«Использование педагогических технологий как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы»

«Использование педагогических технологий как средство активизации познавательного интереса учащихся  на уроках русского языка и литературы»
Часть I

«Перед вами громада – русский язык! Наслаждение зовет вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы», — писал  великий  писатель Н.В.Гоголь. Я, как педагог, учитель словесности,  не могу не согласиться с этим высказыванием, понимая, что ключевыми его словами являются  «наслаждение», «погрузиться», «чудные законы». Но современные учащиеся, погруженные совсем в другой мир, мир компьютеров, мобильных телефонов,   не способны   испытывать  наслаждение  от изучения   русского языка, понять значение для себя  этой области знаний.        
Что уж говорить о  литературе? Думаю, поддержат меня коллеги в том, что трудно сейчас добиться полноценного чтения учащимися  классических художественных произведений (хотя бы в объеме школьной программы). Не видят современные дети ценностей, которые им может подарить русская литература. Чаще всего ее изучение сводится к поверхностному чтению или эпизодическому ознакомлению с произведением.         
Но ведь язык и литература являются частью общенациональной культуры народа. Как же можно смотреть спокойно на то, что происходит с современной молодежью? Да и требования образовательных стандартов требуют достаточно высокого уровня овладения знаниями, умениями и навыками по данным предметам.         
Работая в общеобразовательной школе, где учатся дети, имеющие разные   интеллектуальные, психологические, мотивационные и поведенческие особенности,  я осознаю, что первоначальной  моей задачей, как учителя, должен быть поиск таких средств обучения, которые, во-первых, привлекут учащихся к процессу получения знаний по моим предметам, то есть повысят познавательный интерес моих учеников; во-вторых, дадут им  возможность реализовать свою индивидуальность; и, наконец, позволят реализовать главный  принцип учителя – словесника  — единство обучения и нравственно-эстетического воспитания. «Родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному значит вместе и развивать духовные способности учащихся», — писал Федор Буслаев.        
Ключевой проблемой в решении задачи повышения познавательного интереса и, как следствие этого, качества учебного процесса является выбор инструментария обучения. «Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием, только тогда его работа будет высоко результативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем» — писал Я.А.Каменский.         
На мой взгляд, этот инструментарий должны составлять активные средства обучения, способные «расшевелить» познавательные интересы учащихся. Эти средства обучения составляют основу педагогических технологий, широко использующихся сейчас в педагогической практике. Их применение не исключает  традиционных, классических методов и способов обучения, проверенных временем и практикой. Тем не менее, без включения в учебный процесс современных педагогических технологий мы не сможем добиться тех результатов, которые ставит перед нами современное образование
Главная задача учителя, на мой взгляд, сегодня состоит в том, чтобы создать необходимые психолого-педагогические условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Исследовательская деятельность- это творческий процесс совместной деятельности субъектов (ученика и учителя) по поиску решения неизвестного, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей и формируется научное мировоззрение. Усилия по организации исследовательской деятельности должны быть направлены не на абстрактную подготовку ученика к взрослой жизни, а на формирование научного мышления, на искреннюю заинтересованность к самостоятельному познанию окружающей действительности.          Начинаю заниматься с учениками исследовательской деятельностью уже с 5 класса, так как  полноценная исследовательская деятельность требует накопления знаний и умений.   На уроке все начинается с возникновения исследовательской задачи, соединяющей учебный и научный смысл.  
Из опыта работы.         
При изучении сказки К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб" ученики-пятиклассники сразу обращают внимание на её жанровые особенности. Почему К. Паустовский назвал своё произведение сказкой? Всё ли в нём похоже на сказку? Так начинается наблюдение над тем, как переплетаются в произведении сказочные и реальные мотивы. При чтение произведения учащиеся записывают свои исследования в тетрадь по определенному алгоритму (данному им учителем), после этого делятся своими результатами с одноклассниками и делают обобщения-выводы.  
Из опыта работы.         На уроке  русского языка в 6 классе по теме «Понятие об имени числительном» учащимся предлагается исследование новой части речи. Для этого они самостоятельно работают с заранее предложенным текстом и заполняют таблицу.  
Вопрос Ответ записать цифрами
Ответ записать словами
На какой вопрос отвечают
Что обозначают 
Сколько абзацев в тексте?
Сколько слов в третьем предложении? Сколько существительных в тексте?    
Какое по счету предложение заключает в себе основную мысль текста?     
В каком по счету предложении вы работали над орфограммой в приставке?    
В котором часу вы выполняете данную работу?   
Работа с данной таблицей позволяет решать сразу несколько учебных задач:                       · анализ текста;
· выделение из известных понятий  нового понятия (новой части речи);
· наблюдение за признаками новой части речи;
· наблюдение за разновидностями новой части речи
В результате самостоятельной работы учащиеся понимают, что в русском языке есть слова, при помощи которых записывается число, количество предметов и порядок предметов при счете;  что они отвечают на вопросы: сколько? какой по счету?  — и  в зависимости от этого делятся на две группы; что могут записываться одним или несколькими словами и т.д. То есть в процессе исследования ученики получают все знания, необходимые им формирования понятия «Имя числительное». И эти знания они получили самостоятельно. В результате им не составляет большого труда составить определение новой части речи.  
Одной из важнейших задач считаю пробуждение у учеников исследовательского интереса. 
Из опыта работы       
На уроках русского языка, развитию речи предлагаю такие, например, задания:
· Исследуя текст, найдите основные языковые средства связи между предложениями (повторяющиеся слова, местоимения и наречия, близкие по смыслу слова, союзы).
· Исследуя текст и докажите, что наиболее частый способ словообразования существительных – суффиксальный, а затем менее продуктивный –  приставочносуффиксальный.
· Исследуйте предложения, найдите ряды однородных членов (не мене трех) в каждом.       
Даю домашние задания творческого характера: отыскать в знакомом  произведении русской литературы  ту пунктограмму, которая изучалась на уроке. Учащиеся проводили настоящие исследования, а успешно выполненные задания сразу становились материалом для индивидуальной и групповой работы на уроке. Изученная тема наполняется особым смыслом, школьникам становится очевидно, для чего нужны им полученные знания и умения, и понятно, как речь обычная превращается в образную.
Домашнее задание – всегда выбор для ученика: можешь подготовить  упражнение к уроку, а можешь провести собственное исследование, на которое отводится больше времени два – три дня. Некоторые ребята выбирают самостоятельные исследования.       Задание на дом: «В произведениях русской литературы найдите случаи, когда автор добивается художественной выразительности с помощью деепричастных оборотов?» 
Таким образом, даже небольшие исследовательские работы становятся естественным выражением мысли учащихся. В результате развивается интеллект, речь, пробуждается талант, который заложен в каждом.  
· Критическое мышление 
Школьные учебники становятся всё толще. Количество предметов, которые изучают современные ученики, всё больше. А уровень знаний и уровень общеучебных умений современных учеников, по мнению многих учителей, всё ниже.         
Может быть, экстенсивный путь развития образования уже исчерпал себя и нам стоит тратить усилия наших детей и свои нервы на другое?           Американские педагоги Дж.Стил, К.Мередит, Ч.Темпл, С. Уолтер разработали технологию развития критического мышления.   Она является относительно новой для России.  Ещё лев Толстой говорил: «Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью». Каждый учитель знает, как трудно научить детей писать сочинения. Урокам развития речи посвящены труды многих талантливых отечественных методистов (М. А. Рыбниковой, К. Б. Бархина, Л .М, Бусыгина, Т. А. Ладыженской и других). Главной задачей, которую должен решить учитель на подобных уроках, было и остается развитие творческих способностей учащихся по созданию текстов разных стилей, типов, жанров. Каждому педагогу хочется, чтобы на его уроках царила атмосфера творчества, духовной раскрепощенности, чтобы ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать, опираться на интуицию, строить ассоциативные связи… Технология развития критического мышления через чтение и письмо тесно связана с понятием личностно-ориентированного обучения. Она  ориентирована на формирование у детей речевой и мыслительной деятельности, на развитие коммуникативных компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании.     
В своей педагогической деятельности я использую элементы технологии критического мышления.   Педагогические задачи, стоящие передо мной:
· помочь личности осознать происходящие в ее психике процессы развития;  · вызвать их мотивацию;
· научить ребенка осознанно управлять ими, ставить цели своего развития.          Я убеждена, что творческая самореализация личности будет успешной только лишь в результате продуктивной деятельности, на основе собственного опыта учащихся и их возможностей. Стратегия технологии критического мышления помогает учащимся  анализировать, применять полученные знания и их результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы.       
Сущность применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся. В основе этого педагогического опыта лежат идеи Л.С.Выготского, А.А.Ухтомского, А.С.Макаренко, И.П.Волкова, И.П.Иванова, Н.Е.Щурковой. Результативность опыта включает в себя:
· самосовершенствование личности; 
· развитие творческих способностей; 
· умения критически мыслить и принимать взвешенные решения; 
· сформированность навыков самостоятельной и групповой работ;
· интерактивное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс.            Критическое мышление способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми, облегчает понимание различных «взглядов на мир», позволяет детям использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, поэтому эта технология сегодня востребована педагогами.           Положительная мотивация использования технологии критического мышления заключается, на мой взгляд, в том, что она позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности.         
Люблю использовать элементы данной технологии на уроках русского  языка при изучении теории. В этом нам помогает учебник «Теория», который является источником получения учащимися теоретических знаний. На таких уроках учащимся предлагается работать с информационными (научными, публицистическими) текстами 
Из опыта работы.   
Изучение нового понятия на уроке происходит в ходе трех стадий. Технологическая карта урока 1. Стадия вызова  2. Стадия осмысления. 3. Стадия рефлексии. Мозговая атака.  Заполнение таблицы. Дальнейшее целеполагание. 
На стадии вызова использую  мозговую атаку. Учащиеся  составляют список того, что они знают или думают  по теме. Возможна при этом работа в паре. Парная мозговая атака помогает учащимся, которым трудно высказывать своё мнение перед большой аудиторией.  Например, в 8 классе изучаются обособленные определения, выраженные причастным оборотом.  С понятием причастного оборота учащиеся уже знакомы из 7 класса. Поэтому целесообразно строить урок именно  по данной технологии. Ребятам не составит труда заполнить следующую таблицу. 
Что я знаю Что я хочу узнать Что мы узнали, и что нам осталось узнать 
Цель составления таблицы  – развитие рефлексивности в процессе познания. Когда учащиеся работают в данной стратегии, они учатся соотносить известное и новое, учатся определять свои познавательные запросы, обосновывая их с известной им информацией.      
На этапе повторения заполняется первый столбец. В колонку «Знаю» вносятся сведения, известные по этой теме (результат обсуждения в паре). На этапе наблюдения заполняется  вторая колонка  «Хочу узнать», куда  предлагается внести спорные вопросы и идеи. Затем учащиеся читают  текст учебника «Теория» и  пытаются найти ответы на поставленные ими вопросы, заполняют третью колонку.      
На стадии рефлексии таблица может быть дополнена графой «Источники информации» в том случае, когда изучаемый текст не даёт исчерпывающей информации. Обращение к этим источникам  будет являться новым целеполаганием. В данном случае
я отсылаю учащихся к другим источникам получения информации (словари, справочники, Интернет-ресурсы). 
Из опыта работы.           
Что такое «кроссворд», известно каждому. Но данный приём приобретает свою определённую специфику, если его перенести на ТРКМ. Кроссворд необходимо заполнить учащимися при работе с текстом. Данный подход позволяет использовать этот приём на стадии осмысления и более целенаправленно изучать информацию.          
На уроке в 7 классе по теме «Степени сравнения наречий» предлагаю учащимся заполнить кроссворд при работе с параграфом учебника. Дети читают параграф самостоятельно или советуются с товарищем по парте, отвечают на вопросы, а ответы записываю в кроссворд.           
Этот приём хорошо использовать как на стадии «Вызова», так и на стадии «Осмысления». Это даёт возможность привлечь внимание учащихся к изучаемой теме, наметить план занятия. При этом параграф не объясняется учителем, а становится результатом самостоятельного или совместного размышления учащихся.   
1) Назовите самостоятельную неизменяемую часть речи, которая обозначает признак действия или признак другого признака. 2) От какой части речи образуются наречия на – о? 3) Назовите две степени сравнения наречий. 4) От каких прилагательных образуются наречия образа действия на – о? 5) С помощью, какой морфемы образуется простая форма сравнительной степени? 6) Каким членом предложения является наречие в сравнительной степени? 7) Сколько форм имеет сравнительная степень наречий? 
Технология критического мышления достаточно успешно может быть использована и на уроках литературы при чтении и изучении художественных текстов. Она предлагает строить урок, используя набор приёмов и стратегий. 
Из опыта работы                                        
Стратегия —  «толстые» и «тонкие вопросы»          Данный приём я использую  на любой фазе урока. Он может быть применён для самостоятельной учёбной и домашней работы. «Тонкими» вопросами называют простые, односложные вопросы, требующие простого ответа на уровне воспроизведения. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку. Систематическое применение данного приёма учит обучающихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы и ответы могут оформляться в таблицу или задаваться устно. Прием «толстых» и «тонких» вопросов помогает научить ребят думать над прочитанным, понимать произведение. Он может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.                                             Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.     
«Тонкие» вопросы                                             
-Кто? Что? -Когда? Может…?
-Будет…? Мог ли…? -Было ли?
Согласны ли вы? -Верно ли?
«Толстые» вопросы 
-Объясните, почему…? -Почему вы считаете…?
-В чём различие…? -Предположите, что будет, если…?
-На что похоже? 
Заданный учеником вопрос по тексту художественного произведения  является для учителя способом диагностики знаний ученика, так как вопрос демонстрирует уровень погружения в текст, умение анализировать его в контексте литературного процесса. На первых порах работы с этим приемом я учу детей определять уровень сложности вопроса – относить его к «тонким» или «толстым». Это можно делать на вопросах, которые предлагает учитель или вопросы учебника. «Толстые» вопросы, придуманные учениками, впоследствии могут стать темой сочинения или самостоятельной работы.        
Например, при изучении в 5 классе произведения Л.Н.Толстого «кавказский пленник» беседа начинается с «тонких» вопросов, таких как:  — «Кто является главными героями произведения?»  — «Когда происходит действие рассказа?»  — «Что случилось с этими героями»?  — «Как вели себя герои в плену?»  — «Верно ли поступил Жилин, отказавшись писать письмо матери и просить у нее денег?»  — «Кто помог героям бежать?» и т.п.      После воспроизведения событий рассказа наступает очередь «толстых» вопросов. Например, — В чем различие в поведении пленников: Жилина и Костылина?» — Предположите, что будет, если татары узнают, что Жилин так и не отправил  письмо    матери?» — «Объясните, почему Дина стала помогать пленникам?» — «Предположите, что хотел сказать нам писатель, рассказывая о дружбе Дины и Жилина?» 
Технология критического мышления успешна и на уроках развития речи.
Навыки письменной речи играют важнейшую роль для развития критического мышления, так как  позволяют зафиксировать неформальные мысли или образ, рассмотреть их со всех сторон и «разбудить сознание».
· Письменная речь углубляет понимание: пишущий фиксирует какую-либо мысль, затем изучает её записанную, и как отклик на эту зафиксированную мысль, возникает новая, ещё более интересная.
· Письменная речь обостряет любознательность, делает детей более активными наблюдателями, так как, чтобы зафиксировать что-либо, надо его изучить, знать о нём больше.
· Письменная речь развивает в детях навыки чтения, потому что они начинают «читать как писатели» и соответственно лучше понимать, как нужно конструировать текст  для достижения поставленной цели.       
При обучении письменной речи необходимо показать учащимся как получается хороший письменный текст, показать каждый этап этого процесса. Учитель должен помнить, что при обучении письму основное значение должны иметь мысли и опыт (содержательная и композиционная сторона текста), а не просто грамотность. 

Добавить комментарий

«Использование педагогических технологий как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы»

Часть II

Из опыта работы.  «Сочинение-описание состояния природы и человека весной»: Тип урока: урок развития речи  в 5 классе. Цель урока: описать состояние природы и человека весной, используя собственный   эмпирический опыт и восприятие весенней природы русскими поэтам IXX века. Задачи: 1. Создание условий для активизации личностного опыта учащихся в восприятии состояния человека и природы весной. 2. Формирование умения учащихся составлять связный текст описательного характера и совершенствовать его с точки зрения лексической, грамматической, стилистической и пунктуационной цельности. 3. Совершенствование умений вести конструктивный диалог, принимать мнение собеседника, выразительно читать собственный текст.                                                Технологическая карта урока 1. Стадия вызова. 2. Стадия осмысления. 3. Стадия рефлексии. 

Инвентаризация 

Составление чернового текста Правка

Чтение вслух на данном уроке.  

Ход урока. 1. Стадия вызова. Инвентаризация. Музыкальная иллюстрация – П.И.Чайковский  «Времена года. Весна.» -Закройте глаза и представьте себе, какое время года изобразил композитор в своём произведении? Почему? — А теперь попробуйте вспомнить, с какими радостными событиями связана для вас весна? Представьте себе весенний день, когда на синем-синем небе  сияет солнце, журчат ручейки, поют птицы. Продумайте, вспомните и представьте всё-всё, даже мельчайшие  детали окружающей вас природы, звуки, ваши мысли, чувства. 2. Стадия осмысления. Составление чернового варианта.     -А теперь сосредоточьтесь и в течение 10 минут неотрывно описывайте то, что вы сейчас вспомнили, представили, ощутили. Подробно опишите природу, ваше настроение, состояние души, ваши мысли по поводу увиденного, передайте с помощью слов звуки, которые вы услышали. Пишите не останавливаясь, не исправляя написанное, не

задумываясь над написанием слов. Ваша главная задача – успеть за полётом мысли, зафиксировать всё, что приходит в голову. Вдумайтесь, вслушайтесь, ощущайте. -Если ничего не приходит в голову, попробуйте сначала написать  синквейн.  

Синквейн – один из приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Эта технология исходит из признания чтения оптимальным способом вхождения человека в культуру, письмо же рассматривается как наиболее эффективное средство обучения критическому мышлению, так как пишущий всегда активен. Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя, всего пять строк            Мой опыт показывает, что наиболее удачными работами являются те, которые созданы на свободные темы. Это дает большой простор для ассоциаций, не сковывает учеников готовыми штампами, а главное – не обедняет образы изучаемых произведений и не разрушает художественный текст.  Памятка «Правила написания синквейнов». 1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах как правило, именами прилагательными. 3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия…). 4. Четвертая строчка – это фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора  к теме. 5. Последняя строчка – это слово — синоним (метафора) из одного слова, которое передаёт суть темы на эмоционально-образцовом или философско-обобщённом уровне. Строгие правила синквейна закрепляют за каждую строкой не только количество слов, но и части речи, которыми может воспользоваться автор.                                                  ……………………………………………  

Схема:                                                                     Пример синквейна:                              Существительное.                                                  Весна.                       Прилагательное, прилагательное.                        Свежая, солнечная.                     Глагол, глагол, глагол.                                            Пробуждает, веселит, радует.  Предложение — отношение к теме.                      Я очень люблю весну. Синоним к первой строке.                                     Обновление.                                                                                           — Теперь  прочитайте стихи поэтов, посвященных весне, и попробуйте сравнить их содержание  и ваши воспоминания. О чём ещё помогли  вам вспомнить поэты? Какими эпитетами, сравнениями, красками вы можете дополнить свою работу? — Когда закончите писать, прочитайте про себя созданный текст. Как вы думаете, что может сказать о вас посторонний человек, прочитавший эту запись? Есть ли в ней описание ваших мыслей, чувств, отношения к увиденному? Как ваш текст характеризует вас? Добавьте или поправьте, что считаете нужным.  — А теперь поработайте в парах. Ваша задача – сделать текст красивым: выразительным, эмоционально наполненным, ярким, красочно богатым, логично выстроенным. Помогите друг другу в совершенствовании написанного. Дети работают в парах, читая текст вслух друг другу, задают вопросы и отвечают на них.   Дети пишут улучшенные варианты сочинения. 3.Стадия рефлексии. Публичное чтение вслух.

На стадии рефлексии 2-3 ученика выразительно читают своё сочинение,  а всем остальным предлагается найти в тесте то, что им особенно понравилось, заинтересовало. 

Каждый учитель знает, как трудно научить детей писать сочинения. И главной задачей, которую решает учитель, было и остаётся развитие творческих способностей учащихся по созданию текстов разных стилей, типов и жанров.   Технология развития критического мышления предлагает несколько иной взгляд на вещи. 

Из опыта работы        

На уроках развития речи на первом этапе по обучению написания сочинения, я учу детей анализу образцовых текстов, с использованием приёма ведения двойных дневников. Этот приём даёт возможность тесно увязать содержание текста со своим личным опытом. Для того чтобы сделать двойной дневник, необходимо разделить страницу на две половины вертикальной линией. В левом столбике записывается текст (фрагменты текста), а в правом – комментарии. Например: 

Записываем, какая часть текста произвела наибольшее впечатление (воспоминание, протест, ассоциации и так далее).

Даём комментарии: что заставило записать эту цитату? Какие мысли она вызвала? Что хотел сказать автор? Какие средства использовал?

И.Соколов-Микитов. Весна в лесу. Радостна, шумна и пахуча весна.

Автор высказывал свои эмоции – радость, они на первом месте, а потом как бы объясняет с помощью признаков, шумна и пахуча, почему весна вызывает радость.

Звонко поют птицы, звенят под деревьями весенние ручейки. 

В следующем предложении называются признаки весны более конкретные: расшифровывается её шум – пение птиц, звон ручейков. 

Из опыта работы Эффективен, на мой взгляд, прием «Письмо по кругу». Учащиеся делятся на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Я предлагаю учащимся записать на листке одно-три предложения по определенной теме. На это отводится две минуты. Потом каждый должен прочитать написанное на листке и продолжить записи. Затем снова происходит обмен записями, и так до тех пор, пока листок не вернется к первому автору. Каждый ученик читает написанное, затем я предоставляю слово одному ученику, который вслух читает записи. Остальные потом дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным. 

Навыки письменной речи играют важнейшую роль для развития критического мышления. Что необходимо тем, кто хочет научиться писать?  Регулярно писать. Это даёт возможность зафиксировать рождающиеся идеи, обдумать их, сформулировать новые мысли, а также помогает преодолеть психологический барьер при выполнении письменного задания.  Интересные темы. Это такие, которые мы выбираем сами, увлекаемся ими. Безусловно, они должны пробуждать любопытство и мотивацию познавательной деятельности.

 Образцы. Это тексты, созданные другими, более опытными. Созданное другими может служить авторам образцом того, что они могли бы написать

сами. Учить письму лучше на примерах. Слово – образец может иметь ещё один смысл.

 Читательская аудитория. Бумага помогает нам, делится мыслями, переживаниями, идеями, которые иным способом мы, может быть, никогда бы не могли передать. Поэтому необходимо, чтобы пишущий, создавая текст, ориентируясь на определённую читательскую аудиторию и в последствии мог реализоваться (прочитать, вывести на стенд свою работу). При этом каждый хочет быть услышанным и понятым, хочет услышать отклик на своё творение. 

 Привычка править. Как утверждают бывалые авторы, «писание – это переписывание». Черновой текст – бесформенная словесная масса, с которой нужно работать. Приобрести же такую привычку нелегко, но только тогда можно надеяться на успех.

 Помощь других. Несмотря на то, что создание текста – процесс максимально индивидуализированный, профессиональные литераторы объединяются в писательские объединения, а дети, любящие писать стихи и рассказы, в литературные кружки и студии.

 Из опыта работы.                                   

Алгоритм создания письменного текста 1. Инвентаризация. Это работа по сбору информации и собиранию мыслей. На этом этапе происходит смотр тех идей, которые имеются у нас по данному вопросу. 2. Составление чернового текста. Это работа по перенесению своих мыслей на бумагу. Такая работа носит предварительный экспериментальный  характер. Пока составляется черновой текст, не следует критически оценивать свои идеи, обращать внимание на их форму, правописание и почерк. Этот этап ещё можно назвать «Свободное письмо» (письмо на время, без остановки, не задумываясь о правильности). Нередко во время такого письма на бумаге возникают неожиданные идеи, образы. 3. Правка. Это улучшение текста, стремление чётко и грамотно изложить мысли, соотнести содержание и форму. На этом этапе не стоит беспокоиться об орфографии, почерке и грамматике. Тексты, которым предстоит быть опубликованным, проходят ещё через два этапа. 4. Редактирование. На этапе правки могут быть вычеркнуты или добавлены целые абзацы или даже страницы, теперь же необходимо подготовить текст к изданию. Навыки редактирования состоят из трёх моментов: -забота о том, чтобы произведение было правильным; -умение видеть ошибки; -умение исправить ошибки. 5. Издание. Это возможность поделиться своими мыслями с другими, увидеть, как воспринимается произведение окружающими, познакомиться с тем, что получилось у других. Хорошие идеи заразительны. Творения (идеи) коллег могут вызвать творческий порыв, поток новых мыслей.  

 Творческая мастерская 

Для любого учебного процесса важным является принцип индивидуализации – это  организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося. Для обучения этот принцип имеет исключительное значение, так как существует очень много психофизических особенностей:

 состав аудитории (комплектование групп), 

 адаптация к учебному процессу, 

 способность к восприятию нового и т.п.        

Все это требует применять такие формы и методы обучения, которые по возможности  учитывали бы индивидуальные особенности каждого учащегося, т.е. реализовать принцип индивидуализации учебного процесса.         Не менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. реализация принципа самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе  их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.         

Все  эти задачи позволяет решать технология творческих мастерских.  Данная технология в том виде, в каком она  создана, используется мною не часто, так как урок с ее применением имеет ряд организационных особенностей. Чаще всего использую элементы мастерской,  включая их в  традиционный урок. Индуктор – это тот прием, который можно использовать при изучении любого произведения на уроках литературы, что я и делаю в своей педагогической практике. Этот прием позволяет активизировать познавательные возможности учащихся, заинтересовать, заинтриговать их в начале чтения и изучения того или иного произведения. 

Из опыта работы.     

На уроке внеклассного чтения по стихотворению В.Шефнера «Зеркало» я использовала индуктор в начале изучения произведения.         

Учащимся предлагается прослушать   звуковой ряд. Звуковой ряд – это набор звуков, голосов, мелодий, которые создают какое-то общее впечатление. В ходе прослушивания учащимся предлагается определить  настроение,  чувства,  ассоциации, которые возникнут у них во время прослушивания и записать их на листочки.   

Звучит отрывок из фильма «Блокада» (изображение скрыто от  учащихся). На слух дети определяют тему звукозаписи. Во время   прослушивания учащиеся на двойных листочках записывают слова ассоциации.     

После выполнения задания учащимся предлагается прочитать внимательно слова, которые они записали, выбрать одно, самое на их взгляд, яркое для данного звукоряда, то, которое более всего подходит к прослушанному отрывку, и записать его на чистом листочке фломастером. Затем выбранное слово с помощью магнитиков учащиеся прикрепляют на доску. Создается общее впечатление от прослушанного. (Среди слов учащихся учителем незаметно  добавляется слово «зеркало»).            Учащиеся читают слова, комментируют по желанию (все слова связаны с понятием «война», кроме одного) — Укажите слово, которое, на ваш взгляд, является лишним  (зеркало). Почему? Задание «Проба пера».  — Попробуйте соединить несоединимое. Создайте небольшой текст (около 5 предложений), в котором соединить слова «война» и «зеркало».      

Учащиеся выполняют задание (учитель тоже). После написания учащиеся по желанию читают   свои тексты. — А теперь давайте посмотрим, как  то же самое сделал поэт Вадим  Шефнер.    Знакомство со стихотворением В.Шефнеро «Зеркало» Далее урок идет в традиционной форме. Завершается урок написанием сочинения.

Мастерская творческого письма или использование  ее элементов позволяет учащемуся применить собственный глубинный жизненный — эмоциональный, нравственный, эстетический — опыт при выполнении конкретно поставленной задачи. Знание, приобретенное в процессе работы над определенной темой, органически соединяется с интуитивным чувствованием. Чувства и  мысли материализуются: становятся суждениями или воплощаются в художественные образы.         

Приобретенный опыт самопознания и миропознания часто становится незабываемым событием жизни, фактом духовной биографии. И, быть может, отступая перед новыми впечатлениями, уходит в глубь памяти, но остается точкой опоры для обретения новых знаний. 

 Развивающее обучение       

Учитель русского языка и литературы находится в постоянном поиске, поиске новых, интересных примеров и методов обучения. Трудно и интересно работать сейчас. Трудно потому, что дети, увлеченные компьютерными технологиями, перестают читать, трудно потому, что на учителя обрушился поток методической литературы, задания которой обещают сразу сделать всех грамотными и образованными. Среди всего этого многообразия надо найти свое. Но, применяя современные технологии, нужно учитывать  особенности учащихся. Поэтому нельзя забывать о традиционных методах и формах, сформированных всей педагогической практикой. И здесь я, как и каждый учитель, использую традиционные уроки, но во главу угла ставлю принцип развивающего обучения. 

Из опыта работы                    

Прием письма.       

Иногда на уроках использую форму творческой работы учащихся «письмо».  Кто из героев повести мог бы написать письмо и кому?  Например, учащиеся 7 класса выделяют следующих героев:  Остап — матери;  Остап — Андрию;  Тарас — жене.      

Перед учащимися ставлю задачу, напишите текст письма, которое бы написал Остап своей матери. О чем бы он  написал? Как бы он обращался к ней? Учащиеся должны написать письмо, учитывая время, обстановку, особенности речи, характера героя и т.д. Такая работа ставит перед учеником необходимость во  внимательном прочтении и глубоком анализе произведения, в перечитывании  эпизодов, в творческой аналитической деятельности. 

Из опыта работы                                               

Опорный конспект     

На уроках русского языка в рамках традиционного обучения использую опорный конспект как прием, позволяющий ученику в краткой форме систематизировать знания по теме, легче запомнить новые термины и понятия и установить  логические связи между ними. Кроме этого, умение составлять опорный конспект является метапредметным, а значит актуальным в рамках новых образовательных стандартов. Данная работа имеет свои разновидности: — коллективное составление опорного конспекта по ходу приобретения новых знаний (на    уроках изучения нового); — использование опорного конспекта при составлении устного ответа по заданному    материалу (на уроке закрепления пройденного); —  восстановление деформированного опорного конспекта (на уроке обобщения 

пройденного).      

Данный вид работы способствует развитию логического мышления, учит работать с информацией, отделять  главное от второстепенного, логически выстраивать свои мысли.       

Считаю, что опорный конспект – это доступная форма работы с материалом, которая реализует дифференцированный подход в  обучении. 

 Информационно-коммуникативные технологии. 

Данную технологию я считаю уже традиционной, так как она прочно вошла в мою педагогическую деятельность.          

Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. Её основной задачей является эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационно – компьютерных технологий: — возможность организации процесса познания; — индивидуализация учебного процесса; — коренное изменение организации процесса познания путём смещения её в сторону     системного и мышления; — возможность построения открытой системы образования;          

В процессе применения информационно-коммуникационных технологий происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе: — развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного,    творческого видов мышления; — эстетическое воспитание за счёт использования     возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа; — развитие коммуникативных способностей; — формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку    информации.           Использование информационно-коммуникационных технологий приводят к  — повышению эффективности и качества процесса обучения; — обеспечению побудительных мотивов (стимулов), обуславливающих активизацию    познавательной деятельности; — углублению межпредметных связей за счёт использования современных средств    обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач из    различных предметных областей.          Компьютер помогает при проведении уроков как электронная доска, а также при проверке знаний учащихся.      

Из всех компьютерных технологий чаще всего использую презентацию.          Я считаю, что умелый учитель может превратить презентацию в  способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причем, презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе урока или на любом виде урока, будь то  введение нового материала, тренировка и закрепление, применение знаний на практике, зачет или контроль, домашнее задание и др. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.       

В настоящее время существует огромное количество видов презентаций, которые можно использовать в работе, но я предпочитаю создавать их сама. Это позволяет мне учитывать особенности моих учеников, их интересы и способы познавательной деятельности. А также, готовя презентацию, я еще раз выстраиваю урок так, как это необходимо для решения конкретных учебных задач, совершенствуюсь сама в методическом направлении. 

Одна часть презентаций носит иллюстративный характер. Чаще всего их использую на  уроках литературы. Они позволяют представить наглядный материал о писателе изучаемого произведения, иллюстрации к эпизодам. Возможности сети Интернет позволяют быстро и в разных объемах собрать и представить материалы по любой  теме.     

Другая часть презентаций имеет анимационный характер. Эффект анимации создаю с помощью пошагового принципа создания слайдов, который  позволяет на глазах у детей воспроизводить процесс  изменения  слова, словосочетания, предложения. В таких презентациях большое значение имеет цвет, знаки, символы. И чаще всего такие презентации использую на уроках русского языка.            

На данный момент я имею достаточно много презентаций к урокам русского языка и литературы, которые частично представлены на  индивидуальной странице сайта школы.  На данную страницу выношу презентации с памятками, дополнительными заданиями, рекомендациями к выполнению домашних заданий, викторинами, кроссвордами и т.п. Не все учащиеся пользуются этими услугами, но часть детей все-таки присоединяется к этой работе, и их становиться с каждым разом все больше.  

IV. Использование педагогических технологий во внеурочной деятельности. 

Не только уроки, но  и внеклассная работа  – это благодатная почва для использования современных педагогических технологий. Именно в этой работе можно не бояться творить и экспериментировать в выборе средств и способов деятельности.        

Организуя внеклассную деятельность по предмету, чаще всего использую исследовательскую и проектную деятельность. Теоретически  эти две технологии взаимосвязаны. В своем опыте я все-таки разграничила их между собой:  учебно-исследовательская  деятельность учащихся;

 творческие проекты 

 Учебно-исследовательская деятельность

«О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух, и опыт- сын ошибок трудных, и гений — парадоксов друг»- эти пушкинские слова вполне подходят в качестве девиза учащимся, занимающимся исследованием.        

В силу своей гибкости, вариативности, будучи «зоной свободного поиска» (Б. Неменский), внеклассная работа непосредственно откликается на интересы и потребности учащихся, способствует реализации творческого потенциала личности, влияет на формирование ценностных ориентаций, вкусов.       

Основываясь на принципе добровольности, она позволяет школьнику познать себя, свои возможности, творческий потенциал, сделать индивидуальный выбор сфер деятельности и общения. У старшеклассников этот выбор, как правило, связан и с профессиональным самоопределением.          Нужно принимать во внимание то, что учебно-исследовательская работа школьников в основном повторяет все этапы научного исследования, но она  адаптирована с учётом дидактических принципов доступности, посильности,  связана с базовым школьным образованием.         

В современной школьной практике учебно-исследовательская работа проводится в рамках факультативов,  элективных  курсов, самостоятельной работы учащихся  по определённым предметам.        

Безусловно, ученическое исследование не может быть приравнено к исследованию ученого, которое имеет своим результатом научное открытие качественно новых закономерностей и явлений. «Учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом,

наукой и новые только для школьников… Учитель предъявляет ту или иную проблему для самостоятельного исследования, знает ее результаты, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуется проявить в ходе решения. Тем самым,  построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой деятельности», — писал И. Я. Лернер. Таким образом, ученики совершают восхождение к уже  открытым наукой вершинам, но постигают истину не как готовый результат, а как итог своих собственных наблюдений и решений. Учитель же помогает выбрать путь восхождения, через частное открыть общее.       

В школьной исследовательской деятельности собственно исследования не происходит. Но это не значит, что ученик и учитель не открывают ничего нового. Конечный результат —  собственная интерпретация  материала (темы, проблемы), новый взгляд на предмет или явление.    

Чтобы эта интерпретация состоялась, была обоснованной, аргументированной, учителю важно найти тему, проблему, в решении которой ученик может сказать « своё слово», направить поиск,  предложив методику исследования. 

«Ученик-исследователь ученый». 

Можно смело утверждать, что научно-исследовательская деятельность позволяет нашим ученикам максимально раскрыть свой творческий потенциал, приобрести навык работы с научно-познавательной литературой, проявить индивидуальность, инициативу.           

Именно, в процессе исследовательской деятельности формируются многие, если не все, ключевые компетенции:   1. Ценностно-смысловая компетенция   2. Общекультурная компетенция   3. Учебно-познавательная                                      4. Информационная   5. Коммуникативная   6. Социально-трудовая                           7. Личностная компетенция – самосовершенствование            

Освоение исследовательской деятельности – это работа постепенная, нелегкая, требующая настойчивости, накопления знаний, зато отрадная – в том смысле, что она может стать дорогой к творческому труду. О такой работе замечательно сказал Вадим Шефнер:  

Я в гору медленно лезу,   Ступени вверх прорубаю.   Я гору железом, железом   Долбаю, долбаю, долбаю…   Усилья, усилья, усилья…   Спина – будто натёртая солью.   А вдруг это крылья – крылья   Прорезываются с болью?  

Подводя итог выше сказанному, хочу отметить, что в процессе  работы над школьной методической темой, я в течение трех лет увлеченно занималось проблемой проектирования уроков и внеклассной деятельности с точки зрения используемых технологий. Эта деятельность показалась интересной не только мне, но и моим ученикам. Не могу сказать, что учащиеся стали кардинально лучше учиться. Но я точно уверена, что результатом моей деятельности стало повышение интереса учащихся к процессу обучения. Они любят, когда уроки проходят разнообразно, интересно, неординарно,  когда они включаются в интересные формы работы, когда им предлагается свобода творчества.        

Я уверена, что спустя много лет, им будет, о чем вспомнить и рассказать своим детям. А главное, я надеюсь, что им пригодятся в жизни и критическое мышление, и творческий потенциал, и умение свободно и грамотно  излагать свои мысли и чувства, что они вырастут развитыми людьми, способными приносить пользу себе, окружающим и обществу

Добавить комментарий