«Генная инженерия» биология 10 класс

Урок отражает суть генной инженерии, ее
направления, цели. Много имеется
различных утверждений о значении генной инженерии. Генная инженерия –
методы перестройки генотипа.Задача этих методов состоит в получении
индивидуальных генов и введение их в новое генетическое окружение для создания
организма с новыми, определенными признаками.

Основные
понятия: 1.Рестриктазы – ферменты, разрезающие молекулу ДНК; 2. Лигазы –
ферменты, сшивающие молекулу ДНК; 3. Плазмиды – внехромосомныедвухцепочечные
кольцевидные молекулы ДНК. Они легко выделяются из бактериальных клеток хозяев
и в них легко встроить любые гены, которые они переносят в ДНК нового хозяина. Направления
современной биотехнологии: 1. Генная инженерия 2. Клеточная инженерия 3. Инженерная энзимология

План-конспект
урока биологии

на тему «Генная инженерия» в 10 классе

Предмет:
биология

Учитель
биологии: Ержанова Жанара Айткожаевна

Тип
урока: изучение нового материала

Форма
работы: работа в группе, использование технологии развития критического мышления

Методы:
словесные, словесно-наглядные

Приемы
и стратегии: «Картинка», «ЗХУ», «Я.ТЫ.МЫ», составление Синквейна.

Ресурсы:
компьютер, электронная презентация «Генная инженерия», раздаточный материал,
учебник «Общая биология 10 класс»

Цель урока: познакомиться с основными
направлениями генной инженерии.

Задачи:

• познакомить учащихся с основными
задачами и направлениями генной инженерии, механизмом работы с генами,
использованием результатов науки на практике;

• развивать умения оценивать и
систематизировать информацию, задавать вопросы; развивать навыки работы в
группе.

• воспитывать бережное отношение к
окружающей среде.

Ход
урока:

Стадия
вызова:

Деление
на группы: стратегия «Картинка». Каждый ученик получает картинку, с помощью
одинаковых картинок образуется 4 группы.

Рассказ — анекдот:«Скрестили японцы
арбуз с блохой. Разрезаешь арбуз, а из него семечки выпрыгивают». Когда-то этот
анекдот казался очень смешным. Кто бы мог предположить, что он может стать
реальностью! Во всяком случае ученые уже встроили в ДНК помидора ген
арктической камбалы. Правда, овощ не машет хвостиком и не уплывает от
покупателя, зато столь же легко переносит холода, как и глубоководная северная
рыба.

Мы уже знаем, что такое ген. Генами люди
научились управлять: их режут, дробят, сшивают, извлекают из ДНК, переставляют
в другие места и манипулируют другими способами. Наука, которая этим
занимается, называется «генная инженерия». Генная инженерия – это направление
биологической инженерии, которое будет являться предметом исследования на нашем
уроке.

Основные задачи урока – изучить методы
работы генной инженерии, узнать каких высот она достигла, и, главное, решить
один очень важный вопрос: «А нужно ли нам это?»Но прежде я предлагаю вам
выполнить задание: заполнить таблицу ЗХУ (приложение1). Шаблон таблиц раздается перед началом урока
каждому ученику или можно начертить таблицу в рабочей тетради.
Ваша задача
– записать в первую часть таблицы, что Вам известно о генной инженерии.

Знаю

Хочу
узнать

узнал

Генная
инженерия

 

 

Спрашиваем
одного ученика от каждой группы и делает
соответствующие записи на доске (составляется общая таблица ЗХУ на доске –
заполняется первая колонка). Итак, у детей складывается общее представление о
генной инженерии.

Какие темы «генной инженерии» вам бы
хотелось еще изучить?

Ученики
записывают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, изучив данную тему, и
фиксируют их в своей таблице. Каждая группа обсуждает свои вопросы и один из
них предлагает всему классу (так заполняется вторая колонка таблицы ЗХУ на доске).

Стадия
осмысления:

Предлагаем
ученикам поискать ответы на свои вопросы, поработав раздаточным материалом
(Приложение 2).

Каждая группа получает разный материал
по вопросам генной инженерии. Вам
необходимо записать найденные ответы, а также новую информацию в графу
«узнал» таблицы. Затем обмениваемся полученными
знаниями в группе. Прошу отдельных ребят
из группы озвучить свои ответы (оформляется
третья колонка таблицы на доске
). Ответы
школьников сопровождаются компьютерной презентацией (Приложение 3), где
выделены основные понятия и методы генной инженерии:

Генная инженерия – методы перестройки
генотипа.Задача этих методов состоит в получении индивидуальных генов и
введение их в новое генетическое окружение для создания организма с новыми,
определенными признаками.

Основные понятия:

• Рестриктазы
– ферменты, разрезающие молекулу ДНК;

• Лигазы
– ферменты, сшивающие молекулу ДНК;

• Плазмиды
– внехромосомныедвухцепочечные кольцевидные молекулы ДНК.

Они легко выделяются из бактериальных
клеток хозяев и в них легко встроить любые гены, которые они переносят в ДНК
нового хозяина.

Направления современной биотехнологии:

• Генная
инженерия

• Клеточная
инженерия

• Инженерная
энзимология

Предлагаем вашему вниманию приложение 3
«За и против». Каждая группа выбирает свою позицию, затем работа в группе по
стратегии «Я.ТЫ.МЫ». Далее презентуем свои доводы перед аудиторией.

Стадия
рефлексии:

Предлагаю составить индивидуально а затем в группах составитьсинквейнпо изученной теме. Озвучивание синквейнов.

Вопрос нашего урока весьма неоднозначен, но
как бы мы к этому не относились, факт остается фактом: прогресс остановить
нельзя, он – двигатель нашей жизни. Нам не нужно бояться науки, но и нельзя
быть безграмотными, безразличными и равнодушными, чтобы способствовать направлению
науки в нужное русло.

Домашнее задание: ученики возвращаются к
списку вопросов, записанных ими в начале урока в таблице ЗХУ и выбирают в
качестве ДЗ вопросы, оставшиеся без ответа, проработав §55 учебника и дополнительную информацию.

Добавить комментарий