Доклад учителч информатики СОШ №42 Эргашовой З.Ш. \»ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ\»

ЭЛЕКТРОНДЫҚ ПОРТФОЛИО ИНФОРМАТИКА ПӘНІ МҰҒАЛІМДЕРІНІҢ АҚПАРАТТЫҚ МӘДЕНИЕТІН ҚАЛЫПТАСТЫРУ ҚҰРАЛЫ
ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ
З.Ш. Эргашова, учитель информатики СОШ №42
имени Мухтара Ауэзова, г. Павлодар

Одним из главных направлений процесса информатизации современного общества становится информатизация образования, обеспечивающая широкое внедрение в практику психолого-педагогических разработок, направленных на интенсификацию процесса обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания.
Школа XXIвека должна создавать условия, которые бы обеспечивали «запуск» механизма самообразования, самопознания и самоактуализации личности. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. Мастерство учителя достигается благодаря грамотно организованной работе над развитием своего творческого потенциала. Учителя нельзя заставить быть творческим педагогом. Он должен сам хотеть этого. Задача каждого образовательного учреждения — предрасположить педагога к творческой деятельности, а именно создать ситуацию успешности его работы. Удовлетворенность профессией приводит к тому, что педагогическая деятельность становится потребностью.
В современных общеобразовательных учреждениях существуют различные виды и формы документов, фиксирующие информацию о педагогах. Очевидным становится противоречие между потребностью своевременного и объективного получения запрашиваемой информации разными участниками общеобразовательного процесса и отсутствием базы данных, позволяющей оперативно и качественно решать некоторые возникающие информационные проблемы.
Одним из путей разрешения данного противоречия является создание портфолио педагога. Современное общество – информационное общество. Поэтому наиболее актуальным становится создание электронного портфолио.
Современный учитель- учитель, владеющий навыками информационных технологий. Поэтому ипортфолио, созданное средствами различных компьютерных программ, позволяет собрать электронные наработки, наглядно отразить динамику профессионального развития учителя.
Электронное портфолио помогает строить различные визуализации: сводные таблицы, деревья, диаграммы, графики, создавать презентации ит.д.Гипертекстовая технология построения продукта, позволяющая реализовать связи между компонентами модели портфолио, наиболее наглядна ввиде перекрестных ссылок. Материалы электронного портфолио легко редактируются исовершенствуются.
Электронное портфолио – это совокупность цифровых образовательных ресурсов: мультимедийные электронные учебники, дидактические материалы, тренажеры, тесты, задания, презентационные материалы.
Использование «Портфолио» преследует следующую цель:
— Формирование компетентности учителя информатики на основе повышения качества преподавания информатики в условиях информатизации образования; Представление автоматизированного рабочего места педагога, необходимого для успешного внедрения электронного документооборота в своей профессиональной деятельности.
В процессе создания «Портфолио» решаются следующие задачи:
— формирование информационной культуры учителя информатики;
— поддержание высокой учебной мотивации педагога;
— поощрение их активности и самостоятельности, расширение возможностей обучения и самообучения;
— развитие навыков оценочной (самооценочной) деятельности;
— формирование умения учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность.
Новизна ипрактическая значимость заключается втом, что портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителям вразнообразных видах деятельности— учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Всоответствии содной изпринятых классификаций выделяют несколько видов профессионального портфолио учителя:
— портфолио развития — собирается впроцессе педагогической деятельности сцелью оценки прогресса вработе учителя инакопленногоим опыта втечение определенного времени;
-отчетный портфолио- свидетельствует одостижении учителем определенного результата при завершении работы над каким-либо проектом;
— демонстрационный портфолио- это коллекция лучших работ учителя. Данное портфолио используется для интервью при приеме наработу или для участия впрофессиональном конкурсе.
Электронное портфолио учителя- это целостность, представляющая собой совокупность различных блоков, таких как Портрет учителя, Достижения, Педагогический опыт, Квалификация, Работа сучащимися, Рефлексия ит.д., иразнообразных видов работ педагога, отражающих все стороны его педагогической деятельности. Электронное портфолио создает условия для самореализации исамовыражения учителя, рефлексии своей педагогической деятельности, формирования успешности ииндивидуального профессионального роста.
При создании и наполнении электронного портфолио отучителя требуются умения конструировать, моделировать ипроектировать свою профессиональную деятельность, учитывать требования, предъявляемые кразработке программно-методических комплексов (психолого-педагогическим требованиям, эргономическим требованиям идизайна, программно-технологическим идр.).
Наибольшую важность при наполнении электронного портфолио содержанием представляют такие принципы дидактики, как научность, последовательность, системность, доступность, наглядность, интерактивность, ориентированность насамостоятельную деятельность ит.д.
Электронное портфолио учителя представляет собой, содной стороны, личное портфолио учителя, сдругой стороны, аккумуляцию иосмысление опыта других педагогов, методистов, IT-специалистов. Внем отводится место для самостоятельной итворческой деятельности как учителя, так иего учеников.
Возможные разделы электронного портфолио: общие сведения о педагоге; результаты педагогической деятельности; научно-методическая деятельность; творческие планы; учебно-материальная база.
Подходы к построению электронного портфолио могут быть разнообразными в зависимости от индивидуальных особенностей педагога.
Допускается собственное структурирование предоставляемых материалов. Важно чтобы педагог проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и пути достижения более высоких результатов.
Электронное портфолио может быть создано в различных приложениях Windows: PowerPoint, Word, Excel или в виде Web-страницы.
Поместить туда можно то, чего не покажешь на бумажных носителях. Это могут быть мультимедийные продукты, созданные к занятиям или досуговым мероприятиям: презентации, графические объекты, видеоматериалы др.
Наиболее распространены портфолио в виде:

  • электронной презентации в среде PowerPoint;
  • Web-сайта;
  • программы «Портфолио».

            Первое, в большей степени, реализует принцип наглядности, второе обладает большей информативной наполняемостью и трудоемкостью. А также не каждая школа имеет собственный сайт на отдельном хостинге, ряд школ пользуется услугами бесплатных почтовых служб и хостинга, однако это связано с определенными недостатками: постоянная реклама, крайне слабая техническая поддержка и небольшие возможности. Пожалуй, отличная альтернатива по размещению электронных портфолио существует – это программа «Портфолио по формированию компетентности педагогов в использовании ИКТ», разработанное Республиканским институтом повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров системы образования Казахстана на основе стандарта ЮНЕСКО и адаптированного стандарта «Нормы компетентности педагогов Казахстана в использовании ИКТ». Программа легка и проста в пользовании, в ней необходимо заполнить разделы информацией.
Обзор проекта электронное портфолио: Нормативные документы МОН РК, Ресурсное обеспечение кабинета, Методические разработки, Экзамены, ЕНТ, Олимпиады Воспитательная деятельность, Мониторинг достижений, Конференции, семинары, Самообразование, Самооценки, технологии самоконтроля. Данное «Портфолио по формированию компетентности педагогов в использовании ИКТ» предназначено для руководителей организаций образования, учителей естественно-математического, общественно-гуманитарного циклов, учителей информатики.
Нормативные документы МОН РК: Закон Республики Казахстан Об образовании; Указ Президента Республики Казахстан «О Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы»; Закон Республики Казахстан от 11.01.2007 N 217-3 "ОБ ИНФОРМАТИЗАЦИИ"; Программы информатизации образования, областные, городские, районные, школьные; Компьютеризация школы; Модели организации компьютерных рабочих мест: класс, лаборатория, лекторий; Оборудование ИКТ и его назначение; Гигиена работы за компьютером; Календарное планирование.
Ресурсное обеспечение кабинета: Перечень технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.); Перечень парка компьютерной техники и компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные учебники и т. п.); Перечень медиаресурсов; Медиатека учителя, сформированная в рамках республиканского комплекта медиатеки; Классификация используемых мультимедийных учебных средств: электронные лаборатории, практикумы, электронные учебники, электронные наглядные пособия, электронные энциклопедии, электронные тесты, обучающие среды и тренажеры и др. Электронный каталог учебного книгоиздания; Измерители качества обученности учащихся.
Методические разработки: Календарные планирование по предмету; Разработка программ факультативов, курсов с углубленным изучением предмета и т.д.; Рецензии на авторские программы; Разработка программ факультативов, курсов с углубленным изучением предмета и т.д.; Оценка медиа продукции учебного назначения; Перечень медиаресурсов для интерактивной доски; Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне, рецензии на методические материалы; Наличие разработанных образовательных программ; Наличие авторских текстов (статей в периодике и др.) по разрабатываемой проблематике; Отзывы ведущих специалистов, являющихся экспертами в области данной проблематики.
Экзамены, ЕНТ: Перечень медиаресурсов для подготовки к экзаменам, ЕНТ: практикумы, электронные учебники, электронные наглядные пособия, электронные энциклопедии, электронные тесты, обучающие среды и тренажеры, др. Электронный каталог учебного книгоиздания; Каталог сайтов для дистанционной подготовки к экзаменам и ЕНТ; Оценка эффективности использования информационно-коммуникационных ресурсов при подготовке к ЕНТ. Олимпиады, конкурсы, научные проекты: Статистика участия в областных, городских, районных, школьных олимпиадах, научных проектах, конкурсах с указанием результативности; Перечень мультимедийных учебных средств используемых при подготовке к олимпиадам, конкурсам, научным проектам.
Воспитательная деятельность: Организация дополнительного обучения, досуга, зрелищных мероприятий с использованием ИКТ-ресурсов; Статистика участия в областных, городских, районных мероприятиях с указанием результативности; Перечень ИКТ-ресурсов, используемых при подготовке к внеклассным мероприятиям; Анализ эффективности использования ИКТ-ресурсов в организации воспитательной работы в классе, школе, области; Перечень медиаресурсов для интерактивной доски, анализ эффективности интерактивных методов обучения на основе ИКТ при организации воспитательной работы; Список творческих работ, рефератов, учебно- исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету; Список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.; Сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий (выставки, предметные экскурсии, КВН, брейн-ринги и т. п.); Программы работы кружков и факультативов.
Мониторинг достижений: Динамические показатели предметных знаний, общеучебных компетентностей и мотивационно-эмоциональной сферы (результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету); Абсолютные показатели предметных знаний, общеучебных компетентностей и мотивационно-эмоциональной сферы; Описание используемых диагностических материалов и результаты диагностики мотивации обучающихся на изучение предмета; Сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании контрольных срезов, участия воспитанников в школьных и других олимпиадах, конкурсах; Результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся; Сведения о наличии медалистов; Сведения о поступлении в вузы по специальности и т. п.; Рейтинг педагога по результатам опросов родителей и учеников.
Конференции, семинары: Статистика участия в конференциях, семинарах, форумах областного, городского, районного и школьного значения с указанием статуса участия (слушатель, докладчик, организатор мероприятия); Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне (проведение собственных мастер-классов, выступления на семинарах, конференциях, круглых столах и др.); Наличие авторских текстов (статей в периодике и др.) по разрабатываемой проблематике; Отзывы ведущих специалистов, являющихся экспертами в области данной проблематики. Самообразование: Повышение квалификации и профессиональная переподготовка в течение отчетного периода. в том числе и не централизованные формы повышения квалификации, в частности, в рамках сетевого взаимодействия с инновационными школами, стажировки, инициированные попечительским советом школы, участие в мастер-классах, конференциях, круглых столах и т.д.
Самооценки, технологии самоконтроля: Отчет об инновационной/экспериментальной деятельности; Выписки из протоколов или программы мероприятий, подтверждающие выступления педагога с докладами на профессиональные темы; Ксерокопии статей или веб-страницы, представляющие публикации педагога по профессиональным вопросам; Анализ участия в исследовательской работе, инновационной деятельности и уровень ее самостоятельности; Создание методических материалов; Участие в экспертизе и рецензировании учебно- методических материалов; Публичные выступления с докладами на профессиональные темы. Публикации; Уровень обобщения и распространения опыта; Отзывы об участии в работе профессиональных сообществ; Уровень организации внеклассной работы по предмету; Отзывы родителей о профессиональной деятельности педагога, вовлечение родителей в жизнь класса и школы.
Итак, электронное портфолио — один из мощнейших инструментов самоорганизации и самодиагностики профессионального роста педагога.
Его электронный вариант имеет ряд неоспоримых преимуществ перед бумажным, поскольку:

  • объем информации в нем представлен шире и разнообразнее;
  • информация охватывает не только все аспекты деятельности работника, но и нормативно-правовую и справочную основу этой деятельности;
  • навигацию по разделам выполнять проще, нагляднее и быстрее.

В дальнейшем электронное портфолио может стать технологией планирования профессиональной карьеры и эффективным средством развития. Объясняется это тем, что оно содержит больше информации для понимания, чем стандартное резюме, и позволяет увидеть уровень подготовки и весь спектр умений и способностей работника.
Список использованной литературы
1. Васильева С.В., Егорова А.В. Электронное портфолио учителя — новинка в образовании // "Первое сентября", №7, 2007, с.29.
2. Бидайбеков Е.Ы., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информационное интегрирование и анализ образовательной области в разработке электронных средств обучения//Алматы, 2002г., с. 100.
3. Калмыкова И.Р. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности // "Образование в современной школе", №5, 2006, с.14.
4. Кузнецов А.А. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе: Автореф. дис…докт. пед. наук/ НИИ СиМО. — М., 2006.
5. Полилова Т.А. Концепция электронного портфолио!!!
6. Селевко Г.К. Современные информационные технологии. — М., Народное образование, 2007.

Добавить комментарий