Экзаменационные билеты с ответами по биологии 9 класс

 

Билет № 1
1. Назвать и охарактеризовать научные дисциплины, изучающие человека.         
2. Дыхание организмов, его сущность и значение.
3.Решить задачу на построение иРНК на основе известной последовательности ДНК.

 

 

Билет № 2
1.Каково значение воды и минеральных солей в организме человека ? Их источники ?
2. Царство растений, их строение и жизнедеятельность. Роль в природе и жизни
3.Составить вариационный ряд изменчивости признака семян фасоли или листьев какого-либо растения одного возраста. Выявить закономерности изменчивости признака.

 

Билет № 3
1.Усложнение организации хордовых в процессе эволюции. Причины эволюции.
2. Химический состав клетки. Роль воды и неорганических веществ в жизнедеятельности клетки
3. Решить задачу на анализирующее скрещивание.

 

Билет № 4
1. Организмы-паразиты. Особенности строения и жизнедеятельности.
2. Основные положения клеточной теории, ее значениеРаскройте значение питания. Охарактеризовать строение и функции пищеварительной системы. 
3.. Составьте схему цепей питания наземной экосистемы, компонентами которой являются растения, ястреб, кузнечики, ящерицы. Укажите, какой компонент данной цепи наиболее часто встречается в других цепях питания.

 

Билет № 5
1. Белки, их роль в организме.
2.. Биологическое значение размножения организмов. Способы размножения.
3.Охарактеризовать меры оказания первой помощи при различных видах кровотечения. 

 

 

Билет № 6
1. Углеводы и жиры, их роль в организме.
2. Иммунитет. Борьба с инфекционными заболеваниями. Профилактика ВИЧ-инфекции и заболевания СПИДом.
3. Составьте схемы пищевых цепей аквариума, в котором обитают карась, улитки (прудовик и катушка), растения (элодея и валлиснерия), инфузория-туфелька, сапрофитные бактерии. Объясните, что произойдет в аквариуме, если из него удалить моллюсков.

 

Билет № 7
1. Ядро, его строение и роль в передаче наследственной информации
2. Современная система органического мира.
3. Расскажите о строении цветка  насекомоопыляемого растения и выявите  приспособленность к опылению насекомыми.

 

 

Билет № 8
1. Деление клетки — основа размножения и роста организмов.
2.. Бактерии — доядерные организмы. Особенности их строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека    
3. Среди гербарных экземпляров выберите растения семейства Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые  Дайте их систематическую характеристику.

    

 

Билет № 9

1. Фотосинтез. Космическая роль растений.
  2. Отличительные признаки живых организмов.
3. Рассмотреть внешнее строение кактуса и найти черты приспособленности к жизни в засушливых условиях.

 

 

Билет № 10
1. Экосистема, ее основные звенья. Цепи питания..
2. Наследственность и изменчивость — движущие силы эволюции.
3.Решить задачу на наследование гемофилии.

 

 

 

Билет № 11
1. Естественные и искусственные экосистемы, их особенности.
2. Доядерные и ядерные организмы, их характеристика.
3. Решить задачу на независимое наследование при дигибридном скрещивании.

 

 

Билет № 12
1. Биологическое разнообразие, его роль в сохранении устойчивости биосферы.
2.Питание, его значение в жизни организма. Особенности питания растений
3. На примере  обитателей аквариума и составьте  пищевую цепь. Объясните, почему в аквариуме пищевые цепи короткие.

 

 

Билет № 13
1. Естественный отбор — движущая сила эволюции.
2. Биотические связи, их роль в экосистеме.
3. Витамины, их роль в обмене веществ. Способы сохранения витаминов в продуктах питания.

 

 

Билет № 14
1. Вирусы — неклеточная форма жизни, особенности их строения и функционирования. Вирусы — возбудители заболеваний.
2. Особенности скелета человека, связанные с прямо-хождением и трудовой деятельностью.
3. Потомство одной пары воробьев за 10 лет теоретически может составить более 200 млрд особей. Объясните, почему этого не происходит в природе

 

Билет № 15
1. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.
2.. Характеристика царства животных. Роль животных в биосфере.
3. На примере  обитателей аквариума  составьте схему круговорота кислорода в нем. Объясните, почему необходимо периодически накачивать в аквариум воздух.

 

 

Билет № 16
1. Учение Ч. Дарвина об эволюции органического мира 
2.. Сходства и отличия человека и млекопитающих животных.
3. Сравните колосья двух сортов пшеницы или ржи (или два комнатных растения одного вида) и выявите у них различия по фенотипу. Объясните причины этих различий.

 

 

Билет № 17
1.. Строение и жизнедеятельность растительной и животной клеток. Их сходство и различие.
2.. Наследственные заболевания человека, их предупреждение.
3. Решить задачу на сцепленное с полом наследование.

 

 

Билет № 18
1. Приспособленность организмов к среде обитания — результат эволюции.
2. Послезародышевое развитие: прямое и непрямое. Причины ослабления конкуренции между родителями и потомством при непрямом развитии.
3. Рассмотреть на влажном препарате клубеньки на корнях бобовых. Описать характер взаимоотношений клубеньковых бактерий и бобовых растений. Составить цепь питания с включением в нее данных организмов.

 

Билет № 19
1. Многообразие видов — результат эволюции. Редкие и исчезающие виды растений и животных, меры по их сохранению.   
2.. Характеристика царства грибов.
3 Правило единообразия гибридов первого поколения. Наследование доминантных и рецессивных признаков. Генотип и фенотип.

 

 

Билет № 20

1.. Доказательства происхождения человека от животных.
2.. Основные методы селекции растений и животных.
3.. Лишайники, их строение, место в системе органического мира, роль в природе.

 

 

Билет № 21
1.. Загрязнение природной среды мутагенами, его последствия.
2.. Гормоны, их роль в регуляции деятельности организма.
3. Решить задачу на определение последовательности аминокислот в молекуле белка по фрагменту иРНК с использованием таблицы генетического кода.

 

 

Билет № 22
1. Вид, его характеристика. Многообразие видов.
2. Ферменты, их роль в организме.
3  Закон расщепления признаков во втором поколении. Причины отсутствия расщепления признаков в поколениях у рецессивных гомозигот. Гомозигота и гетерозигота.

 

 

Билет № 23
1. Движущие силы эволюции, их взаимосвязь.
2. Изменения в биосфере под влиянием деятельности человека
3 Половые хромосомы и аутосомы. Сцепленное с полом наследование. Причины наследования гемофилии по материнской линии. Причины более частого заболевания гемофилией мужчин.

 

Билет № 24
1.. Уровни организации живой природы, их характеристика.
2.. Вредные привычки, их отрицательное влияние на организм.
3.  Из предложенных гербарных материалов, коллекций, муляжей, чучел составить цепь питания, определить направление движения вещества и энергии в ней. Объяснить, почему в данной цепи начальное звено составляют растения.

 

 

Билет № 25
1 Основные направления эволюции органического мира.
2. Экологические факторы, их влияние на организм.
3. Бактерии, их строение, место в системе органического мира, роль в природе.

 

№1
1. Назвать и охарактеризовать научные дисциплины, изучающие человека.
Анатомия — наука о строении и форме целого организма, систем органов и его отдельных органах, его тканей и клеток.
Физиология — наука о жизненных функциях целого организма ,его отдельных клеток, органах и их систем.
Гигиена — наука о сохранении и укрепления здоровья человека, правильной организации его быта, труда и отдыха.
Психология — наука об общих закономерностях психических процессов и индивидуально- личностных свойствах конкретного человека.

2. Дыхание организмов, его сущность и значение.
1. Сущность дыхания— окисление органических веществ в клетках с освобождением энергии, необходимой для процессов жизнедеятельности. Поступление необходимого для дыхания кислорода в клетки тела растений и животных: у растений через устьица, чечевички, трещины в коре деревьев; у животных — через поверхность тела (например, у дождевого червя), через органы дыхания (трахеи у насекомых, жабры у рыб, легкие у наземных позвоночных и человека). Транспорт кислорода кровью и поступление его в клетки различных тканей и органов у многих животных и человека.

2. Участие кислорода в окислении органических веществ до неорганических, освобождение при этом полученной с пищей энергии, использование ее во всех процессах жизнедеятельности. Поглощение кислорода организмом и удаление из него углекислого газа через поверхность тела или органы дыхания — газообмен.

3. Взаимосвязь строения и функций органов дыхания. Приспособленность органов дыхания, например у животных и человека, к выполнению функций поглощения кислорода и выделения углекислого газа: увеличение объема легких человека и млекопитающих животных за счет огромного числа легочных пузырьков, пронизанных капиллярами, возрастание поверхности соприкосновения крови с воздухом, повышение за счет этого интенсивности газообмена. Приспособленность строения стенок дыхательных путей к движению воздуха при вдохе и выдохе, очищению его от пыли (реснитчатый эпителий, наличие хрящей).

4. Газообмен в легких. Обмен газов в организме путем диффузии. Поступление в легкие по артериям малого круга кровообращения венозной крови, содержащей небольшое количество кислорода и большое количество углекислого газа. Проникновение в плазму венозной крови кислорода из легочных пузырьков и капилляров путем диффузии через их тонкие стенки, а затем в эритроциты. Образование непрочного соединения кислорода с гемоглобином — оксигемоглобина. Постоянное насыщение плазмы крови кислородом и одновременное выделение из крови в воздух легких углекислого газа, превращение венозной крови в артериальную.

5. Газообмен в тканях. Поступление по большому кругу кровообращения артериальной, насыщенной кислородом и бедной углекислым газом крови в ткани. Поступление кислорода в межклеточное вещество и клетки тела, где его концентрация значительно ниже, чем в крови. Одновременное насыщение крови углекислым газом, превращение ее из артериальной в венозную. Транспорт углекислого газа, образующего непрочное соединение с гемоглобином, в легкие.
3.
Надо исходить из того, что ДНК служит матрицей для иРНК, она обеспечивает последовательность нуклеотидов в иРНК.Двойная спираль ДНК с помощью ферментов разъединяется, к одной ее цепи поступают нуклеотиды. На основе принципа дополнительности нуклеотиды располагаются и фиксируются на матрице ДНК в строго определенной последовательности. Так, к нуклеотиду Цвсегда присоединяется нуклеотид Г или наоборот:
к Г – Ц, а к нуклеотиду А–У РНК вместо тимина нуклеотид урацил). Затем нуклеотиды соединяются между собой и молекула иРНК сходит с матрицы.

№21.Каково значение воды и минеральных солей в организме человека ? Их источники ?

1. Минеральные соли — хлорид натрия, хлорид калия и др. —
играют важную роль в распределении воды между клетками и
межклеточным веществом. Отдельные химические элементы:
кислород, водород, азот, сера, железо, магний, цинк, йод,
фосфор участвуют в создании жизненно важных органических
соединений.
Значение и функции воды:
Универсальный растворитель
Транспортировка: вода обеспечивает транспорт (передвижение) веществ в организме.
Терморегуляторная- предохраняет организм от перегрева и переохлаждения.
Необходима для гидролиза и окисления белков, углеводов, жиров (высокомолекулярных органических соединений).
Функции воды во многом определяются химической природой (дипольный характер строения молекул, полярность молекул и способность образовать водородные связи).
Значение воды в организме очень велико. Воданеобходима для растворения большинства химических соединений, находящихся в организме. Переработка различных питательных веществ и выделение продуктов распада возможны только при достаточном количестве воды. Вода составляет около 65% массы в организме. Значительное количество воды человек выделяет вместе с мочой, потом, а так же в виде водяных паров , содержащихся в выдыхаемом воздухе. Эти потери должны пополняться ежедневным введением в организм 1-2 литров воды. Однако это количество зависит от выполняемой человеком работы и температуры окружающего воздуха. Например летом, когда потовыделение усилиться, организму нужно больше воды чем зимой, когда выделение пота уменьшается.
Вода— преобладающий компонент всех живых организмов.

Источниками в организме человека водыи минеральных солей в основном являются пища и напитки.

2. Царство растений, их строение и жизнедеятельность. Роль в природе и жизни
1. Характеристика царства растений. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные (цветковые), их приспособленность к различным условиям среды. Общие черты растений: растут всю жизнь, практически не перемещаются с одного места на другое. Наличие в клетке прочной оболочки из клетчатки, которая придает ей форму, и вакуолей, заполненных клеточным соком. Главная особенность растений — наличие в их клетках пластид, среди которых ведущая роль принадлежит хлоропластам, содержащим зеленый пигмент — хлорофилл. Способ питания ав-тотрофный: растения самостоятельно создают органические вещества из неорганических с использованием солнечной энергии (фотосинтез).

2. Роль растений в биосфере. Использование солнечной энергии для создания органических веществ в процессе фотосинтеза и выделение при этом кислорода, необходимого для дыхания всех живых организмов. Растения — производители органического вещества, обеспечивающие самих себя, а также животных, грибы, большинство бактерий и человека пищей и заключенной в ней энергией. Роль растений в круговороте углекислого газа и кислорода в атмосфере.
3.Для составления вариационного ряда надо определить размеры, массу семян фасоли (или листьев) и расположить их в порядке увеличения размеров, массы. Для этого надо измерить длину или взвесить объекты и записать данные в порядке их увеличения. Под цифрами записать число семян каждого варианта. Выяснить, семена каких размеров (или массы) встречаются чаще, а каких – реже. Выявлена закономерность: наиболее часто встречаются семена средних размеров и массы, а крупные и мелкие (легкие и тяжелые) – реже. Причины: в природе преобладают средние условия среды, а очень хорошие и очень плохие встречаются реже.

№3
4. Усложнение организации хордовых в процессе эволюции. Причины эволюции.
1. Первые хордовые. Хрящевые и костные рыбы. Предки хордовых — двусторонне-симметрич-ные животные, похожие на кольчатых червей. Активный образ жизни первых хордовых. Происхождение от них двух групп животных: малоподвижных (в том числе предков современных ланцетников) и свободноплавающих, с хорошо развитым позвоночником, головным мозгом и органами чувств. Происхождение от древних свободноплавающих хордовых предков хрящевых и костных рыб.

2. Более высокий уровень организации костных рыб по сравнению с хрящевыми: наличие плавательного пузыря, более легкого и прочного скелета, жаберных крышек, более совершенного способа дыхания, что позволило костным рыбам широко распространиться в пресных водоемах, морях и океанах.

3. Происхождение древних земноводных. Одна из групп древних костных рыб — кистеперые. В результате наследственной изменчивости и действия естественного отбора формирование у кистеперых рыб расчлененных конечностей, приспособлений к воздушному дыханию, развитие трехкамерного сердца. Происхождение от кистеперых рыб древних земноводных.

4. Происхождение древних пресмыкающихся. Среда обитания древних земноводных — влажные места, берега водоемов. Проникновение в глубь суши их потомков — древних пресмыкающихся, у которых появились приспособления к размножению на суше, вместо слизистой железистой кожи земноводных сформировался роговой покров, предохраняющий тело от высыхания.

5. Происхождение птиц и млекопитающих. Древние пресмыкающиеся — предки древних высших позвоночных — птиц и млекопитающих. Признаки более высокой их организации: высокоразвитая нервная система и органы чувств; четырех-камерное сердце и два круга кровообращения, исключающие смешивание артериальной и венозной крови, более интенсивный обмен веществ; высокоразвитая система органов дыхания; постоянная температура тела, теплорегуляция и др. Более сложное и прогрессивное среди млекопитающих развитие приматов, от которых произошел человек.

 

2. Химический состав клетки. Роль воды и неорганических веществ в жизнедеятельности клетки.
1. Элементарный состав клетки. Сходство химического состава клеток разных организмов как доказательство их родства. Основные химические элементы, входящие в состав клетки: кислород, углерод, водород, азот, калий, сера, фосфор, хлор, магний, натрий, кальций, железо.

2. Роль различных химических элементов в клетке. Кислород, углерод, водород и азот — основные химические элементы, из которых состоят молекулы органических веществ. Такие элементы, как калий, натрий и хлор, — входят в состав плазмы крови, участвуют в обмене веществ и обеспечивают постоянство внутренней среды организма — гомеостаз.

Сера — элемент, входящий в состав некоторых белков, фосфор входит в состав всех нуклеиновых кислот, магний — хлорофилла, железо — гемоглобина (гемоглобин — белок, входящий в состав эритроцитов и обеспечивающий перенос кислорода и углекислого газа в организме), кальций — костей, раковин моллюсков.

3. Химические вещества, входящие в состав клетки: неорганические (вода, минеральные соли) и органические (углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ).

4. Минеральные соли, их роль в клетке. Содержание минеральных солей в клетке в виде катионов (К+, Na+, Ca2+, Mg2+) и анионов (—НРО|~, — Н2РС>4, —СГ, —НСС*з). Уравновешенность содержания катионов и анионов в клетке, обеспечивающая постоянство внутренней среды организма. Примеры: в клетке среда слабощелочная, внутри клетки высокая концентрация ионов К+, а в окружающей клетку среде — ионов Na+. Участие минеральных солей в обмене веществ.

5. Вода. Содержание воды в клетке — от 40 до 98% ее массы. Роль воды в клетке:

— обеспечение упругости клетки. Последствия потери клеткой воды — увядание листьев, высыхание плодов;

— ускорение химических реакций за счет растворения веществ в воде;

— обеспечение перемещения веществ: поступление большинства веществ в клетку и удаление их из клетки в виде растворов;

— обеспечение растворения многих химических веществ (ряда солей, Сахаров);

— участие в ряде химических реакций;

— участие в процессе теплорегуляции благодаря способности к медленному нагреванию и медленному остыванию.

3.Генотип одного из родителей известен, так как он рецессивный. Генотип другого родителя неизвестен, он может быть Аа или АД. Определяем неизвестный генотип. Если в потомстве соотношение доминантных и рецессивных особей по фенотипу будет равным 1:1, значит, неизвестный генотип будет гетерозиготным – Аа, а при соотношении 3:1 генотип будет гомозиготным – АА.

№4
1. Организмы-паразиты. Особенности строения и жизнедеятельности.
1. Многообразие паразитов, особенности их питания. Влияние на организм хозяина. Паразиты — организмы, использующие другие организмы в качестве места обитания и источника пищи, питаются органическими веществами организма-хозяина или его пищей либо заглатывая и переваривая твердые частицы пищи (аскарида), либо всасывая жидкие органические вещества всей поверхностью тела (бычий цепень) или с помощью специальных органов (клещи, клопы). Примеры паразитов: вирусы, многие бактерии, грибы (головня, спорынья, трутовик), простейшие (малярийный паразит, лямблии), плоские и круглые черви (аскарида, острица, печеночный сосальщик, бычий и свиной цепни, кошачья двуустка, эхинококк), клещи (чесоточный, таежный), насекомые (клопы, блохи, вши). Явление паразитизма среди растений (петров крест, заразиха), позвоночных животных (гнездовой паразитизм у кукушки).

Отрицательное влияние на организм хозяина большинства паразитов (вызывают разнообразные заболевания, разрушают клетки или ткани у хозяина, выделяют в организм хозяина ядовитые вещества).

2. Упрощение организации паразитов, обусловленное обилием пищи, отсутствием в организме хозяина врагов, резких колебаний температуры, влажности. Упрощение организации паразитов в процессе эволюции по сравнению со свободноживущими предками. Исчезновение у многих паразитов органов передвижения, органов чувств, более простое строение нервной системы. В связи с питанием переваренной или полупереваренной пищей упрощение строения пищеварительной системы или вообще ее отсутствие у некоторых видов; всасывание пищи, переваренной хозяином, через поверхность тела.

3. Приспособленность паразитов к жизни в организме хозяина. Формирование у паразитов в процессе эволюции приспособлений, защищающих их от неблагоприятных воздействий среды, например особой оболочки, покрывающей тело червей-паразитов и защищающей их от переваривания пищеварительными соками хозяина, приспособлений, позволяющих червям-паразитам удерживаться в пищеварительном канале, несмотря на сокращение его стенок, движение пищи и пищеварительных соков: удлиненная форма тела, наличие крючков и присосок. Преимущество в выживании и оставлении потомства в процессе эволюции тех особей, у которых такие черты приспособленности были наиболее развиты. Высокая плодовитость паразитов — важная черта приспособленности. Эволюция паразитов в направлении увеличения численности потомства: у ряда паразитов число яиц достигает нескольких сотен тысяч и даже миллионов. Причина большой плодовитости —- гибель многих яиц на ранних стадиях развития от воздействия абиотических и биотических факторов. У паразитов многих видов размножение происходит в организме не только основного, но и промежуточного хозяина. Значительное развитие органов размножения, гермафродитизм.

Упрощение организации паразитов, наличие черт приспособленности к жизни за счет организма хозяина, высокая плодовитость и другие признаки приспособленности к паразитическому образу жизни у червей обеспечивают их выживание.

4. Профилактика глистных заболеваний на основе знаний циклов развития червей-паразитов. Чтобы не заразиться бычьим цепнем, необходимо уничтожать зараженное мясо, хорошо проваривать или прожаривать говядину перед употреблением в пищу.

2 Основные положения клеточной теории, ее значение.
1. М. Шлейден и Т. Шванн — основоположники клеточной теории (1838), учения о клеточном строении всех организмов.

2. Дальнейшее развитие клеточной теории рядом ученых, ее основные положения:

— клетка — единица строения организмов всех царств;

— клетка — единица жизнедеятельности организмов всех царств;

— клетка — единица роста и развития организмов всех царств;

— клетка — единица размножения, генетическая единица живого;

— клетки организмов всех царств живой природы сходны по строению, химическому составу, жизнедеятельности ;

— образование новых клеток в результате деления материнской клетки;

— ткани — группы клеток в многоклеточном организме, выполнение ими сходных функций, из тканей состоят органы.

3. Значение клеточной теории: сходство строения, химического состава, жизнедеятельности, клеточного строения организмов — доказательства родства организмов всех царств живой природы, общности их происхождения, единства органического мира.
<<strong>3..Составьте схему цепей питания наземной экосистемы, компонентами которой являются растения, ястреб, кузнечики, ящерицы. Укажите, какой компонент данной цепи наиболее часто встречается в других цепях питания.
Цепи питания — пути передачи веществ и энергии в экосистеме. Цепь питания составляет ряд видов, в котором каждое последующее звено служит пищей предыдущему. Цепь питания наземной экосистемы: растения —»- кузнечики —»- ящерицы —»- ястреб.

Обычно начальным звеном в различных цепях питания служат растения (цепи выедания).

№5
1. Белки, их роль в организме.
1. Состав молекул белков. Белки— органические вещества, в состав молекул которых входят углерод, водород, кислород и азот, а иногда — сера и другие химические элементы.

2. Строение белков. Белки — макромолекулы, состоящие из десятков, сотен аминокислот. Разнообразие аминокислот (около 20 видов), входящих в состав белков.

3. Видовая специфичность белков — различие белков, входящих в состав организмов, относящихся к разным видам, определяемое числом аминокислот, их разнообразием, последовательностью соединения в молекулах белка. Специфичность белков у разных организмов одного вида — причина отторжения органов и тканей (тканевой несовместимости) при их пересадке от одного человека другому.

4. Структура белков — сложная конфигурация молекул белков в пространстве, поддерживаемая разнообразными химическими связями — ионными, водородными, ковалентными. Естественное состояние белка. Денатурация — нарушение структуры молекул белков под влиянием различных факторов — нагревания, облучения, действия химических веществ. Примеры денатурации: изменение свойств белка при варке яиц, переход белка из жидкого состояния в твердое при построении пауком паутины.

5. Роль белков в организме:

— каталитическая. Белки — катализаторы, увеличивающие скорость химических реакций в клетках организма. Ферменты — биологические катализаторы;

— структурная. Белки — элементы плазматической мембраны, а также хрящей, костей, перьев, ногтей, волос, всех тканей и органов;

— энергетическая. Способность молекул белков к окислению с освобождением необходимой для жизнедеятельности организма энергии;

— сократительная. Актин и миозин — белки, входящие в состав мышечных волокон и обеспечивающие их сокращение вследствие способности молекул этих белков к денатурации;

— двигательная. Передвижение ряда одноклеточных организмов, а также сперматозоидов при помощи ресничек и жгутиков, в состав которых входят белки;

— транспортная. Например, гемоглобин — белок, входящий в состав эритроцитов и обеспечивающий перенос кислорода и углекислого газа;

— запасающая. Накопление белков в организме в качестве запасных питательных веществ, например в яйце, молоке, семенах растений;

— защитная. Антитела, фибриноген, тромбин — белки, участвующие в выработке иммунитета и свертывании крови;

— регуляторная. Гормоны — вещества, обеспечивающие наряду с нервной системой гуморальную регуляцию функций организма. Роль гормона инсулина в регуляции содержания сахара в крови.

2.. Биологическое значение размножения организмов. Способы размножения.
1. Размножение и его значение. Размножение — воспроизведение себе подобных организмов, что обеспечивает существование видов в течение многих тысячелетий, способствует увеличению численности особей вида, преемственности жизни. Бесполое, половое и вегетативное размножение организмов.

2. Бесполое размножение — наиболее древний способ. В бесполом участвует один организм, в то время как в половом чаще всего участвуют две особи. У растений бесполое размножение с помощью споры — одной специализированной клетки. Размножение спорами водорослей, мхов, хвощей, плаунов, папоротников. Высыпание спор из растений, прорастание их и развитие из них новых дочерних организмов в благоприятных условиях. Гибель огромного числа спор, попадающих в неблагоприятные условия. Невысокая вероятность появления новых организмов из спор, поскольку они содержат мало питательных веществ и проросток поглощает их в основном из окружающей среды.

3. Вегетативное размножение — размножение растений с помощью вегетативных органов: надземного или подземного побега, части корня, листа, клубня, луковицы. Участие в вегетативном размножении одного организма или его части. Сходство дочернего растения с материнским, так как оно продолжает развитие материнского организма. Большая эффективность и распространение вегетативного размножения в природе, так как дочерний организм формируется быстрее из части материнского, чем из споры. Примеры вегетативного размножения: с помощью корневищ — ландыш, мята, пырей и др.; укоренением нижних, касающихся почвы ветвей (отводками) — смородина, дикий виноград; усами — земляника; луковицами — тюльпан, нарцисс, крокус. Использование вегетативного размножения при выращивании культурных растений: клубнями размножают картофель, луковицами — лук и чеснок, отводками — смородину и крыжовник, корневыми отпрысками — вишню, сливу, черенками — плодовые деревья.

4. Половое размножение. Сущность полового размножения в формировании половых клеток (гамет), слиянии мужской половой клетки (сперматозоида) и женской (яйцеклетки) — оплодотворении и развитии нового дочернего организма из оплодотворенной яйцеклетки. Благодаря оплодотворению получение дочернего организма с более разнообразным набором хромосом, значит, с более разнообразными наследственными признаками, вследствие чего он может оказаться более приспособленным к среде обитания. Наличие полового размножения у водорослей, мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных. Усложнение полового процесса у растений в процессе их эволюции, появление наиболее сложной формы у семенных растений.

5. Семенное размножение происходит с помощью семян, оно характерно для голосеменных и покрытосеменных растений (у покрытосеменных широко распространено и вегетативное размножение). Последовательность этапов семенного размножения: опыление — перенос пыльцы на рыльце пестика, ее прорастание, появление путем деления двух спермиев, их продвижение в семязачаток, затем слияние одного спермия с яйцеклеткой, а другого — со вторичным ядром (у покрытосеменных). Формирование из семязачатка семени — зародыша с запасом питательных веществ, а из стенок завязи — плода. Семя — зачаток нового растения, в благоприятных условиях оно прорастает и первое время проросток питается за счет питательных веществ семени, а затем его корни начинают поглощать воду и минеральные вещества из почвы, а листья — углекислый газ из воздуха на солнечном свету. Самостоятельная жизнь нового растения.
3.Охарактеризовать меры оказания первой помощи при различных видах кровотечения.
Капиллярное кровотечение.- при оказании помощи нужно обработать рану йодной настойкой и наложить чистую марлевую повязку, которая защищает организм от проникновения микробов и способствует быстрому свертыванию крови.
Артериальное кровотечение — при артериальном кровотечении необходимо быстро прижать пальцем поврежденный сосуд выше места ранения и приложить жгут. Место, на которое наложили жгут должно быть прикрыто чистым материалом, чтобы не повредить кожу. Затем свободно обвязывают это место куском ткани. Между тканью и конечностью продевают палочку и крутят ее до тех пор, пока кровь перестанет вытекать из раны. тогда палочку прибинтовывают к жгуту, а рану перевязывают. После оказания мед. помощи пострадавшего необходимо срочно отправить в больницу. Если транспортировка длится долго то жгут немного оставляют, чтобы не было омертвения ткани. При отсутствии жгута кровотечение можно остановить максимальным сгибанием конечностей.
Венозное кровотечение — для остановки небольшого венозного кровотечения достаточно наложить на рану давящую повязку, которая сжимает стенки пораженного сосуда и не дает крови вытекать из него. После оказания первой мед. помощи необходимо обратится к врачу. При повреждении крупных вен поступают так же, как при артериальных кровотечениях.
Внутреннее кровотечение — при внутреннем кровотечении необходимо вызвать врача, пострадавшего уложить или придать ему полусидячее положение и дать полный покой. К предполагаемой области кровотечения нужно положить мешок со льдом, или грелку с холодной водой.

№6
1. Углеводы и жиры, их роль в организме.
1. Органические вещества клетки: углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ. Макромолекулы — крупные и сложные по строению молекулы органических соединений, состоящие из более простых молекул — «кирпичиков».

2. Углеводы — органические соединения, состоящие из углерода, водорода и кислорода.

3. Строение углеводов. Простые углеводы — глюкоза, фруктоза. Наличие глюкозы в составе фруктов, овощей, крови человека, фруктозы — в составе фруктов и меда. Сложные углеводы — макромолекулы, состоящие из остатков м

Добавить комментарий