Физическая география 6 класс. Тема урока: Озёра.

Северо-Казахстанская область
Тайыншинский район
Новодворовская ОШ
Учитель географии Киналевская Розалия Иосифовна

Физическая география 6 класс.
Тема урока: Озёра.
Цель урока: Сформировать понятие «Озеро» и знания об особенностях озер и их видах. Учебно — воспитательные задачи.
1. Дать учащимся первоначальные сведения о происхождении озерных котловин.
2. Развивать знания о наиболее крупных озерах земного шара.
3. Бережное отношение учащихся к водным ресурсам земного шара.
Оборудование: учебник, карта полушарий, атлас, контурные карты, карточки, картины озёр, таблицы.
Тип урока.
Учебная деятельность: беседа, работа с к. к.
Ход урока. 1. Организовать настрой учащихся. Ребята, сегодня у нас урок не обычный. Сегодня вы должны показать свои знания и умения, и получить новые, еще более интересные о внутренних водах земного шара.
2. Повторение пройденного материала. Географический диктант.
3. Проверка домашнего задания. По карточкам отвечают 6 учащихся.
4. Изучение новой темы урока.
1. План тезис.
1. Озеро — водоем образовавшийся в природном углублении на поверхности земли.
В отличии от моря озера не являются частью океана. Они встречаются на равнинах и в горах.
2. Происхождение озерных котловин.
В природе встречаются озера совсем маленькие площадью всего несколько метров, и болыпе. Из-за их болыпих размеров некоторые называют даже морями.
Озеро Балхаш — является третьим по площади. Одна из | особенностей этого озера это то, что воды западной части -| пресные, а восточной соленые. Давайте вместе с вами
подумаем почему?
4.Ребята с атласами и к.к.
Задание: Нанести на к.к. с атласа крупные озера,
Каспийское море, Аральское море, озеро Балхаш.
5. Сточные и бессточные озера.
Сточные — это озера из которых вытекают реки. В таких
озерах соль не накапливается, потому — что реки выносят ее
с собой.
Бессточные это- озера из которых не вытекают реки, т.к. | вода из таких озер не вытекает, то идет накопление соли. | Воды рек, впадающие в такие озера приносят с собой в ! растворенном виде различные соли. | 6. Превращение озерав болото. | Дождевые и талые воды, сливая с поверхности Земли
различные вещества, приносят их в озера.
Дно озера заполняется завядшими и засохшими частями
сгнивших растений, и озеро постепенно мелеет.
7. іначение озер в хозяиственной деятельности человека.
| Польза озер в хозяйстве огромна. Главное богатство озер -| пресная вода. Воду используют как питьевую, для животных, полива. Озера также используются для | судоходства. Озера богаты различными животными и | растениями. Из озер добывают соль.
— Ребята а вы знаете откуда берется вода? Расскажет Штумф Алла. — А где же зародилась жизнь?
Жизнь зародилась в воде, да и сейчас 2/3 поверхности Земли занимает вода. Но почему же так остро стоит проблема перед человечеством обеспечить все население Земли пресной водой? Оказывается только 2% воды от общего количества пригодны для использования человеком да и то 85% ее составляют ледники Арктики и Антарктиды. 2. «Озера ее окружают толпой И каждое в чаше лежит золотой Коль вы не здоровы, езжайте сюда Недуг исцелит наш воздух степной Высокие сосны растут на горе Березы поднялись в зеленом шатре И ветер пьянил от трав и цветов Колышет деревья на ранней заре.
3. В последние годы в результате безвозвратного изъятия воды на реках и озерах нашей области сложилась неблагоприятная экономическая обстановка. Мелеют и заболачиваются такие великие озера как Боровое, Щучье, Копа, река Чаглинка, а озеро Саумалколь вообще на грани гибели. Причиной такой катастрофы являются люди.
4. Реки, впадающие в озера, несут в своих озерах различные бытовые и химические отходы, что приводит к отравлению живых организмов в водоемах, загрязняются родники питающие озера, а вода является главной питательной средой для размножения бактерий и вирусов, которые вызывают различные заболевания у населения.
а) Тектоническое — это глубокие озера которые возникли на
I Земле в процессе горообразования. К тектоническим озерам
І относятся такие озера, как Байкал в Сибири, Иссык-Куль на
I Тянь-Шане, Зайсан на Алтае.
і Б) Запрудное озеро — образуется при обвалах скалы,
| перекрывают русла рек.
| в) Вулканические — образовались в кратерах потухших
івулканов.
! К ним относятся озера на острове Ява, Курильских
I островах, нап-ве Камчатка.
| г) Старицы — равнинные реки меняют своё направление
I своего течения, в таких случаях старые русла превращаются
| в озера.
! 3. Характеристика крупных озер.
! Каспийское море — это самое крупное озеро в мире. Оно
| расположено на северо-востоке нашей страны, его длина с
і севера на юг равна ІОООкм. Самое глубокое место достигает
| 800м.
I В Каспийском море очень много различных видов рыб. В
| недрах побережья и неглубоких местах северо-восточной
I части находятся обширные запасы нефти и газа.
I Аральское море — по занимаемой площади стоит на втором
І месте, но из-за чрезмерного использования вод рек
| Амударья и Сырдарья для орошения земель, море
| пересыхает.
| Итог урока:
I — Что нового вы узнали на уроке?
! — В чем сходство сточного и бессточного озера?
| А в чем их различие.
IА теперь ребята давайте с вами сигаем в игру: «Кто скорее,
і кто точнее.»
| Ребята сегодня на уроке мы много узнали об озерах реках
! об их происхождении, об их значении для человека, но мы
| ничего не сказали об их охране, нужно ли их беречь и
[охранять.
Давайте послушаем стихотворение А.Плотникова «Черные пятна».
Океан седой гремит набатно
Он таит обиду в глубине
Черные раскачивая пятна
На крутой, разгневанной волне
Стали люди сильными как боги
И судьба земли у них в руках
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках
Мы давно освоили планету
Широко шагает новый век
На земле уж белых пятен нету
Черные сотрешь ли человек?
— Что раскрывает автор в стихотворении, к чему он нас призывает?
— Очень тревожно звучат эти строки. Почему? Ведь совсем недавно, мы считали, что запасы воды на земле неисчерпаемы.
— Что же нужно сделать, чтобы люди могли всегда пользоваться водой?
Создавать безвыходные производства замкнутого цикла без сброса воды в реки и озера.
— Строить очистительные сооружения
— Экономить расходования воды, потому что для пищи и питья человеку нужно от 2,5 до Зл. Воды, а вообще человек потребляет до 400 литров воды в сутки.
Учитель: Наша планета Земля не такая уж болыпая. В 1961 г. первый космонавт Ю. Гагарин облетел её за 108 минут и сказал, что она маленькая и голубая, а люди на ней подобны космонавтам, летящим в одном корабле.
Чем болыпе мы будем беречь свою планету, охранять природу, приумножать богатства, тем долыпе мы сможем жить на ней счастливыми и здоровыми.

Добавить комментарий