Моя Родина – Казахстан. Члены предложения и части речи

Моя Родина – Казахстан.  Члены предложения и части речи

Ревера Елена Николаевна
учитель начальных классов
ГУ «Новокубанская СШ»
село Новокубанка
Шортандинский район
Акмолинская область
Интегрированный урок: русский язык и познание мира
в третьем классе

Тема: Моя Родина – Казахстан. Члены предложения и части речи.
Цель:
• Обобщить знания учащихся по теме «Моя Родина – Казахстан. Члены предложения и части речи».
• Совершенствовать умения работы по географической карте.
• Развивать память, внимание, творческое воображение, речь, логическое мышление, коммуникативность.
• Установить внутрипредметные и межпредметные связи.
• Воспитывать коллективные навыки работы в группе, уважение друг к другу, взаимопомощь. Чувство гордости и патриотизма.

Тип урока: интегрированный.

Форма проведения: коллективная работа в группах.

Оборудование, наглядные пособия: географическая карта Казахстана, государственная символика, карточки, карточки с изображением природы Казахстана.

Методы и приёмы: практический, наглядный, частично – поисковый, словесный.

Ход урока:

1. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок,
Мы за парты дружно сели,
Друг на друга посмотрели.
Пожелаем успехов глазами,
Будем дружно работать мы с вами!

— Сегодня мы с вами проведём необычный урок, на нём мы соединим сразу два урока: познание мира и русский язык. Повторим изученное по теме: «Наша Родина – Казахстан. Члены предложения и части речи».

2. Каллиграфическая минутка:
— Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число.
— Внимательно посмотрите на данную запись на доске:

большой – маленький
сухой — ?
война — ?
глубокий — ?
старый — ?
гладить — ?
твёрдый — ?

— Если вы правильно сформулируете задание к ней, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. (К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу, начинающиеся на букву М: большой – маленький, сухой – мокрый, война – мир, глубокий – мелкий, старый – молодой, гладить – мять, твёрдый – мягкий.) — Значит мы будем писать букву М.

— Определите порядок следования букв в этом ряду:
на доске: мло омл лом … (последняя буква становится первой)

-Напишите данный ряд букв до конца строки в указанной последователь-
ности.

3. Словарно – орфографическая работа:
— Внимательно посмотрите на данный шифр:

на доске: 1 2 3 4 5 6 7 8
1 а м н о р к в у
2 с г д я л ч ц т
-и на ключ к нему:

на доске: 2 – 1; 1 – 4; 2 – 5; 1 – 4; 1 – 2; 1 – 1.

— Разгадав ключ данного шифра, вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке. Какое слово зашифровано? (зашифровано слово солома).

— Запишите это слово в тетрадь.

— Что такое солома? (Солома – это стебли злаковых растений, которые остаются после обмолота зёрен.)

— Обозначьте ударение. На правописание какой буквы следует обратить внимание? (Следует обратить внимание на правописание непроверяемой безударной гласной О. Её надо запомнить.)

— Прочитайте написанные на доске пословицы:

на доске: Семеро одну соломину подымают.
Привыкнет корова и ко ржаной соломе.

-Какое качество соломы определяется в пословицах? (Ржаная солома для животных не самая лучшая, наверное, вкуснее пшеничная солома.)

— Какие злаковые растения выращивают в Казахстане? (Пшеница, ячмень, рожь, овёс)

-Запишем эти слова. Обозначим ударение.

— Раз наш урок познания мира и русского языка, запишем следующие слова: степь, пастбища, Казахстан, Астана, равноправие, президент, гимн, флаг, язык, народ, юрта.

— Обозначьте ударение.

4. Актуализация опорных знаний:
-Казахстан – замечательная, удивительно красивая страна. Страна с древней культурой, страна контрастов, в которой соседствуют море и пустыни, степи и горы, вечные снега и таёжные леса. Страна, которая уже более 20 лет свободна и независима.

….Звучит домбра, и на фоне музыки звучит стихотворение о Родине на казахском языке:

Ученик: 1) Республика! Ерiктi ел Казакстан!
Келдi акыры коп куткен жаз алыстан.
Келдi алыстан ансатып, армандатып,
Торды бузган мен де бiрмэз.

Ученик: 2) Мен казакпын, биiкпiн, байтак елмiн,
Кайта тудым, омiрге кайта келдiм.
Мен мын да бiр тiрiлдiм мэнгi олмеске –
Айта бергiм келедi, айта бергiм.

Ученик: 3) Я стою на горе, Казахстан предо мной.
Я смотрю, напрягая вниманье и зренье,
И не в силах я скрыть своего изумленья
Перед этой прекрасной, могучей страной!

— Что мы знаем о Казахстане?

Ученик: (доклад)
— Казахстан – это моя Родина. Земля, где я родился. Несколько тысяч лет тому назад эта территория была заселена племенами, которые в основном и образовали нынешний народ. Казахская земля очень обширная и просторная. Она тянется с запада на восток на 3000 километров. С севера на юг тянется на 1600 километров. Очень разнообразна природа Казахстана.
— Восток и юг республики окаймляют высокие горы со снежными вершинами, уходящими в облака. Земные недра Казахстана очень богаты полезными ископаемыми.
— В нашей республике проживают представители более ста национальностей и народностей. Все они равноправные граждане Казахстана.
— Казахстан граничит с пятью государствами. Наши соседи – Россия, Китай, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан. С ними установлены взаимовыгодные и дружественные отношения.

— А сейчас запишем предложения под диктовку. Коллективная работа.

Диктую: (у доски ученик) Снежный барс живёт в горах.

— Разберём по членам предложения. Чем выражены члены предложения? Что вы знаете про эти части речи? (Используется схема: слово, часть речи, член предложения, род, число, падеж, склонение, время)

Барс – существительное, подлежащее, м. р., ед. число, И. п., 2 склонение.
Живёт – глагол, сказуемое, ед. число, настоящее время.
Снежный – прилагательное, определение, м. р., ед. число, И. п.

Диктую: (разбор аналогичный, самостоятельно)
Беркут строит огромное гнездо.

Беркут – существительное, подлежащее, м. р., ед. число, И. п., 1 склонение.
Строит – глагол, сказуемое, ед. число, настоящее время.
Огромное – прилагательное, определение, ср. р., ед. число, В. П.

По родам изменяются прилагательные единственного числа.

— Что вы знаете о столице Казахстана?

Ученик: (доклад)
— Столица нашей Родины – Астана. За время существования нашего государства его столицей были разные города. Последнее решение о переносе столицы из Алматы в Астану было принято в 1997 году. Столица – это главный город государства, его политический центр. Столица похожа на огромную строительную площадку. Новая часть города строится в основном на левом берегу Ишима. Здесь находится Президентский дворец, административный и деловой центр страны.

— Составьте предложение из данных слов. Работа по вариантам.

На доске: Акмола, в, переименовали, город, Астана.
Протекает, Ишим, по, река, городу.

— Подчеркнуть глаголы. Определить их время, число.
Пр. вр.,мн. число Наст. вр., ед. ч.
(Акмолу переименовали в город Астана. По городу протекает река Ишим.)

Проверка!

***Физкультминутка***

— Я буду называть слова различных частей речи. Если произнесу имя существительное, вы поднимаете правую руку. Если назову имя прилагательное, поднимаете левую руку. Если услышите глагол, прыгаете.

Слова: завод, весёлый, поднять, опустили, дружные, театр, цирк, язык, столица, независимое, новый, слон, школа, учатся.

5. Самостоятельная работа:

— Просклоняйте, словосочетания. Что значит просклонять? (изменить по падежам)
— Работа по вариантам:
I вариант: независимое государство
II вариант: научный центр

И.п. какое? Независимое государство какой? Научный центр
Р.п. какого? Независимого государства научного центра
Д.п. какому? Независимому государству научному центру
В.п. какое? Независимое государство какой? Научный центр
Т.п. каким? Независимым государством научным центром
П.п. о каком?о независимом государстве о научном центре

6. Творческая работа:
— Представьте, что вы отправились за границу, в путешествие. И там вас спросили: «Где вы живёте? Расскажите о своей стране».
— Запишите эти предложения в тетрадь, они послужат началом небольшого рассказа.

7. Домашнее задание:
-По данному началу вам необходимо написать рассказ о Казахстане.

8. Подведение итога урока:
— Мне бы хотелось узнать, как вы оцениваете свою работу на уроке (по трём уровням). У вас на столах у каждого имеются птички, на доске плакат с изображением природы Казахстана. Если сегодня на уроке у вас всё получилось, и вы были активны, то клеите птичку на небе! Если выполнили не все задания, но были активны, то клеите на ветки деревьев. Ну, а если выполнили не все задания, и были не очень активны, то клеите в гнезде. Как вы думаете, почему???
— Урок окончен, всем большое спасибо!

Добавить комментарий