Модульное обучение физике в классах вечернего отделения

Железнова И.О. 
Модульное обучение физике в классах вечернего отделения

Я услышал и забыл.
Я увидел и запомнил.
Я сделал и понял.
Конфуций

Для того чтобы обучение было успешным, значительное внимание должно уделяться не только содержанию образования, но и формам и методам работы с учащимися. 

Опыт отечественной и зарубежной педагогической практики говорит о том, что главным показателем уровня развития учебно-познавательной деятельности ученика является его самоорганизация, когда учебная деятельность становится предметом сознания и воли учащегося. 
Модульное обучение – одно из современных педагогических технологий, разработано в 60-х годах ХХ века. Оно достаточно широко описана в трудах П.А. Юцявичене, Т.М. Шамовой, П.И. Третьякова. 
Такое обучение обладает целым рядом преимуществ: обеспечивает учащихся возможностью работы в индивидуальном темпе (что необходимо с континентом учащихся вечернего отделения), но вместе с тем указана жёсткая последовательность действий, обязательный самоконтроль, ориентировочная деятельность, гибкое управление обучением, рефлексивный подход. 
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик почти самостоятельно осваивает учебный материал в процессе работы с модулем. Модуль – это информационный блок, в который входит целевой план действий, содержание учебного материала и руководство по его усвоению. При этом особое внимание уделяется фундаментальным знаниям. Каждый модуль – законченный блок информации. Важным принципом построения модульной программы является принцип обратной связи, который осуществляется через входной контроль, самоконтроль, итоговый контроль. 
Современная компетентностная модель фокусируется не на преподавании, а на том, что как ожидается, смогут сделать учащиеся в конце модуля. Для выражения того, что должно быть достигнуто учениками и как будет подтверждаться это достижение, используются формулировки, называемые результатами обучения. Результаты обучения — это демонстрируемые выпускником по завершении образования и корректно измеряемые знания, умения, навыки и компетенции. Таким образом, модули не только состоят из тем, которые необходимо усвоить, но и включают учебные результаты, которые должны быть достигнуты и продемонстрированы учащимися. 
Поэтому следующий шаг построения модуля — разработка оценочных заданий, с тем чтобы измерить достижение результатов обучения. На этом этапе производится установление пороговых критериев оценивания, проверка этих критериев на измеримость, ясность и однозначность. Определяются требования, свидетельствующие об успешности освоения модуля. Наилучшие результаты в целях мотивации учебной деятельности учеников дает балльно-рейтинговая система оценки.
Демонстрировать сформированную компетенцию обучающийся будет на разных уровнях, в зависимости от индивидуального уровня обученности, что позволяет ввести рейтинговую систему оценивания.
После того, как результаты программы (модуля) разработаны и определены методы и критерии оценивания, необходимо удостовериться в достижимости этих результатов. Для этого разрабатывается стратегия преподавания, позволяющая учащимся достичь результатов обучения (формы и методы обучения). При разработке процессуальной стороны обучения выделяют теоретический и практический этапы обучения. На каждом из этих этапов производится поиск дидактических процедур усвоения профессионального опыта, выбор форм, методов и средств индивидуальной и коллективной учебной деятельности.
Следует помнить о временном интервале, в течение которого результаты обучения должны быть достигнуты. Спросите себя, реально ли достичь данных результатов обучения с имеющимися ресурсами и временем? Если есть необходимость, производится коррекция модуля с учетом обратной связи.
Чтобы проверить себя в написании результатов обучения ответьте на следующие вопросы:
• Сосредоточился ли я на результатах, а не на процессе?
• Начинается ли описание каждого результата с активного глагола?
• Используется ли только один активный глагол на каждый результат обучения?
• Поддаются ли результаты обучения наблюдению и измерению?
• Можно ли оценить написанные результаты обучения?
• Включают ли результаты обучения различные уровни таксономии Блума?
• Соответствуют ли результаты целям и содержанию модуля?
• Соблюдается ли рекомендация по числу результатов?
• Реально ли добиться данных результатов обучения с имеющимися временем и ресурсами?
Завершающим этапом работы учителя при проектировании и конструировании модуля является разработка соответствующей технологической карты, включающей теоретический и практический этапы изучения модуля, разноуровневое целеполагание в терминах результатов обучения, форму диагностики достижения этих результатов и коррекционное воздействие

Добавить комментарий