Урок познания мира в 1 классе на тему\»Значение растений в жизни животных\»

Конспект урока по познанию мира в 1 «Е» классе ШЛ № 101.

Учитель Гридасова Нина Викторовна.

Дата :

Тема: Значение растений в жизни животных.

Цели: обобщить знания детей о растениях и животных ;  создать на уроке  условия  для определения  учащимися связей  между растительным и животным миром,  формировать представления об экологических связях;  способствовать укреплению знаний о природе ; пополнять активный словарь учащихся;

развивать мыслительные операции анализа, обобщения;  развивать связную речь учащихся;

 — воспитывать экологическую культуру.

Ход урока:

1) Психологический настрой.

— Прозвенел звонок на урок. Урок начинается. Я вам желаю хорошего настроения и плодотворной работы.

2) Мотивация к учебной деятельности.

В школу мы пришли учиться.

В жизни это пригодиться.

Тот, кто хочет много знать,

Должен сам всё постигать.

Учитель: Выделите в стихотворении ключевую фразу. Объясните, почему вы так считаете

 

Сегодня  на уроке все мы разделимся на 3 группы : «Ботаники», «Зоологи», «Экологи»

3) Актуализация опорных знаний.

Задание:  Отгадайте загадки, которые для вас подготовили ребята из группы « Ботаники». Разделите отгадки на 3 группы. Назовите  их.

 

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (береза)

 

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина)

 

Держит девочка в руке

облачко на стебельке.

Стоит дунуть на него –

и не будет ничего. (Одуванчик)

 

У меня длинней иголки,

чем у елки.

Очень прямо я расту

в высоту (Сосна)

 

Была зеленой, маленькой.

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я

И вот теперь я спелая. (Смородина)

 

Стоят в поле сестрички —

Желтый глазок, белые реснички. (ромашки)

 

Как одним словом называются деревья, кустарники и травы?  (Растения)

Кто из вас догадался, что изучает наука ботаника? Почему эта группа называлась

« Ботаники»?»( Ботаники изучают растения.  )                                                                                                         

 

Задание:  Внимательно послушайте, что для вас подготовили ребята из группы «Зоологи». Разделите отгадки на 3 группы. Назовите  их.

 1 ученик:

Отгадайте:

 Что за зверь лесной,                                                                                                          

 Встал, как столбик под сосной.                                                                                              

 И стоит среди травы —                                                                                                         

 Уши больше головы.

2 ученик:

    Заяц – одно из кротких животных на свете. Зайцы передними лапками роют в земле норки. Днем он спит, ночью выходит на кормежку. Зимой он питается только корой деревьев. Чаще всего грызет он молодые осинки, березки, ивы. К зиме зайцы линяют – меняют свой наряд. Новая шерсть у них вырастает густая, теплая.

3 ученик:

    Все называют зайца трусишкой. В действительности зайцы вовсе не трусливы. Если какой-нибудь пернатый хищник настигает зайца, то он ложиться на спину и отбивается сильными ударами лап. Но бывает и так, что орлу или лисице удается схватить зайца за шерсть со спины или зада. Тогда кусок кожи, схваченный за шерсть, легко отрывается и остается в зубах хищника, а сам заяц благополучно убегает. Обнаженная часть тела быстро заживает, покрываясь новой шерстью.

 

 4 ученик:

  Вспомните сказку «Теремок». С кем жил в теремке еж? ( с мышкой-норушкой и лягушкой-квакушкой).

    Такое бывает только в сказке. Но на самом деле им втроем никогда не ужиться: съел-бы еж своих соседок – мышь и лягушку. Да и в теремке он бы ни за что не поселился. Ежи даже норками не обзаводятся. Осенью натаскает еж на своих колючках сухих листьев в какую-нибудь ямку между корней, зароется и спит всю зиму. Мал еж, да никто ему не страшен. Свернется в клубок, растопырит иголки – попробуй тронь. Еж питается насекомыми, мышами, лягушками, фруктами. Зимой спит, зарывшись в листья, в сено или забравшись под кучу хвороста.           

 

3 ученик:

 А теперь отгадайте животное по описанию.

Это лесная  кошка. Хвост у неё короткий, на ушах кисточки. Она очень ловкая: не только прекрасно лазает по деревьям и скалам, но и быстро бегает, делает прыжки до 4 метров ,  хорошо плавает. Любимая  её добыча  – зайцы, тетерева и куропатки. Она  – хороший  охотник.

 Кто это?                        

Легко лазает по деревьям и скалам, рысь  выбирает удобное место, с которого  молниеносно бросается на жертву. Зубы и когти у рыси огромные и очень острые.

 

 Учитель:  О ком нам рассказали  ребята-зоологи. Как одним словом назвать зайца, ежа, рысь? (Животные)

А какие бывают животные? (Дикие и домашние)

Чем отличаются дикие животные от домашних?

Какое из этих животных лишнее? Почему? (Заяц – травоядное животное)

Учитель:

-Как вы думаете , о чем пойдет  речь на уроке? (о растениях и животных)

— Верно, сегодня мы поговорим о растениях и животных.

— Как можно одним словом назвать растения и животных? (природа)

— Уточните, к какой природе относятся животные и растения? ( к живой)

— По каким признакам мы определяем объекты живой природы? (это все что дышит, питается, размножается, растет)

-О ком рассказывала группа «Зоологи»? ( о животных)

Кто из вас понял, что изучает наука Зоология.

(Зоологи изучают животных.   ) 

Физминутка

  Посмотри, мой милый друг,

 Что находится вокруг?

 Небо светло-голубое,

 Солнце светит золотое,

 Ветер листьями играет,

 Тучка в небе проплывает.

 Поле, речка и трава,

 Горы, воздух и листва,

 Птицы, звери и леса,

 Гром , туманы и роса.

 Человек и время года-

 Это все вокруг …….(природа).

 

А теперь слово предоставляется группе «Экологи»

Экологи напоминают правила поведения в природе.

 1.   Не рви  цветы. Пусть красивые растения останутся в природе.                               

 2. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны природе.        

 3. Не разоряй муравейники.                                                                                               

 4. Не лови диких животных и не уноси домой. Условия неволи не заменят им    природной среды.                                                                                                                   

 5.  Не ломай ветви деревьев. Растение – живое существо.                                                  

 6. Будь осторожен с огнем. Помни, что из 1 дерева можно сделать  миллион спичек, а 1 спичкой сжечь миллион деревьев.

 

4) Введение в тему.

Учитель: Так кто же такие Экологи?

  Воздух, вода и вся другая неживая природа, в которой обитают сообщества растений и животных, называется окружающей средой. В лесу своя окружающая среда, в пустыне — своя, в озере и море — тоже своя. Растения и животные на протяжении тысячелетий привыкли жить именно в своей окружающей среде. Это их дом. У зайца свой дом — лиственный или смешанный лес, у обезьяны — тропический лес, у белого медведя — тундра или полярная пустыня, а у льва и жирафа — саванна. Привыкли они к врагам и соседям: зайцы к волкам, антилопы ко львам и гепардам.

Сообщества растений и животных вместе с окружающей их средой называют экологической системой. Экологические системы везде свои — в лесу своя, в озере своя, в океане тоже своя. А наука, которая изучает, как сообщества растений и животных взаимодействуют между собой и окружающей средой, называется _______экологией (хором)

Экология — наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает.

Кто готов повторить определение экологии?(Учитель спрашивает 3-х учеников).

Само же слово “экология” образовалось из двух греческих слов: “экос”, что значит “дом”, и “логос”, что значит “наука”. Экология — наука о природном доме.

 

5) Работа по теме урока:

Посмотрите на доску. Как красива наша живая природа!

— Есть на нашей планете 4 царства, которые никогда не воюют между собой, которые так дружат, что уже давно не могут обойтись друг без друга. Они и живут на одной территории, и всё у них общее: земля, реки,  моря. Это царства животных, царства растений, царства грибов, царства бактерий.

-как вы думаете , о каких царствах мы будем говорить сегодня? ( О царстве растений и царстве животных)

РАБОТА В ГРУППАХ.

Каждая группа получила полоски со словами. Задание: Прочитайте слова, подумайте, как они связаны между собой. Расположите полоски в логической последовательности. Объясните, почему так расположили полоски?

 

Задание: для 1 группы.

— Объясните, как связаны между собой эти слова?  Расставьте их в логической последовательности.

 

растение — кислород – животное

 

Итак, какой 1 вывод мы сделаем. Какую роль играют растения в жизни животных?

(Растения выделяют кислород, необходимый для дыхания животных.)

 

  Задание: для 2 группы.

— Объясните, как связаны между собой эти слова? Расставьте их в логической последовательности.

1 минигруппа:   птицы – гусеницы – листья;

 2 минигруппа:  сова – зерно – мышь;

3 минигруппа:  бабочка-нектар- синица.

Итак, какой 2-ой вывод мы сделаем: Как еще связаны  растения и животные?( растения являются пищей для животных)

Почему я составила этот ряд картинок?

осина – заяц – волк

дуб – кабан – рысь

 трава – лось       Подумайте, полный ли третий ряд картинок? Кого не хватает?

 (3 группа – не хватает звена, нет хищника.)

(Волк.)

А если я составлю такую цепочку: трава – волк. Будет ли она верной?

— Могут ли хищники прожить без растений?

(Да. Нет.)

— Почему? Что произойдёт?

(Если не будет растений, травоядным нечем будет питаться. Хищники погибнут.)

Вывод: Растения являются пищей для животных.

Учитель:  (Иллюстрация)

Деревья, травы, кустарники из воды, углекислого газа, минеральных питательных веществ строят на свету свои листья. Тут как тут любители зеленых листочков — травоядные животные. Это зайцы и белки, да и многие птицы. Все они с удовольствием едят эти растения. Но на каждом шагу травоядных животных подстерегают хищники — волки, лисы и рыси. Но ведь и волк, и лиса, и рысь тоже не бессмертны. Проживут свое и умрут. А после смерти органические вещества, из которых состоят их тела, под действием бактерий разлагаются и превращаются как раз в те минеральные питательные вещества, которые поступают в почву и которые так необходимы растениям.

 Вот это и есть экологическая цепочка или экологическая система, в которой каждое растение или животное как бы дополняет всех остальных и не сможет без всех остальных прожить.

Задание для 3 группы.

— Объясните, как связаны между собой эти слова? Расставьте их в логической последовательности.

1 минигруппа: гнездо – птица- сухая трава

2 минигруппа: сухие листья – дупло — белка

3 минигруппа: кора деревьев – насекомые- дупло дятела

 

   3-ий вывод: из растений животные строят свой дом (гнездо птиц), утепляют свои жилища в холода,  в растениях животные прячутся от врагов.

Учитель:

Интересны связи между растениями и животными. С одной стороны, растения служат животным пищей (пищевая связь) ; создают среду их обитания (насыщают воздух кислородом) ; дают им убежище; служат материалом для построения жилищ (например, птичье гнездо). С другой стороны, животные тоже влияют на растения. Например, распространяют их плоды и семена, в связи, с чем у некоторых плодов имеются специальные приспособления (семена лопуха).

 

6) Первичное закрепление изученного. Работа по учебнику (с. 63)

1) Чтение «цепочкой»

2)  Ответы на вопросы учебника: перекрестный опрос между группами

3) Работа по «Дневнику наблюдений» (с 46)

7) Итог урока

Как связаны в природе царство растений и животных?

Что нового и интересного вы узнали на уроке?

8) Рефлексия

А теперь оцените свою работу на уроке:

Если вам урок понравился, вы хорошо работали и узнали много нового, закрасьте серединку ромашки желтым цветом.

Если работали не в полную силу – закрасьте зеленым цветом.

А если чувствовали себя на уроке не комфортно – пусть ромашка останется серенькой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ урока познания мира в 1 «Е» классе.

Учитель Гридасова Н. В.

Тема: «Значение растений в жизни животных»

Цели: обобщить знания детей о растениях и животных ;  создать на уроке  условия  для определения  учащимися связей  между растительным и животным миром,  формировать представления об экологических связях;  способствовать укреплению знаний о природе ; пополнять активный словарь учащихся;

развивать мыслительные операции анализа, обобщения;  развивать связную речь учащихся;

  воспитывать экологическую культуру.

 Тип урока: изучение нового материала.

 В классе обучается 34 человека: 19 мальчиков и 15 девочек. Большинство детей класса из социально – благополучных семей, воспитываются в полных семьях 29 детей; одна — находится под опекой. Для 14 учащихся характерен повышенный уровень познавательного интереса; для 20 – средний, а для 5 – низкий уровень.

 На предыдущих уроках у ребят формировалось представление о разнообразии животного и растительного мира,  развивалось умение выделять признаки, присущие объектам живой природы, отличающие их от объектов неживой природы.

            Главной целью данного урока было определение  учащимися связей  между растительным и животным миром,  формирование представлений об экологических связях, а для этого необходимо было на основе имеющихся знаний и жизненного опыта учащихся вывести их на самостоятельное определение роли растений в жизни животных. Открытие нового знания получилось благодаря правильно выбранным для урока педагогическим методам: частично – поисковому и наглядному. В начале урока перед учащимися поставлена проблемная задача и определен главный вопрос урока: Как связаны в природе растения и животные?

Все подготовленные к уроку задания подобраны по принципу систематичности: от простого к сложному и от известного к неизвестному. Они взаимосвязаны между собой через главный вопрос урока. Ученикам была предоставлена возможность самим устанавливать связи между  данными представителями растительного и животного мира, объяснять их и расставлять в логической последовательности. Задания были подобраны так, чтобы дети самостоятельно смогли делать вывод о том, что значат растения в жизни животных.

            Я постаралась построить урок так, чтобы каждый ученик смог испытать положительные эмоции от личного успеха во время работы на уроке (индивидуальной, в группе, во время коллективного обсуждения материала), каждый почувствовал себя причастным к достигнутому результату  на уроке. Внимание ребят к материалу урока было привлечено мною с первых минут и не ослабевало в течение всего урока. Этому способствовал, прежде всего, увлекательный материал и разнообразные формы познавательной деятельности, которые помогали мне поддерживать у детей интерес к познанию  на этапе изучения и закрепления новых знаний.

Первичное закрепление новых знаний проходило по учебнику.  Ученики читали текст «цепочкой», и во время «перекрёстного» опроса между группами  ответили на все вопросы оппонентов. По «Дневнику наблюдений»  все  опрошенные дети смогли объяснить связь всех изображенных животных с сосной.

            В классе была создана доброжелательная атмосфера, настроение у ребят было хорошее. Они активно участвовали в уроке, давали исчерпывающие ответы и сами задавали интересные вопросы. Дети показали согласованную работу в группах, умение сотрудничать и помогать друг другу. Но не все ещё ребята терпимо относятся к мнению других товарищей, были в классе те (3 человека), кто выкрикивал с места, не дожидаясь, когда спросит его учитель. Все задания, предлагаемые на уроке, способствовали развитию общеучебных умений и навыков и требовали от учащихся, прежде всего, внимания, собранности, организованности, умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Хочется отметить хороший темп ведения урока. Каждую минуту урока я старалась использовать максимально продуктивно, поэтому весь материал был дан детям в полном объёме.

Считаю, что урок изучения нового материала получился. Цели урока достигнуты.

 

 

Добавить комментарий