Жизнь диких животных зимой

Қазақстан облысы

Қызылжар ауданы

Шаховское орта мектебі

Бастауыш сынып мұғалімі

Қазбекова Әсия Айдарханқызы

Урок познания мира в 1 классе

Тема: Жизнь диких животных зимой.

Цели:

-дать понятие о жизни животных в зимнее время, показать стремление людей помогать животным зимой,

— рассмотреть приспособление животных к зимним условиям,

-прививать  любовь к природе, братьям нашим меньшим.

                                            Ход урока:

1.психологический настрой.

Прозвенел звонок,

Начался урок.

Я желаю вам,

Чтоб пошел он впрок.

2.Повторение пройденного материала.

-На прошлом уроке мы говорили с вами о насекомых и птицах зимой.

2 ученика работают по карточкам.

Карточка №1. 1)Перечисли известных  тебе насекомых.

                           2)Какое значение играют насекомые.

Карточка №2. 1)Видел ли ты где-нибудь насекомых.

                           2)Расскажи, как зимуют насекомые.

-Птицы-вестники радости, каждый год они приносят на крыльях весну.

Игра «Кто лишний?» 

Рисунки с изображениями птиц.

-Какие птицы изображены? (поползень, синица, снегирь, ласточка)

Какая из них лишняя? Почему? Почему многие птицы улетают в теплые края? Как называются остальные птицы? Где они находят себе корм и чем они питаются? Как ведут себя птицы в сильные морозы и как они выглядят? Как человек помогает птицам пережить зиму? Чем же питаются зимующие птицы?

Многие зимующие птицы едят разную пищу- это помогает им пережить холода. Пища зимующих птиц- насекомые, черви, почки, семена, ягоды. В сильные морозы птицы жмутся ближе к человеческому жилью, где легче найти пищу.

На доске запись:

Птицы- верные наши помощники, защитники лесов, полей, садов.

-Пусть всегда девизом нашим будут такие слова:

Мы будем, птицы с вами дружить,

В мире и согласии жить

И будем помнить всегда,

Что вы наши верные друзья!

-Давайте послушаем тех, кто работал по карточкам.

3. Животные в природе.

-Назовите известные вам животные. Их очень много, и они очень разные, но их можно разделить на классы. А хорошо ли вы знаете классы животных.

Работа в группах. У каждой группы карточки с названиями животных.

Задание: определить к какому классу они относятся и перечислить признаки  данного класса.

На карточках названия животных:

  1. Дрофа, курица, цапля, дятел, чайка.
  2. Волк, медведь, белка, корова, собака.
  3. Окунь, щука, карась, сом, ерш.
  4. Лягушка, жаба, тритон, саламандра.
  5. Змеи, ящерица, черепаха, крокодил.
  6. Комар, стрекоза, муравей, кузнечик, божья коровка.

4.Изменения в жизни животных с приходом зимы.

-Какие изменения произошли в неживой природе с приходом зимы?

Солнце появляется ненадолго, поднимается невысоко, дает мало тепла и света. Исчезли нектар и сок у растений- основная пища насекомых. Они попрятались. Улетели многие птицы, остались только всеядныептицы- они зимуют. У многих животных пропала обычная пища- листья растений, насекомые, рыбы, водоросли. Снег укрыл землю, корешки растений и семена на земле, лед сковал водоемы. Стало холодно, даже шерсть не всегда согревает, трудно передвигаться по снегу, причем на снегу остаются хорошо заметные следы, выдающие их. Посмотрите в учебнике рисунок на странице 68-69. (Познание мира) На фоне белого снега животным трудно спрятаться.

5.Приспособление животных к зимним условиям.

-Давайте проследим на примере отдельных животных, как они решают свои трудности.

-Отгадайте загадку.

Бежит с горушки,

Прижав ушки.  (Заяц)

-Где живет заяц? Чем он питается?

У зайца зимой исчезла обычная пища- листья растений, и он переключается на другую: кору, веточки, сухую траву и чуть- чуть хвою. Серую летнюю шубку заяц меняет на белую и более теплую. В белой шубе заяц малозаметен на снегу. Трудно передвигаться по снегу, но заяц имеет лапы, приспособленные к снегу, он наступает задними лапами на снег не кончиками лап, как все звери, а пол-лапой-  большой площадью и проваливается не сильно.

А сейчас послушайте разговор Зайца и Сороки и скажите, чем же питается Заяц.

Сценка «Сорока и Заяц» (2 ученика)

-Заяц белый, куда бегал?

-На деревню.

-Для чего?

-Клочок сена подобрать, зелени пощипать, кочерыжку капустную в огороде найти.

-и нашел?

-Как бы не так! Сено под снегом, зелень под снегом, а в огороде собаки брехучие!

-А теперь ты куда?

-Осинку глодать.

-Да она, поди, горькая?

-Сладкая! Вчера не поел, сегодня не ел,- куда как сладкая осинка покажется!

(Ответы детей)

-По веткам скачет,

Да не птица,

Рыжая, да не лисица.

       (Белка)

-А сейчас  прочитайте текст «Белка» в учебнике на странице 70. (Познание мира) и расскажите , как решает зимние трудности белка.

-Догадайтесь, о ком идет речь.

-Это крупный хищник. Передвигаясь шагом, этот зверь идет след в след. Если идет целая стая этих животных, то каждый ступает в след предыдущего, поэтому нельзя определить число прошедших животных. (Волк)

-Чем питается волк? (Мясом других животных)

-Послушайте сообщение о волке и ответьте на вопросы:

1в. -Какие качества волка говорят, что он хищник.

2в. -Какую пользу приносят волки?

(Сообщение о волке приготовил ученик, выслушиваются ответы детей на поставленные вопросы)

-Летом бродит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.  

           (Медведь)

-Прыгает по веткам белка, бегает по следу мышей лиса, а где же сейчас медведь?

-Действительно долгую зиму медведь проводит в берлоге. В это время он не употребляет пищи, а живет за счет накопленного летом и осенью жира. Обычно говорят, что медведь сосет зимой лапу. Почему? Существует мнение, что в феврале с голых ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая, нежная и тонкая, нуждается в согревании. Облизывая подошвы горячим языком, медведь причмокивает губами. Вот и кажется, что медведь сосет лапу, а на самом деле согревает ее губами и языком.

-Как проводит зиму медведь?

-Очень трудно увидеть в природных условиях диких  животных . Они очень чуткие и осторожные, прячутся при приближении человека. Но можно не видя животное , по отпечаткам его лап на снегу узнать ,какой зверь здесь прошел. Лучше всего читать следы по свежевыпавшему снегу. Снежный покров- это как «белая книга», в которой зверь «расписывается» о своем присутствии. У каждого зверя свои собственные, характерные следы.

-А сейчас, ребята, закройте глаза и представьте себе, что мы с вами оказались в зимнем лесу. Какой зимний лес? Идем мы с вами, идем и вот наткнулись на чьи- то следы. Откройте глаза и скажите, может кто из вас знает чьи  это следы?   (Показ следов)

6.Рефлексия.

-Что нового узнали на уроке?

-Ребята , сегодня на уроке мы увидели, какие удивительные животные живут рядом с нами. Они  играют важное значение в природе и в жизни человека. Поэтому мы должны бережно и с любовью относиться к ним, ведь они наши меньшие братья.

Чтение стих. Б Заходера

«Все-все на свете нужны!»

Добавить комментарий