Тема: Устройство сверлильного станка и приемы работы на нем.

Подготовил и провел учитель технологии I категории: Хиясов Г.Т.

 

 

Тема: Устройство сверлильного станка и приемы работы на нем.

 

Учебно-воспитательные задачи и цели:

 

1.     Образовательная: систематизировать знания учащихся о технологических машинах на примере сверлильного станка. 

2.     Воспитательная: воспитание у учащихся трудолюбия и уважения к людям труда, способствовать воспитанию самостоятельности.

3.     Развивающая: развитие познавательного интереса учащихся в области металлообработки.

 

Оборудование, наглядные пособия: станок НС-12А, сверла от 6мм до 12мм, керн, молоток, металлические заготовки, штангенциркуль, чертилка.

 

Тип урока: комбинированный.

 

 

Ход урока:

      I.            Организационно-подготовительная часть

1)    Приветствие 

2)    Проверка готовности рабочих мест учащихся

3)    Контроль посещаемости учащихся

4)    Сообщение темы и цели урока

 

   II.            Изложение нового материала

 

План рассказа учителя:

—         Устройство сверлильного станка

—         Приемы работы на сверлильном станке

 

Устройство сверлильного станка.

 

Одной из технологических машин, предназначенных для обработки различных материалов, изменения размеров и формы заготовки, является сверлильный станок. В школьных мастерских широко применяется настольный вертикально-сверлильный станок модели НС-12 для сверления отверстий до 12мм.

Сверлильный станок, как и любая технологическая машина, состоит из следующих частей: двигателя, передаточного механизма, рабочего органа, органа управления. Передаточный механизм служит для передачи движения от электродвигателя к рабочему органу. Которым является сверло. Оно крепится в патроне, насаженном на вращающийся вал – шпиндель. Вращение от электродвигателя к шпинделю передается с помощью ременной передачи, закрытой ограждением. Поворотом рукоятки подачи патрон со сверлом можно поднимать или опускать с помощью реечной передачи.

На передней панели станка расположены кнопки включения и выключения электродвигателя. Включают станок нажатием на одну из крайних кнопок в зависимости от необходимого направления вращения шпинделя. Выключают станок нажатием на среднюю кнопку красного цвета.

К основанию станка неподвижно прикреплен вертикальный винт-колонна. Поворотом рукоятки можно перемещать шпиндельную бабку вниз и вверх вдоль винта-колонны, а рукояткой фиксировать ее в необходимом положении.

Для контроля глубины глухих отверстий предусмотрена шкала.

В зависимости от материала заготовки требуется различная скорость сверления. Для этого устанавливают необходимую частоту вращения шпинделя, перебрасывая ремень ременной передачи на шкивы разных диаметров.

 

Приемы работы на сверлильном станке.

Перед сверлением убирают с рабочего стола станка все лишние предметы. Приступая к работе на станке, осматривают его, проверяют исправность. Нажимают на кнопку «Пуск» и убеждаются, что он работает, затем нажимают кнопку «Стоп».

Заготовку с предварительно размеченным и накерненным центром будущего отверстия закрепляют на столе станка в машинных тисках. При сверлении отверстий малого диаметра заготовки можно закреплять с помощью кучных тисков или струбцин.

Устанавливают в шпинделе станка сверлильный патрон. Для этого хвостовик патрона осторожно вводят в отверстие шпинделя и коротким толчком вверх закрепляют патрон. Вращением специального ключа против часовой стрелки разводят кулачки патрона. Сверло необходимого диаметра вставляют в патрон и надежно закрепляют, убирают ключ на место его хранения.

Для проверки правильности установки сверла кратковременно включают станок. Если сверло установлено в патроне правильно его острие при вращении не описывает окружность. Если сверло установлено с перекосом и наблюдается его биение, то станок выключают и закрепляют сверло правильно. Затем, поворачивая рукоятку подачи, опускают сверло и устанавливают тиски с заготовкой так, чтобы керн совпал с острием сверла.

Включают станок и осторожно подводят сверло к заготовке. Постепенно усиливая нажим на ручку подачи, сверлят отверстие.

При сверлении сквозных отверстий заготовку устанавливают на деревянный брусок, чтобы не сломать сверло и не испортить стол станка. При сверлении глубоких отверстий необходимо время от времени выводить сверло из отверстия и охлаждать его, окуная в емкость с охлаждающей жидкостью. В конце сверления силу нажима на рукоятку подачи необходимо уменьшить, так как в это время может произойти так называемый подхват сверла и оно может сломаться. Просверлив отверстие, нужно плавно поворачивая штурвал подачи, поднять шпиндель в крайнее верхнее положение и выключить станок.

С помощью ключа вынимают сверло из патрона и затем, используя специальный клин, снимают сам патрон. Вставляют узкий конец клина в выбивное отверстие шпинделя и, слегка нажимая на широкий конец клина, вводят его вглубь отверстия. При этом клин нажмет на лапку хвостовика патрона и вытолкнет его из шпинделя. Патрон поддерживают левой рукой, чтобы он не упал на стол станка. Если хвостовик патрона держится в шпинделе очень туго, то допускается снимать патрон, слегка ударяя по торцу клина молотком. В этом случае, чтобы не повредить патрон и поверхность стола, на стол станка кладут деревянную дощечку. 

III.            Практическая часть.

 

1)    Разметьте положение отверстий с помощью кернера в заготовках выполняемых изделий или на отдельных кусках жести.

2)    Подберите сверло нужного диаметра и закрепите его в патроне.

3)    Закрепите заготовку в тисках.

4)    Просверлите отверстие.

 

Правила техники безопасности.

1)    Работать на сверлильном станке следует только с разрешения учителя.

2)    При работе на станке рабочая одежда должна быть застегнута на все пуговицы, волосы убраны под головной убор.

3)    При сверлении следует пользоваться защитными очками.

4)    Устанавливать сверло в патрон и заготовку в тиски, а также убирать стружку со стола следует только после отключения станка.

5)    Нельзя отходить от станка, не выключив его.

6)    Нужно надежно закреплять заготовку в тисках, сверло в патроне и патрон в шпинделе.

7)    Нельзя прикасаться к вращающимся частям станка и тормозить шпиндель руками.

8)    Следует следить за тем, чтобы руки не находились под сверлом,, когда оно поднять, даже если станок выключен.

 

Текущий инструктаж.

Самостоятельное выполнение учащимися задания. Текущие наблюдения учителя, контроль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения заданий.

    Возможные ошибки:

1)    Неточность размеров просверленного отверстия; причины: ошибка выбора диаметра сверла, неправильная заточка, биение сверла;

2)    Смещение отверстия; причины: неправильная разметка, неправильная установка заготовки по отношению к сверлу или слабое его закрепление;

3)    Грубая, неровная поверхность отверстия; причины: плохо заточенное сверло, осуществление подачи резкими толчками.

 

Заключительный инструктаж.

Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ; разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших; разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в общественно полезном труде.

 

IV.            Итоговая часть.

1)    Выставление оценок

2)    Уборка рабочих мест и помещений мастерской

   V.            Домашнее задание:

Техника безопасности при работе на сверлильном станке.

 

Добавить комментарий