Род имен прилагательных. Повторение.

Урок русского языка во 2 классе

Тема: Род имен прилагательных. Повторение.
Цели:  обобщить знания об имени прилагательном как части речи; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, определять их род и число; продолжить работу над обогащением словаря учащихся именами прилагательными; воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе, интерес к поэзии, сказкам.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, картинки с изображением животных,  зимние пейзажи, презентация «Что за прелесть эти сказки!» с иллюстрациями из сказок А.Пушкина.
Ход урока.
1.     Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку, их посадки за партой.
2.     Объявление темы урока.
— Сегодня  на уроке будем повторять об имени прилагательном, об изменении прилагательных по родам и числам.
— Что это за часть речи?
— От чего зависит род и число прилагательного?
3. Минутка чистописания. Зз
— Послушайте загадку, а отгадку запишите аккуратно, красиво в тетрадь.
Крыши в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла … (зима)
Запись слова зима  в тетради.
— Как ласково называют зиму? (зимушка)
— К какой части речи относятся записанные вами слова?
— Образуйте от слова зима  имя прилагательное и запишите.  Глагол? Выделите корень.
В тетрадях:
Зима, зимушка, зимний, зимовать.
— Какие это слова? (однокоренные, родственные)
4. Работа над предложением, повторение изученного.
А) – Составьте с одним из этих слов предложение. Запишем его.
Пришла морозная и снежная зима.
— Назовите словосочетания прилагательное + существительное.
— Определите число и род прилагательных. Что нужно сделать для этого?
(Определить число и род существительного)
— Как еще можно определить род и число прилагательного? (по вопросу, на который оно отвечает).
— Измените имя прилагательного снежная[/i] так, чтобы оно было в мужском роде, единственном числе и среднем роде единственном числе, а также во множественном числе, запишите их.
                    м.р. ед.ч.    День (ком) какой? снежный
                    ср.р. ед.ч.   Утро (окно) какое? снежное
                     мн.ч.          Хлопья (поля) какие? снежные
С какой частью речи связано имя прилагательное? Что обозначает имя прилагательное?
Б) Чтение текстов, написанных на слайде:
*  Прекрасен лес зимой. Д…ревья покрыты хлопьями снега. Все ветки в инее. Со…нце осв…щает верхушки д…рев…ев.
*   Прекрасен сне…ный лес зимой. Сонные д…рев…я покрыты пуш…стыми хлоп…ями. Все ветки в серебристом инее. Зимнее со…нце осв…щает в…рхушки д…рев…ев.
— В каком из отрывков более ярко описан лес? Как это достигается? (с помощью прилагательных)
— Для чего в речи используются имена прилагательные?
— Спишите второй отрывок, вставляя пропущенные буквы.
— Какие правила русской грамматики вы вспоминали, выполняя это задание? Подчеркните волнистой линией имена прилагательные в тексте (проговаривается).
    5. Физминутка.
Мы немного отдохнем…
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
На опушке зайка ждет.
Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
     6. Словарная работа.
Показ картинок с изображением животного, подбор подхлдящего по смыслу имени прилагательного и запись словосочетаний в тетради.
Один ученик записывает на доске: (Как назвать их одним словом? Дикие)
Рыжая лисица, бурый медведь, серый  заяц – дикие животные.
— Устно определите число и род им. прил.
— С какой частью речи они связаны?
— Выделите в словарных словах безударные гласные в корне (лисица, медведь, заяц, животные)
      7. Работа по учебнику. Выборочное списывание (с пояснениями) упр 636 – Объясните написание пропущенных букв.
— Найдите в тексте словосочетания прил. + сущ., запишите их в тетради и определите  род прилагательных.
— Как определяли?
     8. Устная работа.
А) На слайде – портрет А.С.Пушкина, пейзажи зимней природы.
 — Александр Сергеевич Пушкин родился более 200 лет назад, а его стихотворения и сказки остаются наиболее любимыми детьми, многие из них вы знаете наизусть.
    Посмотрите на зимние пейзажи. Какое стихотворение наиболее точно описывает состояние зимней природы, леса? (ученик читает отрывок из стихотворения «Зимнее утро»)
Б) слайд «Что за прелесть эти сказки!» с отрывками из сказок А.С.Пушкина.
       Ель растет перед дворцом,
       А под ней хрустальный дом:
       Белка там живет ручная,
       Да затейница какая!

                       Отпустил он рыбку золотую
                        И сказал ей ласковое слово:
                        «Бог с тобою, золотая рыбка!
                         Твоего мне откупа не надо,
                         Ступай себе в синее море…»

       Отвечает ветер буйный:
       — Там, за речкой тихоструйной,
         Есть высокая гора,
         В ней глубокая нора;
         В той норе, во тьме печальной,
         Гроб качается хрустальный…

— Прочитайте отрывки из сказок Пушкина. Назовите эти сказки.
   (1. «Сказка о царе Салтане…»
    2. «Сказка о рыбаке и рыбке»
    3. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
 — Выберите три словосочетания – имя существительное с прилагательным:
мужского рода, среднего и женского рода. Докажите.
— Пушкин писал стихотворения, сказки, поэмы, но что всегда присутствует в его произведениях? (природа) С каким чувством он говорит о ней?
   9. Итог урока.
— Над какой частью речи мы работали? Для чего служат в речи имена прилагательные?
 10. Выставление оценок.
Д/З упр 639, 640.

Добавить комментарий