Алматинская область
Каратальский район
с. Ескельды
СШ имени Дзержинского с ДМЦ
учитель русского языка и литературы
Ким Евгения Феликсовна
Тема: Живая природа в художественной литературе: от бабочки до кита.
Цели и задачи урока: — научить учащихся сопоставлять художественные тексты, выявлять сходство в раскрытии одного образа и своеобразное видение мира природы каждым автором;
— развивать навыки исследовательской работы; умения использовать дополнительную литературу, ресурсы Интернет;
— воспитывать любовь к живой природе.
Тип урока: изучение нового материала
Методы: исследовательский, метод проектов
Оборудование: картинки, иллюстрации, презентации – проекты
План урока: 1. Психологический настрой. ПЦ
2. Проверка домашнего задания.
3. Слово учителя.
4. Защита проектов.
5. Подведение итогов урока.
6. Задание на дом.
Ход урока
I. Психологический настрой. ПЦ
II. Проверка домашнего задания.
1. Выразительное чтение наизусть.
2. Творческое задание. Сочинить сказку «Роза и кактус».
III. Слово учителя.
1. Беседа.
— Ребята, вспомните, кто такие Фавн и Фауна в римской мифологии?
(Фавн – римский бог лесов и полей, его изображали в виде юноши с козлиными ногами и ушами. Он любит пугать путников, обладает даром предсказывать будущее, защищает стада от волков. Его супругу или сестру звали Фавна (или Фауна) – это доброе божество плодородия).
— Какой смысл имеет слово «фауна» в современной речи?
( «Фауна» обозначает весь мир живой природы ).
2. Сообщение темы и цели урока.
У. Ребята, посмотрите вокруг. На небе летают птицы, бабочки кругом, по земле ползают змеи, муравьи, рядом с нами четвероногие друзья.
И сегодня на уроке мы рассмотрим живую природу в художественной литературе, поговорим о животных, птицах. Но это не значит, что урок литературы мы превратим в урок зоологии.
На уроке зоологии вы знакомитесь со строением животных, сферой их обитания и т.д. А на уроках литературы живая природа интересует нас как образы, созданные с помощью слов.
IV. Защита проектов.
Задание. Каждая группа получила задание – создать проект ( в виде презентации,
альбома, книги и т.д.)
1 группа – бабочка; 3 группа – ворон;
2 группа – соловей; 4 группа – рыбы и морские животные.
1. Выступление групп.
2. Беседа (анализ произведений).
— Что является преобладающим для поэтов в изображении соловья: цвет, звук, запах? Подтвердите свое мнение словами из текста.
— Какое пространство для соловья можно назвать своим и родным?
— Какими символическими смыслами может обладать образ бабочки в поэзии?
— Какое значение имеет образ ворона в фольклоре и мифологии?
— Как воспринимают лирические герои трех стихотворений ворона? О чем они его просят или спрашивают?
— Сопоставьте три образа ворона в стихах поэтов. Выделите сходство и различия.
— Вспомните фольклорные и литературные сказки, в которых появляются говорящие рыбы или другие морские животные. Чем интересны эти образы?
V. Подведение итогов урока.
VI. Задание на дом. Выучить наизусть; твор.зад. 1,2 стр.192.