Устный журнал «Мода»
Цель и задачи классного часа: — формировать правильные представления об истинной красоте человека; — развивать эстетический вкус, разумный подход и чувство меры по отношению к моде; — воспитание культуры поведения.
Ход устного журнала:
I. Организационно – психологический настрой.
II. Вступительное слово учителя.
Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о моде. Ведь о моде спорят. Что же я такое? Попробуем разобраться с помощью ваших ответов.
Вопросы для учащихся:
1. Можно ли охарактеризовать человека (с точки зрения наличия вкуса, чувства собственного
достоинства, воспитанности и т.п.), зная его отношение к моде?
2. От чего может зависеть первое впечатление о человеке?
3. Можно ли по одежде судить о профессии, интеллигентности человека?
4. Предоставляют вам родители право носить и покупать одежду, какую захотите?
(ответы детей)
III. Основная часть.
1-я страница «О хорошем в моде и моде на хорошее».
Учитель: В настоящее время каждый культурный человек считается с модой. Стремление радовать окружающих своим внешним обликом — одна из форм вежливости, обязательная для воспитанного человека. Однако мода проявляется не только в одежде. Бывает мода на профессии, вынуждающая некоторых молодых людей выбирать будущую профессию не по призванию, а потому, что это модно. Есть «мода на здоровье», когда увлекаются вдруг то бегом «трусцой», то ритмической гимнастикой, то новомодными препаратами из трав и т. п. В молодежной среде может быть даже «мода на жаргон».
Учитель: Очень часто мы видим, как люди одеты по последнему писку моды, а выглядят нелепо. Почему так происходит? Попробуем в этом разобраться.
Обсуждение вопросов:
— В чем проявляется хороший (плохой) вкус в подборе одежды?
— Что значит «уметь носить одежду»?
— Какие формы поведения «диктует» та или иная мода?
(подбор одежды по следующим показателям: форма, стиль, гармония цветовых сочетаний назначение, соответствие возрасту, времени года и т. п.)
Зачитываются отрывки из выступлений периодической печати на темы моды и предлагаются комментарии.
«Я удивляюсь, зачем, например, девчонке наводить тени, брови, красить или накладывать ногти, когда эта девчонка гораздо красивее без косметики. Как не понимают некоторые девушки, что они модой не завлекут и красивее от косметики не будут? Красота проявляется в тактичности, вежливости».
«Мне кажется, спор должен идти не вокруг одежды и даже не вокруг количества прочитанных книг. Главное — как и чем живет человек».
(высказывания детей)
Учитель: Красота, элегантность, изящество и удобство одежды вызывают чувство эстетического удовольствия не только у того, кто ее носит, но и у тех, с кем этот человек общается. Одежда, образно говоря, «представляет» человека. «По одежке встречают» потому, что в одежде проявляется уровень культуры человека, его вкус, потребности. Внешний облик человека — это ансамбль, где поведение и манеры, одежда и прическа сливаются в один гармонический образ. Воспринимая новую моду, человек сознательно или бессознательно перенимает манеру ходить, стоять, разговаривать, жестикулировать. В брюках и спортивной обуви, например, девушки могут позволить себе шагать чуть шире, увереннее и свободнее держаться, сидеть чуть небрежнее. В любой моде время от времени возникают крайности. Однако это не значит, что плоха сама по себе мода. Правильное ее понимание, умение применить ее к себе или же, наоборот, отказаться от нее для себя — все это требует знания своей индивидуальности, критического, творческого отношения к моде.
2-я страница «Если хочется быть красивой в школе…»
Учитель предлагает обсудить следующие высказывания:
«Школьная форма — наша повседневная рабочая одежда. Она отличается от другой одежды, которая гораздо разнообразнее, поэтому выделяет каждого из нас среди других. Школьная же форма делает всех равными между собой!»
«Украшая себя в подражание взрослым, дети выглядят ряжеными, маленькими «старичками». И вообще школа — это не дом хвастовства друг перед другом, кто кого перещеголяет в одежде или украшениях».
«Я так скажу: если сережки маленькие, скромные, то здесь нет ничего страшного. Школьная форма не должна быть поставлена по суровому шаблону, когда вся школа сплошь «синяя» или «серая» от одинаковых форм одежды. В такой школе учиться скучно».
«У нас в школе никто не носит никаких украшений. Все дети считают, что носить украшения в школу просто нелепо. Школьная форма обязывает человека быть скромным, опрятным, вежливым».
Учащимся предлагается закончить предложение «Если бы я был директором школы, я бы разрешил учащимся носить…» (дети зачитывают свои предложения)
3-я страница «Быть современным или казаться?».
Для обсуждения предлагаются следующие ситуации:
1. «Современные» девочки.
Они сидели на скамейке, гримасничали, курили. По одежде трудно было определить их пол. Но по голосам догадался — это девушки. Одна нарочито громко рассказывала о парне, пересыпая речь непотребными словами. Прохожие шарахались, старались обойти группу стороной. Когда же пожилой мужчина сделал им
замечание, то услышал град таких реплик, что в смущении быстро отошел прочь.
Вопросы учащимся:
— Как вы думаете, такое поведение — порождение моды, признак современности или результат невоспитанности?
— Наблюдали ли вы подобные сцены?
— Как вели себя прохожие — свидетели безобразного поведения девушек?
2. «Джентльменский набор».
Я молодой и кое-что понимаю в моде. И в человеческих отношениях. Сейчас принимают и провожают по одежке. Модно одет -о,кей! Все без ума. Так себе — гуд бай, сэр! И презрительный взгляд вслед! Поступают таким образом в большинстве своем девочки.
Некоторым кажется, что в «джентльменский набор» должны входить всего несколько вещей: знание названий наших и западных рок-групп, джинсы, умение выразительно и молча привлекать к себе внимание красивых девочек…»
Вопросы для обсуждения:
— Какой в вашем понимании современный мальчик (современная девочка)?
— Быть современным и выглядеть современно. Какой смысл вы вкладываете в эти понятия?
— Какое место занимают вещи в жизни современного человека?
— Какие «признаки» современности престижны сегодня в вашей среде?
— Обязательно ли современность предполагает следование определенному стандарту?
Демонстрация – показ любимых вещей из гардероба учащихся.
4-я страница «Подведем итоги».
Учитель: Многие молодые люди считают моду синонимом красоты, а следование ей – подтверждением того, что они не отстали от жизни. Действительно, мода удовлетворяет потребность человека в новизне и разнообразии. Без моды было бы скучнее жить и отдыхать. Хорошая мода и мода на хорошее не противоречат принятым в нашем обществе нормам нравственности и эстетическому вкусу. Однако даже самая хорошая мода может сыграть с человеком «злую шутку», если он относится к ней бездумно, некритически. Сверхмодная одежда становится иногда для некоторой части молодежи своеобразной
«визитной карточкой», жизненным кредо, показателем престижности, символом
современности. А на самом деле свидетельствует о несформированности собственной жизнен-
ной позиции, неразвитости духовных потребностей. Что же надо знать, чтобы естественное
само по себе желание человека быть заметным, красивым, современным совпадало с
требованиями хорошего вкуса?
Во-первых,необходимо помнить, что эстетическая роль одежды заключается в том, чтобы в содружестве с другими элементами внешней культуры (опрятностью, прической, осанкой, походкой, манерами поведения) выявить красоту, особенности характера и духовного мира человека, помочь ему установить гармонические взаимоотношения с окружающей средой. Речь идет о требованиях пользы и целесообразности одежды, а также о ее способности «подать» человека.
Во-вторых, необходимо овладеть своего рода искусством одеваться со вкусом. Надев модное красивое платье или костюм, посмотрите внимательно: аккуратно ли вы причесаны, правильно ли по цвету подобраны вещи, насколько соответствует привычная вам манера обращения с людьми вашему внешнему облику.
Спросите себя: нет ли в вашей одежде кричащих деталей, которые обращают на себя излишнее внимание? Соответствует ли ваша одежда сезону, сочетается ли с обстановкой?
В-третьих,важно осознать, что модная одежда, модные увлечения, манера поведения и формы общения являются внешними атрибутами показной современности. Настоящая культура и современность ничего не имеют общего с постоянным выпячиванием и подчеркиванием своей «непохожести» на других людей.
Вывод: Истинная культура состоит в неповторимости красоты и богатстве личности, раскрывающихся в труде, в творческих исканиях, в доброте поступков, в чувстве собственного достоинства.
IV, Рефлексия.
— Что нового узнали для себя ребята?
— Будете ли вы придерживаться того, о чем мы сегодня говорили при подходе к моде и модной
одежде?
— Какое из высказываний подходит к заключительной фразе нашего устного журнала?