СЕВЕРО – КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ
АКЖАРСКИЙ РАЙОН
ТАЛШЫКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
Учитель начальных классов
Жагупарова Мадина Жуматовна
Тема: ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ НА 5.
Цель: составление таблицы умножения на 5 и соответствующих случаев деления.
Задачи:
1) сформировать умения составлять таблицу умножения и деления на 5.
2) совершенствовать вычислительные навыки в решении примеров, уравнений и нахождения периметра; умения решать задачи с помощью действии умножения и деления.
3) воспитывать аккуратность, самостоятельность и навыки культуры.
1. ОРГ. МОМЕНТ.
Видео ролик «Улучшитель настроения».
2. Наш урок пройдёт в необычной форме, по сказке «Двенадцать месяцев».
— Кто автор сказки, назовите его?
— Знаете ли вы, сколько месяцев в году?
— А как они называются?
— Но, люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу.
— Как же это случилось?
— Кто просила сходит за подснежниками в лес Настю?
— К какому празднику нужны были подснежники?
— Какими словами мачеха отправила Настю?
— Долга шла Настя по лесу и увидела вдалеке огонёк – будто звезда среди ветвей запуталась. Посреди полянки большой костёр горит, чуть ли не до самого неба достаёт. А вокруг костра люди сидят – кто поближе к огню, кто подальше. СЛАЙД – 1, 2
— Стала она считать, насчитала двенадцать; …
— Вы должны устно посчитать эти примеры. СЛАЙД — 3
УСТНЫЙ СЧЁТ. 2*5=10 16:2=8
2*8=16 6:3=2
7*3=21 2:2=1
9*4=36 12:4=3
3*8=24 20:4=5
(учащиеся читают выражения и называют ответ: «Значение произведения … равно …», «1 множитель …, 2 множитель …, значения произведения равно …», «… умножить на … равно …», «Значение частного … равно …», «Делимое …, делитель …, значение частного равно …», «… делитель на … равно …».) СЛАЙД -4
— Что произошло дальше?
— Посмотрите на отрывок мультфильма и послушайте диалог между братьями
Мартом и Январём. СЛАЙД – 5
3. Сообщение темы и цели урока. СЛАЙД — 6
— Прочитайте первые две строчки слов Января;
Не трещите, морозы,
В бору, 5*5
— Посчитайте, сколько слов в этих строках и умножьте на 5, при этом выполните
выражения в виде суммы слагаемых, т.е. повторите слагаемые 5 раз (и т.д.)
5*6 = 5+5+5+5+5+5 = 30
5*7 = 5+5+5+5+5+5+5 = 35
5*8 = 5+5+5+5+5+5+5+5 = 40
5*9 = 5+5+5+5+5+5+5+5+5 = 45
— Какие явления природы происходят в Январе — месяце?
— Чей черёд пришёл, чтобы помочь Марту?
— Что сделал месяц — Февраль? СЛАЙД — 7
— Что значит, мотнул бородой и загудел? (ученик читает слова месяца — Февраля)
— Ветры, бури, ураганы,
— Дуйте, что есть мочи!
— Вихри, вьюги и бураны,
— Разыграйтесь к ночи!
— В облаках трубите громко,
— Вейтесь над землёю,
— Пусть бежит в полях позёмка
— Белою змеёю!
— Какие явления природы происходят в Феврале – месяце?
— Следствием этого переставились числа в выражениях. Цифры рассыпались и
поменялись, а в математике как называется это свойство? (переместительное
свойство) СЛАЙД — 8 5*6 = 6*5 = 30
5*7 = 7*5 = 35
5*8 = 8*5 = 40
5*9 = 9*5 = 45
— Кому передал свой посох месяц – Февраль?
— Теперь твой черёд, братец Март. (усмехнулся Март и запел звонко, во весь
свой мальчишеский голос: «разбегайтесь, ручьи, …») СЛАЙД 9
— Какие явления природы происходят в Марте – месяце? (снеготаяние)
— А раз тает снег, какое явление происходят зимой? (зимой падает)
— Выполните обратные действия умножения таблицы на 5.
10 : 5 = 2 30 : 5 = 6
15 : 5 = 3 35 : 5 = 7
20 : 5 = 4 40 : 5 = 8
25 : 5 = 5 45 : 5 = 9
4. МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА. СЛАЙД – 10
5. Работа над задачами – стр.102 №6 СЛАЙД – 11
— Сколько часов дал Март – месяц Настеньке на сбор подснежников?
— Торопитесь, нам с тобой всего один часок братья мои подарили. Сколько
минут в одном часе?
— Но, так как у нас времени мало, поэтому вы должны выполнить задачу за
5 (пять) минут. О чём говорится в задачах?
Подснежник – сказочный цветок. От него веет таинственным волшебством.
Тонкий стебелёк изящно изгибается и на самом его конце блестит нежная
капелька цветка. Так просыпается подснежник – первое лесное чудо, которое
завораживает любого, кто увидит его. Хорошо себя чувствует в нашей лесо –
степи. Когда смотришь на его опущенную головку, кажется, будто он о чём – то
задумался. Может быть, цветочек вспомнил свою подружку Снегурочку?
— Расцветая в окружении снегов, подснежник сам похож на снежинку.
1 – ряд. Масса одной корзины с подснежниками 5 кг. Какова масса 7 таких
корзин подснежников?
Масса 1 корзины. Кол-во корзин. Общая масса.
5 кг 7 ?
5 * 7 = 35 (кг)
Ответ: общая масса 7 корзин – 35 кг.
2 – ряд. За 5 подснежников заплатили 25тенге. Какова цена одного подснеж
ника?
ЦЕНА КОЛИЧЕСТВО СТОИМОСТЬ
? 5подснежника 25 тенге
25 : 5 = 5 (тг)
Ответ: цена 1 подснежника – 5 тенге.
— Что известно? — Как запишите задачу, т.е. в виде чего?
— Что обозначает число …? — Какой вопрос задачи?
— Каким действием можно ответить на вопрос задачи? СЛАЙД — 12
6. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ. СЛАЙД –13
— О чём думала дочка мачехи по дороге за подснежниками?
— «… и зачем только я в лес пошла! Лежала бы сейчас дома в тёплой постели, а
Теперь ходи да мёрзни! Ещё пропадёшь тут!»
— Чтобы не замёрзнуть и не пропасть в лесу, вы должны выполнить карточки?
(звучит музыка Петра Ильича Чайковского «Времена года» — Апрель
«Подснежник») – идёт борьба зимы и весны, весна всё – таки сильнее зимы,
так, как она молода, поэтому просыпаются подснежники после долгого сна,
тянется вверх к солнцу, чтобы нежной ладошкой коснуться мягких белых
облачков, природа оживает.
7.ПОВТОРЕНИЕ. СЛАЙД — 14
— На просьбу дочки мачехи, что ей нужны летние месяцы, как поступил и что
сказал месяц – Январь?
— Ищи лета зимой! – говорит Январь. СЛАЙД – 15
— Вы должны эти геометрические фигуры дополнить другими, то есть нарисовать в прямоугольнике угол так, чтобы он проходил через неё?
— А кривую нарисовать через круг?
— Нарисовать прямую возле любого угла треугольника так, чтобы она её задевала?
— А в этих двух квадратах найдите ещё третий квадрат и определите периметр
данной фигуры?
— Что такое периметр?
Р = 1см + 1см + 1см + 1см = 4см
Р = 1см * 4 = 4см
8. Подведение итогов урока.
- Что было самым важным?
- Что было самым трудным?
- Что было неожиданным?
- Какие задания хотелось бы еще выполнять?
9. Дом. задание – стр.103 №9(1), №13,
выучить таблицу умножения и деления на 5. СЛАЙД – 16
10. Рефлексия. СЛАЙД – 17
— А теперь каждый ученик должен дать оценку «- Понравился ли вам урок?»,
показывая своё настроение?
11. О Ц Е Н К И.