
   Почему Вы думаете …?
   Почему Вы считаете …?
   В чем различие …? 
   Предположите, что будет, если… ?
   Что, если … ?

   Кто ?
   Что ? 
   Когда ?
   Может ..?
   Будет …?
   Мог ли … ?
   Как звать …? 
   Было ли …?
   Согласны ли Вы …?
   Верно ли …?

 

Таблица оценивания участников группы. Индивидуальную оценку выставлять по 5 бальной системе.

Члены группы

Определил цели урока

Раскрыл свой вопрос

Участвовал в презентации проекта

Заполнил карту урока

составил тонкий и толстый вопрос

Составил синквейн

Вносил идеи

Индивидуальная оценка

Отметка о выполнении

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Пакет заданий и учебного материала для группы. Тема исследования «Образ Александра Македонского в поэме А.Кунанбаева «Искандер».

Задания:

  1. Прочитать выразительно отрывок из поэмы, в котором раскрывается образ Александра Македонского.
  2. Представить историческую справку об Александре Македонском.
  3. Определить, как Абай Кунанбаев раскрывает образ исторической личности в поэме «Искандер».
  4.  Составить «Палитру качеств» героя произведения. Доказать утверждения словами из текста.
  5. Проиллюстрировать, созданную часть книги.

Пакет заданий и учебного материала для группы. Тема исследования: образ Аристотеля в поэме Абая Кунанбаева «Искандер».

Задания:

  1. Прочитать выразительно отрывок из поэмы, в котором раскрывается образ Аристотеля.
  2. Представить историческую справку об Аристотеле.
  3. Определить, как Абай Кунанбаев раскрывает образ Аристотеля в поэме «Искандер».
  4.  Составить «Палитру качеств» героя произведения. Доказать утверждения словами из текста.
  5. Проиллюстрировать, созданную часть книги.

 

Пакет заданий и учебного материала для группы. Тема: В чем заключается морально-философский смысл поэмы А.Кунанбаева «Искандер»?

Задания.

  1. 1.     Выразительно прочитать отрывок из поэмы, в котором раскрывается морально-философский смысл.
  2. 2.     Раскрыть  личность Абая Кунанбаева.
  3. 3.     Определить морально-философский смысл поэмы.
  4. 4.     Составить «Палитру назиданий Абая». Доказать утверждения словами из текста.
  5. 5.     Проиллюстрировать, созданную часть книги.

Добавить комментарий