Использование опорных положений как прием повышения интереса к обучению.

Использование опорных положений как прием повышения интереса к обучению.

Калаева А.И.-учитель русского языка.
и литературы, СОШ№9,г. Экибастуз.

      Как оживить урок, активизировать мыслительную деятельность ребят, поддержать интерес к предмету и желание изучать его.        Несколько лет тому назад стала использовать метод крупноблочной подачи материала. Сначала  на уроках русского языка, а затем и на уроках литературы. Когда в методической литературе появились опорные конспекты по русскому языку Ю.С. Меженко, решила воспользоваться принципом их составления.
В основу урока литературы должна быть положена учебно-познавательная деятельность учащихся, т.е. они должны учиться самостоятельно, приобретать знания, думать, искать решения, действовать, опираясь на различные способы и приемы работы с текстами.
Вместе с учащимися стали составлять  опорные положения по произведениям, изучаемым в 9-10 классах.
Опорные положения (ключевые фразы)- это главные мысли какого-нибудь текста — художественного, научного, публицистического. Однако опорные положения могут формулироваться самостоятельно, как последовательные этапы решения какой-то индивидуальной задачи. Иными словами, опорные  положения — это план (тезисы) изучаемого (например, глав учебника) или самостоятельно создаваемого   (например, школьного сочинения) материала.
А схема опорных положений представляет собой его графическое оформление на основе логических связей. Проще говоря, схема наглядно показывает логику движения основных положений, ключевых мыслей текста.
Главная же цель создания таких схем-сделать изучаемый материал понятным, легко и надолго запоминающимся.
Основой для создания схемы опорных положений (сигналов фраз) является материал плана — основные черты персонажей драмы. Путем рассуждений необходимо определить связи и зависимости между этими лицами, увидеть в них частное и общее, сделать выводы о роли и значении в идейно-тематическом содержании произведения. Эти рассуждения (или, как говорят, «движение мысли») и фиксируются в виде схемы.
Приведу примеры опорных положений, используемых на уроках при изучении драмы А.Н. Островского «Гроза».
Вы познакомились с главной героиней драмы, узнали черты ее характера, духовный мир, с горечью наблюдали трагический финал… Случайна ли гибель Катерины? Можно ли было ее избежать?
Ответить на эти вопросы — значит, еще раз подумать о сложности и противоречивости натуры героини. Духовно богатая, поэтическая, возвышенная, она вместе с тем испугана силой и глубиной свого чувства любви к Борису. Обостренное чувство справедливости заставляет ее сомневаться в правильности своих поступков. Решимость соседствует с сомнениями. Именно нравственная бескомпоромиссность рождает страх перед своеволием чувства любви. Отвращение к любой лжи приходит в противоречие с необходимостью обманывать Тихона и других. Чувство вины подавляет ее…

      Такая противоречивость, внутреннее противоборство, «диалектика души» Катерины может быть выражена в такой, например, схеме.

Опорные положения (схема-тезисы) темы «Почему погибла Катерина?»

Случайна ли гибель Катерины?
Можно ли было избежать ее?

Использование опорных положений как прием повышения интереса к обучению.

 

Трагический финал драмы – это протест
Катерины против кабановских понятий о нравственности, утверждение силы
свободного человека, его победы над «темными силами»

Схематично путь исканий Андрея Болконского (героя романа — эпопеи «Война и мир»)  можно представить как ломаную линию, нижние точки которой будут отмечать моменты духовного и душевного кризиса героя, а верхние — эмоционального и морального взлета.

 

План — схема

“Путь идейно – нравственных исканий князя Андрея Болконского
Использование опорных положений как прием повышения интереса к обучению.

Краткое описание схемы.

Стремясь вырваться из заколдованного круга светской жизни, князь Андрей мечтает о личной  славе в воинском подвиге. Участие в Шенграбенском сражении(1805г), несправедливая оценка подвига батарее Тушина высшим военным начальством, подвиг самого князя Андрея на поле Аусткрлица и тяжелое ранение- все это приводит его к разочарованию в своих мечтах о славе.
Он пытается обрести смысл жизни в гражданской деятельности (работа в комисси Сперанского), одноко разговор с Аракчеевым и собственные наблюдения убеждают его, что и на этом поприще нет высокой гражданской цели.
Встреча с Наташей Ростовой приводит к мысли: смысл жизни — в любви. Но неожиданно на его пути встает Анатоль Курагин, и князя Андрея вновь постигает разочарование.
Только на Бородинском поле он, наконец, понимает, что смысл бытия – в единстве с народом, в борьбе за свободу и счастье Родины.
Смертельное ранение приводит его к идее смирения и всепрощения.
И все же есть основания утверждать, что если б  автор оставил своего героя живым, то он был бы один из тех, кот в 1825 году вышел на Сенатскую площадь в Петербурге.
Действительно,  опоры и схемы сегодня  нужны  школе. Подача учебного материала крупными блоками устраняет его дробление, исключает из  практики учителя «жевательную методику» Благодаря опорам и схемам, все, что делается на уроке, приобретает осмысленный характер, вызывает интерес учащихся. Естественно, это повышает эффективность процесса передачи знаний. Недаром методики с использованием опор принято называть комфортными. В значительной степени на них опирается педагогика сотрудничества.
Мною разработано и рецензировано  ИПК ПК  методическое пособие «Опорные положения на уроках литературы в 9-10 классах», которое содержит   апробированный  опыт    работы. Если кого заинтересует, то обращайтесь.

 

Используемая литература.

1.Меженко Ю.С. Опорные конспекты на уроках русского языка. Журнал «Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР» №3,1990г. стр.71.

2. Фогельсон И.А. Учись учиться. Журнал «Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР» №6,1990г. стр.41.

3.Лазарева В.А. Ключи с правом передачи. Журнал «Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР» №7,1991г. стр.5.

4.Фогельсон И.А. Литература учит. М., «Просвещение»,1990г

5.Горянская И.П. Опорные конспекты по русскому языку. Журнал «Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР» №10,1990г. стр.35.

Добавить комментарий