Урок письма в 1 классе \»В гостях у времен года\»

Северо-Казахстанская область

Акжарский район

Талшыкская средняя школа

Учитель начальных классов

Зайнышева Умиткельды Сейдахметовна

«В гостях у времен года»

(урок письма в 1 классе) 

Тема: Большая буква в кличках животных.

Цель:

Образовательная: формировать умения писать клички животных с большой буквы, умение понимать смысл многозначных слов

Развивающая: развивать фонематический слух, орфографическую зоркость.

Воспитательная: воспитывать аккуратность любознательность, любовь к природе, внимательное и заботливое отношение к живым существам

Тип урока: нестандартный

Метод обучения: словесный, индивидуальный, практический

Оборудование: картины леса по временам года, загадки, карточки-тесты, рисунки с изображением космоса, рисунки собак.

І. Организация класса.

Наши ушки на макушки,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

ІІ. Повторение правилы письма (запись числа)

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою.

Руку вот как я держу.

Сяду прямо не согнусь,

За работу я возьмусь.

ІІІ. Сообщение темы урока. (познакомимся с правописанием большой буквы в словах)

IV. Вводная беседа:

-Итак, ребята, мы на уроке письма отправляемся в гости к временам года.

-Назовите их. (лето, весна, зима, осень).

         -Назовите весенние месяцы?  (март, апрель, май)

-Каждое время года длится три месяца. А какое время года сейчас?  (Весна)

Летние? (июнь, июль, август)

Осенние? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Зимние? (декабрь, январь, февраль)

V. Повторение пройденного. Итак, угадайте, куда идем в первую очередь:

Дел у меня немало-

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед  реки убираю

Белю поля, дома,

Зовут меня (зима)

1)     Работа по карточке. Какие слова не соответствуют зиме?

-Поднимите сигнальную карточку с числом. (элементы программированного обучения)

1.снег                           1. коньки

             2.буран                         2. воробей

             3.холод                         3. санки

             4.сорока                       4. каток

-Но и эти слова (сорока, воробей) связаны с зимой, так как это зимующие птицы.

И самое интересное в том, что одна из этих птиц (воробей) за лето три раза выводит птенцов.

—         Проговорим слово так, как надо написать.

—         Напишем слово, поставим ударение, подчеркнем безударную.

—         Сколько слогов? Сколько букв? Сколько звуков?

—         Сколько гласных? Сколько согласных?

2). Разучивание стихотворения 

Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей

Как заметит подводу с поклажой

Из-под крыши бросается к ней!

VI. Подготовка учащихся к усвоению нового материала

  1. Карточка – поднимите сигнальную карточку, отвечая на вопрос: Сколько гласных букв в русском алфавите?

1. 8 букв

  1. 2.   9 букв
  2. 3.   10 букв
  3. 4.   7 букв
  4. 6 букв

2. Карточка – Какие это буквы? (гласные) Назовите буквы, обозначающие 2 звука? Как мы их называем?

1. И

2. А

3. У

4. О

5. Ю

  1. Карточка — Какая буква не имеет звука?
    1. 1.     А
    2. 2.     Э
    3. 3.     Ы
    4. 4.     Ъ
    5. 5.     Ю

 

4). Составление диаграммы  Венна (сопоставление-обобщение)

Что такое алфавит? Сколько букв в алфавите? Сколько гласных букв? Какие бывают гласные? Сколько согласных? Какие бывают согласные?

VII.        Работа над новым материалом .Угадайте, куда продолжаем идти:

Я  раскрываю почки,

В зеленые листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна.

Зовут меня (Весна)

1). Весной  пробуждается вся природа, царит оживление. Весной мы отмечаем и  праздники – День птиц, День космоса.

         -А когда именно мы отмечаем День космоса? (12 апреля).

12 апреля 1961г. впервые в космос поднялся человек.

-Кто это? А кто знает первую женщину — космонавта?

Есть и в нашей Республики люди, побывавшие в космосе. Назовите их? (Тохтар Аубакиров, Талгат Мусабаев, Виктор Пацаев).

2.Сообщение об космонавтах

В.Пацаев родился 19 июня 1933 года в городе Актобе. В школу пошел с 6 лет. Учился хорошо, с большой охотой. Любил природу. Часто ходил на сенокос и мечтал о полетах, о небе. 6 июня 1971 года на космическом корабле «Союз-11» полетели в космос командир корабля Г.Т.Добровольский, борт-инженер В.Н.Волков и инженер-испытатель В.Пацаев. Выполнив программу, они возвращались на родную землю. И у порога родного, земного дома -внезапная смерть. Произошла разгерметизация космического корабля. Ныне имя В.Пацаева носит средняя школа №2 города Алга.

VII.                    Работа по учебнику (выполнение упражнения 3) И самое интересное до человека в космос полетели две собаки.

1) На суку сидит белка.

         У часов стрелки.

         Собаки Белка и Стрелка были в космосе.

      — Чтение задания, чтение слов парами.

—         В чем разница в словах и почему? (сравним)

                   белка — зверек, Белка — кличка

                   стрелка у часов, Стрелка — кличка

— Значит, собак звали Белка и Стрелка. Вспомним правило (клички животных — с большой буквы)

— С такими словами, которые пишутся с большой буквы, мы встретимся и в следующей работе.

2) Карточки — тесты (большая буква – тТ, бБ)

1. … АНЕЦ            1. … УРАН

2. … УЧИ               2. … АРСИК

3. … АНЯ               3. … ОЛОТО

4. … ОЧКА            4. … ЕДА

 

VIII.     Физминутка —  Дима- шел, шел, шел

Белый гриб нашел.

Раз грибок,

Два грибок,

Положили в кузовок

 

IX.            Закрепление. Угадайте  следующее время года.

 

1). Я соткана из зноя.

Несу тепло с собою

Я реки согреваю.

«Купаюсь»! – приглашаю

«И любите за это

Вы все меня» Я (Лето)

    Лето – прекрасная пора, кругом зелено. Это жара, купание и наши каникулы. Это множество ягод и грибов.

—         Для чего собирают грибы?

—         Какие грибы вы знаете?

2). Чтение стихотворения.

—         Есть грибы, название  которых носят и  животные

Кто вы?

Мы лисички,

Дружные сестрички.

Но а вы -то кто же?

Мы лисички то же!

Как, с одной — то лапкой?

Нет, еще со шляпкой.

— Что вы заметили в строчках стихотворения? (одинаковые по написанию слова)

Значит, в русском языке есть слова, которые пишутся одинаково, но они имеют  разное значение.

—          

XI. Самостоятельная работа. Выполнение  упражнения №1

Напиши предложения, используя слова: Рыжик, рыжик, шарик, Шарик.

Под сосной рос…

Телёнку дали кличку…

У Шурика был щенок…

Оле купили синий…

—                чтение задания чтение слов попарно

— Что означают слова?

— Какое правило нужно вспомнить?

— Какие еще слова,  пишутся с большой буквы? Клички животных, имена детей (и т.д.)

 

XII.        Минутка чистописания .Угадайте о каком времени  года говорится.

 

Несу я урожай,

Поля вновь  засеваю,

Птиц к югу отправляю.

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я (осень)

 Осень, золотая осень. Пора уборки урожая плодов, пора отлета птиц на юг. А еще это унылая пора, хмурое небо, тучи без конца.

2). И у нас  пошел необычный дождь. (стихотворение)

К нам на длинной мокрой ножке

Дождик скачет по дорожке.

В лужице – смотри, смотри!

Он пускает пузыри.

—            Капельки в виде чего? (буквы) Какой? (д).

—           Раз дождь — значит кругом что? (лужи, вода).

—            В этих словах есть буквы с таким же элементом. Назовите буквы:  (у, в)

 

Д                                            В

У                                            З

XII.        Итог урока. О чем мы говорили на уроке?

      — Где пишется большая буква? Дети рассказывают, где и почему встречаются большая буква, приводя в доказательства примеры.

 

Добавить комментарий