Урок литературного чтения в 4 классе.Г.Х. Андерсен \»Девочка, которая наступила на хлеб\»

Тема: Внеклассное чтение. Г. Х. Андерсен «Девочка, которая наступила на хлеб»

Цели:
— знакомство с произведением, формирование навыков  осмысленного анализа, нестандартного анализа произведения;
-развивать устную связную речь, мелкую моторику, умение рассуждать, делать выводы;
-воспитывать уважение к близким, чувство эмпатии.
 Ход урока:
 I.              Организационный момент.
 1.       Готовность к уроку.
  2.      Психологический настрой.
Растает ледяная глыба
От слова доброго (спасибо) 
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит (добрый день)
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы (спасибо)
Дети- вежливые, развитые
Говорят, встречаясь(здравствуйте),
Когда нас бранят за шалости,
Говорим (прости пожалуйста).
 Я с утра по словарю

Слова хорошие дарю:
Спасибо, извините,
Позвольте, разрешите,
Я вас благодарю.

  3.       Сообщение темы и цели урока.
  II Актуализация знаний.
Самый вкусный, несравненный, 
Всем знакомый с детских лет – 
Это наш обыкновенный 
И любимый русский хлеб: 
Каравай пахучий, знатный, 
С хрусткой корочкой витой, 
Тёплый, пышный, ароматный, 
Словно солнцем налитой. (слайд 3)

Как появляется хлеб? Какой он? Ответы детей записываю в таблицу. Почему он приобрёл такие свойства?

Следствие

Причина

тёплый

Выпекался в печке

вкусный

Готовился с душой

душистый

Хорошее тесто

 золотистый

Старался пекарь

необходимый

Питательный, содержит полезные вещества

 Изготовление поделки из пластилина- хлеб, каравай.
Составление половицы по опорным словам: (слайд 4)
Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно. 
Как вы понимаете смысл пословицы? 
 В какой стране хлеб самый дорогой? Самый дешёвый? На сколько самый дорогой хлеб дешевле самого дешёвого? Во сколько раз хлеб в Украине дешевле, чем в Австралии? (13 раз) (слайд 5)
  III.            Работа по теме урока.

Появляются слова на доске: (слайд 6)

Радуга

Мама

Свет

Дом

Поле

 Чудо

Какие слова, на ваш взгляд, главные? Почему?
Мы сегодня с вами попадём в сказку и нам с вами предстоит нелёгкая задача доказать, что :
Нравственный урок: Трудности- лекарство от гордости.
Подбери подходящие к сказке пословицы.(слайд 7)
Вы прочли дома сказку. Назовите главных героев- девочка, мама, Инге.
Можно ли назвать девочку гордой? Это отрицательное качество или положительное?  Какие ещё отрицательнее качества в ней присутствуют? Дети выбирают из столбика качества  — надменность, брезгливость, честолюбие, дерзость, эгоизм, тщеславие, самолюбование.

высокомерие

благородство

заносчивость

доброжелательность

надменность

приветливость

спесь

вежливость

эгоизм

любезность

дерзость

сострадание

тщеславие

великодушие

самолюбование

терпимость

Давайте сыграем в игру «Волшебники». Помните ли вы сказку Ш. Перро «Спящая красавица», в которой феи награждали дарами новорожденную. Давайте подарим Инге положительные качества.
Игра «Хорошо-плохо». Что в сказке хорошо, а что плохо?
Игра «Я- предмет». Предмет- хлеб.
Если бы я стал хлебом, что бы я почувствовал? – ответы детей.
Игра «Интервью». Задайте вопросы маме Инге, хлебу.

 IV.          Физминутка.
«Печём хлеб»
Все встали в пары.
Один отворачивается.
Сыпем муку. Наливаем воду. Смешиваем с водой. Месим тесто.режем на кусочки. Формируем каравай. Поправляем, защипываем края. Ставим в духовку.
  V.       Продолжение работы.
Подходит ли  к сказке пословица?
Давайте с вами отправим телеграмму Инге. Она должна состоять из 11 слов. Дайте ей совет, как можно было не попасть в такую неприятную ситуацию.
Иногда мы задаем себе вопрос, как было бы, если бы я пошла другой дорогой или поступила бы иначе, или не села на велосипед?
Подумайте, могли  по-другому сложиться обстоятельства и чем закончилась история, если бы: (слайд 8)
— Инге не наступила на  хлеб
-если бы её на забрали к себе  в помощницы
-если бы мама была очень богатой
-если бы она не провалилась в болото
-если бы не пришла девочка просить за неё
-если бы хлеб умел разговаривать?

Работа с текстом:

— найти ласковые, красивые,   грустные слова;
-произнести без гласных звуков какое-либо слово и предложить  узнать его. Например, попробуйте так сказать слово «услужение, хворост».
На какие основные части можно поделить текст:
1.       Инге живет у господ в прислужницах.
  2.       Она наступает на хлеб.
  3.     Жизнь истуканом в передней.
 4.      Слёзы небесного ангела.
  5.     Чудное превращение.
 6.       В какой момент можно было изменить сказку об Инге?
Составление цветовой схемы состояния Инге и восприятия учащегося (слайд 9)
Восприятие-
— красный кружок — радуюсь;
— синий — мне жалко;
— желтый — хочу помочь;
— зеленый — справедливо;
— коричневый — несправедливо.
Состояние Инге:
— чёрный — жестокость, злость
— оранжевый –спесь
— синий -обида, грубость
-зелёный –радость
-жёлтый- доброта

Коллаж из сказок. Знакомые герои в новой ситуации: (слайд 10)
Инге попала в сказку «Дюймовочка»
Как бы она себя вела до того, как мы ей помогли измениться и после?
(жаба, полевая мышь, крот, ласточка).

 VI  Итог. Вывод урока.

VII.           Рефлексия.
«Волшебная палочка» — желаю, чтобы …
Скачать презентацию [attachment=203]

Лист для работы на уроке.

 

Следствие

Причина

тёплый

 Выпекался в печке

 

 

 

 

  

 

 

 

 2.    Сравнение цены на хлеб.

 

 

 

 

 

  1.   Мы сегодня с вами попадём в сказку и нам с вами предстоит нелёгкая задача доказать, что:
  2. Нравственный урок: Трудности- лекарство от гордости

 

Восприятие-
— красный кружок — радуюсь;
— синий — мне жалко;
— желтый — хочу помочь;
— зеленый — справедливо;
— коричневый — несправедливо

Состояние Инге:
— чёрный — жестокость, злость
— оранжевый –спесь
— синий -обида, грубость
-зелёный –радость
-жёлтый- доброта

    

Добавить комментарий