Применение компьютерных технологий на уроках русского языка

 «Применение компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы»

 

Время всегда требует от учителя обновления, и современная действительность не исключение. Сегодня мощно осваиваются информационные технологии. Одна из них – технология мультимедиа – в моей практике. Применение её – не дань моде. Практика показывает, что использование данной технологии не отменяет других продуктивных технологий, а, напротив, обогащает их во всех аспектах.

 

Сравнительная таблица свойств учебных средств.

свойства

              учебники

       слайд — фильмы

соответствие государственному стандарту

+

+

системный анализ

+

+

интерактивность

+

динамичность

+

визуальная информация

+

 

 

Привлекает в технологии мультимедиа её способность интегрироваться с другими технологиями, в частности с технологиями личностно – ориентированного обучения и проблемного обучения, которые активно используются  учителями МО.

Технические возможности технологии мультимедиа обогащают уроки русского языка и литературы наглядностью, (иллюстрации, схемы, графики, таблицы), аудиоматериалами, видеоматериалами, что, безусловно, способствует глубокому и прочному усвоению знаний.

Компьютер даёт возможность максимально индивидуализировать обучение, сделать процесс обучения творческим, исследовательским.

В настоящее время очевидно снижение интереса учащихся, увлечённых электронной техникой, к гуманитарным наукам и другим дисциплинам, тесно не связанных с компьютером.

Работа с учащимися учебного заведения инновационного типа требует от учителя постоянного методического и технического совершенствования.

Компьютерная деятельность на уроке русского языка ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, и в этом случае она не только не отвлекает ученика от предмета, но и служит развитию у ребёнка повышенного интереса к нему.

Как органично ввести электронную технику в структуру урока, не нарушив при этом общей логики.

Одарённость детей в специализированных предметах зачастую не имеет ничего общего с проявлениями способностей на уроках гуманитарного цикла. В связи с этим учитель видит необходимость в распределении учащихся на две группы с учётом успеваемости в усвоении материала на уроках русского языка. Таким образом, дифференцированный метод обучения используется в тесном логическом сочетании с элементами новой технологии.

Ознакомление с имеющими компьютерными программно- методическими комплексами, созданными для формирования навыков орфографической и пунктуационной грамотности, позволяет признать их неудобными для поурочного использования.

К примеру, при работе с электронной программой М.И. Беляева, В.В, Курочкина по теме: “Вводные слова и вводные предложения” знаки препинания по изучаемой теме “наслаиваются” другими пунктограммами, что приводит к “распылению” внимания ученика. Задания рассчитаны на учащихся, имеющих неограниченное время на обдумывание и на обращение к справочной литературе при затруднении в выполнении тренировочного упражнения. К тому же предложения насыщены пропусками букв- орфограмм, что в известной степени рассеивает внимание учащегося, отвлекая от главного. Доступ к таким заданиям “закрыт” для ученика, работающего в режиме урока. Тестовый же опрос, которым в основном ограничивают применение электронной техники учителя- предметники и так широко используют на уроках русского языка, не решает проблемы в целом; в данном случае компьютер выполняет лишь функцию контролирующую. Этими причинами и объясняется необходимость в создании электронной программы по русскому языку для поурочного использования с учётом уровня подготовки и учебных возможностей ребят.

Существует и другая, не менее важная причина, вызвавшая необходимость обращения к технике.

Как провести этапы закрепления и самостоятельной работы основательно, не подгоняя детей, не нервничая, что самостоятельная работа ограничится двумя предложениями; как “по горячим следам” озвучить и прокомментировать результаты самостоятельной работы?.

Использование электронной техники возможно на различных этапах урока: на этапах орфографической разминки, закрепления новой темы, проведения самостоятельной работы. При этом для ученика техника выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения.

На сложном этапе урока, когда необходимо сфокусировать внимание, монитор может стать мощным ритмическим организатором.

Использование элементов компьютеризации в органичном сочетании с дифференцированным методом обучения позволяют учителю опросить весь класс за время урока. Также нет необходимости учителю “отвлекаться” от работы с классом, задавая теоретический вопрос ученику, работающему на компьютере.

А самое ценное – компьютер сразу выдаёт результат по всем заданиям!

Главное, урок стал начинаться на перемене:” Можно сегодня на компьютере работать буду я?” Появилось желание работать. Было бы желание….

Не менее важным представляется и обсуждение ребятами электронной программы. Предлагаются разумные советы относительно совершенствования принципа технического выполнения заданий, музыкального фона, на котором высвечивается оценка за работу. И очень важно, что в этой ситуации идёт разговор не о технических тонкостях устройства компьютера, а о принципах обработки информации, эстетическом оформлении программы.

Таким образом, урок русского языка не представляется учащимся консервативным в техническом плане.

Учителю наверняка удалось найти психологический ключ к восприятию предмета, кажущимся не менее интересным, нежели математика, информатика.

Разработаны два варианта использования техники на уроках.

На уроке закрепления темы целесообразен комплексный опрос (выше был продемонстрирован этот вариант); на уроке объяснения нового материала — поэтапное обращение к технике.

Одна из серьёзнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Общение с компьютером прививает интерес к русскому языку как к предмету изучения, применение ряда упражнений текстового характера в сочетании с современной методикой, даёт положительный результат. Это полезно и с психологической точки зрения: сам процесс соревнования, для определённой возрастной группы – это путь к приобретению знаний.

Конечно, с самого начала работы в компьютерном классе возникают сложности с программным обеспечением и организацией урока. Первое, с чем сталкивается преподаватель русского языка – это катастрофическая нехватка программ по предмету, в результате чего систематическое применение компьютеров на уроках русского языка невозможно. В современной школе возникла необходимость применения новых технологий и методов в преподавании русского языка, используя межпредметные связи. Уроки русского языка можно классифицировать по нескольким направлениям:

 

  • уроки развития речи
  • объяснение нового материала
  • уроки закрепления

Так на уроке усвоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной наглядной форме довести до учащихся теоретические сведения.

На уроках закрепления хорошо использовать программы- тренажеры для закрепления теоретических знаний, развития необходимых навыков.

На контрольном уроке компьютер может досконально проверить пройденный материал.

Кроме трёх основных типов программ могут быть и другие: обобщающие, игровые. Однако самой удобной, на мой взгляд, формой учебных программ является комбинированная.

Комбинированная программа должна состоять:

  • из учебника, который содержит теоретические сведения и наглядно их демонстрирует на примерах;
  • тренажёра, который содержит упражнения на развитие умений и навыков, предусмотренных при изучении данной темы;
  • контроллера-сборника упражнений аналогичных данным в тренажёре; в программе должен быть и справочник-словарь.

 

Обобщим положительные моменты:

1. Повышение уровня мотивации ученья.

2. Отработка и совершенствование орфографических и пунктуационных навыков на новом технологическом уровне.

3. Экономное использование времени на этапах закрепления изучаемой темы и проверки самостоятельной работы при привлечении большего количества учащихся.

4. Создание условий для реализации творческого потенциала ученика при экспериментировании и совершенствовании электронной программы.

5. Утверждение новых форм межпредметных связей, развитие интегрированных навыков учащихся.

6. Воспитание компьютерной культуры подростка.

7. Объективность в оценке знаний учащихся.

8. Психологическая подготовка детей к “информационному” веку.

 

Добавить комментарий