Аккольская средняя школа №4
Учитель начальных классов Феоктистова Ольга Владимировна
Урок познания мира в 1-м классе
Тема. Значение растений в жизни человека. Защита растений.
Цель: познакомить учащихся со значением растений в жизни человека; развивать умение выявлять положительное и отрицательное влияние на окружающую природу; воспитывать чувство бережного отношения к окружающей природе; развивать эстетическое восприятие мира, внимание, наблюдательность, сообразительность.
Оборудование: гербарий растений леса, картинки с изображением растений, Красная книга.
Ход урока
- Организационный момент. Организация рабочего места.
Прозвенел и смолк звонок
Начинаем наш урок.
Мы за парты дружно сели,
Друг на друга посмотрели.
Пожелайте успехов глазами –
И вперёд, за новыми знаниями.
- Вступительная беседа.
Учитель. Дорогие ребята, где бы вы ни находились, вы всегда окружены растениями. Человек никогда не бывает изолирован от природы, но не всегда понимает, какую огромную пользу приносит ему зелёный друг и как бережно к нему относиться.
- Объявление темы урока.
— Сегодня на уроке мы поговорим о растениях, об их значении в жизни человека и о том, как бережно надо с ними обращаться.
(Учитель прикрепляет на доске центральную часть цветка с надписью «Растения»)
— В результате мы получили цветок жизни. Как важно сохранить жизнь на нашей планете. Ребята, кто же в ответе за это? (ответы детей)
— Ребята, какой лозунг мы выберем?
«Человек – царь природы»
«Человек – часть природы»
(Дети выбирают лозунг №2)
— Сегодня мы ещё раз убедимся в правильности нашего выбора.
4. Работа с учебником. Изучение новой темы.
— Ребята, посмотрите на страницы учебника, они помогут нам ответить на вопрос:
— Что дают растения человеку?
1) Растения могут превращать энергию солнечного света в питательные вещества. Благодаря растениям, в воздухе постоянно появляется газ кислород, нужный для дыхания многим существам, в том числе и человеку.
2) Плоды многих растений вкусны и питательны. Их используют в пищу. У разных растений мы едим не только плоды, но и другие части – корни, стебли, листья.
Человек научился отбирать и улучшать полезные свойства растений.
3) Из растений изготавливают ткани и шьют из них одежду. Это — хлопок и лён.
4) Из растений человек изготавливает для себя мебель, хозяйственные постройки.
5) Миллионы лет назад из растений образовался уголь, которым мы сейчас отапливаем наши жилища.
6) Красота, душевное равновесие, отдых.
7) Лекарство.
— Откроем цветок
— Особенно нуждаются в нашей помощи лекарственные растения. А какие растения известны вам?
(Ребята перечисляют лекарственные растения и вспоминают, какую они приносят пользу)
ГЕРБАРИЙ
1-й ученик. Когда ты входишь в лес,
Где всё нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать.
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
2-й ученик. Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства.
В каждой травке, в каждой ветке –
И микстура, и таблетки.
Ну, а чем и как лечить,
Мы вас можем научить.
Все целебные растения
Знаем мы без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!
Учитель. – С некоторыми из них мы сейчас вас познакомим.
Загадка. Стоит в лесу кудряшка –
Белая рубашка,
В середине золотая,
Кто она такая?
Ромашка. Это я, Ромашка. Ромашка переводится как «милая простота». Родина моя – Америка.
Учитель. – Милая Ромашка, а чем ты полезна?
Ромашка. Если случится тебе простудиться,
Появится кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.
Загадка. Тонкий стебель у дорожки,
На конце его серёжки.
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг.
Лечит ранки ног и рук.
Появляется Подорожник.
Подорожник. С названьем простым и тревожным,
Зовущим за отчий порог,
Невзрачный цветок – подорожник
Растёт у далёких дорог.
Дороги спешат за курганы,
Дорогам конца не видать,
И важно, что путникам раны
Умеет цветок врачевать.
Листок оторви осторожно
И жгучую боль утоли…
Невзрачный цветок подорожник,
Да как же растёшь ты в пыли?
Учитель. – Дорогой Подорожник, а чем ты ещё полезен?
Подорожник – Если вдруг зуб заболел, глаз воспалился, сердце болит, дёсны кровоточат. Беги ко мне срочно. Я помогу.
Загадка. – Жжётся, а не огонь:
Злая, а людей лечит. Кто это?
Крапива. – Это я, Крапива. Люди про меня говорят, что одна крапива заменяет семерых врачей. Крапива известна и как пищевое растение. Из её лепестков готовят салаты, супы, пюре.
Шиповник. – Где-то в чаще дремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть волшебная аптечка:
Там красные таблетки
Развешаны на ветке.
Меня зовут царём кустов
За цвет и за запах моих лепестков.
Хоть куст мой зелёный
Вас ранить готов,
Но я помогу всем больным,
И тем, кто здоров.
Учащиеся. — Знаем, ты Шиповник! Но как ты можешь помочь?
Шиповник. – Пейте мой настой. Он очень вкусный и полезный. В нём содержится витамин С. И тогда гриппом болеть не будете.
Физкультминутка
Покажите жестами
Как велика наша Родина,
Как высоки деревья в наших лесах.
Как широки реки,
Как высоки горы.
Как широки наши поля.
Как колышется пшеница от ветра.
5.Охрана растений
— Чтобы сохранить редкие исчезающие виды растений и животных люди выпустили КРАСНУЮ КНИГУ.
У светофора тоже красный сигнал. Он оповещает об опасности.
Опасность эта не только для растений и животных. Это прежде всего сигнал об опасной ситуации Человека, поскольку он в своей жизни неразрывно связан с растительным миром.
КРАСНАЯ КНИГА – это запрет рвать, собирать растения. Он для того, чтобы для всех нас природа была цветущим садом. Есть много видов помощи редким растениям. Создаются заповедники, где растения и животные живут в природных условиях.
Лекарственные растения разводят в специальных питомниках. В Красную Книгу занесены редкие виды растений.
Каждый из нас должен подумать, прежде чем сорвать цветок. Лучше полюбоваться им и оставить жить.
И пусть каждый из нас встречается с цветами
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
6.Практические задания
Весенний плач.
…Видели, как весной плачут берёзы. Как стекают по белым стволам прозрачные «слёзы», а иногда бегут ручейком и даже рекой, если чья-то жестокая рука тяжело ранит ствол…
Учитель. – Ребята, что вы предлагаете делать, чтобы не гибли берёзы?
(ответы детей)
Телеграмма
— Мы первая весенняя зелень, и за это нас все ломают. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. А чего хорошего? – Всё равно сломают. Помогите нам. Ваши зелёные друзья: Ива, Черёмушка, Лесная Сирень.
7. Музыкальная физкультминутка
Посмотрите, с огорода заготовила природа
Массу вкусных овощей для супов и для борщей.
В огород мы забежали, овощей насобирали.
Будет вкусным наш обед, заходи скорей, сосед!
8. Обобщение
Охрана природы – общество (закон)
Человек (то, что мы можем сделать сами).
Родина у нас одна, мы все – дети природы. Что же делают люди для сохранения природных богатств? (ответы детей)
Высказывания суммируются.
— редкие растения со всего мира любовно выращиваются в ботанических садах.
— создание специальных охраняемых территорий – заказников и заповедников.
Итог: беречь нужно не только редкие и исчезающие виды растений, но и те, которые ещё встречаются в наших лесах.
Помни: в природе всё взаимосвязано!
Лес – наш зелёный друг.
Учитель. – Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
- Лес – это наше богатство.
- Лес – это зелёный наряд нашей земли. Там, где лес, всегда чистый воздух.
- Лес – это дом для зверей и птиц.
- Лес – это наш друг; задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
- Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы – людям.
Правила поведения в лесу
- Не оставлять мусор в лесу, а закопать в яму.
- Не ломать деревья, не качаться на них.
- Не разорять гнёзда и муравейники.
- Не рвать большие букеты цветов.
- Не разжигать костры, беречь лес от огня.
9. Работа в тетради
10. Итог урока
— Вернёмся к нашей теме: какую пользу приносят растения? Как связан человек с природой?
Эту взаимосвязь мы покажем при помощи ниточек. Завяжем «узелки на память».
От деревьев беру коричневую нить, от кустарников и трав жёлтую. А кого обозначим красной нитью? (человека)
А кем он является в природе: хозяином или частью? (ответы детей)
Роль человека зависит от того, как он будет относиться к природе. Обращаюсь к эпиграфу:
«Так же как и птицы созданы летать, а рыбы жить в воде, так и человек создан жить среди природы и постоянно с ней общаться».
Переплетём все ниточки. И получилась одна красивая нить. Мир богат и разнообразен и всё в нём взаимосвязано.
Наш урок подошёл к концу. Большое спасибо всем, кто хорошо потрудился.
11. Домашнее задание: нарисовать лес.