Условия плавания тел

Физика 7 класс

учитель физики: II категории Таманской  средней школы Драмарецкий Дмитрий Павлович

Тема: Условия плавания тел. 

Тип урока: комбинированный

Формы и методы обучения: работа в группах, работа с текстом учебника, выполнение экспериментов в группах,  использование некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления, фронтальная работа с классом.

Цель:  Выяснить условия плавания тел и их применение.

 

 

Физика 7 класс

учитель физики: II категории Таманской  средней школы Драмарецкий Дмитрий Павлович

Тема: Условия плавания тел. 

Тип урока: комбинированный

Формы и методы обучения: работа в группах, работа с текстом учебника, выполнение экспериментов в группах,  использование некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления, фронтальная работа с классом.

Цель:  Выяснить условия плавания тел и их применение.

 

Задачи:

— Развитие научного мировоззрения и мышления, познавательных и творческих способностей учащихся, формирование у них целостного видения физической картины мира, места и роли в нем человека;

— Формирование основ научного метода познания свойств окружающего мира, закономерностей протекания процессов, навыков работы с научной информацией, умений самостоятельно применять полученные знания, наблюдать и объяснять физические явления, понимать и интерпретировать эксперименты, проводить самостоятельные исследования;

— Воспитание ответственности, научной и экологической культуры, понимания социальной роли физической науки.

Оборудование и материалы: ПК, интерактивная доска, флипчарт «Условия плавания тел» (приложение1), отливной сосуд, плавающее тело, сосуд с водой, мензурка, электронные весы.

Учебно-методическое обеспечение: Р. Башарулы, У. Токбергенова, Д. Казахбаева учебник физика и астрономия для 7 класса,Алматы: Атамұра, 2012

Раздаточный материал: опорный конспект[attachment=158]

 

Ход урока:

I.                   Орг. момент (2 мин) (слайд 1-3)
II.                Самостоятельная работа 10 мин(Слайд 4).

1.Задача упр 34 №2 стр 153 

2.Как вычислить силу Архимеда?

3.От каких величин зависит сила Архимеда?

4.Сформулируйте закон Архимеда?

(на тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, равная весу жидкости в объёме погруженной части тела)

5.Сила, выталкивающая целиком погруженное в жидкость тело, равна … в объёме этого тела.

(весу жидкости)

*После проверки — учащиеся ставят себе оценку согласно шкале оценок приложение 2*

III. Изучение нового материала  (25 мин).

1.      Вступление (слайд 5)

Людей всегда интересовал вопрос, почему некоторые тела плавают по поверхности жидкости, а другие тонут в ней. Чтобы найти ответ на вопрос необходимо провести исследование:

2. Экспериментальная работа (10 мин) (слайд 6)

1. В отливной сосуд налейте воду до уровня боковой трубки.

2. После чего в сосуд погрузите плавающее тело, предварительно взвесив его с помощью электронных весов (перевести в кг).

3. Опустите в воду тело, в мензурку выльется вода.

4. Зная объем воды в мензурке и  плотность воды, определите массу вытесненной воды (перевести в кг).

5. Сравните массу тела в воздухе и массу вытесненной воды, сделайте вывод.

            Вывод: Вес в воздухе плавающего тела равен весу жидкости, вытесненной телом.

  Вопрос классу: так какие же силы действуют на тело?

(Ответ: На тело, находящееся внутри жидкости, действуют две силы: сила тяжести, направленная вертикально вниз; и архимедова сила, направленная вертикально вверх.)

3.  Самостоятельная работа(5 мин) (слайд 7,8,9,10):

*Учащиеся самостоятельно формулируют условия плавания тел*

На интерактивной доске учащиеся записывают 3 условия:

            1)если сила тяжести больше архимедовой силы, то тело будет опускаться на дно, «тонуть»;

            2)если сила тяжести равна архимедовой силе, то тело может находиться в равновесии в любом месте жидкости, «плавать внутри жидкости»;

            3)если сила тяжести меньше архимедовой силы, то тело будет подниматься из жидкости, «всплывать».

4. Фронтальная работа с классом (10 мин):

(слайд 11)Вопрос: Рассмотрим последний случай подробнее. Что происходит с Архимедовой силой, когда тело всплывает на поверхность?

          (Верный ответ: Потому, что будет уменьшаться объём погруженной части тела, а архимедова сила равна весу жидкости в объёме погруженной части тела. Когда архимедова сила станет равной силе тяжести, тело остановится  и будет плавать на поверхности жидкости, частично погрузившись в неё.)

5.      Решение качественных задач (слайд 12):

  1. Почему Айсберг не тонет в воде? (верный ответ: плотность льда меньше плотности воды)
  2. Почему человек не тонет? Где на земле есть такое место, что человек просто мог бы лежать в воде? (Вода мертвого моря содержит не 2-3% соли как большинство морей и океанов, а более 27%, с глубиной соленость растет. В результате вода Мертвого моря значительно тяжелее обыкновенной морской воды, утонуть в такой тяжелой жидкости практически нельзя.)

 (бессточное солёное озеро между Израилем, Иорданией и Палестинской автономией.)

6.      Работа с книгой:

На основе плавания тел основано действие ареометра – прибор для измерения плотности жидкостей.

            Стр155 рис143. Ареометр, имеет своеобразную форму, состоит из стеклянной колбочки, дно которой утяжелено металлической дробью. Сверху колбочка переходит в тонкий трубчатый стержень с градуированной шкалой плотности.

            Чем меньше плотность жидкости, тем глубже погрузится в жидкость ареометр. Когда плотность жидкости высока, ареометр погружается в неё неглубоко.площади е на поршни, S Sлиндрах одинаково, пока на поршни не действуют силы.

оршнями и соединённые между собой трубкой..

живой природе — это м на почву.

стности, по которой не проедет всадник на лошеё на остриё гвоздей. ставимвдавливаются в песок. затем её ставим гирю.той поверхности, перпендикулярно которой она действует

IV. Глоссарий тренинг (Указать соответствия определения и терминам стрелочкой) (5 мин)

 

Термин

 

Определение

 

То тело будет подниматься из жидкости 

 

То тело будет опускаться на дно 

 

То тело может находиться в равновесии в любом месте жидкости 

Ареометр 

Направленная вертикально вниз 

Сила тяжести 

Направленная вертикально вверх 

архимедова сила 

Прибор для измерения плотности жидкостей 

 

III.             Подведение итогов урока и выдача домашнего задания (3 мин):

1)      Домашнее задание §56-57 читать учить определения

2)      Подведение итогов урока: учащиеся оценивают свою работу, подсчитав средний бал за урок.

Рефлексия

  1.      Что сегодня нового вы узнали на уроке?
  2.      Какая форма работы вам понравилась больше всего?
  3.      Возникали ли трудности на уроке? Какие?

 

Добавить комментарий