Статью подготовила учитель физической культуры 1 категории
СШ № 16 с. Садовое Осакаровского района Карагандинской области
Кравченко Лариса Рудольфовнв
В школу пришли шестилетки
Игры на прогулках
Пешеходные прогулки и экскурсии представляют собой простейший вид детского туризма. Это одна из самых доступных и привлекательных форм внеурочных занятий с учащимися шестилетнего возраста. Кроме познавательного прогулки и экскурсии имеют большое оздоровительное значение. Они содействуют закаливанию организма, помогают закреплять основные двигательные навыки, способствуют физическому развитию детей.
Велика и воспитательная роль прогулок и экскурсий. При правильной организации они помогают воспитывать такие качества, как взаимопомощь и забота друг о друге, способствуют общению детей с природой, приобретению навыков самообслуживания и ориентировки на местности. А выполнение возложенных на каждого из участников посильных общественных обязанностей воспитывает ответственность и инициативу.
Лучшее время для прогулок – весна и осень. О предстоящей экскурсии в природу дети и их родители предупреждаются заранее. К каждому такому мероприятию надо тщательно готовиться: выбрать маршрут следования, наметить места отдыха, провести предварительную беседу с детьми, назначить помощников, определить личное и коллективное снаряжение (емкость с водой, аптечку и др.)
Выбор маршрута и скорости движения группы зависит от степени физической подготовленности учащихся. Однако в любом случае общая протяженность маршрута для детей шестилетнего возраста не должна превышать 4 км в оба конца.
Особенно притягательными и интересными становятся для детей прогулки и экскурсии, если они сочетаются с играми и развлечениями на местности. Уже в пути к месту исследования ребятам можно предложить выполнить игровые задания: «Посмотри и запомни», «Кто наблюдательнее?», «Что ты видел?» и др. А вовремя привала задать им вопросы: Что они увидели на таком то отрезке пути. что особенно привлекло их внимание и т.д.
Можно давать детям задание на преодоление естественных препятствий (пройти несколько раз по лежащему дереву и спрыгнуть с него; перепрыгнуть через неглубокую канавку или ручеек; подпрыгнуть и достать рукой ветку дерева и т.д)
На конечной остановке маршрута организуются незатейливые игры. Выбор их зависит от времени года и конкретных условий. Лучше всего проводить игры на поляне, лужайке или специальной площадке. В качестве инвентаря можно использовать природный материал (камешки, шишки, ветки) либо захватить с собой мячи, флажки, городки и другой мелкий инвентарь, распределив его поровну между детьми. Хорошо, если ученики будут в спортивных костюмах и с заплечными мешочками – это превратит для них небольшую прогулку в настоящий туристский поход.
Игры на местности должны доставлять детям радость и удовольствие, не быть для них слишком утомительными. Достаточно провести 1-2 игры, после чего дать ребятам возможность отдохнуть, погулять, заняться своими делами.
Ниже мы приводим содержание нескольких игр на местности, которые можно предложить детям шестилетнего возраста во время прогулок и экскурсий в природу.
Уголки.Дети становятся возле деревьев, растущих недалеко друг от друга, или в местах, специально обозначенных флажками либо ветками. Водящий ходит между играющими и, подойдя к кому-нибудь, говорит: «Мышка, мышка, уступи мне свой уголок». «Мышка» отказывается. Водящий идет с теми же словами к другому. В это время остальные дети меняются местами, а водящий старается занять место одного из перебегающих. Если ему это удалось, то оставшийся без уголка становится водящим и игра продолжается.
Сумей догнать. Играющие делятся на две команды и строятся в две шеренги на противоположных сторонах полянки, лицом друг к другу. Расстояние между шеренгами 15-20м. Противоположные края полянки обозначаются флажками. По знаку руководителя ребята из одной шеренги, взявшись за руки, идут по направлению к ребятам из другой шеренги, стоящим на месте. Когда первая шеренга приблизится к другой на расстоянии 3-4 шагов, подается сигнал. По сигналу подошедшие игроки расцепляют руки, поворачиваются кругом и бегом устремляются на свои места. Ребята из второй шеренги преследуют убегающих и стараются их осалить, прежде чем они забегут за «свои» флажки. Осаленных игроков подсчитывают. Затем команды меняются ролями и игра продолжается. Побеждает команда, поймавшая в сумме больше игроков.
Горелки. Ребята строятся в две колонны. На расстоянии 2-3 шагов перед колоннами проводится линия. Один из играющих – водящий – встает за линию. Дети хором говорят: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо – птички летят колокольчики звенят». После слова «звенят» двое играющих, стоящие последними в колоннах, бегут по направлении к линии вдоль своих колонн – один справа, другой слева, стремясь схватиться за руки. Водящий препятствует этому и старается поймать одного из пары, прежде чем дети успели соединить руки. Если водящему удалось это сделать, то он образует с пойманным новую пару, которая встает впереди колонн, а оставшийся без пары становится водящим. Игра заканчивается, когда все играющие пробегут по одному разу.
Быстро возьми. На площадке по кругу раскладываются шишки (флажки, камешки). Количество шишек на 2-3 меньше, чем играющих. Дети передвигаются по кругу между шишками. По сигналу «Бери!» они быстро останавливаются, берут шишку и поднимают ее вверх. Руководитель отмечает, кто из ребят успел поднять шишку, а кто нет. После этого дети кладут шишки на место и игра продолжается. Побеждают ребята, собравшие наибольшее число шишек после нескольких повторений.
Веселые тройки. Дети разбиваются га тройки и строятся по кругу в затылок друг к другу. Каждому предлагается запомнить ребят из своей тройки. Стоящие первыми берутся за руки и образуют внутренний круг, а вторые и третьи номера, также взявшись за руки, — внешний круг. По знаку руководителя игроки внутреннего круга сначала идут, потом бегут в одну сторону, а игроки наружного круга – в другую. По команде «В свои тройки!» дети останавливаются, расцепляют руки, находят свои тройки и снова становятся по кругу в затылок друг к другу. Руководитель каждый раз отмечает самую быструю тройку.
Бабочки и стрекозы. Дети делятся на две равные по числу команды – «бабочек» и «стрекоз». В 2-3м от центральной линии площадки по обе стороны параллельными линиями обозначаются «дома». В одном доме находятся бабочки, в другом – стрекозы. В 10-15м от каждого дома по краям площадки ставятся флажки, за которые должны убегать участники по ходу игры. По знаку руководителя дети резвятся в своих домах: прыгают, приседают. По команде «Бабочки!» игроки, получившие это название, убегают за свои флажки, а стрекозы стараются догнать или осалить их. Осаленных игроков подсчитывают. Игра повторяется несколько раз, каждый раз руководитель называет команды в произвольной последовательности. Побеждает команда, осалившая в сумме больше игроков.
Найди камешек. Играющие стоят по кругу лицом к центру вплотную друг к другу, руки за спиной. В центре круга – водящий. По сигналу дети передают друг к другу за спиной камешек, а водящий старается догадаться, у кого в данный момент находится камешек, и предлагает этому игроку показать руки. Тот, к кому обратился водящий, протягивает руки и раскрывает ладони. Если водящий угадал, то игрок с камешком становится водящим, а водящий занимает его место в кругу.
Белые медведи. Играющие – «медвежата» — свободно располагаются на площадке, ограниченной флажками, посреди лужайки или поляны. За пределами площадки – «льдина», она обозначается флажками другого цвета. На льдине – два «медведя». По сигналу руководителя медведи, взявшись за руки, начинают ловить медвежат. Пойманным считается тот, кого удалось схватить свободными руками. Пойманного медвежонка отводят на льдину. Когда на льдине оказываются два медвежонка, они также берутся за руки и начинают ловить остальных. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все медвежата.
Снайперы.На земле обозначается мишень – рисуются один в другом три концентрических круга. Расстояние между кругами 2-3м. В центральный круг ставится корзина. У играющих в руках шишки. Они встают за линию наружного круга и по команде руководителя бросают шишки в корзину. Попавшие в цель получают 3 очка. Затем все встают за линию среднего круга и снова бросают шишки в корзину. За удачный бросок начинается 2 очка. Наконец броски проводятся из-за линии внутреннего круга. За попадание – 1 очко. Отмечаются самые меткие стрелки.
Будь ловким! Руководитель вращает длинную веревку, один конец которой привязан к дереву. Дети стоят в затылок друг к другу по одну сторону вращающейся веревки и поочередно, выждав момент, пробегают под веревкой на другую сторону, стараясь избежать касания. Пробегать можно по одному, вдвоем, парами, держась за руки и т.д. Руководитель называет самых ловких ребят.
Чуткий часовой. Играющие стоят по кругу радиусом 5-6 м. В центре круга находится водящий с закрытыми глазами. Около него разбросаны разные предметы (шишки, ветки, камешки) . По знаку руководителя 2-3 играющих, на которых укажет руководитель, осторожно приближаются к предметам, чтобы схватить один из них. Водящий, заслышав шаги или шорох, должен указать направление, откуда доносится звук. Если он указал направление верно, то игрок, не сумевший тихо подкрасться к предмету, становится водящим. В конце отмечаются самые чуткие часовые.
Догони свою пару. Дети встают парами вдоль края поляны: один впереди, другой сзади, отступя 2-3 шага. По сигналу первые быстро перебегают поляну (15-20м), а вторые их ловят (каждый свою пару). Затем играющие меняются ролями. В конце отмечаются самые быстрые ребята.
Серые гуси. В различных местах поляны обозначаются «дома» для «гусей» (раскладываются обручи или фанерки). Количество домов на 1-2 меньше, чем ребят. Дети образуют круг в центре поляны, ходят по кругу и имитируют движение крыльев со словами: «Гуси серые летели, на поляну тихо сели, походили, повернулись, а потом домой вернулись». По сигналу руководителя (3 хлопка в ладоши) все устремляются домой, стараясь занять свободный кружок. Игра повторяется 3-4 раза, после чего отмечаются гуси, которые чаще успевали прилетать «домой».
Репка. Играющие делятся на 2-3 группы по 6 человек (дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка) и строятся в колонны. На расстоянии 5-6м против каждой колонны ставится «репка» (городок, флажок, кегля).По команде «Беги!» вперед бегут дети, исполнявшие роль деда. Обежав каждый свою репку, возвращаются, берут за руку бабку и бегут вдвоем, затем втроем (с внучкой) и т.д. Подбежав к репке в последний раз вшестером, ребята «вытаскивают» репку (первый или замыкающий игрок берет свободной рукой городок, флажок и кеглю) и возвращаются на место. Руководитель отмечает группу, первой вернувшуюся на место, после чего игра повторяется со сменой ролей.
Поиск флажков. Руководитель прячет между деревьями 15-20 флажков. На поиски флажков отправляются ребята. Через 5-8мин. подается сигнал к прекращению игры. Отмечаются дети, успевшие собрать больше флажков. Игра повторяется несколько раз.