Данная публикация –совместный труд учителей СОШ №21 Акунишниковой И.А, Швацкой Л.А. по введению новых форм работы на уроке.Публикация знакомит с опытом работы по интеграции предметов истории-ИЗО, дает возможность предметно представить как осуществляется подготовка и проведение такой формы урока, помогает приобрести базовые знания и практические навыки по внедрению педагогических инновации.
Средняя общеобразовательная школа № 21 г. Уральска
Интегрированный урок
Истории Казахстана и ИЗО
в 5 классе
На тему: «Золотой человек»
Учителя: Акунишникова И.А. – учитель истории
Швацкая Л.А. – учитель ИЗО
2012-2013 уч. год
Тема: «Золотой человек»
Цели: Знакомство с одной из известнейших находок казахстанских археологов. Получение и закрепление знаний о видах орнамента.
Задачи: 1.Проследить историю появления различных видов орнамента
2. Повысить интерес к изучению национальных обычаев
3.Воспитывать чувство прекрасного и гордость за свою Родину
Оборудование: Раздаточный материал
Иллюстративный материал
Плакаты с видами орнамента
DVD диск «Золотой человек»
Кроссворд
Ход урока:
1.Приветствие
2.Настрой на работу
Здравствуйте ребята!
История таит в себе много интересных и неизведанных фактов. Но есть и очень интересные находки и события уже известные историкам и дающие возможность познакомиться с ними поближе. Но прежде чем мы начнем знакомство с новой темой, давайте вспомним то, о чем мы говорили на прошлых уроках.
Опрос домашнего задания:
1.Работа у доски – 4 учащихся(названия и расселение сакских племен, имена древних историков говоривших о саках, важнейшие даты, деление сакского общества на группы).
2.Работа на местах по карточкам
3.Фронтальный опрос по основным вопросам темы
-что было главным занятием саков?
-какой образ жизни они вели?
-что представляли собой жилища саков?
-чему они поклонялись?
-кто составлял основную часть народа?
-с кем воевали саки?
-как Томирис отомстила Киру?
-какой подвиг совершил Ширак?
После проверки и оценки всех работ весь класс решает кроссворд на доске. Если кроссворд решен правильно, на доске появляется название новой темы урока «Золотой человек»
Новый материал.
Учитель истории:
Ребята! Откуда мы узнаем о далеком прошлом? Какая наука нам помогает? Сегодня на уроке мы поговорим с вами об одной из интереснейших археологических находок найденных на территории Казахстана и раскрывших нам тайну жизни сакских племен.
1.Иссыкский курган
(При помощи иллюстраций и учебного диска, идет повествование об одном из замечательнейших памятников культуры, дающем представление о культуре сакских племен населявших территорию Казахстана в 5-4 в.д.н.э.)
2. «Золотой человек»
Ребята! Как вы думаете, почему находку назвали «золотой человек»?(Учащиеся высказывают предположения).
Давайте посмотрим на иллюстрацию. Как вы думаете носили ли такую одежду каждый день?(Ребята делают вывод о том, что такую одежду носили в дни торжественных приемов, смотров, собраний, а не в повседневной жизни)
3. « Звериный стиль»
Все находки были сделаны в зверином стиле.
-что такое «звериный стиль»?
-почему он получил развитие?
Давайте запишем в словарь: «Звериный стиль – выполнение украшений виде зверей и мифических животных».Этот стиль был привезен из походов в Переднюю Азию, Персию
4.Орнамент
Все находки найденные в кургане были выполнены в зверином стиле, т.е. в виде зверей и мифических животных. Как вы думаете с чем это связано?
Через образы животных саки отображали свои мифические представления, придавали им особое содержание. Давайте послушаем об орнаменте звериного стиля.
Учитель ИЗО: «Зооморфный орнамент сформировался на основе искусства древних скотоводческих племен. Узоротворчество возникло в процессе трудовой деятельности и общения человека с окружающей средой.
Мотивы зооморфного орнамента очень многочисленны. В основе наиболее распространенного зооморфного орнамента (связанного с изображением животных) лежит стилизация образов древнего «звериного стиля» барана, лошади, верблюда, а также отдельных частей их фигур, головы, копыт, рогов и др.
Стремление к красоте и гармонии способствовало постоянному развитию и совершенствованию орнамента. Орнамент – исторический источник. Чтобы сохранить его как реликвию для будущих поколений, надо бережно относиться к нему. Почтительное и уважительное отношение к древнему искусству-признак мудрости народа, его забота о будущем, о воспитании национальной самобытности.
Учитель ИЗО рассказывает и показывает разные виды зооморфного орнамента, находя их в деталях одежды «золотого человека».
Самостоятельная работа.
Учащиеся должны нарисовать в тетрадях несколько видов зооморфного орнамента(используя раздаточный материал, иллюстрации, наглядный материал).Во время работы звучит музыка и можно видеть на экране телевизора одежду «золотого человека». Через некоторое время, отпущенное на работу, учитель показывает то, что получилось у учащихся.
5.Находки
Учитель истории.
Кроме одежды в кургане было найдено и много других находок. Давайте познакомимся с ними.( Идет работа по знакомству с находками опираясь на иллюстрации лежащие на рабочих столах).
6.Презентация
Ребята! Некоторая группа ребят получала задание на опережение материала и теперь нам предстоит увидеть презентацию их работы.(Выступают ребята показывая свою работу – головной убор «золотого человека» с подробным описанием всех деталей.)
Закрепление проводится по основным понятиям новой темы:
— Где находится Иссыкский курган?
— Почему находку назвали «золотой человек»?
— Что такое «звериный стиль»? Почему он получил развитие?
— С чем связано выполнение украшений в этом стиле?