Влияние формативного оценивания на преодоление барьеров в обучении

 

«Влияние формативнго
оценивания на преодоление

барьеров
в обучении»

Абикенова Айнур Адильжановна

учитель русского языка
и литературы

В каждой школе, в каждом классе найдутся
ученики, у которых существует проблема в обучении. Такие ученики есть и в нашей
школе, и в классах, где я преподаю. Поиск путей преодоления барьеров – огромный
труд, положительный результат в котором неоценим по своей значимости. Ученик,
преодолевший преграду, каким-либо образом препятствовавшую ему в обучении,
испытывает глубокое удовлетворение, чувство, схожее с чувством победы. Это,
действительно, его маленькая победа над собой, и каждый учитель должен внести
свою посильную помощь ученику в достижении поставленной цели. Именно поэтому
мне важно было найти способы, которые оказали бы значительную помощь учащемуся
в преодолении существующих для него барьеров.

Если говорить о барьерах, то надо отметить,
что вся наша жизнь складывается из процесса преодоления различного рода
барьеров. В житейской ситуации под барьером мы понимает некоторую преграду или
помеху, мешающую основной деятельности. В науке понятие «барьер» первым глубоко
изучил З.Фрейд. В российской педагогике Б.М.Кедров обнаружил, что «каждому
открытию предшествует появление специфического познавательного барьера»,
которому он и дал одноименное название. По его словам, «открытие – это процесс
преодоления барьеров».

В учебной деятельности почти каждый школьник
сталкивается с какими-либо барьерами. Если удается решить проблему сразу, то она исчезает, если же
решение проблемы затянулось, со временем она
переходит в разряд барьеров. В нашем же учебном заведении большинство
учащихся преодолевают барьеры, встречающиеся
на пути процесса обучения, но есть и такие, которым необходима помощь со
стороны, будь это учитель, товарищ или родитель. Именно поэтому я задалась
вопросом: «Как можно помочь таким ученикам? Что можно изменить в процессе
преподавания?»

Многие учителя задумываются над тем, почему ученик пассивен
на уроке, или же почему способный ученик не проявляет себя. Они тщательно
продумывают этапы урока, способы объяснения новой темы и его закрепления, думают
над тем, как помочь детям, у которых не все получается. Использование формативного
оценивания, по моему предположению,
должно помочь учащимся преодолеть проблемы, так как его целью является
способствовать обучению учащихся. В последнее время термин «Формативное
оценивание» или «Оценивание для обучения» стало популярным и заняло центральное
место в процессе усовершенствования преподавания. Предполагается, что
оценивание может стать неотъемлемой
частью преподавания. Если оценочная деятельность представляет информацию,
которую можно использовать при работе с учащимися, она может принести пользу в
процессе обучения. Формативное оценивание предоставляет учителю широкий спектр
действий, позволяющий ему воздействовать на ученика. Это не только поощрение и
похвала, но и применение индивидуальных заданий, беседа, постановка цели и
предоставление обратной связи. В этом случае полученные данные используются для
изменения работы учителя, чтобы отвечать нуждам обучения.

Если сделать экскурс в этимологию слова
«оценивание», то в переводе с латинского оно означает «сидеть рядом».
Буквальный перевод данного слова ясен, поскольку для оценивания необходимо,
«чтобы один субъект внимательно наблюдал за тем, что говорит и делает другой,
либо, в случае самооценивания, размышляет о своих собственных знаниях,
понимании, поведении». Из этого следует,
что оценивание должно быть направлено на определение возможностей улучшения
обучения, и тогда оно становится оцениванием для обучения (ОдО). При применении
такого рода оценивания учитель старается выявить причины слабых и сильных
сторон обучения учащихся, определить, какие шаги они вместе могут предпринять
для дальнейшего развития. Именно поддержка учителя, совместная работа над
дальнейшим развитием будут способствовать преодолению существующих барьеров и повышению
мотивации в обучении. Поэтому важно выяснить, может ли применение формативного
оценивания помочь учащимся как в преодолении барьеров в обучении, так и в
повышении познавательных способностей.

Моя педагогическая деятельность до работы
над данной проблемой существенно
отличалась от той, которую я веду в данный момент. Сейчас я понимаю, что не
уделяла достаточного внимания вопросам преодоления барьеров в обучении, хотя
видела трудности, испытываемые учащимися. Объясняю это тем, что причиной было незнание
того, какую помощь могу оказать я таким детям. Конечно, я пыталась что-то
делать: старалась внедрять новые технологии, применяла различные методики,
которые давали результат, на который я была нацелена. Моей ошибкой было то, что
я требовала успешной деятельности от детей, имеющих барьеры в обучении, вместо
того, чтобы искать способы его преодоления. Для того чтобы оказать помощь детям
необходимо стало измениться мне самой, изменить мой подход к обучению. Помогло мне то, что я ознакомилась с содержанием
Программы 2 уровня «НИШ», которое предоставило моему вниманию 7 модулей
преподавания. Изучив их, я пришла к выводу, что получу хороший результат, если
использую формативное оценивание, целью которого является «способствовать
обучению учащихся». Формативное оценивание имеет следующие стратегии, которые
как нельзя лучше подходят для применения в данном случае:

1)
знание и понимание учащимися целей обучения

2)
эффективная обратная связь с учениками

3)
активное участие учащихся в процессе собственного познания

4)
знание и понимание учащимися критериев оценивания

5)
возможность и умения учащихся анализировать собственную работу (рефлексия)

6)
корректировка подходов к преподаванию с учетом результатов оценивания.

Рассмотрим каждый из этих пунктов.

1) Знание и понимание учащимися
целей обучения.

Цели
должны быть широкие, формулироваться в
виде вопросов. Ребенок должен четко знать к какому результату он должен прийти.
Результаты должны быть конкретные, наблюдаемые, измеримые, должны
формулироваться с помощью глаголов, отвечать на вопрос учебной цели. Как
сделать, чтобы ученик понимал цели обучения?

На
начальном этапе учитель разрабатывает, доводит до сведения и обсуждает со
школьниками цели урока. Регулярные
обсуждения в последующем могут перерасти в традицию совместной разработки
учебных целей. Теперь давайте рассмотрим постановку целей SMART. В результате ее использования
ученик научится ставить цель: конкретную (Specific), измеримую (Measurable), достижимую
(Achievable), значимую (Relevant), определенную во времени (Timed/Timed-bound).
Сравните два вида формулирования цели:
1) «улучшить знания по русскому языку» ; 2) Цель (на основе SMART): «научиться
выполнять фонетический разбор по
определенному алгоритму в течение двух
недель », теперь проанализируем данные
цели. Как вы видите, первая цель неконкретная, измерить ее сложно, для ее
достижения не определен срок. Во второй же цели присутствуют все характеристики
SMART, она достижима.

 

2) Обратная связь.

Должна
быть чёткой, понятной, своевременной и по теме. Она дает представление о
том, как идет процесс обучения,
информирует о достижениях и пробелах в знаниях каждого ученика, проходит в
атмосфере взаимоуважения и доброжелательности, предоставляет время для того,
чтобы ученики дали верный ответ, исправили ошибки или сменили направление
мышления, обеспечивает успех обучения. Приведем примеры эффективной обратной
связи:

1.Учитель
в конце урока просит учеников выделить три основные идеи изученной темы и
выразить их своими словами

2.
В начале урока учитель записывает на доске ключевые термины темы и просит
учеников дать им свое определение. По мере изучения темы учитель вновь
предлагает ученикам дать определение этих же терминов и сравнить их с
первоначальными

3.
Учитель предлагает ученикам прочитать текст из учебника и пометить непонятные
слова и фразы с последующим их обсуждением.

Также
можно использовать методику «Недельные отчеты», где каждый учащийся дает ответы
на следующие вопросы:

ü Чему
я научился за эту неделю?

ü Какие
вопросы остались для меня неясными?

ü Какие
вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли
они материал?

 

Подведем
итог: Обратная связь является
положительной. Учитель – позитивен, предлагает ученику свою помощь в выполнении
задания и сконцентрирован на задаче обучения. Чем больше информации получает
учитель о том, что знают и думают учащиеся, как они учатся, тем больше у него
возможностей для совершенствования преподавания и повышения успехов своих
учеников.

 

 

3) Активное участие учащихся в
процессе собственного познания.

 

Чтобы
знание становилось инструментом, ученик должен с ним работать:

\"*\"
применять его;

\"*\"
искать условия и границы применимости;

\"*\"
преобразовывать, расширять и дополнять;

\"*\"
находить новые связи и соотношения;

\"*\"
рассматривать в разных моделях и контекстах.

4) Знание и понимание учащимися
критериев оценивания.

 

Практика
показывает, что разработка критериев делает процесс оценивания прозрачным и
понятным для всех. Совместная разработка критериев позволит сформировать позитивное
отношение к оцениванию. Умение производить оценку на основе критериев останется
с человеком на всю жизнь. Отсюда сделаем вывод, что


правильно выработанные критерии оценивания позволяют всесторонне измерить
глубину понимания учебного материала;


критерии и их градация ясно демонстрируют учащемуся, как будут оцениваться его
знания, и что от него ожидается.

 

5) Возможность и умения учащихся
анализировать собственную работу (рефлексия).

 

Ученики
должны научиться самооценке с тем, чтобы могли понимать цель своего учения и
как достигнуть успеха.

Для самооценивания можно использовать:

— различные формы выходных карт,

— таблицы самооценки и взаимооценки,

— вопросы для размышления и т.д.

 

6) Корректировка подходов к
преподаванию с учетом результатов оценивания.

Формативное
оценивание и преподавание неразделимы. Применение формативного оценивания
является сущностью эффективного преподавания, оно может стать мощным
инструментом для улучшения обучения . Формативное оценивание – необходимая составляющая
интерактивного преподавания, при котором:

 

— внедряется культура совместного обсуждения в
классе


развиваются навыки критического и творческого
мышления

— формируется среда, поощряющая вопросы
учащихся

— поддерживается уверенность учеников в том,
что каждый из них способен улучшить свои результаты

— предоставляются учащимся примеры того, что от них ожидают.

На
уроках я использовала взаимооценку,
самооценку. Эти виды оценивания удобны при проверке домашнего задания, а также
при проверке усвоения материала, рассмотренного на уроке. Проверка и
оценивание проводились по эталонам и
критериям. Хочу здесь отметить, что при самооценке не все ученики оценивали
себя объективно, часто оценки были завышены и не соответствовали данным
критериям. После урока я перепроверяла работы учащихся, находила
несоответствия, доводила эти факты до учеников. Поняв свои ошибки, школьники
стали подходить к данному заданию более объективно. Также для объективности
выставления оценок при взаимооценивании карточки с выполненными заданиями для
проверки и оценивания меняла между малыми группами. Ученик одной малой группы
уже не знал, кто проверял и оценивал его работу. Самооценка и взаимооценка еще
удобны и тем, что экономят время на уроке. Если же нужно было оценить работу
школьников в стратегии «дуэль» или «аквариум», то здесь все учащиеся класса
становились наблюдателями и оценщиками их работы. В принципе такая форма
оценивания меня устраивала, она являлась формативной, помогала ученикам увидеть
и оценить результаты своей работы.

 

Работа в группах, думаю, не
оставляет никого равнодушным: есть рабочий шумок, свобода действий, возможность
самовыражения. Но меня стало волновать другое: оценивание учеников при работе в
группе, так как я не могла точно определить вклад каждого школьника в работу
малой группы. В Руководстве для учителя сказано, слово «оценивание» происходит
от латинского слова, обозначающего «сидеть рядом», поскольку характерным
признаком является то, что один человек
тщательно наблюдает за тем, что говорит или делает другой, либо, в случае
самооценивания, размышляет о своих собственных знаниях, понимании и поведении.
И здесь мне на помощь пришли лидеры групп. Лидерами в группах оказались сильные
способные ученики. Каждый лидер в начале урока получал лист оценивания, где
были написаны виды работ, которые нужно было оценить. Они с удовольствием
выполняли эту работу и наблюдали за вкладом
каждого члена малой группы, оценивали его достижения. К такому виду
оценивания лидеры подходили очень критично и, на мой взгляд, объективно. Этим
самым они облегчили мне работу по оцениванию. Суммативное же оценивание
присутствовало при проведении и оценивании тестовых работ в конце серии уроков.

Анализируя проделанную мной работу, я прихожу к
выводу, что не зря свой выбор остановила именно на данной теме. Данная работа способствовала преодолению трудностей,
которые испытывали некоторые дети. Свидетельством тому является приводимый мной
ниже материал, который доказывает, что произошел существенный сдвиг в лучшую
сторону. Это прежде всего анализ анкетирования, которое состояло из 5 вопросов:

Содержание вопроса

да

нет

1

Легко ли вам дается обучение на уроках русского языка и
литературы?

 

 

2

Есть ли у вас трудности в учебе на этом предмете?

 

 

3

Знаете ли вы как их можно преодолеть?

 

 

4

Вызвано ли ваше поведение страхом?

 

 

5

Комфортно ли вам на уроках русского языка и литературы?

 

 

После проведенных уроков с использованием
стратегий формативного оценивания
учащимся стало легче учиться. Нельзя сказать, что все проблемы преодолены, но
положительная динамика наблюдается. В дальнейшем
хочу продолжить работу по данной теме, провести исследование на примере учащихся , имеющие барьеры в
обучении.

Добавить комментарий