Интеграция географии с другими предметами, как условие интенсификации образовательного процесса.

 

    Интеграция  географии с другими предметами,

 как условие интенсификации образовательного процесса.

                                                             Тулегенова Б.С., ОШ №40

 

      Целями и ценностями современной образовательной школы становится создание условия для развития коммуникативной компетенции. Одним из способов формирования у школьника необходимых компетенций,  является интеграция учебных дисциплин. Интеграция оживляет образовательный процесс, экономит учебное время, избавляет от утомляемости, ориентирует мышление на будущее. На интегрированных уроках происходит формирование целостной, самостоятельной, ответственной, творческой личности и формируются следующие компетенции:

 — ценностно-смысловые (понимание цели урока, важности изучаемой темы);

 — информационные (работа с компьютером, умение самостоятельно подбирать необходимый материал);

  — коммуникативные (умение работать в группах, выслушивать, общаться, лояльно относиться к людям с другой точкой зрения).

       Главная функция интеграции в про­цессе обучения географии — усиление целостного восприятия. География настолько универсальна, что при желании может интегрироваться с любым предметом.  Интеграция уроков географии с историей, математикой, экологией, музыкой, химией,  биологией, физикой и другими учебными предметами позволяют многогранно рассмотреть многие важные явления, связать уроки географии с жизнью, показать богатство и сложность окружающего мира, дать детям заряд любознательности, творческой энергии. У ребят появляется возможность создать не только собственную модель мира, но и выработать свой способ взаимодействия с ним. Учителю же интеграция предметов позволяет воспитывать у ребят,  стремление  к целенаправленному преодолению трудностей на пути познания.

Используя в своей работе интегрированные уро­ки, важно дать ученику не разрозненные знания по отдельным предметам, а изучая от­дельные науки, показать их взаимосвязь. Чаще всего эти связи устанавливают­ся с химией, биологией, физикой и мало кто видит интеграцию географии, литературы и технологии.

Географический комментарий к отдельным литературным произведениям позволяет выяснить особенности взаимодействия человека, времени и пространства, выйти на мировоззренческие аспекты этой проблемы. Взаимо­действие научного и художественного освоения пространства открывает перспективу для формирования многопланового представления о мире.

      Например, в 6 классе при изучении темы «Вулканы, горячие источники, гейзеры»,  урок начинается с прочтения учителем литературного отрывка из произведения Ж. Верна: «Огнедышащая гора извергалась фонтаном,  камни и раскаленные добела обломки скал летели вверх, казалось, что она ритмически сотрясалась, и это напоминало дыхание гиганта. Огненные змеи извивались среди дымящих скал… Сотни огненных ручьев сливались в полыхающую реку, которая с шипением извивалась в кипучую пучину…»

      В ходе обсуждения актуализируется социальный опыт,  знания учащихся. Творческий блок предлагает учащимся изготовить макет вулкана (из глины, солёного теста, папье-маше), или оформить фотоальбом по теме, провести опыт «извержение вулкана» в домашних условиях.

     Интегрированные уроки  географии и математики  вырабатывают  у учащихся практические умения и навыки, связанных с математическими вычислениями по карте и измерительными работами на местности. При работе на местности используются и закрепляются  навыки учащихся в измерении и глазомерной оценке расстояний на местности, определении расстояния до недоступной точки. Это даёт возможность учителю географии при изучении приёмов съёмки плана не повторять этих вопросов, а обратить внимание учащихся на овладение приёмами ориентирования планшета, визирования и проведения отрезков на плане соответственно избранному масштабу.

          В 6 классе при изучении темы: «Определение азимутов  на плане и  местности»,  невозможно без связи географии с математикой.

Цель урока:

— отработать  приемы определения азимутов на основные и промежуточные стороны горизонта на плане местности;

-через практические упражнения добиться умения использовать приемы работы с компасом и картой;

-получить представления о движение по азимуту.

Задание 1. Какой азимут имеют стороны света?

                      с (0˚)

 

з (270˚)                           в (900

 

 

                  

                    ю (180˚)

Задания 2.

Определите азимуты, на  промежуточные стороны горизонта, используя пример:

1.А˚ (с-в)= 90˚ : 2 = 45˚            3. А˚ (ю-з)= 180˚ +? = …˚

2. А˚ (ю-в)= 90˚ + ?  = …˚        4. А˚ (с-з)= ? ˚ —  45˚ = …˚

Задание 3.При помощи компаса определите азимуты в классе на доску, дверь, окно.

    При использовании интегрированных уроков последовательно из года в год, из урока в урок возрастает  качество знаний не только в классе, но  и индивидуально у каждого ученика.  Интегрированные уроки  способствуют не только повышению мотивации учения, развитию творческого мышления, но и способствуют подготовке их к практике, развивают широкий кругозор. Использование интегрированных уроков в течение двух лет привело к  увеличению показателя качества знаний.

\\s

Используя процесс интеграции в учебном процессе, можно достичь следующих результатов:

— знания приобретают качества системности;

 — умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, творческому подходу деятельности ученика в современных условиях;

 — снимается утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности;

—  повышается познавательный интерес, служащий  развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников;

—  развивается возможность для самореализации, самовыражения, творчества.

                                                         Литература:

1.Сарсенбаева М.А. Новые технологии. Педагогический совет- А.2009. №2. с.13-15.

 2. Арефьева Г.Я. Интегрированные уроки: география, биология, экология, химия. Ж. География в школе, №3 2002 г.

3. Савина Н.Г. Новые технологии обучения географии.- Брянск, 2000 г.

    Интеграция  географии с другими предметами,

 как условие интенсификации образовательного процесса.

                                                             Тулегенова Б.С., ОШ №40

 

      Целями и ценностями современной образовательной школы становится создание условия для развития коммуникативной компетенции. Одним из способов формирования у школьника необходимых компетенций,  является интеграция учебных дисциплин. Интеграция оживляет образовательный процесс, экономит учебное время, избавляет от утомляемости, ориентирует мышление на будущее. На интегрированных уроках происходит формирование целостной, самостоятельной, ответственной, творческой личности и формируются следующие компетенции:

 — ценностно-смысловые (понимание цели урока, важности изучаемой темы);

 — информационные (работа с компьютером, умение самостоятельно подбирать необходимый материал);

  — коммуникативные (умение работать в группах, выслушивать, общаться, лояльно относиться к людям с другой точкой зрения).

       Главная функция интеграции в про­цессе обучения географии — усиление целостного восприятия. География настолько универсальна, что при желании может интегрироваться с любым предметом.  Интеграция уроков географии с историей, математикой, экологией, музыкой, химией,  биологией, физикой и другими учебными предметами позволяют многогранно рассмотреть многие важные явления, связать уроки географии с жизнью, показать богатство и сложность окружающего мира, дать детям заряд любознательности, творческой энергии. У ребят появляется возможность создать не только собственную модель мира, но и выработать свой способ взаимодействия с ним. Учителю же интеграция предметов позволяет воспитывать у ребят,  стремление  к целенаправленному преодолению трудностей на пути познания.

Используя в своей работе интегрированные уро­ки, важно дать ученику не разрозненные знания по отдельным предметам, а изучая от­дельные науки, показать их взаимосвязь. Чаще всего эти связи устанавливают­ся с химией, биологией, физикой и мало кто видит интеграцию географии, литературы и технологии.

Географический комментарий к отдельным литературным произведениям позволяет выяснить особенности взаимодействия человека, времени и пространства, выйти на мировоззренческие аспекты этой проблемы. Взаимо­действие научного и художественного освоения пространства открывает перспективу для формирования многопланового представления о мире.

      Например, в 6 классе при изучении темы «Вулканы, горячие источники, гейзеры»,  урок начинается с прочтения учителем литературного отрывка из произведения Ж. Верна: «Огнедышащая гора извергалась фонтаном,  камни и раскаленные добела обломки скал летели вверх, казалось, что она ритмически сотрясалась, и это напоминало дыхание гиганта. Огненные змеи извивались среди дымящих скал… Сотни огненных ручьев сливались в полыхающую реку, которая с шипением извивалась в кипучую пучину…»

      В ходе обсуждения актуализируется социальный опыт,  знания учащихся. Творческий блок предлагает учащимся изготовить макет вулкана (из глины, солёного теста, папье-маше), или оформить фотоальбом по теме, провести опыт «извержение вулкана» в домашних условиях.

     Интегрированные уроки  географии и математики  вырабатывают  у учащихся практические умения и навыки, связанных с математическими вычислениями по карте и измерительными работами на местности. При работе на местности используются и закрепляются  навыки учащихся в измерении и глазомерной оценке расстояний на местности, определении расстояния до недоступной точки. Это даёт возможность учителю географии при изучении приёмов съёмки плана не повторять этих вопросов, а обратить внимание учащихся на овладение приёмами ориентирования планшета, визирования и проведения отрезков на плане соответственно избранному масштабу.

          В 6 классе при изучении темы: «Определение азимутов  на плане и  местности»,  невозможно без связи географии с математикой.

Цель урока:

— отработать  приемы определения азимутов на основные и промежуточные стороны горизонта на плане местности;

-через практические упражнения добиться умения использовать приемы работы с компасом и картой;

-получить представления о движение по азимуту.

Задание 1. Какой азимут имеют стороны света?

                      с (0˚)

 

з (270˚)                           в (900

 

 

                  

                    ю (180˚)

Задания 2.

Определите азимуты, на  промежуточные стороны горизонта, используя пример:

1.А˚ (с-в)= 90˚ : 2 = 45˚            3. А˚ (ю-з)= 180˚ +? = …˚

2. А˚ (ю-в)= 90˚ + ?  = …˚        4. А˚ (с-з)= ? ˚ —  45˚ = …˚

Задание 3.При помощи компаса определите азимуты в классе на доску, дверь, окно.

    При использовании интегрированных уроков последовательно из года в год, из урока в урок возрастает  качество знаний не только в классе, но  и индивидуально у каждого ученика.  Интегрированные уроки  способствуют не только повышению мотивации учения, развитию творческого мышления, но и способствуют подготовке их к практике, развивают широкий кругозор. Использование интегрированных уроков в течение двух лет привело к  увеличению показателя качества знаний.

\\s

Используя процесс интеграции в учебном процессе, можно достичь следующих результатов:

— знания приобретают качества системности;

 — умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, творческому подходу деятельности ученика в современных условиях;

 — снимается утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности;

—  повышается познавательный интерес, служащий  развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников;

—  развивается возможность для самореализации, самовыражения, творчества.

                                                         Литература:

1.Сарсенбаева М.А. Новые технологии. Педагогический совет- А.2009. №2. с.13-15.

 2. Арефьева Г.Я. Интегрированные уроки: география, биология, экология, химия. Ж. География в школе, №3 2002 г.

3. Савина Н.Г. Новые технологии обучения географии.- Брянск, 2000 г.

 

Добавить комментарий