Добрым быть совсем непросто

Северо-Казахстанская область
КГУ СШ № 4 г. Тайынша
Чвалюк Светлана Геннадьевна
Учитель начальных классов

Классный час «Добрым быть совсем непросто…»

Цели и задачи: закрепить представления о таких ценных  качествах, как доброта, отзывчивость, скромность;
об этических нормах поведения в обществе

I. Вступительная беседа.
— Добрый день, ребята! Я рада вас видеть. Сегодня мы поговорим о добре. Урок наш будет необычным и немного волшебным.

-Добрый день! – тебе сказали,
-Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты.

Как приятно, когда с тобой здороваются. Ведь что такое «Здравствуйте»? «Здравствуйте» — это пожелание здоровья, мира, добра.

-Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
-Здравствуй! – улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.

Разговор о доброте мы завели потому, что в последнее время появилось очень много зла. Зло совершается по отношению друг к другу, к животным, природе.

Кто любит собак
Или прочих животных,
Серьёзных котят
И щенков беззаботных,
Кто может любить
И козла, и осла,
Тот людям
Вовек
Не сделает зла.

Что же такое доброта? Давайте заглянем в словарь.

Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям.
Чего на земле больше: добра или зла?
Может быть, нам помогут узнать старинные часы? На одну чашу весов мы будем класть “зло” (таблички- зависть, жадность, грубость, предательство, война,
ложь). Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”.
— Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с “добром”(дети называют добрый поступок и кладут свою “капельку” (приготовленные заранее мелкие игрушки) на чашу весов).

II. Коллективное составление аппликации.
Уч-ль: Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки- в море добра. Хорошо,
когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: “Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка”.
Давайте и мы сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.

На чистый лист ватмана каждый ребёнок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей.
Уч-ль: Как назовём нашу картину? Какое чувство испытали, делая добро?

Человеку совсем несложно делать добро другому. А добро, оказывается, умеет расти. И, если ты сделал кому-то добро, оно возвратится к тебе ещё большим добром.

Стать добрым волшебником,
Ну-ка, попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой:
Понять и исполнить
Желанье другого-
Одно удовольствие,
Честное слово.

А что можно сделать для других?

III. Инсценирование рассказов.

Дети показывают сценку по рассказу В. Осеевой “
Просто старушка”:
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
-Подержи мои книжки! –крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
— Это твоя бабушка?
— Нет,- ответил мальчик.
— Мама?- удивилась подружка.
— Нет!
— Ну, тётя? Или знакомая?
— Да нет же, нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка!

Что вы скажете про этого мальчика?
Можно ли его назвать добрым? Почему?

Спросила молния у солнца:
Молния. Скажи, почему люди любят тебя больше, чем меня, ведь я тоже очень яркая?
Солнце. Они любят тепло и ласку.
Молния. От моих пожаров, бушующих на Земле, много тепла, но это их не устраивает!
Солнце. Всё дело в том, что добра в твоей душе хватает лишь на короткую вспышку, которая приносит очень много бед.

Учитель. Кому из участников этого разговора вы больше симпатизируете: Молнии или Солнцу? Почему?

На клумбе — цветок
Его листья повисли.
Грустит он… О чём?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться.
Эй, дождик, — полей!
И дождик струится
Из лейки твоей.
А что же сестрёнка
Скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь
Сделай сестрёнке!..
И ты обернулся
Ретивым конём-
Галопом сестрёнка
Помчалась на нём!
Хоть мама ещё
Не вернулась с работы,
Нетрудно узнать
Её думы, заботы:
«Вернусь,
Хорошо бы пошить, почитать…
Да надо с уборкой
Возиться опять».
И ты совершаешь
Весёлое чудо –
Ковёр засверкал,
Засияла посуда!
И ахнула мама,
Вернувшись домой:
-Да это как в сказке…
Волшебник ты мой!

 

А сейчас ребята расскажут нам ещё раз, что такое “хорошо” и что такое “плохо”.
Выступление детей:

1. Если с другом разделил
Ты свои конфеты-
Хорошо ты поступил,
Каждый скажет это.

2. Ты узнал чужой секрет
И разнёс сейчас же,
Это плохо, хуже нет,
Это подло даже!

3. Если подал ты при всех
Девочке пальтишко,
Ты- культурный человек,
Мировой мальчишка!

4. Если ты, как дикий зверь,
Сразу лезешь драться,
Не достоин ты, поверь,
Человеком зваться!

5. Если ты пригрел кота,
Кормишь птичек в стужу,
Это- просто красота,
Только так и нужно!

6. Ты подбил собаке глаз,
Бросил кошку в лужу.
Будь уверен, в сорок раз
Ты собаки хуже.

7. Уважай людей вокруг,
Старших, младших тоже.
И тогда тебя, мой друг,
Назовут хорошим.

IV. Работа в микрогруппах.
Детям предлагается составить и объяснить пословицы.

Добрые дела красят человека
Делать добро спеши
Без добрых дел нет доброго имени
Жизнь дана на добрые дела
Злой не верит что есть добрые люди
Скромность каждому к лицу
Скромность украшает человека

V. Составление «букета добрых дел».
(На столах разложены вырезанные из цветной бумаги цветочки, основа для букета (из зеленой бумаги – на доске).
Каждый должен выбрать по одному цветочку, написать на нем доброе дело, которое ребенок может сделать для своих родных, близких, окружающих, затем прикрепить
свой цветок на основу букета.

VI. Обобщение.
— Я уверена, что вы всегда, в любой ситуации будете говорить вежливые слова, совершать добрые поступки,  делать добрые дела.
— Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела . (Эти слова на доске).

VII. Рефлексия. Звучит песня “Если добрый ты”.
Если добрый ты.
Хайт Аркадий
Из м/ф "Лето кота Леопольда"

Дождик босиком по земле прошел,
Клены по плечам хлопал…
Если ясный день, это — хорошо.
А когда наоборот — плохо.

Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты, то всегда легко
А когда наоборот — трудно.
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно…
Если песни петь, с ними – веселей,
А когда наоборот — скучно!

Добавить комментарий