Учитель русского языка и литературы — Шаяхметова Алия Шаймуратовна
КГУ «Средняя школа Бакырчик», поселка Ауэзов, Жарминского района, ВКО
Неделя 2 |
День 2 |
Урок 2 |
Тема урока |
Основные виды сложных предложений
|
|
Лексическая тема |
Любовь к людям |
Учитель русского языка и литературы — Шаяхметова Алия Шаймуратовна
КГУ «Средняя школа Бакырчик», поселка Ауэзов, Жарминского района, ВКО
Неделя 2 |
День 2 |
Урок 2 |
|||||||||||||||
Тема урока |
Основные виды сложных предложений
|
||||||||||||||||
Лексическая тема |
Любовь к людям |
||||||||||||||||
Эпиграф к уроку |
«Чем больше человек умнее и добрее, тем более добра он замечает в людях» /Б.Паскаль/
|
||||||||||||||||
Ссылка: |
Календарно-тематическое планирование (9 класс) |
||||||||||||||||
Материалы к уроку |
Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразоват. школы / Л.К.Жаналина. — Алматы: Изд-во «Мектеп», 2009. – 296 с., |
||||||||||||||||
Общие цели:
|
изучить виды сложных предложений и схемы их обозначения, средства связи (сочинительная, подчинительная), типы синтаксической связи между простыми предложениями в составе сложного; |
||||||||||||||||
Результаты обучения: |
Учащиеся должны ознакомиться с видами сложных предложений. |
||||||||||||||||
Ключевые идеи: |
Отличие союзных предложений от бессоюзных; |
||||||||||||||||
Задания: |
I. Орг. момент (приветствие). II. Проверка домашнего задания: группы представляют свои презентации на интерактивной доске. III. Работа над новым материалом «Основные виды сложных предложений», §9, стр. 33-34 учебника– учащиеся знакомятся с видами сложного предложения по методу «Инсерт», делая пометки в тексте. При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста). Пометки должны быть следующие: V если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете; – если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали; + если то, что вы читаете, является для вас новым; ? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу. После чтения текста с маркировкой учащиеся (по одному с каждой группы отвечают на вопросы учителя по пометкам). IV.Задание по группам: I группа – работают над понятием «Союзные предложения».
V.Презентация. Каждая группа представляет свою презентацию по методу «Фишбоун» по тексту притчи «Ветер и цветок»
Верхние рёбра – это первая часть сложного предложения; Ветер встретил прекрасный Цветок и влюбился в него. Пока он нежно ласкал Цветок, тот отвечал ему еще большей любовью, выраженной в цвете и аромате. Но Ветру показалось мало этого, и он решил: «Если я дам Цветку всю свою мощь и силу, то тот одарит меня чем-то еще большим». И он дохнул на Цветок мощным дыханием своей любви. Но Цветок не вынес бурной страсти и сломался. Ветер попытался поднять его и оживить, но не смог. Тогда он утих и задышал на Цветок нежным дыханием любви, но тот увядал на глазах. Закричал тогда Ветер:
VII.Дополнительная работа по повторению орфографии:
-Какие виды сложных предложений знаете? -Какое предложение называется ССП? -Какое предложение называется СПП? -Какое предложение называется БСП? -Каких успехов вы достигли?
|
||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||
Оценивание |
XI.Руководители команд сдают «Бланки по оцениванию» |
||||||||||||||||
Дополнительное задание: |
XIII. 1.Найти афоризмы о любви к людям, о человечности. |
||||||||||||||||
Последующее задание для чтения |
Дом. задание: §9, упр.63. |
урок русского языка
Путешествие в созвездие Глаголов
Обобщающее занятие по русскому языку в 6 классе.
Подготовила учитель русского языка и литературы СШ № 16
С.Садовое Осакаровского района Карагандинской области
КОЛЕСНИЧЕНКО ТАТЬЯНА ИВАНОВНА
Цель: обобщить в игровой форме знания по теме «Глагол»; научить ребят применять свои знания в необычной учебной ситуации; подкорректировать, углубить и закрепить знания учеников за счет привлечения занимательного материала.
Ход урока: 1.Предварительный этап: жюри и гости занимают свои места; жюри получает ведомости(список класса, по вертикали-перечень конкурсов, в которых выставляется командная оценка), контрольные варианты заданий и критерии выставления оценок по каждому типу заданий; ученики проверяют свою готовность к полету» (на парте должны быть заготовлены листочки разных размеров с указанием фамилии каждого играющего и ручки); затем учитель объявляет, что урок пройдет в форме игры-конкурса и предлагает ученикам разбиться на «экипажи» и выбрать командиров.
2. Игра – путешествие
Предстартовая подготовка
Пишем словарный диктант (слова, над которыми работали при изучении темы «Глагол»). Жюри выставляет всем «космонавтам» оценки в ведомость.
Спряжение, запрягать лошадь, блестеть, блистать, чувствовать, участвовать, путешествовать, занимать, она поняла, он зажжет свечку, преступник поджег дом, сильный ожог, исследовать, наведываться в гости, извиниться, измениться, поразить воображение, погрозить кулаком, печь пироги, стеречь, кран течет, благодарить, загородить, сжигать, сочетать, рассчитать.
Пресс – конференция перед полетом.
В качестве журналистов выступают представители каждой команды. Они задают противникам вопросы по теме «Глагол». Отвечают – после коллективного обсуждения – «уполномоченные »члены экипажей (как в игре Что? Где? Когда?) . Жюри выставляет отвечающим оценки в ведомость; учитываются правильность ответа и умение четко выражать свою мысль.
Примерные вопросы «журналистов»:
1.Дайте определение глагола
2.Расскажите о морфологических признаках глагола.
3.Что такое инфинитив?
4.Какие суффиксы инфинитива вы знаете?
5.Что вы знаете о глаголах совершенного и несовершенного вида?
6 Могут ли глаголы изменяться по родам? Если да, то в каких случаях?
7. Сколько времен имеет глагол? Назовите.
8. Изменяется ли глагол по падежам?
«Экипажу в целом можно выставить особую оценку за умение действовать сообща, выбирать самого подходящего «полномочного представителя» и давать ему разумные советы.
СТАРТ! Полет начинается…
Экспресс – опрос тестового характера. Вопросы формулируются четко, чтобы не возникало никакой двусмысленности. Ответы рекомендуется давать самые сжатые (да/нет, различного рода сокращения, цифровые обозначения спряжений, лиц и т.д.).
Вопросы можно дать на индивидуальных карточках. Фиксируется время работы.
Жюри имеет контрольные варианты каждой карточки и потому может сразу же проверить работы и выставить «космонавтам» оценки в ведомость.
Образец карточки-теста:
1.Глагол – это служебная часть речи? (да\\нет – подчеркните правильный ответ)
2.Какой орфографической особенностью отличаются инфинитивы?
3.К какому лицу относятся глаголы, отвечающие на вопросы что делает? (1\\2\\3 – подчеркните правильный ответ)
4.В каких глагольных формах всегда пишется мягкий знак?
5.Какие окончания настоящего времени характерны для глаголов-исключений, относящихся ко второму спряжению?
6.Форма полей-ка относится к —————————————————наклонению.
7.Сколько времен у русского глагола?———————————————————
8.По какому признаку мы узнаем возвратный глагол?———————————————9.К какому спряжению относится глагол хотеть?—————————————————10.Как узнать, пишется в глаголе суффикс –ова- (-ева-) или –ыва- (-ива-)?
Ответы:
- Нет.
- Ь (-ть)ся), чь(ся).
- К3-му
- 2 л. Ед.ч.,наст.вр.; инфинитив, после шипящих.
- –у\\-ю, -ишь, -ит, -им, -ите, -ат\\-ят.
- Повелительному.
- 7.3
- –ся\\-сь
- Разноспрягаемый
- –ова- (-ева-) 1л.ед.ч. наст. (буд.) –ую,
-ыва-(-ива) 1л.ед.ч. наст. (буд) –ываю (-иваю)
Выход в открытый космос
Коллективная работа у доски: каждая команда получает карточки с заданиями (удобнее, если у каждого экипажа будет отдельная доска) Ребята выбирают ответственных за выполнение каждого задания; при этом коллективное обсуждение не разрешается, но каждый имеет право обратиться за помощью к членам своей команды, поставив в известность жюри. Время работы ограничено (5-7 минут или 7-10 минут, в зависимости от того, сколько заданий приходится на одного ответственного). Ответственные за выполнение задания отчитываются перед всеми присутствующими, а жюри выставляет отвечающим оценки, учитывая правильность ответов и самостоятельность работы. Одновременно оцениваются и слаженность действий команды в целом, умение ребят рационально распределять обязанности и «спасти терпящего бедствие».
Карточка№1
Вставьте, где необходимо, мягкий знак; постарайтесь доказать правильность принятого решения (устно) – например, поставьте к соответствующим глагольным формам вопросы.
Он хорошо учит_ся, потому что ему нравит_ся учит_ся.
Дом строит…ся давно и будет строит..ся ещё не меньше полугода.
Мама на меня не сердит..ся, да ей и не за что на меня сердит..ся.
2. Перепишите предложения, раскрывая скобки. Устно объясните правописание частицы не.
Моя собака почему-то его сразу (не)взлюбила, рычит и зубы скалит. (Не)хватает, чтобы она его ещё и укусила!
(Не)волнуйтесь за меня, мне немного (не)здоровится, но температура (не)подимается.
Пап, ты (не)достанешь соль? А то мама суп (не)досолил…
3. Запишите стишок, раскрыая скобки и вставляя пропущенные буквы. К каким спряжениям относятся встретившиеся вам глаголы?
Ленивая кошка (не)лов_т мышей.
Ленивый мальчишка (не)мо_т ушей.
Ленивая мышка (не)выро_т норку.
Ленивый мальчишка (не)люб_т уборку.
Ленивая мушка (не)стан_т летать.
Ленивый мальчишка (не)стан_т читать.
4. Прочитайте стишок и запишите его, вставив пропущенные буквы и раскрыв скобки. Укажите, какие глаголы являются личными, а какие- безличными.
Сидит колдунья, дует_ся
На целый белый свет:
Колдунье (не)колдует_ся,
И вдохновенья нет.
Наколд_вала к ужину
Из Африки банан.
А по_вился- здрасьте вам!-
Из Арктики буран…
5. Вставьте пропущенные буквы е или и. Объясните, от чего зависит выбор буквы.
Утеша_м, обид_м, гоня_м, закоч_м, терп_шь, увид_шь, прочита_те.
6. Вставьте мягкий знак, если сочтёте нужным. Все глаголы стоят в одной форме; в какой? Чем она примечательа?
Сидиш_, слушаеш_, забудеш_ся, чувствуеш_, узнаеш_, схватиш_, прижмёш_ся, улыбнёш_ся.
7. Вставьте, где необходимо, мягкий знак; объясните принятые вами решения. Укажите, к каким частям речи принадлежат слова, о правописании которых вам пришлось задуматься.
Увелич_те тираж_, гора с плеч_, произнесёш_ реч_, спряч_ мяч_, воз_ми нож_ и отреж_, въедеш_ в гараж_, намаж_те корж_ кремом, пропадёш_ ни за грош_, не еш_ на ноч_, упадёш_ навзнич_, береч_ плащ_, вреж_ ему наотмаш_, обжеч_ся, варя борщ_, он горяч_-хоть плач_.
8. Запишите предложения, вставив пропущенные буквы и раскрыв скобки.
Где песня п_ёт_ся там весело ж_вёт_ся.
Полно печал_т_ся: дело поправ_т_ся!
Без ветра и трава (не)колыш_т_ся.
9. Запишите предложения, вставив пропущенные буквы. Объясните правописание слов. Укажите, какие из корней относятся к числу корней с чередующимися гласными, а какие нужно проверять удареием.
Св_ча, дог_рая, обж_гала пальцы.
Бл_стела и перел_валась на солнце посеребрянная р_сой тр_ва.
Наездник на полном ск_ку соск_чил с коня.
Весной все р_стения соб_раются с силами и д_ют молодую пор_сль.
10. Какое правило иллюстрирует приведённый ниже пример?
Он старался не слышАть того, что слышАл , и не видЕть того, что видЕл.
- Найдите в известном стишке глаголы в формах изъявительного, повелительного и условного наклонений.
Три мудреца в одном тазу
Пустились по морю в грозу.
Будь попрочнее старый таз,
Длиннее был бы мой рассказ.
Подумайте, в каком значении употребляется здесь форма повелительного наклонения.
- К каким наклонениям относятся приведённые ниже глагольные формы? Какие неприятные сюрпризы они могут преподнести пишущему? Запишите слова, раскрывая скобки.
Я решил(бы), я сказал(бы), поспешил(бы), написал(бы)…
Погоди(те)(ка), постой(те)(ка), пойдём(ка), поговорим(те)(ка),
встань(ка), расскажи(ка).
- Какие правила нужно знать, чтобы без ошибок вставить пропущенные в приведённых ниже словах буквы?
Он ст_рается нам помоч_, ваша доч_ должна прот_реть пыль, сейчас грибы не сб_рают, без помощи ветеринара кошка можетум_реть, можно подст_лить плащ, краткое прил_ гательное «хорош_», пол_жить в печ_, ты предл_гаешь, постереч_, не касайся обожженных плеч_, тебя это не к_снёт_ся, солнце оз_ряло расст_лающееся перед нами поле, встает з_ря, св_ркают з_рницы, заг_реть дочерно, такая лампочка не перег_рит, на солнце волосы выг_рают.
Разумеется, в зависимости от состава класса задание можно сократить и облегчить. Но если вы будете включать в игру примеры, которые неоднократно обсуждались на открытых уроках, и предупредите ребят, что им нужно как следует подготовиться к игре, повторив всё пройденное, включая примеры, то даже не слишком сильный класс окажется на высоте и все будут довольны результатами.
Эксперименты в космосе.
На этом этапе предлагаются необычные задания, требующие смекалки. Лучше, если выполнять их будут всем «экипажем»- быстро, весело, дружно. Оценка- команде в целом с формулировкой «за сообразительность». После трудного предыдущего задания этот этап станет хорошей разрядкой.
«Спектральный анализ»: можно предложить ребятам восстановить глаголы по предъявленным элементам; выиграет команда, которая больше всего подходящих вариантов (для жюри нужно заранее подготовить список ответов- например, с помощью словаря морфем русского языка).
Вы- . –о-ть, раз- . –а-ть, на- . –ыва-ть-ся, по- . –и –ть-ся.
«Послания внеземных цивилизаций»: предложите ребятам расшифровать послание. Выиграет «экипаж», первым предложивший не противоречащий исходным данным вариант.
ШЛЕМ…… ОПЯТЬ……ЩАЕМ…..МОЩЬЮПРИ……ЩИТЕ……АРЬБЕЗНЕГОНИКАКСАНИ…..
(Шлем привет. Опять обращаемся за помощью. Притащите словарь. Без него никак. Сани.)
Мягкая посадка на планету Звёзды. Вид в созвездии глаголов.
Командиры «экипажей» разбирают глагол как часть речи. Жюри оценивает правильность, полноту и чёткость ответов. Оценка даётся всей команде за умение выбрать истинного лидера.
Путешествие по планете.
Гостеприимные аборигены, глубоко почитающие знания, ведут космонавтов в «музей последнего Двоечника» (он умер от стыда за сто пятнадцать лет до прилета землян). Так возле переносной доски можно испытать себя и найти в тексте , написанном Последним Двоечником, все допущенные им ошибки.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.