Урок информатики в 10 классе (ЕМН)

Тема урока: Понятие события в среде Delphi

Цели урока:

Обучающая: Познакомить с базовыми компонентами и их свойствами, дать понятие события в ОС Windows и обработчика события в среде Delphi. Изучить основные события и возможности компонентов: Edit, Button, Label, Panel, MainMenu, повторить пройденный материал по теме «Компонент. Свойства компонента в Delphi»

Развивающая:

  • развитие образного мышления для создания и оформления задач;
  • совершенствование учебных умений;
  • самостоятельно работать с источниками информации – практическая работа;
  • делать выводы.

Воспитательная:

  • воспитание терпимого отношения друг к другу, культуры общения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Задачи урока:

  • познакомить с обработчиком событий в среде Delphi;
  • научить создавать простейшие программы;
  • научить создавать обработчик для самого популярного события onclick;

Основные требования к уровню подготовленности учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • компонент и его свойства;
  • размещение компонента на форме;
  • основные приемы работы с базовыми компонентами;

учащиеся должны уметь:

  • устанавливать необходимые для работы компоненты на форму;
  • ориентироваться в палитре компонентов;
  • изменение свойств компонента;

Формы работы, используемые на уроке:

Для успешного усвоения данного материала применяются самостоятельные формы обучения с использованием материала в форме научно-практической конференции.

Данный урок предполагает результат — создание программ в Delphi с помощью базовых компонентов и их событий.

Оборудование:

  • персональные компьютеры с приложением Boland Delphi for Microsoft Windows;
  • компьютер учителя;
  • интерактивная доска;

Учебный и раздаточный материал:

  • учебное пособие;
  • электронный практикум;
  • карточки с заданиями для самостоятельной работы;
  • [attachment=85]

 

План урока:

  1. Повторение темы предыдущего урока в форме опроса. (3 мин.)
  2. Инструктаж (5 мин.)
  3. Изучение нового материала. (8 мин.)
  4. Самостоятельная работа. (20 мин.)
  5. Итог урока. Проверка отчёта. Выставление оценок (7 мин.)
  6. Домашнее задание. (2 мин.)

Ход урока:

1. Повторение темы предыдущего урока в форме опроса. Тема предыдущего занятия: \»Компонент. Свойства компонента\».

Вопросы:

  • что такое компонент?
  • как выбрать и разместить компоненты на форме?
  • какие общие свойства компонентов вы знаете?
  • как можно поменять свойства компонента (например, поменять размер или цвет компонента)?

2. Организационный момент

Учитель: сегодня изучение новой темы будет проходить в форме научно-практической конференции. Тема конференции «Понятие события в среде Delphi».

Для проведения нам необходимо разбиться на 3 группы:

  • эксперты (наиболее сильные учащиеся назначаются преподавателем);
  • основные докладчики по данной теме;
  • журналисты (докладчики и журналисты по желанию или по жребию на усмотрение самих учащихся).

Группам «Докладчики» и «Эксперты» выдается текст нового материала (Приложение1). В дополнение группе «Эксперты» текст практического задания (презентация — Приложение2).

Для каждой группы учитель проводит инструктаж, обозначая задачу группы.

Инструктаж группе «Эксперты»: Вам необходимо изучить материал и разобрать практическое задание. Перед началом конференции, если это будет необходимо, вы должны провести консультацию для группы «Докладчики». При выступлении докладчиков ваша задача следить за подачей текста и ответами на вопросы журналистов. В том случае, когда возникает спорная ситуация, вы должны ее разрешить.

По окончании теоретической части конференции вам необходимо сделать заключительные выводы и разобрать практический пример для остальных участников.

Инструктаж группе «Докладчики»: Вам необходимо изучить материал, по каждому отдельному блоку выбрать специалиста, который будет выступать с докладом, и отвечать на вопросы журналистов (помощь при ответе на вопрос всех остальных участников группы не запрещена).

Рекомендации: перед выступлением обязательно обозначить тему, выписать основные термины на доске, которые вы будете освещать в своем докладе (если это возможно, то текст своего доклада можно оформить в виде некой логической схемы)

Перед началом конференции вы имеете право проконсультироваться у группы «Эксперты».

Инструктаж группе «Журналисты»: Ваша задача создать отчет о научно-практической конференции, осветив основные вопросы. Форма отчета на выбор (презентация, буклет). Пока остальные группы готовятся, вы делаете заготовку для будущего отчета, имея на руках список основных понятий, которые будут обсуждаться на конференции. При выступлении группы «Докладчики» вы, делая для себя заметки, готовите и задаете вопросы по теме.

В качестве общего инструктажа зачитываются «Некоторые советы»:

  • всегда считайте себя умнее других, но помните, что остальные тоже не дураки;
  • умение слушать – это не умение вести себя скромно, это умение в нужном месте прервать докладчика, если вам что-то непонятно;
  • не бойтесь ошибиться, не бойтесь сделать ход, если вы не будете действовать, пострадает не игра – пострадаете вы;
  • жизненный опыт – это то, что обычно получается вместо того, что хотел получить.

3. Проведение конференции (теоретическая и практическая часть). Во время разбора практической части 1 представитель журналистов и 1 представитель экспертов оформляют отчет, внося в подготовленный макет отчета полученную информацию.

4. Самостоятельная работа

Учащимся предлагается создать два проекта на выбор с обработчиком события onclick компонента Button и других (Приложение2). Примеры программ с обработчиком события onclick ещё можно посмотреть в [attachment=86]
3.

5. Итог урока

Просмотр отчета журналистов, обсуждение результатов игры (проблемы и её исследования).

Теперь подведем итоги нашего урока, сегодня мы узнали о том, что:

  • обработчик события — это процедура, которая выполняется при возникновении заданного события;
  • для выбора события служит вкладка \»События\» (Events) \»Инспектора объектов\» (Object Inspector);
  • научились создавать обработчик для самого популярного события onclick.

Результаты самостоятельной работы учеников можно посмотреть в виде программ, созданных в Delphi.

6. Домашнее задание

Проанализировать и выполнить задания из \»Электронного практикума\» разными способами.

Список литературы:

  1. В.В. Кузнецов, И.В. Абдрашитова \»Основы объектно-ориентированного программирования в DELPHI\», \»Школьный Университет, Томск, 2008.
  2. Г.В. Галисеев \»Программирование в среде Delphi 7\», \»Диалектика\», Москва, Санкт-Петербург, Киев, 2003.
  3. \»Delphi для учителя в примерах и задачах\» часть I, \»Образование и Информатика\», Москва, 2006.
  4. http: //umnic.rikt.ru/everest/distant.

 

Приложение1.

Событие в объектно-ориентированном программировании

Основная идея ООП связана не с выполнением некоторой, заранее написанной последовательности инструкций, а с реагированием на те или иные события. Если не происходит ни одного события из тех, на которые предусмотрена реакция в приложении, оно ничего и не выполняет. Нажали клавишу — приложение отреагировало: его обработчик событий вывел что-либо на экран компьютера, что-то напечатал, то есть вызвал какую-либо процедуру.

Обработчик событий

Любой объект реальной жизни вынужден реагировать на те или иные события окружающего мира: зазвонил телефон — человек берёт трубку, пошёл дождь — мы открываем зонт.

С компьютером тоже связаны различные события: включение питания, нажатие клавиши на клавиатуре, щелчок кнопкой мыши и пр. Среда Delphi предоставляет возможность своим клиентам реагировать на них: она по указанию программиста устанавливает связь специальных процедур компонента, называемых обработчиками событий, с соответствующим механизмом операционной системы.

Событие — это реакция компонента на определённое воздействие.

Windows первой узнает о любом событии, и если связь с обработчиком такого события установлена, передаёт ему управление.

В общем случае это выглядит следующим образом:

 

 

 

На генерацию события программист обычными средствами повлиять не может. В его компетенции только обработать событие, то есть написать процедуру, которая будет выполняться при его возникновении.

Среда Delphi хранит для каждого компонента имена всех его обработчиков событий и выводит их на экран в окне \»Инспектор объектов\» (Object Inspector) во вкладке \»События\» (Events).

Для того, чтобы создать обработчик события, необходимо выполнить следующие действия:

  • выберите компонент, для которого необходимо обработать событие.
  • откройте вкладку \»События\» (Events) и два раза щелкните по правому столбцу выбранного события.

В результате этих действий Delphi автоматически сгенерирует процедуру

обработки события. Имя этой процедуры состоит из имени компонента и названия события. Оно может быть изменено пользователем непосредственно в окне \»Инспектор объектов\».

Для удаления события нужно только очистить содержимое процедуры (код между словами Begin и End), а при следующей компиляции, Delphi сам удалит ненужный код процедуры.

Событие onclick

Самый простой способ сообщить приложению о событии — это щёлкнуть мышью на каком-либо компоненте. При щелчке по кнопке мышью в работающей программе возникает событие onclick (по щелчку). Пока это событие не обрабатывается программой, поэтому нажатие кнопки не приведёт ни к каким последствиям. Чтобы заставить программу реагировать на нажатие кнопки, необходимо написать на языке Object Pascal фрагмент программы, который называется обработчиком события.

Этот фрагмент должен представлять собой последовательность текстовых строк, в которых программист указывает, что именно должна делать программа в ответ на нажатие кнопки. Фрагмент оформляется в виде процедуры на языке Pascal.

Чтобы заставить Delphi самостоятельно сделать заготовку для процедуры обработчика события onclick, необходимо дважды щёлкнуть по вставленному компоненту. В ответ Delphi активизирует окно кода, в котором можно увидеть следующий фрагмент:

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

begin

end;

Слово procedure извещает компилятор о начале процедуры. За ним следует имя метода TForm1.Button1Click. Это имя составное: оно состоит из имени класса TForm1 и собственно имени метода Button1Click.

Пока имеется только заготовка обработчика — тело метода пусто. Команды, которые будут написаны внутри обработчика, выполнятся при щелчке по компоненту.

Сделаем так, чтобы кнопка закрывала программу. Для этого в пустой строке между словами begin и end необходимо написать следующую команду:

Form1.Close;

Будет вызван метод Close (закрыть) для объекта Form1 (окно программы).

Другие события

Название события

Когда возникает

onkeypress

Наступает, когда пользователь нажимает какую-либо клавишу.

OnDBClick

Возникает при двойном щелчке на компоненте

OnMouseMove

Возникает при перемещении курсора мыши над компонентом

onmousedown

Возникает при нажатии на кнопку мыши

onmouseup

Возникает при отпускании кнопки мыши

OnEnter

Возникает при получении компонентом фокуса ввода

OnExit

Возникает при потере компонентом фокуса ввода

OnCreate

Возникает в момент создания формы. Существует только у формы

 

Приложение 3

Фрагмент кода на языке Object Pascal приложения \»Адреса\»:

 

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

begin

Label1.Caption:=\’ул. Базарова, дом 35, кв 35\’;

end;

procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject);

begin

Label2.Caption:=\’Проспект Программистов, корпус 3/1, кв. 275\’;

end;

procedure TForm1.Button3Click(Sender: TObject);

begin

Label3.Caption:=\’переулок Ковалевской, дом 27, кв 181\’;

end;

procedure TForm1.Button4Click(Sender: TObject);

begin

Label4.Caption:=\’ул. Беринга, дом 22, кв 209\’;

end;

end.

 

Фрагменты кода на языке Object Pascal приложения \»Прыгающая кнопка\» :

 

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

begin

Button1.Visible:=False;

Button2.Visible:=True;

end;

procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject);

begin

Button2.Visible:=False;

Button3.Visible:=True;

end;

procedure TForm1.Button7Click(Sender: TObject);

begin

Button7.Visible:=False;

Button8.Visible:=True;

end;

procedure TForm1.Button8Click(Sender: TObject);

begin

Button8.Visible:=False;

Button1.Visible:=True;

end; end.

Урок информатики в 10 классе (ЕМН)

Добавить комментарий