Межпредметные связи на уроке музыки в общеобразовательной школе

Полтушева И.М.
учитель музыки, КГУ ОШ №45, г. Алматы2014г.

Целью учебного предмета «Музыка» является формирование основ музыкальной культуры учеников, воспитание средствами музыки духовно-нравственной творческой личности, умеющей применять полученные знания и умения в учебной деятельности и различных жизненных ситуациях. Задачами обучения является обучения является развитие творческого мышления и воображения, активизация познавательной деятельности учеников, и осуществлению этого способствует использование межпредметных связей на уроках музыки. мышления и воображения, активизация познавательной деятельности учеников, и осуществлению этого способствует использование межпредметных связей на уроках музыки.

Всестороннее исследование проблемы межпредметных связей имеет принципиальное значение как для развития научных, теоретических основ педагогики, так и для практической деятельности учителей. Именно межпредметные связи призваны обеспечить единую методологическую основу предметной системы в целом на базе выделения таких систематизирующих научных идей, которые должны пронизывать обучение по всем предметам. Процесс обучения в целом неразрывно связан с данной педагогической категорией \»межпредметные связи\». Трактовка этого понятия в литературе неоднозначна. В \»Педагогическом словаре\» оно определяется как взаимная согласованность учебных программ по различным предметам. Р.Ф. Федорец определяет межпредметные связи как педагогическую категорию \»для обозначения синтезирующих интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитательную функции в их органическом единстве\». Содержание любого учебного предмета, так или иначе, связано с другими, изучаемыми предметами. Межпредметные связи, прежде всего, предполагают взаимную согласованность содержания образования по различным предметам, построение и отбор материала, которые определяются как общими целями образования, так и оптимальным учетом учебно-воспитательных
задач, обусловленных спецификой каждого учебного предмета.
Учителю музыки необходимо иметь представление о программах по культуре и истории Казахстана, чтению, казахской и русской литературе, всемирной истории, изобразительному искусству, географии, физической культур. Это необходимо для того, чтобы знать, в каких случаях он может опереться на ранее полученные сведения, а когда уроки музыки будут подготавливать ребят к восприятию материала по другим дисциплинам. «Чем больше различных жизненных связей музыки будет на уроке обнаружено, тем более прочно музыка будет входить в сознание ребят как часть жизни, как сама жизнь!» — это слова композитора и педагога, посвятившего свою жизнь детям, Д.Б. Кабалевского. Наиболее полно межпредметные связи выступают в содержании родственных предметов, в том числе художественно-гуманитарного цикла.
Ребенок мыслит конкретно. Он с раннего возраста привыкает передавать окружающие его предметы, явления жизни на бумаге. Язык рисунка малышу хорошо знаком и понятен, именно поэтому мы и привлекаем учащихся к передаче чувств, мыслей, настроений, характера прослушанной музыки через рисунок. В первом классе мы просим проиллюстрировать попевку «Дон-дон\» . Еще до получения задания — отразить в рисунке состояние действующих персонажей попевки — ребята приходят к выводу, что музыка выражает тревогу. Учитель просит нарисовать картину так, чтобы, глядя на неё, возникало ощущение тревоги. В работах ребят это передается оранжевым, красным, чёрным и серым тонами. Всё это помогает ярче прочувствовать настроение музыки и исполнить попевку намного выразительнее и эмоциональнее.
Помимо собственных рисунков ребят, которые им предлагается выполнить в соответствии с изучаемым на уроках музыкальным материалом, в раскрытии темы урока, в достижении необходимого накала эмоций, в возникновении остроты мироощущения неоценимую помощь может оказать использование высокохудожественных образцов изобразительного искусства. Зрительные образы, создаваемые картинами художников, легко запоминаются и остаются в памяти на многие годы. Правдивое искусство сильнее воздействует на чувства детей, вызывает определенные переживания, радость или печаль, негодование или гордость. На каком уроке, в какой его момент использовать произведение живописи, подскажет сама музыка. образцов изобразительного искусства. Зрительные образы, создаваемые картинами художников, легко запоминаются и остаются в памяти на многие годы. Правдивое искусство сильнее воздействует на чувства детей, вызывает определенные переживания, радость или печаль, негодование или гордость. На каком уроке, в какой его момент использовать произведение живописи, подскажет сама музыка.

В связи с разучиванием в 3 классе песни А. Жубанова «Ақ көгершін» желательно, чтобы в классе присутствовал плакат французского художника П. Пикассо «Голубь мира». На этом примере прослеживается не только связь музыки и живописи, но и имеет колоссальное значение в нравственном воспитании учащихся. В одной из статей Пикассо писал: «Живопись делается не для украшения жилища. Она — инструмент войны для атаки и победы над врагом». И таким «инструментом войны» против войны стал плакат «Голубь мира» — символ веры в мир и счастье человечества. За этот плакат художник был удостоен Международной премии мира.

На уроках музыки прослеживается связь не только с живописью, но и с

литературой, историей, географией, хореографией и т.д. Так, например, в

начальной школе, особенно в первых классах, неотъемлемой частью урока должны быть физ. минутки. И, конечно, на уроках музыки они становятся танцами и играми, а в теме 4 класса широко проявляются связи музыки с литературой, историей и географией.
В 6 классе при изучении творчества Г. Шуберта и его баллады «Лесной царь» на слова И. Гёте, невозможно провести урок без детального изучения текста баллады и художественных образов произведения. Произведение Г. Шуберта звучит на немецком языке, поэтому выразительное чтение текста учителем имеет огромное значение.

Ученики выясняют, что в произведении четыре образа — рассказчик, отец, младенец, Лесной царь. Ребята прослеживают, как изменяется настроение и эмоциональное состояние каждого героя: как вначале просто испуганный Младенец становится к концу баллады обезумевшим от ужаса; как отцу, пытающемуся успокоить его, постепенно передается состояние страха его маленького сына; как Лесной царь из сладостно завораживающего персонажа становится угрожающим, и ребята понимают, что это сама Смерть; как Рассказчик, спокойно повествующий о событиях, становится встревоженным и сопереживающим происходящему. И, конечно, логичным завершением урока становится просьба учителя сделать рисунки для выражения своего эмоционального впечатления и более полного раскрытия образов героев баллады.

При изучении темы \»Музыка в театре\» привлекаются знания, полученные учащимися на уроках литературы: начальные сведения об образности художественной литературы, понятия \»художественный образ\», \»жизненная правда и художественный вымысел\» в литературном произведении, \»тема и идея произведения\»; понятие о диалоге и монологе, о литературном герое; портрет литературного героя. Примером этого могут послужить опера «Абай» А. Жубанова и Л. Хамиди, «Пер Гюнт» Э. Грига и. т. д.

Кроме этого, в раскрытии образа героя музыкального произведения, используются понятия, получаемые школьниками на уроках изобразительного искусства при прохождении тем: \»Портретный жанр в живописи, графике, скульптуре\», \»Расширение представлений о портретном жанре\», \»Индивидуальное и типичное в портрете\».

В процессе ознакомления учащихся с музыкальной культурой народов ближнего зарубежья рекомендуется использовать знания, получаемые школьниками на уроках географии и истории.

Приучая школьников работать с книгами о музыке, музыкальными справочниками, журналами, полезно опираться на их умения пользоваться справочными материалами, полученные на уроках русского языка и литературы, — умение собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом
темы и основной мысли; умение пользоваться словарями: толковым и иностранных слов. Таким образом, формирование связей предмета «Музыка» с другими школьными дисциплинами должно быть направлено:
— на установление общности учебных предметов с позиции цели основных принципов обучения;
— на включение опыта эмоционально — нравственного отношения человека к действительности, заключённого в произведениях искусства;
— на установление единства подхода к ключевым знаниям и отбору художественного материала программы;
— на разработку и применение методов, ведущих к организации целостного урока искусства к успешному усвоению школьниками его содержания.

Активно используя на уроках музыки межпредметные связи, опираясь на знания детей и их жизненный опыт, жизненный опыт, вызывая у ученика эстетическое переживание, осознание и ощущение прекрасного, организуя «внутренний диалог» с самим собой и с героями произведения, учитель помогает ребенку не только познать мир и его законы, но и познать собственное внутреннее «я». Ведь искусство незаметно, ненавязчиво и в то же время активно формирует отношение человека к миру и самому себе. переживание, осознание и ощущение прекрасного, организуя «внутренний диалог» с самим собой и с героями произведения, учитель помогает ребенку не только познать мир и его законы, но и познать собственное внутреннее «я». Ведь искусство
незаметно, ненавязчиво и в то же время активно формирует отношение человека к миру и самому себе.

Литература:
1. Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях Республики Казахстан в 2013-2014 учебном году. – Астана, 20132.
2. Абдуллин Э.Б. Межпредметные связи в содержании музыкального обучения. — М.: Просвещение, 1993.
3. Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов. — М., I977.
4. Кулагин П. Г. Межпредметные связи в обучении. – М.: Просвещение, 198
5. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке» — М., 2005
6. Полякова С.В. Использование произведений изобразительного искусства на уроках музыки. — Алматы, 2003.
7. Федорец Р.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. – Л.,1983.

Добавить комментарий