рефлективный отчет

Отчет В2

 

Рефлексивный отчёт по одному уроку

из запланированной серии последовательных уроков

учителя русского языка и литературы СШ им.Шайменова

Арнгольда Александра Владимировича

 

 

Потребность в совершенствовании образовательных стандартов возникает не только в Казахстане, но и во всем мире. Уже в середине 70-х годов прошлого века стало ясно: содержание образования обновляется значительно медленнее, чем технологии. Чтобы обучить детей чему-то новому, необходимо разработать новые методики и пособия, научить учителей, как ими пользоваться и как организовывать учебный процесс. На все это требуется время. Но жизнь не стоит на месте, цивилизация развивается, и наступает момент, когда современное вчера сегодня становится устаревшим, и опять надо внедрять что-то новое. Поэтому в настоящий момент перед школой стоит задача обеспечения не только и не столько получения детьми знаний, сколько умения использовать полученные знания для приобретения новых.

Чему научить ученика на современном уроке?

При разработке плана любого урока постоянно думаешь о том, какую форму работы применить и какой метод использовать, чтобы развить у учащихся речь и мышление. Данный урок я разрабатывал с учетом внедрения в свою практику семи модулей Программы и рассчитывал на серию последовательных уроков состоящих из 4 уроков.

Интеграция семи модулей в своей практике способствует тому, чтобы ученики научились тому, как учиться, это ученики с развитой саморегуляцией, в результате, могли  стать  самовыраженными, самомотивированными, ответственными учениками, а значит творческими, самостоятельными, целеустремленными, умеющими свободно общаться. Я разработал именно такой урок, в котором можно было применить все виды идей Программы.

Я хочу проанализировать урок, который является первым из серии запланированных уроков. Свои уроки русского языка я проводил в 7 классе.

Почему именно в этом классе? 

Я не случайно выбрал именно этот класс, так как  дети обучающиеся в этом классе находятся в подростковом периоде (12-14 лет), а значит они хотят взаимодействовать, получать советы и поддержку одноклассников и учителя в целом. Я старался для каждого ученика на уроках создавать ситуацию успеха, отмечать каждое достижение, опираясь на его индивидуальный уровень развития, а также учитывая его образовательные потребности.

 В календарном планировании 7 класса на период практики выпал раздел «Причастие».

При разработке данного урока, я спланировал урок так, чтобы мои ученики научились формировать представление о причастии. И это стало целью урока. А для этого необходимо хорошо знать такие разделы как глагол и прилагательное. Рассмотреть связь между причастием, глаголом и прилагательным, работать с учебником; выделять и перерабатывать информацию; обобщать полученные знания, делать выводы; учиться слушать друг друга, уважать мнение других. Результатами моего урока должны были стать: на ученика А- правильно выделять суффиксы действительных и страдательных причастий, определять время причастий, верно выбирать гласную в суффиксах. Ученик В- правильно выделять суффиксы действительных и страдательных причастий, определять время причастий. Ученик С- правильно выделять суффиксы действительных и страдательных причастий.

         В рамках программы обязательным моментом в планировании для меня стало введение в план урока создание коллаборативной среды на первом этапе и, конечно же, в течение всего урока. Я продумал формы и приемы объединения групп.

Первым шагом на уроке было деление класса на группы, так как в дальнейшем предполагалась групповая работа, при этом я использовал стратегию «Цветные конфетки». При этом деление на группы предполагалось случайным образом для того, чтобы в одной группе были как \»сильные\», так и \»слабые\» учащиеся. Это содействовало взаимообучению, взаимоопониманию и установлению атмосферы сотрудничества. Я распределил учеников с фантиками одного цвета за один стол, а с другим цветом – за другой стол. Создал психологическую атмосферу на уроке по стратегии «Улыбка другу». Эту стратегию я применил с целью создания и поддержания позитивного настроения — коллаборативной среды. Так как оптимистическое настроение несет в себе массу положительных моментов! Позитивный настрой улучшает работоспособность и влияет, как на физическое, так и на душевное самочувствие обучающихся. Позитивное настроение рождает уверенность в себе (впрочем и наоборот, высокая самооценка настраивает нас на позитивный лад). К позитивно настроенным людям тянутся окружающие. В дальнейшем был проведён организационный момент по проверке готовности к уроку и отсутствующих в классе.

После чего группам было дано задание на создание своего свода правил работы в группе. Свод правил, которое ребята составили, в будущем помог на уроках в различных видах работ и при этом у учащихся появилось желание работать на уроках и им стало интересно и даже весело, об этом я узнал во время консультации с учащимися. Также у ребят появилось желание общаться друг с другом на уроке, свободно высказывать свое мнение, дискутировать и некоторые даже проявили свои творческие способности. Как мне кажется, они были более уверенные и спокойные чем раньше.

Спикеры от каждой группы после отведенного им времени презентовали каждый свой свод правил, я за этим всем наблюдал и хочется отметить, что все учащиеся активно принимали участие в обсуждении данного задания и никто не остался в стороне. После того как мы с группами разработали правила и вывешали их на доске, мы провели самооценили свое эмоциональное состояние стратегией «Фейерверк», что детей еще больше настроило на эмоциональный настрой. Но анализируя это задание в процессе его выполнения и после, можно сделать вывод: во- первых, ребята дают простые неразвернутые ответы; во- вторых некоторые учащиеся не принимают участие в ходе диалога.

На следующем этапе урока ребятам была предложена групповая работа по карточкам, я раздал каждой группе карточки с причастиями, ученики должны были в действительных и страдательных причастиях выделить суффиксы, определить их время. Ученики очень активно работали, после выполнения задания я им озвучил правильные варианты выделенных суффиксов. После проверки выполнения задания, совместно с учениками провели беседу по определению темы и задач урока. Совместно установили цели урока. Я мотивировал учащихся на изучение данной темы, т.к. получение знаний и практическую отработку полученных ЗУН в дальнейшем будет способствовать изучению раздела. После моей мотивации ученики выразили свое эмоциональное состояние по стратегии «от кулака до пяти пальцев». Могу сказать что настрой у учеников на изучение новой темы был на все пять пальцев. Анализируя это задание в процессе его выполнения и после, можно сделать вывод: во- первых, судя по самооцениванию материал пройденного урока ребята уяснили хорошо, во- вторых в ходе выполнения письменного задания также ребятами была продемонстрирована их хорошая эрудированность.

Следующим заданием было, выписать из текста словосочетания с причастиями, выделить суффиксы причастий, ученики работали сначала индивидуально, затем в парах, а затем обсудили в группах правильность выполнения задания. В группах все учащиеся активно принимали участие, наблюдая за распределением ролей в группе я увидел, что в первой группе председателем была Саягуль (ученица А), во второй- Катя (ученица А), они направляли и координировали всю работу группы. После обсуждения в группе, вынесения единого мнения по поставленному заданию, учащиеся оформили свои ответы в виде флипчарта на бумаге формата А4. Выбор спикера в группе шёл очень тяжело, никто не хотел выполнять такую роль, возможно из-за не желания получить не одобрительную оценку, как со стороны учителя, так и учеников, своей ли группы или группы оппонентов. После подготовки флипчарта спикер от каждой группы озвучил выполненное задание , после чего ученики дополняли пробелы параллельной команды по стратегии «Карусель». Для оценивания данного задания я использовал взаимооценивание по стратегии «Сигнальные карточки», так как данный метод дает возможность учащимся поощрять конструктивную оценку одноклассников как при работе в группе, так и индивидуально. Этот прием оценки развивает у ученика способность оценивать и улучшать свою собственную работу. Это позволит ученикам увидеть разные подходы и результаты задачи и, как результат, изменит работу в будущем.

Анализируя это задание в процессе его выполнения и после, можно сделать вывод: во- первых работа в группах даёт свои положительные результаты, выполняя функции взаимообучения, развивая умения высказывать своё мнение и аргументировать его, воспитывая лидерские качества, во- вторых многие из учеников активно принимали участие в ходе составления флипчарта. В- третьих можно было наблюдать со стороны учащихся во время взаимооценивания работ не все ребята хотели участвовать в роли спикера.

 Следующим шагом, то есть в четвертом задании была продолжена индивидуальная работа “Проба пера” в которой ученики должны были записать десять действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени, с помощью которых могли бы описать любимого героя А.С Пушкина. Эта работа предполагала вид деятельности, когда ученики творчески размышляют и интуитивно мыслят по определенным вопросам. А именно для выполнения этого задания учащимся необходимо было владеть знаниями изученного нового материала данного урока и знаний произведений и сказок с области литературы. После выполнения задания, я организовал фронтальную проверку самостоятельной работы учеников.

Ученики по — очереди озвучивали написанные ими причастия и давали им пояснения. Сразу же по ходу работы я поправлял и оценивал учеников, то есть правильно выполнено задание или нет. После выполнения последнего задания я предложил ученикам вспомнить цель урока, оценить результат урока по достижению цели и по каждому заданию, заранее раздав им оценочные листы.

Анализируя задание в процессе его выполнения и после, можно сделать вывод: во- первых, по листам ответов видно, что большинство учащихся чувствовали себя уверенно и все поняли, но есть и учащиеся, которым «было интересно, но им нужна помощь», во- вторых, ребятам интересно и они активны. Отсюда следует, что необходимо продолжить работу по модулю «Новые подходы в обучении».

На протяжении урока я был в роли управленца, лидера и наблюдателя. Давал возможность раскрыться тем ребятам, которые раньше не выделялись из класса, предпочитали отмалчиваться, работать самостоятельно и молча, только по необходимости отвечать на вопросы. Для выявления таких ребят, распределил роли для выполнения определенных задач. В этих ролях ребята проявили себя активно, как организаторы и наставники для других учащихся, и в итоге защищали работы групп перед всем классом. Многие учащиеся «загорелись» желанием познавать новое на уроке, где они смогут делиться со своими сверстниками различными идеями, и с большим удовольствием будут ходить на уроки. Работал над созданием коллаборативной среды, что позволило учащимся сблизиться и проявить себя, а это способствовало активной работе детей на уроке.

На вопрос : «Что получилось ?», анализируя проведённый урок, я могу отметить то, что ребятам на моих уроках было комфортно, они были активными. Во-первых ученики открыты для применения новых форм работы, они идут на сотрудничество, хотя им и не привычно и они готовы к внедрению методов самообучения и самооценивания. Во- вторых, они научились трудиться в разных социальных формах (работать в парах и в группах). 3- договариваться между собой; 4- слушать друг друга; 5- вести диалог; 6- добывать знания самостоятельно; 7- рефлексировать; 8- аргументировать; 9- консультироваться друг с другом; 10- оценивать себя и своих одноклассников и я думаю, что мои ученики стали более уверенными и сильными, а значит – успешными.

В чем заключалась моя роль? Так как на сегодняшний день целью образования провозглашается не трансляция знаний и формирование соответствующей им суммы знаний, а подготовка компетентного человека свободно владеющего полученными знаниями, умеющего их творчески использовать в меняющихся условиях и готового к постоянному самосовершенствованию, социальной и профессиональной мобильности, следовательно и роль моя как учителя заключается в организации исследовательской деятельности учащихся, чтобы они сами додумались до решения ключевой проблемы урока, объяснили, как надо действовать в новых условиях! Не получать знания в готовом виде, а самостоятельно находить способы решения сначала учебных, а потом жизненноважных проблем — вот чему необходимо научить своих учеников. Роль учителя быть не транслятором знаний, не \»урокодателем\», а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса и школы. Моя роль на уроке заключалась в осуществлении скрытого управления процессом обучения, то есть «скафолдера». В ходе этого управления я консультировал учащихся, направлял их, наблюдал, то есть учил тому, как учиться.

Я думаю, что дальнейшими моими действиями обязательно будет то,

 что я продолжу работу по внедрению семи модулей Программы. Буду помогать ученикам овладевать наиболее продуктивными методами учебно- познавательной деятельности, то есть учить их учиться. Научу своих учеников думать и действовать самостоятельно. Продолжу развитие у учеников творческого мышления всесторонним анализом проблем. Обязательно продолжу изучение и учет жизненного опыта учеников, их интересы, особенности развития. Буду учить так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.

 

Использованная литература

  1. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»,2012 [Руководство для учителя] 3-е издание;
  2. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 [Задания для выполнения в период практики в школе], третий (базовый) уровень
  3. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия, А.А.Бизяева, 2004.
  4. Раздаточный материал неделя 1 день 1 «Руководство по работе в группе».
  5. Раздаточный материал неделя 2 день 1 «Умение задавать вопросы».
  6. Раздаточный материал неделя 2 день 1 «Инклюзивность посредством совершенствования коммуникативных навыков».
  7. Раздаточный материал неделя 2 день 4 «Вопросы для серии последовательных уроков».
  8. Раздаточный материал неделя 3 день 2 «Шаги для успешного комментирования оценок».
  9. Раздаточный материал неделя 3 день 2 «Обсуждение целей урока с учениками».

 

Добавить комментарий

рефлективный отчет

Рефлексивный отчет об использовании

 модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» в серии последовательных уроков.

учителя русского языка и литературы СШ им.К.Шайменова Нуринского района

3 базовый уровень

 

На первом этапе курсов «Лицом к лицу» я вникал в суть идеи семи модулей Программы, в основе которых заложена социоконструктивисткая теория (Выготский, 1978; Вуд ,1998), указывающая на то, что дети являются активными обучающимися, которые формируют свое мышление на основе личных размышлений и социального взаимодействия.Тесная связь «Новых подходов» и идей социоконструктивисткой теории переплетаются с преподаванием и обучением на основе диалога (Мерсер, 1995; Александер, 2008) и метасознанием, или «Обучению тому, как учиться» (Флейвэлл,1976; Выготский ,1978) (Руководство для учителей)

Хотелось бы поподробнее остановиться на диалоговом обучении. Почему я решил выбрать именно этот модуль? Наверное, потому, что одной из главных моих задач является развитие речи и мне бы хотелось, чтобы мои ученики умели грамотно и красиво строить диалог и аргументировать свое мнение при взаимодействии не только со сверстниками, но и с учителями. Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке (Мерсер и Литлтон, 2007).

Идеей модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» является взаимодействие во время, которого у детей самостоятельно развивается мышление и речь. Через диалог дети учатся выражать свои мысли и развивают свои коммуникативные навыки.

В результате мы хотим видеть наших детей свободомыслящими, уверенными, общительными и ответственными за свое обучение. Очевидно, что диалог рождается из-за потребности человека в общении. У школьников такая потребность существует; она возникает у учащихся и в ходе выполнения учебных работ. Но общение по поводу учебной работы на уроке, как правило, не возникает, учащиеся не взаимодействуют непосредственно друг с другом, а общаются через учителя, который в этом случае является посредником между детьми в их вопросах, ответах, замечаниях и предложениях друг другу. Это лишает учеников возможности в полной мере сотрудничать на уроке, мешает их самовыражению, творчеству, раскованности и естественно в речевой деятельности подавляет способность к саморефлексии [(«Атмосфера в школе и в классе», неделя, день 2].

    Зачастую в своей работе я часто сталкиваюсь с тем, что наши ученики, к сожалению, не имеют навыков социального и культурного общения. Мерсер и Литлтон (2007) утверждали, что диалог может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности обучения. Для успешного вовлечения в диалоговое обучение (Александер,2004) необходимо учитывать «голос ученика», а также создавать благоприятную среду для того, чтобы обучение было более успешным.

Так как моя практика основывается на работе в среднем звене, то согласно теории Л. Выготского когнитивное развитие происходит в процессе взаимодействия в зоне ближайшего развития. При выполнении заданий ученик нуждается в поддержке более способного и успешного ученика. В этом и состоит уникальность и ценность новых подходов в обучении, в положительном воздействии которых, я убедился во время второго этапа Программы на практике в школе.

Изучив материал руководства для учителя, мне стало ясно, что когда учитель ведет обычный стиль разговора в классе, когда он контролирует беседу, высказывает похвалу, то он не повышает уровень мышления и не развивает речевые навыки учеников.[Руководство для учителей]

 Я пришел к такому выводу, что в наше современное время на уроках необходимо использовать диалог в качестве мощного инструмента для достижения успеха учеников в обучении. [«Консультация учеников по преподаванию и обучению»(Нед.1 день 5)]

Диалоговое обучение подразумевает, что ученики, а также и учителя являются равноправными партнерами, которые обмениваются мыслями (Мерсер 2000). Я убедился в том, что обучение представляет собой не обособленное явление или навык, а целостный комплекс педагогических механизмов, повышающий способность наших учеников к обучению.

Во время второго этапа дистанционного обучения на практике я подготовил серию последовательных уроков русского языка по разделу: «Причастие». Уроки я разрабатывал по семи модулям обучения. На мой взгляд, эффективным методом обучения является модуль «Новые подходы в преподавании и обучении». Он включает в себя подразделы: «Обучение через диалог» и « Обучение тому, как учиться».

В своей работе я изменил собственную практику преподавания, уделяя особое внимание диалогическому обучению. Поэтому сейчас на своих уроках я применяю диалогическое обучение, которое, как мне кажется, помогает развивать творчески думающего человека.

Раньше в своей практике я иногда прибегал к обучению учащихся в группе. Но делал это редко. У меня не всегда получалось грамотно выстраивать диалог с учениками, были ошибки в последовательности вопросов, в структуре вопроса и в их количестве, иногда я задавал слишком много вопросов, иногда слишком мало вопросов, иногда вопросы были достаточно сложными, и мне приходилось их переформулировать.

Что мешало применению данной формы работы? Я полагаю, что до обучения на курсах повышения квалификации у меня не хватало необходимой информации, знаний и навыков по этой работе.

А еще одной из причин, является, наверное, страх того, что ученики друг друга смогут не понять. Кроме того, такая работа требует от учителя более тщательной подготовки материалов. Нужно подготовить листы с заданиями, вопросы, информационные материалы, правила работы в группе, причем все они должны быть хорошо определены и структурированы, чтобы обеспечить эффективное сотрудничество между учениками  во время обучения. Некоторые члены группы могут отвлекаться; одни будут доминировать, другие будут проигнорированы.

Что же делать? Как организовать свою деятельность, так, чтобы диалоговое обучение было эффективным? На какие моменты нужно обратить особое внимание, чтобы достичь успеха в этой работе? Чрезвычайно важно умение слушать и слышать голос ученика (Джин Радок,1960) потому, что это способствует положительному отношению к школе и обучению, осознанию того, что их уважают, формированию эмоционально положительного отношения к учителю, способствует обретению контроля над собственным обучением.

           В период прохождения практики в школе, мы с учениками в ходе исследовательской беседы в первую очередь составили правила работы в группах для того, чтобы ученики могли эффективно работать: слушать и слышать мнения других, четко высказывать свои идеи и уважать мнения других. При изучении тем: «Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени», «Полные и краткие страдательные причастия», «Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных», «НЕ с причастиями», я использовал парные и групповые формы работы для того, чтобы ученики могли научиться называть тему и цели урока, вести обсуждения по теме в ходе активного диалога.

Внося изменение в привычный для учеников ритм работы, я заметил, что дети, в некоторых случаях нуждаются в таких групповых формах работы. Потому, что обычно в обсуждении какой-либо темы участвуют не все учащиеся, как правило дети слабоуспевающие не горят желанием высказываться из-за того, что по всей вероятности у них существуют аффективные и социальные барьеры и в связи с этим они тихонечко сидят и отмалчиваются.

В ходе парной работы я теперь точно знаю, что даже пассивный ученик занят изучением материала и более того, он участвует в обсуждении темы, предлагая свои идеи членам группы. А самое впечатляющее для меня было то, что дети, которые учатся на хорошо первое время сидели тихо, что их можно было бы принять за учеников с низким уровнем успеваемости. А вот с учениками, которые не входят в число отличников дела обстояли куда лучше. Они без тени стеснения высказывали свою точку зрения, после того как поняли, что можно говорить и не бояться за то, что он ответит неправильно. То, насколько изменилось отношение учеников, меня приятно удивило потому, что ранее такой активности на уроках не наблюдалось.

Создавая для детей комфортный микроклимат на уроке, я и не подозревал, насколько эффективной окажется работа в группе при изучении различных тем. На первом этапе серий последовательных уроков для создания коллаборативной среды я использовал такие приемы как: «Улыбка другу», «Пожелание», «Фейерверк». Такая работа, способствует положительному настрою учащихся к дальнейшей работе, которая предусматривает активный диалог.

      В ходе наблюдения я заметил, что при прохождении тем: во-первых такая работа охватывает всех учеников, а так же учит детей взаимодействию друг с другом, развивая при этом и навыки культурного общения, а во-вторых дает возможность ученикам быть заинтересованными, мотивированными. А это значит, что они со временем смогут взять на себя ответственность за свое обучение (Выготский,1978;Флейвелл, 1976).

Понимая идею Мерсера (2005), который утверждал, что взаимодействие в группе играет важную роль в обучении, на серии четырех последовательных уроках я использовал парные и групповые формы работ через такие стратегии как: «Фишбоун», «Кластер», «Горячий стул», «Карусель», «Мозговой штурм», а также задания творческого характера.

На первом уроке ученики работали по карточкам и взаимопроверяли по стратегии «Карусель». В каждой группе сидело по 5 человек. Мне очень понравилось, как ученицы Саягуль и Арай участвовали в диалоге, вовлекая каждого в процесс обсуждения. Так, как они не испытывают трудностей в обучении взяли всю инициативу на себя, они помогали остальным членам группы понять что от них требуется для выполнения задания. Работа проходила в доброжелательной обстановке и поэтому даже пассивные ученики стали подключаться в работу. Мне было интересно понаблюдать за Андреем, который испытывает трудности в обучении и никак себя не проявляет на уроках русского языка. К моему удивлению он работал очень активно. Итогом работы этой группы было то, что ученики научились работать дружно благодаря тому, что у них перед глазами на протяжении всех четырех уроков были правила работы в группе. На каждом уроке для закрепления темы была запланирована работа с учебником. Учащимся предлагалось изучить тему самостоятельно, а затем обсудить новый материал в парах, в группах с целью обоснования понимания содержания текста и ключевых моментов. Интересной и в тоже время, на мой взгляд, очень сложной, как мне кажется, является стратегия «Фишбоун» потому,  что его составление способствует активному диалогу, и требует от учащихся наличие таких навыков, как логическое мышление, умение обобщать изученный материал через творческий подход. Я запланировал эту работу с целью внесения в обычный урок новизны и необычности, так как составление «фишбоуна» способствует развитию критического мышления. Я предполагал, что при выполнении этой работы ученики могут столкнуться с такими трудностями как: низкий уровень самостоятельности. Мне приходилось по ходу данной работы оказывать помощь одной из групп при выполнении задания, хотя отмечаю для себя, что ученики справились с этим заданием неплохо потому, что учащиеся все участвовали в диалоге.

При изучении темы: «Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных» ученики выполняли групповое задание по стратегии «Кластер». Используя стратегию, ученики должны были описать, что уже знают о суффиксах причастий. Это задание ученики выполняли впервые и поэтому долго думали, в чем суть стратегии, но когда они поняли, что необходимо сделать, то очень заинтересовались. Эта работа была запланирована для формулировки темы и целей урока. Чтобы понять, как дети взаимодействуют друг с другом в группе, я решил выбрать для своего наблюдения группу № 2, в которой удачно прослеживалось обсуждение распределения ролей, задания и принятие их решения, как ученики умеют дискуссировать, предлагать идеи, слушать и слышать друг друга. К моему удивлению Сергей, ученик который никогда не рисовал, взял на себя роль художника и красиво оформил кластер. Роль спикера, я даже и не предполагал, взяла на себя Арай, у которой дефект речи, она всегда комплексует и старается не быть многословной.

Все задания, которые были запланированы на уроках, способствовали развитию речи, тесному взаимодействию учащихся и способствовали активному диалогу внутри группы, результат которого отражался на качестве работы всей группы. Так же на уроках я предлагал выполнить ученикам разноуровневые задания, учитывая образовательные потребности каждого ученика. В процессе инклюзивного обучения в общении с учениками важно соблюдать беспристрастность, то есть все ученики должны быть услышаны (Джин Раддок,1960) , особенно «молчаливые» и «обособленные». Моей главной задачей на серии последовательных уроков было услышать «голос ученика», что впоследствии, приведет к позитивному отношению к обучению, осознанию, что их уважают, что их мнение учитывается при решении вопросов. На своих уроках я старался опрашивать всех учеников, а особенно тех, которые испытывают трудности в обучении.

На серии последовательных уроков моя роль, как учителя заключалась в оказании помощи ученикам, которые испытывают трудности в обучении. Но теперь уже не в качестве руководителя процесса обучения, а в качестве наблюдателя за продвижением развития каждого ученика. А так же на моих уроках учащиеся учились выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения и развивать собственное мышление.

Что мне удалось? Положительным результатом серии четырех последовательных уроков считаю следующее: мне удалось создать безопасную, комфортную среду для учеников, что способствовало, взаимодействию в парах, в группах.

Что не удалось? Отрицательным моментом в моей практике считаю то, что не все ученики в полной мере были включены в диалог. Я планирую в своей практике использовать диалог для того, чтобы дети могли на уроках выражать понимание темы, помогать ученикам осознавать то, что у каждого из них может быть своя идея, учить аргументировать свои идеи, через различные типы бесед. Как утверждают Барнс (1976) и Мерсер (2000), самой полезной и плодотворной является исследовательская беседа, где используется работа в малых группах, в которой участники имеют общую проблему, создают совместное её понимание, обмениваются идеями и мнениями, обсуждают и оценивают друг друга, создают коллективное знание и понимание[Руководство для учителя]. Иными словами, ученики думают вместе.

Нам, учителям, необходимо создать такие условия, при которых у наших учеников будет развиваться самомотивация. Основываясь, на идее Чиксентмихайи (2008), который утверждал о том, что состояние, при котором внимание, мотивация и ситуация соединяются, вызывают нечто вроде продуктивной гармонии или обратной связи. Мы должны видеть наших учеников счастливыми, получающими удовольствие от процесса обучения. А для этого в первую очередь необходимо создание коллаборативной среды (Берсен). В заключении мне бы хотелось отметить, что внедрение модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» в будущем поможет стать нашим ученикам самостоятельными, высокомотивированными и ответственными за свое обучение.

 

Использованная литература:

  1. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. Третье издание.  
  2. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012. Задания для выполнения в период практики в школе. Третий (базовый) уровень. Третье издание.
  3. Раздаточный материал:

«Руководство по работе в группе» (Нед.1 день 1,2)

 «Атмосфера в школе и в классе»(Нед.1 день 2)

 «Какова степень влияния культуры обучения на поведение учеников в вашем классе?» (Нед.1 день4)

« Консультация учеников по преподаванию и обучению»(Нед.1 день 5)

«Инклюзивность посредством совершенствования коммуникативных навыков»( Нед.2 день 1)

 

 

 

Добавить комментарий

рефлективный отчет

Рефлексивный отчет об использовании

 модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» в серии последовательных уроков.

Учителя русского языка и литературы  СШ им. К.Шайменова

Арнгольд Александра Владимировича.

 

На первом этапе курсов «Лицом к лицу» я вникал в суть идеи семи модулей Программы, в основе которых заложена социоконструктивисткая теория (Выготский, 1978; Вуд ,1998), указывающая на то, что дети являются активными обучающимися, которые формируют свое мышление на основе личных размышлений и социального взаимодействия.Тесная связь «Новых подходов» и идей социоконструктивисткой теории переплетаются с преподаванием и обучением на основе диалога (Мерсер, 1995; Александер, 2008) и метасознанием, или «Обучению тому, как учиться» (Флейвэлл,1976; Выготский ,1978) (Руководство для учителей)

Хотелось бы поподробнее остановиться на диалоговом обучении. Почему я решил выбрать именно этот модуль? Наверное, потому, что одной из главных моих задач является развитие речи и мне бы хотелось, чтобы мои ученики умели грамотно и красиво строить диалог и аргументировать свое мнение при взаимодействии не только со сверстниками, но и с учителями. Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке (Мерсер и Литлтон, 2007).

Идеей модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» является взаимодействие во время, которого у детей самостоятельно развивается мышление и речь. Через диалог дети учатся выражать свои мысли и развивают свои коммуникативные навыки.

В результате мы хотим видеть наших детей свободомыслящими, уверенными, общительными и ответственными за свое обучение. Очевидно, что диалог рождается из-за потребности человека в общении. У школьников такая потребность существует; она возникает у учащихся и в ходе выполнения учебных работ. Но общение по поводу учебной работы на уроке, как правило, не возникает, учащиеся не взаимодействуют непосредственно друг с другом, а общаются через учителя, который в этом случае является посредником между детьми в их вопросах, ответах, замечаниях и предложениях друг другу. Это лишает учеников возможности в полной мере сотрудничать на уроке, мешает их самовыражению, творчеству, раскованности и естественно в речевой деятельности подавляет способность к саморефлексии [(«Атмосфера в школе и в классе», неделя, день 2].

    Зачастую в своей работе я часто сталкиваюсь с тем, что наши ученики, к сожалению, не имеют навыков социального и культурного общения. Мерсер и Литлтон (2007) утверждали, что диалог может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности обучения. Для успешного вовлечения в диалоговое обучение (Александер,2004) необходимо учитывать «голос ученика», а также создавать благоприятную среду для того, чтобы обучение было более успешным.

Так как моя практика основывается на работе в среднем звене, то согласно теории Л. Выготского когнитивное развитие происходит в процессе взаимодействия в зоне ближайшего развития. При выполнении заданий ученик нуждается в поддержке более способного и успешного ученика. В этом и состоит уникальность и ценность новых подходов в обучении, в положительном воздействии которых, я убедился во время второго этапа Программы на практике в школе.

Изучив материал руководства для учителя, мне стало ясно, что когда учитель ведет обычный стиль разговора в классе, когда он контролирует беседу, высказывает похвалу, то он не повышает уровень мышления и не развивает речевые навыки учеников.[Руководство для учителей]

 Я пришел к такому выводу, что в наше современное время на уроках необходимо использовать диалог в качестве мощного инструмента для достижения успеха учеников в обучении. [«Консультация учеников по преподаванию и обучению»(Нед.1 день 5)]

Диалоговое обучение подразумевает, что ученики, а также и учителя являются равноправными партнерами, которые обмениваются мыслями (Мерсер 2000). Я убедился в том, что обучение представляет собой не обособленное явление или навык, а целостный комплекс педагогических механизмов, повышающий способность наших учеников к обучению.

Во время второго этапа дистанционного обучения на практике я подготовил серию последовательных уроков русского языка по разделу: «Причастие». Уроки я разрабатывал по семи модулям обучения. На мой взгляд, эффективным методом обучения является модуль «Новые подходы в преподавании и обучении». Он включает в себя подразделы: «Обучение через диалог» и « Обучение тому, как учиться».

В своей работе я изменил собственную практику преподавания, уделяя особое внимание диалогическому обучению. Поэтому сейчас на своих уроках я применяю диалогическое обучение, которое, как мне кажется, помогает развивать творчески думающего человека.

Раньше в своей практике я иногда прибегал к обучению учащихся в группе. Но делал это редко. У меня не всегда получалось грамотно выстраивать диалог с учениками, были ошибки в последовательности вопросов, в структуре вопроса и в их количестве, иногда я задавал слишком много вопросов, иногда слишком мало вопросов, иногда вопросы были достаточно сложными, и мне приходилось их переформулировать.

Что мешало применению данной формы работы? Я полагаю, что до обучения на курсах повышения квалификации у меня не хватало необходимой информации, знаний и навыков по этой работе.

А еще одной из причин, является, наверное, страх того, что ученики друг друга смогут не понять. Кроме того, такая работа требует от учителя более тщательной подготовки материалов. Нужно подготовить листы с заданиями, вопросы, информационные материалы, правила работы в группе, причем все они должны быть хорошо определены и структурированы, чтобы обеспечить эффективное сотрудничество между учениками  во время обучения. Некоторые члены группы могут отвлекаться; одни будут доминировать, другие будут проигнорированы.

Что же делать? Как организовать свою деятельность, так, чтобы диалоговое обучение было эффективным? На какие моменты нужно обратить особое внимание, чтобы достичь успеха в этой работе? Чрезвычайно важно умение слушать и слышать голос ученика (Джин Радок,1960) потому, что это способствует положительному отношению к школе и обучению, осознанию того, что их уважают, формированию эмоционально положительного отношения к учителю, способствует обретению контроля над собственным обучением.

           В период прохождения практики в школе, мы с учениками в ходе исследовательской беседы в первую очередь составили правила работы в группах для того, чтобы ученики могли эффективно работать: слушать и слышать мнения других, четко высказывать свои идеи и уважать мнения других. При изучении тем: «Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени», «Полные и краткие страдательные причастия», «Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных», «НЕ с причастиями», я использовал парные и групповые формы работы для того, чтобы ученики могли научиться называть тему и цели урока, вести обсуждения по теме в ходе активного диалога.

Внося изменение в привычный для учеников ритм работы, я заметил, что дети, в некоторых случаях нуждаются в таких групповых формах работы. Потому, что обычно в обсуждении какой-либо темы участвуют не все учащиеся, как правило дети слабоуспевающие не горят желанием высказываться из-за того, что по всей вероятности у них существуют аффективные и социальные барьеры и в связи с этим они тихонечко сидят и отмалчиваются.

В ходе парной работы я теперь точно знаю, что даже пассивный ученик занят изучением материала и более того, он участвует в обсуждении темы, предлагая свои идеи членам группы. А самое впечатляющее для меня было то, что дети, которые учатся на хорошо первое время сидели тихо, что их можно было бы принять за учеников с низким уровнем успеваемости. А вот с учениками, которые не входят в число отличников дела обстояли куда лучше. Они без тени стеснения высказывали свою точку зрения, после того как поняли, что можно говорить и не бояться за то, что он ответит неправильно. То, насколько изменилось отношение учеников, меня приятно удивило потому, что ранее такой активности на уроках не наблюдалось.

Создавая для детей комфортный микроклимат на уроке, я и не подозревал, насколько эффективной окажется работа в группе при изучении различных тем. На первом этапе серий последовательных уроков для создания коллаборативной среды я использовал такие приемы как: «Улыбка другу», «Пожелание», «Фейерверк». Такая работа, способствует положительному настрою учащихся к дальнейшей работе, которая предусматривает активный диалог.

      В ходе наблюдения я заметил, что при прохождении тем: во-первых такая работа охватывает всех учеников, а так же учит детей взаимодействию друг с другом, развивая при этом и навыки культурного общения, а во-вторых дает возможность ученикам быть заинтересованными, мотивированными. А это значит, что они со временем смогут взять на себя ответственность за свое обучение (Выготский,1978;Флейвелл, 1976).

Понимая идею Мерсера (2005), который утверждал, что взаимодействие в группе играет важную роль в обучении, на серии четырех последовательных уроках я использовал парные и групповые формы работ через такие стратегии как: «Фишбоун», «Кластер», «Горячий стул», «Карусель», «Мозговой штурм», а также задания творческого характера.

На первом уроке ученики работали по карточкам и взаимопроверяли по стратегии «Карусель». В каждой группе сидело по 5 человек. Мне очень понравилось, как ученицы Саягуль и Арай участвовали в диалоге, вовлекая каждого в процесс обсуждения. Так, как они не испытывают трудностей в обучении взяли всю инициативу на себя, они помогали остальным членам группы понять что от них требуется для выполнения задания. Работа проходила в доброжелательной обстановке и поэтому даже пассивные ученики стали подключаться в работу. Мне было интересно понаблюдать за Андреем, который испытывает трудности в обучении и никак себя не проявляет на уроках русского языка. К моему удивлению он работал очень активно. Итогом работы этой группы было то, что ученики научились работать дружно благодаря тому, что у них перед глазами на протяжении всех четырех уроков были правила работы в группе. На каждом уроке для закрепления темы была запланирована работа с учебником. Учащимся предлагалось изучить тему самостоятельно, а затем обсудить новый материал в парах, в группах с целью обоснования понимания содержания текста и ключевых моментов. Интересной и в тоже время, на мой взгляд, очень сложной, как мне кажется, является стратегия «Фишбоун» потому,  что его составление способствует активному диалогу, и требует от учащихся наличие таких навыков, как логическое мышление, умение обобщать изученный материал через творческий подход. Я запланировал эту работу с целью внесения в обычный урок новизны и необычности, так как составление «фишбоуна» способствует развитию критического мышления. Я предполагал, что при выполнении этой работы ученики могут столкнуться с такими трудностями как: низкий уровень самостоятельности. Мне приходилось по ходу данной работы оказывать помощь одной из групп при выполнении задания, хотя отмечаю для себя, что ученики справились с этим заданием неплохо потому, что учащиеся все участвовали в диалоге.

При изучении темы: «Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных» ученики выполняли групповое задание по стратегии «Кластер». Используя стратегию, ученики должны были описать, что уже знают о суффиксах причастий. Это задание ученики выполняли впервые и поэтому долго думали, в чем суть стратегии, но когда они поняли, что необходимо сделать, то очень заинтересовались. Эта работа была запланирована для формулировки темы и целей урока. Чтобы понять, как дети взаимодействуют друг с другом в группе, я решил выбрать для своего наблюдения группу № 2, в которой удачно прослеживалось обсуждение распределения ролей, задания и принятие их решения, как ученики умеют дискуссировать, предлагать идеи, слушать и слышать друг друга. К моему удивлению Сергей, ученик который никогда не рисовал, взял на себя роль художника и красиво оформил кластер. Роль спикера, я даже и не предполагал, взяла на себя Арай, у которой дефект речи, она всегда комплексует и старается не быть многословной.

Все задания, которые были запланированы на уроках, способствовали развитию речи, тесному взаимодействию учащихся и способствовали активному диалогу внутри группы, результат которого отражался на качестве работы всей группы. Так же на уроках я предлагал выполнить ученикам разноуровневые задания, учитывая образовательные потребности каждого ученика. В процессе инклюзивного обучения в общении с учениками важно соблюдать беспристрастность, то есть все ученики должны быть услышаны (Джин Раддок,1960) , особенно «молчаливые» и «обособленные». Моей главной задачей на серии последовательных уроков было услышать «голос ученика», что впоследствии, приведет к позитивному отношению к обучению, осознанию, что их уважают, что их мнение учитывается при решении вопросов. На своих уроках я старался опрашивать всех учеников, а особенно тех, которые испытывают трудности в обучении.

На серии последовательных уроков моя роль, как учителя заключалась в оказании помощи ученикам, которые испытывают трудности в обучении. Но теперь уже не в качестве руководителя процесса обучения, а в качестве наблюдателя за продвижением развития каждого ученика. А так же на моих уроках учащиеся учились выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения и развивать собственное мышление.

Что мне удалось? Положительным результатом серии четырех последовательных уроков считаю следующее: мне удалось создать безопасную, комфортную среду для учеников, что способствовало, взаимодействию в парах, в группах.

Что не удалось? Отрицательным моментом в моей практике считаю то, что не все ученики в полной мере были включены в диалог. Я планирую в своей практике использовать диалог для того, чтобы дети могли на уроках выражать понимание темы, помогать ученикам осознавать то, что у каждого из них может быть своя идея, учить аргументировать свои идеи, через различные типы бесед. Как утверждают Барнс (1976) и Мерсер (2000), самой полезной и плодотворной является исследовательская беседа, где используется работа в малых группах, в которой участники имеют общую проблему, создают совместное её понимание, обмениваются идеями и мнениями, обсуждают и оценивают друг друга, создают коллективное знание и понимание[Руководство для учителя]. Иными словами, ученики думают вместе.

Нам, учителям, необходимо создать такие условия, при которых у наших учеников будет развиваться самомотивация. Основываясь, на идее Чиксентмихайи (2008), который утверждал о том, что состояние, при котором внимание, мотивация и ситуация соединяются, вызывают нечто вроде продуктивной гармонии или обратной связи. Мы должны видеть наших учеников счастливыми, получающими удовольствие от процесса обучения. А для этого в первую очередь необходимо создание коллаборативной среды (Берсен). В заключении мне бы хотелось отметить, что внедрение модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» в будущем поможет стать нашим ученикам самостоятельными, высокомотивированными и ответственными за свое обучение.

 

Использованная литература:

  1. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. Третье издание.  
  2. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012. Задания для выполнения в период практики в школе. Третий (базовый) уровень. Третье издание.
  3. Раздаточный материал:

«Руководство по работе в группе» (Нед.1 день 1,2)

 «Атмосфера в школе и в классе»(Нед.1 день 2)

 «Какова степень влияния культуры обучения на поведение учеников в вашем классе?» (Нед.1 день4)

« Консультация учеников по преподаванию и обучению»(Нед.1 день 5)

«Инклюзивность посредством совершенствования коммуникативных навыков»( Нед.2 день 1)

 

 

 

Добавить комментарий

рефлективный отчет

Отчёт по групповой презентации, касающейся выполнения заданий, в период этапа «Практика в школе»

учителя русского языка и литературы СШ им.Шайменова  Нуринского района

Арнгольд Александра Владимировича

 

Коллаборативное обучение – это образовательный подход в преподавании и обучении, который предполагает совместную работу групп учителей или учащихся при решении проблемы или выполнении задания. Данное обучение предполагает способ установления сотрудничества друг с другом, при котором учитываются умения и вклад, ответственность каждого члена группы. Основополагающий принцип коллаборативного обучения – консенсус, формируемый посредством сотрудничества членов группы. Во время прохождения практики передо мной стояла задача – создание коллаборативной среды, так как ученики чувствуют себя безопасно в доброжелательной атмосфере.

Во время прохождения практики передо мной стояла задача – создание коллаборативной среды, так как основополагающий принцип коллаборативного обучения – консенсус, формируемый посредством сотрудничества членов группы. Для создания доброжелательной атмосферы в начале урока я использовал различные приёмы, направленные на создание атмосферы доверия и сотрудничества.

На первой неделе третьего этапа курсов «Лицом к лицу» мы объединились в малые группы из пяти человек. В группе оказались учителя работающие как в среднем звене, так и в начальных классах. Мы оказывали друг другу помощь при ответах на теоретические вопросы по заданиям и в практической части задания. Отвечая на вопросы практических заданий, в ходе диалога коллеги поделились собственными лучшими идеями, которые у них возникли в ходе прохождения практики. Советы Людмилы мне были очень полезны по формулированию ответов в одном из заданий по теме «Рефлексия по заданиям для выполнения практической работы в школе».  Стратегии «Круг радости», «Комплимент», которые предложила Ольга для формирования позитивного настроения в классе показались мне интересными.

По раздаточному ресурсу нашей группе было дано задание: ответить на вопросы:

— Чему Вы научились при выполнении заданий?

Мы посовещались, отвечая на этот вопрос, пришли к общему решению, что научились создавать тот эмоциональный позитивный настрой, посредством которого создаётся благоприятная обстановка для работы на уроке. Используя групповые и парные формы работы, создающие атмосферу сотрудничества.

— С какими трудностями Вам пришлось столкнуться в процессе выполнении заданий? Трудностей мы не испытывали, выполняя задания, так как представилась возможность сотрудничать с коллегами в группе, которые выдвигали свои идеи.

— Как вы соотносили задания с идеями семи модулей Программы? Мы с коллегами подбирали обоснования идей по содержанию задания, совместив теорию с практикой.

— Как бы Вы изменили задание, предоставившее Вам трудности при его выполнении, если бы Вам пришлось выполнить его заново? Мы не испытывали трудностей, т.к. выполняли задания совместно и распределив роли, в связи с этим мы даже и не задумывались об изменении данного задания.

— Как Вы думаете, есть ли необходимость включить результаты выполнения задания в портфолио? Посовещавшись с группой мы однозначно согласились с мнением Рахии о том, что такая необходимость есть, потому, что выполненные задания помогут оценить понимание учителями идей Программы.

         Наша группа подготовила постер, в котором представила свою практическую часть. Готовя постер, мы между собой в группе распределили роли и обсудили предстоящие действия. Работа в группе с Людмилой, Рахией, Ольгой и Татьяной проходила плодотворно и интересно, так как в ходе диалога (Александер, 2004) все участники нашей группы слышали и слушали друг друга (Джин Раддок,1960), предлагали и обосновывали собственные идеи. Какой же вклад внес я в работу группы? Я принимал активное участие в работе группы. У меня было очень много собственных идей. Совместно с коллегами оформлял постер, понимая, что от вклада каждого участника группы зависит конечный результат. При составлении постера по теме «Коллаборативная среда» (Берсен), мы совместно с коллегами отобрали самые удачные и подходящие стратегии для создания коллаборативной среды.

Я приводил примеры из собственной практики и пояснил, что за время прохождения практики, интегрируя идеи семи модулей Программы, овладел навыками подбора вводных игр, приемами установления атмосферы доверия и сотрудничества, способствующие созданию коллаборативной среды.

В группе между нами проходила кумулятивная беседа, обмениваясь идеями, были терпимы друг к другу и поэтому пришли к единому мнению – такой приём не брать для выполнения нашей работы. Представили применение стратегий «Круг радости», «Подари улыбку другу».

Данные приёмы были направлены на устранение социальных, аффективных барьеров, из которых следуют такие трудности, как: неумение и нежелание взаимодействовать между собой, учет индивидуальных особенностей, низкий уровень самостоятельности. На вооружении у каждого из моих коллег по устранению трудностей и барьеров имеется запас приемов, которыми они с удовольствием делились во время обсуждения задания: использование интерактивных физкультминуток, стратегий, просмотр видеороликов позитивного характера.

Что было полезным в совместной презентации для меня? Мне было полезно узнать о трудностях, которые испытывали коллеги на практике в школе, и способами устранения этих трудностей. Процесс взаимообучения происходил через обмен мнениями, предложение различных идей для выполнения задания.

Какие выводы я сделал для себя? Такая групповая работа позволяет проанализировать свою работу в период прохождения практики и поделиться опытом с коллегами.

В процессе работы нашей группы, я сделал вывод, что у каждого из участников группы развита саморегуляция, что, по мнению группы исследователей под руководством Бронсон, способствует высокому уровню вовлеченности в задание, это же и подтверждает практика нашей работы.

Какие изменения я предполагаю внести в будущем в свою практику?

В будущем планирую в своей практике применять новые приёмы и стратегии по созданию коллаборативной среды на своих уроках, для того, чтобы улучшить эмоциональный и психологический настрой учеников на уроке.

Использованная литература

  1. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»,2012 [Руководство для учителя], третий (базовый) уровень.
  2.  АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»,2012 Задания для выполнения  в период практики в школе. Третий (базовый) уровень. Третье издание.
  3. Раздаточный материал:

«Руководство по работе в группе» (Нед.1 день 1,2)

 «Атмосфера в школе      и в классе»(Нед.1 день 2)

 «Какова степень влияния культуры обучения на поведение учеников в   вашем классе?» (Нед.1 день4)

« Консультация учеников по преподаванию и обучению»(Нед.1 день 5)

«Инклюзивность посредством совершенствования коммуникативных навыков»( Нед.2 день 1)

 

 

Без рубрики

Добавить комментарий