Открытый урок геометрии в 8 классе по теме \»Четырёхугольники\»

Тема урока: Четырехугольники

Цель урока: систематизация знаний по теме «Четырехугольники»

Задачи:

  • Обучающие:
  • Обобщение и систематизация знаний по теме “Четырехугольники”;
  • закрепление навыков решения задач по данной теме;
  • определить сферы практического использования знаний.
  • Развивающие:
    • развить умение мыслить, умение применять полученные знания при решении практических задач;
    • развивать мыслительные операции (проведение аналогии, анализ, синтез);
    • формировать алгоритмическую культуру учащихся;
  • Воспитательные:
    • воспитывать на уроке чувство коллективизма, взаимовыручки, ответственности;
    • воспитание аккуратности, внимательности;
    • прививать интерес к предмету.

Методы и приемы обучения: словесный метод, наглядный метод, практический метод, метод моделирования приемов решения задач.

 Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА

Предмет математики столь серьёзен,

что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным.

                               Блез Паскаль. (Слайд №1).

I. Организационный момент (психологический настрой)

1) Здравствуйте, меня зовут Любовь Владимировна. Сегодня на уроке мы будем работать вместе с вами. Дорогие ребята! Надеюсь, что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех. Очень хочу, чтобы тот, кто еще равнодушен к царице всех наук, с нашего урока ушел с глубоким убеждением, что геометрия — интересный и нужный предмет.

2)  Целеполагание. Сообщение темы и целей урока. (совместно с учениками)

Тему определяем через разгадывание ребуса: (Слайд №2,3).

 

 Итак, ребята, тема нашего урока (Слайд №4)

Открыли тетради, начинаем работать. 

Давайте, совместно определим цели нашей работы на уроке. Для этого я вам предлагаю прочитать некоторые мысли, выбрать наиболее подходящие для нашей работы и дополнить их:

  • Умение применять свойства…
  • Умение грамотно говорить …
  • Умение обобщать, систематизировать…
  • Умение логически мыслить…
  • Умение пересказывать…
  • ·         Умение молчать… (Слайд № 5) 

 

Думаю, что вы не раз использовали в своей речи пословицу «Сделал дело, гуляй смело!», теперь сформулируйте её для нашего урока геометрии, оставив без изменения её смысл (решил задачу, молодец!).

А теперь посмотрите друг на друга улыбнитесь и скажите, какие между вами могут сложиться отношения на уроке, и в целом?

Итак, ребята, молодцы! Если всё, сказанное вами, обобщить, то мы получим цели урока… (Слайд №6)

 

II Систематизация знаний по теме “Четырехугольники 

1-й этап

Я предлагаю вам посетить «Семейство Четырёхугольников».

Это позволить вспомнить:

Виды четырехугольников

Определить какими свойствами обладают эти четырехугольники?

Познакомиться со сферами практического применения свойств четырёхугольников.

 

 

 

 

 

 

 

В жизни нет важней фигуры!

 Прямоугольник всюду есть.

 С ним любые процедуры

 Угол равен, ему – честь!

 Дом и Стол, тетрадь и книжка

 Прямоугольника пример…

 Без фигуры этой – крышка!

 Не построишь – мерь, не мерь!

 

 

Он давно знакомый мой,

 Каждый угол в нем прямой.

 Все четыре стороны

 Одинаковой длины.

 Вам его представить рад.

 Как зовут его?

 

 

 

 

2 этап Физкультминутка

 

Быстро встали, улыбнулись

Выше-выше потянулись.[youtube=http://][youtube=http://]

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали.

И на месте побежали.

 

 

 

 

3 этап Решение задач

Решение задач по готовым чертежам, решаем устно:

 

 

 

 

 

 

 

Следующий 4 этап урока – решение задач. Он пройдет под девизом: “Думаем много, пишем мало”.

ЗАДАЧА № 1. Паркетчик, вырезая квадраты из дерева, проверял их так: он сравнивал длины сторон, и если все четыре стороны были равны, то считал квадрат вырезанным правильно. Надежна ли такая проверка?

(Такая проверка недостаточна. Четырехугольник мог выдержать такое испытание, не будучи квадратом, ромб тоже имеет равные стороны)

ЗАДАЧА № 2. Другой паркетчик проверял свою работу иначе: он мерил не стороны, а диагонали. Если обе диагонали оказывались равными, паркетчик считал квадрат вырезанным правильно. Вы тоже так думаете?

(Эта проверка ненадежна. В квадрате, конечно, диагонали равны, но не всякий четырехугольник с равными диагоналями есть квадрат. Равные диагонали могут быть у прямоугольника и у равнобокой трапеции).

ЗАДАЧА № 3. Третий паркетчик при проверке квадратов убеждался в том, что все 4 части, на которые диагонали разделяют друг друга, равны между собой. По его мнению, это доказывало, что вырезанный четырехугольник есть квадрат. А по-вашему?

(Этим свойством обладают не только диагонали квадрата, но и диагонали прямоугольника).

 

Учитель проводит оценку деятельности учащихся на втором этапе урока, а также интеллектуальную рефлексию, используя следующие вопросы:

  • Можно ли предложенные в задачах приемы использовать в жизненных ситуациях?
  • Какой геометрический материал помогает решить эти задачи?
  • Достаточен ли уровень ваших знаний по теме “Четырехугольники”,  для решения подобных проблем?

III Итоги урока

 

 

IV Рефлексия

Притча. Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»

       — Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

— Кто работал так, как первый человек?

                                               (Поднимают синие кружочки.)

— Кто работал добросовестно?

                                               (Поднимают зелёные кружочки.)

— Кто принимал участие в строительстве храма?

                                               (Поднимают красные кружочки.)

– Мы на уроке вспомнили определения четырехугольников, свойства и признаки. Рассмотрели применение этих свойств и признаков при решении задач.

«Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет Вам потом огромную помощь во всей вашей работе…»    

М.И. Калинин.

Используемая литература:

1) Задачи по геометрии для 7-11 классов / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.Г. Баханский.– М.: Просвещение, 1991.
2) Факультативный курс по геометрии  / М.Я. Никольская.– М.: Просвещение, 1991.
3) Изучаем геометрию / Е.Е. Семенов. – М.: Просвещение, 2000. 
4) Учитесь мыслить нестандартно / Б.М. Абдрашитов, Т.М. Абдрашитов, В.Н. Шлихунов. – М.: Просвещение, 1996. 
5) Журналы «Математика в школе», 2000-2011.

Добавить комментарий