Сложные бессоюзные предложения

ГУ «Средняя общеобразовательная школа № 27 г. Павлодара»

Учитель: Прасоленко Елена Ивановна

Предмет:  русский язык в школе с русским языком обучения

Разработка урока русского языка в 9 классе

 

Тема:  Урок коррекции по теме «Сложные бессоюзные предложения».

Тип учебного занятия: урок коррекции знаний, умений, навыков; вид урока —  урок самостоятельной работы (репродуктивного, реконструктивного  типа;  письменных упражнений).

Технология: технология индивидуализированного способа обучения (ТИСО).

Цели:

  • коррекция и углубление знаний учащихся  по теме  «Сложное бессоюзное предложение» через индивидуально — практическую работу по учебному листу темы в соответствии с выявленными затруднениями в ходе изучения данной темы;
  • формирование умений самостоятельной деятельности, навыков само- и взаимоконтроля;
  • воспитание потребности грамотного письма и культуры учебного труда.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная;

Методы обучения: репродуктивные; частично-поисковые;  творческие.

Формы реализации методов:  самостоятельная работа.

Средства обучения:  учебный лист, толковые и орфографические словари.

Система контроля на урокесочетание контроля учителя, самоконтроля, взаимоконтроля.

 

  1. I.                    Ориентировочно – мотивационный этап.

                Мотивация учебной деятельности и формирование цели урока.

— Изучение системы заданий учебного листа. Выявление возможных трудностей при выполнении заданий. 

— Обрати внимание на знания понятий и умений  по теме. Что в данном списке вызывает у вас затруднения? Почему?

 

  1. II.                  Операционно – исполнительский этап.

1. Учащиеся выполняют задания согласно учебному листу темы.

9 класс

Учебный лист — урок коррекции знаний

Тема: «Сложное бессоюзное предложение»

 

Знать понятия

Научиться

Сложное предложение

Различать виды СБП по типу отношений и выполнять их синтаксический разбор

Простое предложение

Устанавливать смысловые связи между частями

Союз и союзное слово

Выделять компоненты СБП

 

Грамматическая основа

Правильно ставить знаки препинания в СБП

 

Смысловая связь, отношение

Использовать в речи синонимичные конструкции в СБП

Бессоюзное

 

ПОМНИ!

1. При работе по учебному листу работать нужно по алгоритму.

2. Не забывай, что после выполнения каждого задания ты должен проходить проверку,

    после чего делать пометку на полях о возникших вопросах и трудностях.

3. Заполнять рейтинговый лист темы.

4.  В любой момент урока ты можешь обратиться за помощью к учителю.

5. Ты сам можешь участвовать во взаимопроверке, что поможет тебе и тому, кого ты

    проверяешь. Но будь при этом объективен в оценке.

ЖЕЛАЮ УСПЕХА В РАБОТЕ!

    Задание №1. Повтори правило постановки знаков препинания в сложных бессоюзных предложениях, используя таблицу на с.207. Обрати внимание, какими союзами можно проверить определение отношений в СБП, а, следовательно, и выбор знаков препинания.

Чтобы знания были впрок,

Следует повторить урок.

Проверь себя, выполнив задание:

 

 

 

Установите соответствие:  Отношение – способ проверки

 

1. Значение одновременности;

а) союзом ТАК ЧТО

2. Значение последовательности.

б) союзами  А ИМЕННО, ТО ЕСТЬ

3. Значение сопоставления;

в) союзами КОГДА или ЕСЛИ

4. Первое предложение выражает значение времени или условия;

г) союзом ЧТО

5. Второе предложение выражает значение следствия. 

д) союзами А, НО

6. Второе предложение называет причину;

е) союзом И

7. Второе предложение поясняет первое;

ж) союзом ПОТОМУ ЧТО

8. Второе предложение дополняет.

 

Пройди проверку по «ключу» учителя.

                                                                         (Оценка задания 8 баллов)

 

На практике проверить можно точно,

Кто смог теорию усвоить прочно.

 

Задание №2. Запиши данные предложения. Проанализируй их, определив при этом, какие отношения выражает СБП и как они определяют выбор знака препинания. Не забывай строить схему предложения.

1.Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережет их. 2. Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физического страдания. 3. Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти. 4. Чин следовал ему – он службу вдруг оставил. 5. Солнце дымное встает – день будет горячим.

       Пройди проверку по «ключу» учителя или у других учащихся, которые выполнили это задание и прошли проверку.

       Запиши после проверки в рейтинговый лист, какие трудности были при выполнении данного задания. 

                                                                                                  (Оценка задания 15 баллов)

 

      Задание №3. Выполни задание, выбрав один из его вариантов:

      

      В*  I: Из каждой данной пары простых предложений составь бессоюзное. Не забывай при этом в соответствии с отношениями расставлять знаки препинания. Определи отношения и построй схемы сложных бессоюзных предложений:

        1. Поднялся занавес. В зрительном зале стало тихо.

        2. Все устремились на платформу. Подошел поезд.

        3. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.

        4. С балкона нам хорошо было видно сцену. Никто не мешал.

        5. Я повторил приглашение. Он ничего не ответил.

 

      В* II: Составь текст, используя бессоюзные сложные предложения на тему «Весна пришла». Не забывай при этом в соответствии с отношениями расставлять знаки препинания. Определи отношения и построй схемы сложных бессоюзных предложений.

 

         Задание  вместе с рейтинговым листом сдай  на проверку учителю.

Примечание: Не забудь в рейтинговом листе заполнить графу «Трудности и вопросы урока»

(Оценка задания 10 баллов)

 

 

      Чтобы упрочить Ваши знания,

      Даю домашнее задание – § 28 -33,  упражнение 394.

 

          2.Заполнение рейтингового листа.

 

Рейтинговый лист  по теме «Сложное бессоюзное предложение»

Ф.И.                                                                                                                          

 

№  задания

Максимальный балл

Полученный балл

Кто проверял

У кого проверял

Трудности и вопросы урока

УРОК  коррекции

ДАТА

1

8 баллов

 

 

 

 

2

15 баллов

 

 

 

 

3

10 баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

  1. III.                Рефлексивно – оценочный этап.

Скачать урок

Добавить комментарий