Северо-Казахстанская область
Акжарский район
Талшыкская средняя школа
Учитель начальных классов
Зайнышева Умиткельды Сейдахметовна
Путешествие по планетам
на уроке русского языка во 2 классе
Тема: Проверочные слова. Сопоставление согласной буквы в проверочном и в проверяемом словах.
Цель:
Образовательная: формировать умения подбирать проверочные слова, совершенствовать знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки.
Развивающая: развивать творческое мышление, познавательный интерес, технику грамотного письма.
Воспитательная: воспитывать любовь к природе, окружающему миру, воспитывать интерес к предмету.
Тип урока: нестандартный
Метод обучения: коллективный, словесный, практический
Оборудование: карточки-кроссворды, карта путешествия, записи на доске.
I. Организация класса:
-Я тетрадь свою открываю
и наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку вот как я держу.
Сяду прямо не согнусь,
За работу я возьмусь.
II. Вводная часть. Сегодня на уроке отправляемся мы в увлекательное путешествие за знаниями.
1) Совершаем путешествие на ракете, которую изобрели Кот Матроскин и Шарик, по разным планетам.
2)Перед вылетом проверяем, готова ракета к полету или нет. (проверка домашнего задания)
3) Все справились — ракета готова. Начнем отсчет 3, 2, 1. Пуск!
Прошу обратить внимание на карту путешествия Сколько планет? (не считая земли)
III. Сообщение темы урока. (проверка звонких и глухих согласных на конце слова)
IV. Работа над новым материалом.
Планета «Словознай-ка».
Слово спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг погрызли мышки.
От слов начало откусили,
Из книжки в норку утащили?
…роз (мо)
-Какое это слово? Запишите в словарях.
-Поставьте ударение безударную гласную, подчеркнуть.
-Как назовем слово? Почему?
— Составьте предложение. Что еще знаем о слове? (на конце слова парная звонкая согласная, которую проверяем).
Мороз-морозы (повторить правило)
IV. Закрепление изученного. Планета «Соображай-ка».
1). Карточка-кроссворд. (Какая буква пропала?)
л |
е |
|
|
|
с |
н |
е |
|
|
з |
а |
в |
о |
|
2) Карточки – ловушки: (проблемная ситуация)
тра(ф/в)ка ры(б/п)ка
бере(з/с)ка лопа(д/т)ка
— выполнение по рядам, проверка слов.
V. Продолжение изучения новой темы.
Планета «Поиграй-ка» — игра «Лишнее слово»
1) Синица, воробей стриж.
-Назовите одним словом (птицы) Какое слово лишнее? -Почему? (проверка, правило).
2) Альбом, ручка, карандаш
3) Вилка, ложка, нож
Над какими словами работали? (правило)
VI. Упражнения в распознавании слов со звонкими и глухими согласными.
Планета «Угадай-ка» (текст из дополнительной литературы)
1.Школьники сажают яблоньки.
2.Около школы растет сад.
3. Весной цветет черемуха.
-Спиши первое предложение.
-О ком говорится в предложении? Назови это слово. -Подчеркни его одной чертой.
-Что говорится о школьниках? Ответь одним словом. Подчеркни его двумя чертами.
-Спиши и так же разбери второе и третье предложения.
Дети нашей школы тоже принимают участие в озеленении территории школы. Участвуя в реализации программы «Жасыл ел», посадили саженцы смородины, малины, боярышника и других деревьев. (Послание президента Казахстана Н.А. Назарбаева от 18 февраля 2005 года)
1) Беседа о деревьях, о их пользе. (красота, воздух, пыли меньше)
VII. Работа по учебнику. Самостоятельная работа- упражнение 158. Планета «Повторяй-ка».
— Списать, вставить пропущенные буквы.
— Подчеркнуть слова с парными согласными (проверка слов)
На ручей, рябой и пестрый,
За л…стком л…тит л…сток,
И струей, сухой и острой,
Наб…гает х…лодок. (Н.Некрасов)
— Какую букву дописывали?
— Какое слово проверочное? (проверка чтением)
VIII. Физминутка. Планета «Отдыхай-ка»
Котята спят, проснулись
Котята встали, подтянулись
Влево, вправо повернулись
Тихо сели и соседа не задели.
IX. Повторение изученного. Завершая путешествие, приземляемся на планете «Думай-ка», где нас встречает Каркуша — наша любимица, со своим заданием . (на доске)
1).Я гнала гусей на………,
Поломался тонкий………. (прут, пруд)
2) Проверка слов: пруд — пруды
прут-прутик
X. Домашнее задание: упражнение 205, правило.
XI. Итог урока, оценки. Как вы думаете, какая была цель нашего урока? Что проверяли? (слова со звонкими и глухими согласными на конце слова).Как проверяли? (правило)