Тема: Абай Кунанбаев «Искандер». Образы Искандера и Аристотеля в поэме Абая. Философский и морально-дидактический смыслы поэмы, обличение нравственных и социальных пороков.
Цель: ознакомление обучающихся с поэмой Абая Кунанбаева «Искандер»; характеристика образов исторических личностей Александра Македонского и Аристотеля в поэме; Выявление морально-дидактического смысла поэмы, на его основе воспитание моральных и нравственных качеств обучающихся.
Костанайская область, Костанайский район
с.Затобольск, ГУ \»Затобольская средняя школа №1\»
Урок подготовила Рагулина К.Н., учитель русского языка и литературы.
Тема: Абай Кунанбаев «Искандер». Образы Искандера и Аристотеля в поэме Абая. Философский и морально-дидактический смыслы поэмы, обличение нравственных и социальных пороков.
Цель: ознакомление обучающихся с поэмой Абая Кунанбаева «Искандер»;
Задачи:
- Дать характеристику образов исторических личностей Александра Македонского и Аристотеля в поэме;
- Формировать навык анализа исторической поэмы,
- Развивать критическое мышление через анализ и синтез дополнительной исторической литературы.
- Выявить морально-дидактический смысл поэмы, на его основе воспитывать моральные и нравственные качества обучающихся
План урока.
- 1. Приветствие. 2 мин.
- Деление на группы. Выбор лидера. Обсуждение обязанностей. 3 мин.
- 3. Определение темы и целей урока. 2 мин.
- Актуализация знаний. «Тонкие вопросы». 3 мин.
- 5. Видео «Александр». 3 мин.
- 6. Получение пакета заданий. 1 мин.
- 7. Работа по составлению части книги. 10 мин. Учителя работают над титульником.
- Презентация групп. 6 мин.
- Закрепление, полученных знаний. «Толстые вопросы». 4 мин.
- 10. Рефлексия. Синквейн. 2 мин.
- 11. Оценивание. 5 мин.
- Домашнее задание. Итоги. 3 мин.
Ход урока.
- Вызов. 10 мин.
- Приветствие класса и гостей. 2 мин. Здравствуйте, ребята и гости! Рада приветствовать вас!!! Сегодня у нас на уроке присутствую гости, и я надеюсь, что вы покажете свое блестящее умение работать и сотрудничать! Почему я говорю «сотрудничать», потому что работать мы будем в группах, для вас это не ново, так вы работать любите и умеете. Поэтому я вас прошу для деления на группы выйти к доске.
- Деление класса на группы. Метод «Колечки». 2 мин. Учитель: для деления внимательно прослушайте, сколько раз я хлопну в ладоши, если я хлопну 6 раз, значит, вы объединяетесь в группы по 6 человек и издаете громко боевой клич: «Мы готовы!!!!».
- Выбор лидера. 1 мин. На группы вы поделены, и следующая задача – выбор лидера группы! Что входит в обязанности лидера? Правильно! Вы должны стать координатором деятельности для всей группы, следить за каждым участником группы, чтобы все были заняты делом, распределять задания в группе по возможностям своих одноклассников, и конечно, давать объективную оценку всем участникам.
- Технологическая карта. Листы оценивания. 1 мин. Уважаемые координаторы групп, обратите свое внимание и внимание членов групп на технологические карты – это отражение всей вашей работы на уроке, в технологическую карту также входит лист оценивания группы и самооценивания. В завершение урока именно вы постараетесь дать оценку своей группе и каждому из участников групп.
- 2. Осмысление.
- Определение темы урока и целей. 2 мин. Итак, все правила мы определили, и пришло время нам с вами познакомиться с темой урока и определить цели на урок. Ее вы узнаете, если объясните, почему именно эти портреты я вам демонстрирую.
Александр Македонский, Аристотель, Абай Кунанбаев.
— Назовите тему урока и поставьте цели к уроку.
Тема: образ Александра Македонского и Аристотеля в поэме Абая Кунанбаева «Искандер».
Цели: раскрыть образы исторических личностей: Александра Македонского и Аристотеля в поэме «Искандер».
— Запишите тему урока в технологические карты. На экране вы видите три основных вопроса для исследований, какой вопрос достанется именно вашей группе, вы узнаете позже.
Вопросы для исследований.
— Как показан образ Александра Македонского в поэме А.Кунанбаева «Искандер»?
— Как показан образ древнего философа, ученого Аристотеля в поэме А.Кунанбаева «Искандер»?
— В чем заключается морально-философский смысл поэмы А.Кунанбаева «Искандер»?
А сейчас, я думаю, было бы целесообразно вспомнить содержание произведения.
- Введение в тему урока. Актуализация знаний. «Тонкие вопросы».
Для того, чтобы вспомнить содержание и узнать, насколько хорошо вы подготовились, я предлагаю каждой из групп составить 5 тонких вопросов по тексту поэмы в течение одной минуты. Эти вопросы вы зададите участникам другой группы. Постарайтесь не повторяться, вопрос должен прозвучать только один раз.
- Работа по теме урока. Просмотр видео-трейлера «Александр Македонский». Для того, чтобы проникнуться образом, эпохой, в которой жили исторические герои, чтобы увидеть, как создали их образы режиссеры современного кинематографа, мы посмотрим трейлер к фильму «Александр». 3 мин.
- Задания для групп. Распределение вопросов. Свою тему для исследования вы сможете определить, если соберете пазлы картинки, лежащей на вашем столе. Затем от меня получите пакет с заданиями для группы. Итогом работы всех групп станет иллюстрированная книга по теме урока. Какие требования вы предъявляете к книге в книжном магазине? (Красочность, содержательность, оригинальность оформления).
- Распределение пакетов с заданиями. Работа по исследованию проблемных вопросов.
- Выступление групп с презентацией. Во время выступления ваших одноклассников, я прошу быть внимательными и успевать заполнять технологическую карту урока.
- Закрепление, полученных знаний. «Толстые вопросы». Теперь, когда мы с вами проанализировали произведение, мне хотелось бы понять, насколько глубоко вы поняли смысл поэмы. Для этого я предлагаю вам в течение 1 минуты составить для соседних групп «Толстые вопросы».
Если успеем. Творческое задание. Реклама книги. Вы верно проанализировали произведение, раскрыли образы героев, определили идею произведения и получили продукт своего труда – книгу. Но в наше время вы должны уметь применить свои знания так, чтобы получить доход от этих знаний. Следующее задание – творческое. Я предлагаю вам продать, полученную книгу. Вы должны организовать рекламу нашего продукта так, чтобы нашим гостям захотелось ее купить.
- 3. Рефлексия. Вот наш урок подошел к концу, и нам необходимо провести небольшой анализ всего урока. Лидерам групп предстоит заняться оцениванием своих одноклассников, а всем остальным я предлагаю составить синквейн.
- Синквейн. Посмотрите пример, чтобы вспомнить, как составлять синквейн. Я составила для вас следующий:
Название — Существительное |
Ученики |
Описание – 2 прилагательных |
Любимые, умные |
Действия – 3 глагола |
Выясняют, обсуждают, применяют |
Суть темы – одно предложение |
Мои ученики самые умные. |
Эмоция – одно предложение |
Мои пощники. |
- Итог урока ролик об Александре и Аристотеле.
- Оценивание работы лидерами групп.
- Домашнее задание. Подумать над смыслом ролика. Написать эссе на тему.
Технологическая карта урока. ФИО ___________________________________
Тема урока_________________
Цель урока__________________
Образ Александра Македонского в поэме А.Кунанбаева «Искандер».
____________________
Образ Аристотеля в поэме А.Кунанбаева «Искандер».
___________________Абай Кунанбаев «Искандер». Моральный вывод.
_____________________
Таблица «Тонких» и «Толстых» вопросов.
Толстые ? |
Тонкие ? |
Дайте 3 объяснения, почему…? |
Кто ? |
Синквейн по теме урока.
Название — Существительное |
|
Описание – 2 прилагательных |
|
Действия – 3 глагола |
|
Суть темы – одно предложение |
|
Эмоция – одно предложение |
|
Критерии для оценивания работы групп: баллы выставлять от 0 до 3.
Группа |
Правильность изложения материала |
Логика изложения материала, чёткость |
Культура изложения материала |
Эмоциональность |
Итоговый балл |
1 Александр |
|
||||
2 Аристотель |
|
||||
3 Моральный вывод |
|
||||
|
Технологическая карта урока лидера группы. ФИО
Тема урока_______________________
Цель урока_______________________
Образ Александра Македонского в поэме А.Кунанбаева «Искандер».
_____________________________
Образ Аристотеля в поэме А.Кунанбаева «Искандер».
_________________________________
Абай Кунанбаев «Искандер». Моральный вывод.
________________________________
Таблица «Тонких» и «Толстых» вопросов.
Толстые ? |
Тонкие ? |
Дайте 3 объяснения, почему…? |
Кто ? |
Таблица оценивания участников группы. Индивидуальную оценку выставлять по 5 бальной системе.
Члены группы |
Определил цели урока |
Раскрыл свой вопрос |
Участвовал в презентации проекта |
Заполнил карту урока |
составил тонкий и толстый вопрос |
Составил синквейн |
Вносил идеи |
Индивидуальная оценка |
Отметка о выполнении |
|
|
|
|
|
|
||
1. |
|
|
|
|
|
|
||
2. |
|
|
|
|
|
|
||
3. |
|
|
|
|
|
|
||
4. |
|
|
|
|
|
|
||
5. |
|
|
|
|
|
|
||
6. |
|
|
|
|
|
|
Пакет заданий и учебного материала для группы. Тема исследования «Образ Александра Македонского в поэме А.Кунанбаева «Искандер».
Задания:
- Прочитать выразительно отрывок из поэмы, в котором раскрывается образ Александра Македонского.
- Представить историческую справку об Александре Македонском.
- Определить, как Абай Кунанбаев раскрывает образ исторической личности в поэме «Искандер».
- Составить «Палитру качеств» героя произведения. Доказать утверждения словами из текста.
- Проиллюстрировать, созданную часть книги.
Пакет заданий и учебного материала для группы. Тема исследования: образ Аристотеля в поэме Абая Кунанбаева «Искандер».
Задания:
- Прочитать выразительно отрывок из поэмы, в котором раскрывается образ Аристотеля.
- Представить историческую справку об Аристотеле.
- Определить, как Абай Кунанбаев раскрывает образ Аристотеля в поэме «Искандер».
- Составить «Палитру качеств» героя произведения. Доказать утверждения словами из текста.
- Проиллюстрировать, созданную часть книги.
Пакет заданий и учебного материала для группы. Тема: В чем заключается морально-философский смысл поэмы А.Кунанбаева «Искандер»?
Задания.
- 1. Выразительно прочитать отрывок из поэмы, в котором раскрывается морально-философский смысл.
- 2. Раскрыть личность Абая Кунанбаева.
- 3. Определить морально-философский смысл поэмы.
- 4. Составить «Палитру назиданий Абая». Доказать утверждения словами из текста.
- 5. Проиллюстрировать, созданную часть книги.